Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр Сергеевич СеребровскийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Александр Сергеевич Серебровский родился в 1892 году в городе Курске. В 1909 году после окончания реального училища он поступил в Московский университет. Еще будучи студентом, А. Серебровский вел исследовательскую работу в лаборатории известного биолога Николая Константиновича Кольцова. В 1918 – 1921 годах Александр Сергеевич работал под Тулой на опытной станции, где и было положено начало изучению частной генетики животных в нашей стране. В 1928 году, используя рентгеновское излучение, Серебровский совместно с академиком Н.П. Дубининым впервые доказал, что ген может дробиться. Много внимания ученый уделял разработке биологических способов борьбы с вредными насекомыми. В 1930 году он возглавил в МГУ кафедру генетики, которой заведовал до самой смерти. А.С. Серебровский организовал сектор генетики и селекции во Всесоюзном институте животноводства. Немало ученый сделал в разработке генетических основ селекции сельскохозяйственных животных и в решении других проблем животноводства. А.С. Серебровский был прекрасным педагогом, он подготовил много квалифицированных генетиков, исследователей и зоотехников. В 1933 году А.С. Серебровский был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. За выдающиеся заслуги перед наукой и народно-хозяйственной практикой ученый награжден орденом Трудового Красного Знамени. (По. Н. Картавцевой) Задания к тексту 1. Определите стиль и тип речи. 2. Составьте план текста и сделайте пересказ. 3. Выпишите из текста научные термины. 4. Объясните правописание слов с прописной буквы. 5. Произведите морфемный анализ указанных слов: исследовательскую, сделал, излучение. 6. Произведите морфологический разбор следующих слов: известного, ученый, организовал. 7. Подберите синонимы к слову «доказал». 8. Произведите пунктуационный разбор сложных предложений в тексте.
Текст № 99 «Я – певец эволюции...» Энтомология – наука о насекомых, самом многочисленном классе животного царства. Первыми среди ученых, посвятивших себя изучению этих летающих, ползающих, кусающих и жалящих, красивых и невзрачных, полезных и вредных существ, по праву признаны великие французские натуралисты Реомюр и Фабр. Теперь все чаще и чаще рядом с ними называют нашего соотечественника Сергея Ивановича Малышева. Сергей Иванович Малышев родился в селе Пузачи Мантуровского района Курской области 30 мая 1884 год. Гимназистом, в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, Сережа Малышев издавал рукописный журнал «Из жизни русской природы Курского уезда» с собственными иллюстрациями. Тогда же он провел интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей первой статье «Топографическая способность насекомых». Основным объектом исследований Малышева всегда оставались перепончатокрылые насекомые, отличающиеся сложным поведением. К ним относятся муравьи, осы, пчелы, шмели, орехотворки, пилильщики и др. В 1905 году С.И. Малышев поступил в Петербургский университет. Летом 1908 года Русское энтомологическое общество поручило ему сбор материалов в пустыне Кызылкум, а позже он изучал морских животных на Мурманской биологической станции и зарекомендовал себя способным исследователем. После окончания университета С.И. Малышев был оставлен для подготовки к профессорскому званию при кафедре зоологии. Молодой ученый вплотную занялся изучением поведения животных: зооэтикой, зоопсихологией. Большое влияние на ученого оказал профессор В.А. Вагнер, который первым в России сосредоточился на изучении инстинктов и поведения животных. В 1913 году С.И. Малышев получил степень магистра зоологии и сравнительной анатомии, а затем через год защитил диссертацию и был избран приват-доцентом. С 1918 года он заведовал зоопсихологическим отделом в научном институте имени П.Ф. Лесгафта, где вместе с сотрудниками продолжал изучать повадки насекомых. Его исследованиями интересовался И.П. Павлов. Много лет ученый заведовал лабораторией биологии насекомых в Институте физиологии. Затем он вернулся в Институт им. П.Ф. Лесгафта, а в последний период работал в Институте эволюционной физиологии имени И.М. Сеченова. Основной его «лабораторией» был Хоперский заповедник в Воронежской области, который он организовал в 1936 году. Ученый достиг поразительных результатов. Если Дарвин и его последователи строили эволюционную теорию на данных морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологии, то С.И. Малышев для этой цели впервые использовал им же собранные сведения об инстинктах и поведении животных. Это было новым словом в науке. Немецкий ученый Г. Фризе так сказал о С.И. Малышеве: «Все, сделанное им, вызывает всеобщее восхищение». С.И. Малышев был одним из создателей первых научно-популярных фильмов о животных и вел активную пропаганду идей охраны природы. «Я – певец эволюции», – говорил о себе ученый. Его имя прочно вошло в историю отечественной и мировой биологической науки. (По. Н. Шахову) Задания к тексту 1. Определите стиль и тип речи текста. Докажите свое мнение. 2. Составьте план текста. 3. Выберите из текста материал для разных видов разбора. Выполните задание письменно. 4. Подберите синонимы к слову «молодой». 5. Объясните орфограммы и пунктограммы в тексте. 6. Подготовьтесь к словарному диктанту: посвятивший себя, собственные иллюстрации, объект исследования, профессорское звание, избран приват-доцентом, сведения об инстинктах, активная пропаганда, научно-популярные фильмы, защитить диссертацию. 7. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ указанных слов: вплотную, собранные, научном. 8. Сделайте морфологический разбор следующих слов: муравьи, вернулся, он. 9. Подчеркните грамматические основы предложений. 10. Составьте схему одного из сложных предложений.
Текст № 100 Александр Семенович Сергеев Миноносец «Стерегущий» вошел в боевую летопись военного флота как символ верности Родине, презрения к смерти, беспредельной храбрости, самоотверженного выполнения воинского долга. Командиром знаменитого миноносца был курянин Александр Семенович Сергеев. Родился А.С. Сергеев в городе Курске в 1863 году. И хотя город далеко стоит от морских дорог, море позвало Александра. После окончания морского корпуса он плавал на различных кораблях Балтийского флота, а затем был переведен на Дальний Восток, где и принял командование на миноносце «Стерегущий». «Стерегущий» был заложен на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге, в начале 1903 года был спущен на воду и вошел в состав Сибирской военной флотилии. Началась русско-японская война. «Стерегущий» базируется в Порт-Артуре и выполняет различные боевые задачи. Два миноносца русского флота – «Решительный» и «Стерегущий» – вышли в поход для разведки Квантунского побережья. Выполнив задание и возвращаясь на рассвете в Порт-Артур, миноносцы встретились с отрядом японских кораблей. Русские моряки смело вступили в неравный бой с врагом. «Решительный» нанес серьезные повреждения двум японским миноносцам, прорвался через окружение вражеских кораблей и укрылся под защитой береговых батарей Порт-Артура. «Стерегущий» принял тяжелый неравный бой. Вражеский снаряд нанес повреждение машине, и миноносец не мог дать полный ход, моряки продолжали отстреливаться из всех орудий, нанося противнику ощутимые потери. Отважно вел себя в бою командир «Стерегущего». Смертельно раненный лейтенант А.С. Сергеев продолжал командовать кораблем. Чувствуя приближение смерти, он обратился к экипажу с приказом выполнить свой долг перед Родиной до конца, «не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». В машинное отделение попали еще два японских снаряда. Окутанный паром и дымом миноносец беспомощно закачался на волнах. Одно за другим смолкали орудия «Стерегущего», погибли все офицеры и орудийная прислуга. «Стерегущий» бился до последнего моряка. Японцы подошли к безжизненному кораблю и взяли его на буксир. Но враг рано торжествовал победу. Оставшиеся в живых машинист второй статьи В. Новиков и еще один безвестный моряк затаились в одном из отсеков корабля, открыли кингстоны, и «Стерегущий» погрузился в морскую пучину. Подвиг экипажа «Стерегущий» свято чтит народ. В 1911 году в Санкт-Петербурге был поставлен памятник героям-морякам. После русско-японской войны один из миноносцев Сибирской флотилии был назван именем командира погибшего корабля «Лейтенант Сергеев». (По М. Шехиреву) Задания к тексту 1. Каков тип речи и стиль текста? Докажите свое мнение. 2. Объясните значение слова «кингстоны». 3. Объясните правописание приставок в следующих словах: беспредельной, презрения, спущен, поставлен, продолжал, приближение, безжизненному. 4. Произведите морфемный анализ следующих слов: беспомощно, отстреливаться, помышляя, повреждения. 5. Подчеркните грамматические основы предложений. 6. Составьте схемы сложных предложений. 7. Выпишите из текста 3 словосочетания с наречиями. Сделайте морфологический разбор наречий.
Текст № 101 Владимир Николаевич Перцев Видный историк, академик Владимир Николаевич Перцев родился в 1877 году в городе Курске. После окончания Курского реального училища поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Став студентом, юноша с увлечением занимался в семинарах известных профессоров П.Г. Виноградова, М.С. Карелина, Р.Ю. Виппера. Учеба В.Н. Перцева протекала в канун революции 1905 – 1907 годов. Бурные события тех лет захватили и Владимира Николаевича. За участие в студенческих волнениях его дважды исключали из университета, высылали из Москвы в Курск под надзор полиции. Чтобы завершить образование, Владимир Николаевич совершил поездку за границу. Он слушал лекции виднейших историков в Венском и Берлинском университетах. Но недостаток средств заставил его вскоре вернуться в Россию. Перцев добился восстановления в Московском университете, который блестяще окончил в 1903 году. Талантливого выпускника оставили в университете для подготовки к профессорскому званию. В это же время Владимир Николаевич начал преподавать в средних учебных заведениях. До 1917 года В.Н. Перцев написал двадцать работ. Самыми крупными были «Очерки новой истории XVI – XX веков», «История Греции» и «История Рима». В 1918 году была опубликована его книга «Гогенцоллерны». В ней ученый обнажил корни реакционной идеологии главных представителей династии Гогенцоллернов. В 1921 году Владимир Николаевич был приглашен на должность профессора в Белорусский государственный университет. С этим вузом он был связан долгие годы. В. Н. Перцев относился к той категории ученых, для которых чтение лекций и руководство практическими занятиями являлись органической жизненной потребностью. Многие ученики профессора плодотворно работают сейчас в вузах страны, в средних школах. В Белоруссии ученый опубликовал около тридцати своих работ, в которых исследуются проблемы по истории античного общества и ряда европейских стран: Англии, Германии, Италии, Франции. Около двухсот двадцати статей он написал для словаря Граната и Большой советской энциклопедии. В 1934 году Владимир Николаевич был удостоен ученой степени доктора исторических наук, а в 1940 году был избран действительным членом Академии наук БССР. В годы Великой Отечественной войны В.Н. Перцев работал в Курске в педагогическом институте, а после освобождения Белоруссии от фашистов историк возвратился в Минск. В.Н. Перцев вел большую организаторскую и редакторскую работу по составлению истории Белоруссии, сочетал научную работу с активной общественной деятельностью. Много лет Владимир Николаевич являлся депутатом Верховного Совета Белоруссии. В 1945 году В.Н. Перцев находился в составе белорусской делегации на конференции ООН в Сан-Франциско. В 1950 году был делегатом Академии наук Белоруссии на втором конгрессе сторонников мира. Задания к тексту 1. Определите тип и стиль речи текста. 2. Составьте план текста и перескажите текст. 3. Подберите синонимы к словам видный и известный. 4. Произведите морфемный анализ следующих слов: исследуются, опубликована, освобождения, редакторскую. 5. Произведите морфологический анализ следующих слов: увлечением, его, талантливого, вернуться. 6. Найдите в тексте примеры сложных предложений. Объясните знаки препинания в них, постройте схемы предложений. 7. Сделайте синтаксический разбор предложений последнего абзаца.
Текст № 102 Старейший и всегда молодой Курский государственный университет один из ведущих университетов Центрально-Черноземного региона Российской Федерации, старейший в Курске вуз. Он был основан в 1934 году, но его предыстория восходит к ХVIII веку, когда императрица Екатерина II повелела открыть в городе учебное заведение для юных дворянок, позднее преобразованное в Мариинскую женскую гимназию (1902), а затем в педагогический институт (1934). Старинное здание университета в центре Курска, на пересечении улиц Радищева и Кирова, является памятником архитектуры и охраняется государством. Оно хранит высокий дух просвещения, научных дерзаний и вечного поиска истины. Сегодня университет – это научный, образовательный и культурный центр региона, который предлагает широкий выбор специальностей, современные образовательные технологии, разнообразные формы профессиональной подготовки. На шестнадцати факультетах и отделениях университета учатся более семи тысяч студентов очной и заочной форм обучения. Высок научный потенциал преподавательских кадров. На 49 кафедрах подготовку специалистов по фундаментальным и специальным наукам ведут свыше пятисот преподавателей и научных сотрудников, в том числе сорок академиков и член-корреспондентов российских, международных и зарубежных академий наук, пятьдесят семь докторов наук и более трехсот кандидатов наук. Вуз осуществляет научную поддержку экономических, технологических, ресурсных и социокультурных исследований и проектов в регионе. Он активно влияет на образовательную и кадровую инфраструктуру Курской области, сохранение ее истории, народной культуры, фольклора и самобытных промыслов. В России и за рубежом известны научные школы университета в области истории, филологии, психологии, педагогики, физики, математики, химии, биологии, географии, культурологии, искусствоведения и многих других. Подготовка кадров высшей квалификации ведется по 34 специальностям через очную и заочную аспирантуру, по 7 специальностям – через докторантуру. Университет интенсивно интегрируется в мировое образовательное пространство. Ведется сотрудничество более чем с пятьюдесятью университетами Германии, США, Франции, Великобритании, Бельгии, Австрии, Ирландии, Польши и других стран. Нашими партнерами являются Фонд Сороса, Фонд Форда, Американские советы по международному образованию (АСПРЯЛ, IREX), Немецкая служба академических обменов, различные образовательные агентства. Совместно с университетами России, Украины, Германии, Великобритании и Австрии реализуется проект по подготовке специалистов-культурологов. Эффективно ведется международный студенческий обмен. Сегодня вуз имеет шесть учебных корпусов, в которых располагается свыше ста специализированных лабораторий, оснащенных современной техникой, около пятидесяти специализированных кабинетов, компьютерные классы с выходом в Интернет, астрономическая лаборатория, вычислительный центр, конференц-зал, телецентр, производственные и художественные мастерские, библиотека и читальный зал, зоологический, геолого-минералогический и археологический музеи, спортивные залы и многое другое. Планируется строительство нового учебного корпуса и культурно-спортивного центра. Университет располагает тремя общежитиями и общежитием профилакторием. (По Е. Михайлиной) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свое мнение. 2. Почему Курский государственный институт – один из ведущих вузов России? 3. Сделайте краткий пересказ текста. 4. Сделайте анализ всех орфограмм в первом абзаце теста. 5. Произведите морфемный анализ следующих слов: предыстория, охраняется, высок, свыше, в том. 6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: дворянок, фундаментальный, пятьдесят, более, предполагает. 7. Выпишите из текста все числительные, дайте им характеристику, объясните правописание. 8. Сделайте синтаксический разбор предложения «На сорока девяти кафедрах подготовку...».
ВЕЧНЫЕ СВЯТЫНИ Текст № 103 *** Памятниками истории, архитектуры и духовной культуры являются храмы. В курских храмах возносили свои молитвы святые земли русской: Феодосий Печерский, Серафим Саровский, Иосааф Белгородский. Звон церковных колоколов разносился по округе на многие версты, голос колоколов Кафедрального собора называли «бархатным». Сергиево-Казанский кафедральный собор – шедевр архитектуры эпохи Растрелли. С этим храмом связано имя Серафима Саровского: его отец, Исидор Машнин, взял подряд на строительство собора, а дом, в котором жила семья, стоял рядом с возводящимся храмом. Над центром города парил купол Знаменского собора, одного из самых больших в России. В соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная, ныне являющаяся главной святыней Русской зарубежной православной церкви в США. Икона была обретена более семисот лет назад у корня дерева на берегу реки Тускарь. На месте обретения иконы уже четыреста лет существует мужской монастырь «Рождества Пресвятой Богородицы Коренная Пустынь». Каждый год хранящаяся в Знаменском соборе копия чудотворной иконы в десятую пятницу после Пасхи переносится Крестным ходом к месту ее обретения и 25 сентября возвращается обратно. В Курске сохранились и культовые здания других религий: лютеранская церковь, католический костел, в котором венчался и крестил всех своих детей К. Малевич, Успенская старообрядческая древнехристианская церковь. Богатую историю имеют и другие храмы и монастыри Курской земли. (По А. Чертовой) Задания к тексту 1. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст. 2. Найдите ключевые слова в тексте. Подготовьте пересказ. 3. Какой вид связи между предложениями в этом тексте? Выпишите средства связи. 4. Сделайте морфемный анализ следующих слов: разносился, обретена, хранящаяся. 5. Произведите морфологический анализ следующих слов: святые, округе, парил. 6. Сделайте пунктуационный разбор одного из сложных предложений
Текст № 104 Монастыри Курской области Распространение монастырей в Древней Руси началось с XI века. Но монашество возникло задолго до принятия христианства Русью. Основоположником отшельнического, скитского монашества в христианстве считается Антоний Великий, основателем же общежитейского монашества был преподобный Пахомий Великий. Монах (инок, то есть иной, не так как все) – одинокий, уединенный, преподобный, очень подобный Спасителю Христу. Он связывал себя добровольными обетами нестяжания, безбрачия, послушания, аскетизма во имя спасения души. Строительство монастырей поддерживалось князьями и чернью, поскольку потребность иметь земное представительство перед Богом в своих делах и чаяниях, а в монахах как раз видели постоянных богомольцев за свои души, заступников перед Богом. Родоначальником монашества на земле Русской принято считать Феодосия Печерского (1008 – 1074), игумена Киево-Печерского монастыря. Начинал свой путь он в Курске. Здесь учился в церковно-приходской школе, пел в церковном хоре, слушал рассказы странников-богомольцев. По православным справочным изданиям ХХ века самым древним монастырем Курской губернии называется Николаевский (близ города Рыльска), основанный в 1505 году. В конце XVI века к нему добавился лишь один монастырь – Коренская Рождества Богородицы пустынь (1597). Другие курские монастырь возникли в XVII веке. В 1612 году был заложен Знаменский (до 1649 года называвшийся Рождественским) монастырь, а построен он был в 1615 году. В первой половине XVII века основан Свято-Троицкий монастырь. В это же время был открыт Знаменский монастырь в городе Обояни. В Щигровском уезде Александро-Мариинская община, которая до 1905 года была небольшой женской богадельней. Наибольшую известность в истории Курского края приобрели два монастырь: Курский Знаменский и Коренная пустынь, между которыми появились связи с обретением в конце XIII века иконы Знамение Богоматери. Это был трудный период в истории Курского края. Курск и его область, разоренные полчищами татар, голод и мор истощили твердое мужество русских. Народ, изнемогавший под тяжестью бедствий, искал облегчения в молитве. В это время, восьмого сентября 1295 года, в двадцати семи верстах от города Курска в корнях дерева на берегу реки Тускари была найдена икона. Согласно преданию, когда икона была поднята с земли, на том месте сразу же излился источник чистой воды. Молва об иконе дошла до Рыльского удельного князя Василия Шемяки, который приказал принести ее в город Рыльск. Икона Знамение Богородицы была доставлена к городу, но князь отказался ее встретить. За маловерие, утверждается в предании, князь был поражен слепотой. Раскаявшись в своем поступке, В. Шемяка поспешил к иконе, «принес перед нею торжественное моление» и получил прозрение. Из благодарности к исцелению князь соорудил в городе Рыльске храм во имя Рождества Богородицы для чудотворной иконы. Но она странным образом перенеслась из посвященного ею храма на место своего явления. Будучи и далее неоднократно перенесенной в Рыльск, икона каждый раз неведомо как возвращалась к месту своего начального пребывания. Это заставило рылян построить специальную часовню в Коренной пустыни. И с того времени икона постоянно находилась в часовне. В 1597 году по приказу царя Коренную икону Богоматери принесли в Москву, сделали вокруг нее обрамление из кипарисового дерева. Царь украсил икону серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом. А царица приложила к ней шитую золотом пелену. В 1612 году Россия переживала очередной трудный период. Поляки и казаки простирали свои набеги до самого Курска, испепеляя города и веси. Куряне дали благочестивый обет, что в случае успеха в борьбе с захватчиками, соорудить в центре города монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Коренную икону «Знамение». После победы при единодушном усердии граждан обитель была построена в 1615 году. В ней были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и преподобного Михаила Малеина с приделами Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Отпустив чудотворную икону обратно в Пустынь. царь своим указом повелел построить монастырь в честь Рождества Богородицы. Этот монастырь и стал Коренной Рождества Богородицы пустынью. (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. К какому типу и стилю речи вы отнесете этот текст? Почему? 2. Составьте план и перескажите текст. 3. Подберите синонимы к указанным словам: сделали, трудный. 4. Произведите морфемный разбор следующих слов: поддерживалось, раскаявшись, прозрение, заложен. 5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: известность, первой, испытывали, свои, который. 6. Найдите в текстах предложения с обособленными членами. Объясните знаки препинания. 7. Выберите из текста материал для словарного диктанта. Выпишите слова, объясните их правописание. 8. Составьте схемы сложных предложений в тексте.
Текст № 105 *** Сегодня, когда растет интерес к истории родного края, духовному миру наших предков, к православным корням Отечества, которые дороги каждому, нельзя не сказать об известных каждому православному человеку святых – Феодосии Печерском и Серафиме Саровском. Среди земляков, которыми мы гордимся, эти имена занимают особое место. Они впитали в себя чуть русского характера, стали кристаллом русской души. Их духовные наставления, советы заслуживают особого внимания, вдумчивого прочтения и глубокого размышления. Г.П. Федотов писал: «В русских святых… мы ищем откровения нашего собственного духовного пути… Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампады». Перефразируя слова русского мыслителя, можно сказать, что сейчас очень важно зажечь от общей российской лампады в душах наших земляков огонь любви, понимания и прощения. Феодосий Печерский родился недалеко от Киева в г. Василеве 9дата рождения не известна). Когда Феодосий был маленьким, его семья переселилась в Курск. В тринадцать лет он остался без отца, мать, теперь господствовавшая в доме, смогла умело «держать в руках большую торговлю», увеличивая семейное достояние. Феодосий не проявлял склонности к коммерческим делам, занимаясь чтением духовных книг, много времени проводя в церкви. В течение десяти лет каждый день, несмотря на запреты матери, он изготавливал просфоры, а на вырученные деньги покупал зерно, молол и снова пек… Однажды юноша вместе со странниками ушел из дома, чтобы совершить паломничество. Мать вернула сына домой, сурово наказав его, но Феодосий не оставил мысли о подвижничестве во имя Господа. В двадцатилетнем возрасте пришел он в Киев к преподобному Антонию Печерскому, в двадцать три года принял монашество. Феодосий устроил в Пещере монастырь, собрав десять монахов-черноризцев. С 1062 года кроткий Феодосий стал игуменом Печерской (пещерной) обители. Слава о Феодосии разошлась повсюду. Люди приходили к нему за советом, князья с дружинами перед походами шли к нему за благословлением. А был Феодосий тих и застенчив, не боялся никакой работы. Не случайно после Феодосия иночество на Руси стали называть «трудничество». Феодосий Печерский ввел в своей обители строгий Студийский (Константинопольский) устав, который впоследствии приняли почти все монастыри Руси. Согласно этому уставу, монастырю запрещено владеть рабами и холопами, недопустимо копить богатство: каждый вечер привратник должен раздавать излишки нищим. Вот наставление Феодосия, адресованное монахам: «Если кто может (должен) заниматься постоянно каким-либо ремеслом, распевая при этом псалмы Давидовы». Проста была и молитва, написанная игуменом: «Прости, Господи, тех, кто озлоблен нищетою…» Умер Феодосий третьего мая 1074 года. Он похоронен в Антониевой пещере Печерского монастыря. Четырнадцатого августа 1091 года был причислен к лику святых Русской православной церкви. Третьего мая церковь отмечает день памяти Феодосия Печерского. Куряне чтят своего великого земляка – «отца русского монашества», родоначальника российской духовности. Курская православная гимназия носит имя этого святого. Учитель славен своими учениками. Учеником Феодосия Печерского был первый историк Древней Руси, и один из лучших ее писателей Нестор-летописец. После «Повести временных лет», «Сказания о Борисе и Глебе» Нестор создает «Житие Феодосия Печерского», восхищаясь, что «… в земле Курской такой муж явился». (По О. Лебедевой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста 2. Озаглавьте текст, составьте план. 3. Почему Феодосий Печерский был причислен к лику святых Русской Православной Церкви? 4. Как называется процесс в истории русского языка, который объясняет написание слов «монах – монашество»; «пещера – печерский». 5. Сделайте морфемный разбор указанных слов: размышления, приходили, вырученные. 6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: родного, каждому, писал доли. 7. Объясните пунктуацию в предложении: «Проста была и молитва…». Сделайте разбор этого предложения, составьте его схему.
Текст № 106 «Житие Преподобного Феодосия Печерского» «Я, грешный Нестор, вспоминая жизнь преподобного Феодосия, каждый день предавался печали и молил Бога, чтобы сподобил меня описать по порядку всю жизнь богоносного отца нашего Феодосия». В пятидесяти поприщах от Киева есть городок Василев. Там и родился святой Феодосий. Родители его были благочестивые христиане. На восьмой день по обычаю понесли они ребенка к священнику, чтобы дать ему имя. Священник, провидя духовными очами, что отрок этот смолоду посвятит себя Богу, назвал его Феодосием. Когда исполнилось младенцу сорок дней, крестили его, и рос он, окруженный родительским попечением, и благодать Божия пребывала в нем. Так случилось, что родители святого Феодосия переселились в Курск. Рос святой трок телом, а душой тянулся к Богу. Каждый день ходил он в церковь слушать чтение божественных книг. Он сторонился сверстников, носил ветхую одежду, хотя родителям это не нравилось, а когда отдали его в учение, весьма быстро постиг грамоту, поражая всех своим разумом и удивительным смирением. Истекли дни жизни отца его. Блаженному Феодосию было тогда тринадцать лет. Он стал еще больше трудится и работал в поле вместе со смердами. Мать запрещала ему это, требуя, чтобы одевался в хорошую одежду, играл с детьми, чтобы не позорил своим видом себя и свою семью. Но он не слушался. И она приходила в ярость и била его. А божественный юноша все время размышлял, как ему спасти свою душу. Услышал он как-то о местах, где провел свою земную жизнь Господь наш Иисус Христос, и захотелось ему увидеть эти святые места и поклониться им. И вот встретил он в своем городе странников, пришедших из Иерусалима. Жадно слушал юноша их рассказы и узнав, что собираются они вернуться в Святую землю, упросил их взять с собою. Тайно вышел он из дому, не взяв с собой ничего, кроме ветхой одежды, которая была на нем, и пошел со странниками. Но Господь не допустил, чтобы покинул он нашу страну, ибо от рождения ему предопределено стать пастырем духовного стада, а ведь если пастырь уйдет, овцы разбегутся, а поля зарастут бурьяном. Мать Феодосия, узнав, что он ушел с паломниками, через три дня догнала его. Избив, привела домой связанным и заперла, а через много дней освободила его, умоляя, чтобы не покидал ее. Вернулся святой Феодосий к прежнему своему подвижничеству и каждый день ходил в церковь. Стал он печь просфоры для церкви. Сверстники насмехались над ним. И мать постаралась заставить его то лаской, то побоями покориться ей. Не выдержал отрок, тайно ушел из дома, ушел в другой город и поселился там у священника. Не сразу отыскала его мать, но все же нашла, опять избила, привела домой и заперла. «А если убежишь, – сказала она, – все равно найду тебя и приведу назад». Попросил святой отрок кузнеца сковать ему тяжелую цепь, опоясался ею под рубашкой и так ходил. Однажды мать это увидела и опять побила его. И разгорелось в юноше стремление к Богу, и стал он думать о постриге. Когда мать ухала из дому на несколько дней, тайком покинул он дом и направился в Киев, ибо много слышал о тамошних монастырях. Попались ему попутчики-купцы, и шел он за ними следом, пока не достиг Киева. Обошел монастыри, желая постричься в монахи, но нигде не приняли скромного, бедно одетого отрока. Тогда услышал Феодосий о блаженном Антонии, живущем в пещере. Пришел он к Антонию, со слезами пал ниц, умоляя разрешить остаться. Сказал великий Антоний: «Чадо, уныло место сие и неприглядно. Сможешь ли ты, живя здесь, снести все лишения?» так говорил он, испытывая его, ибо духовным оком видел, что перед ним тот, кто создаст здесь монастырь со множеством монахов. А Феодосий отвечал ему: «Отче, Господь привел меня к твоей святости, чтобы ты спас меня. Что ты мне повелишь, исполню». И благословил старец Феодосия, и отвел его к великому Никону, чтобы тот постриг его, облек в монашескую одежду». («Житие Преподобного Феодосия Печерского») Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Назовите устойчивые сочетания в данном тексте. Дайте им характеристику. 3. Что особенно подчеркивает Нестор-летописец в юном Феодосии? 4. Составьте план и кратко изложите жизнь преподобного Феодосия в детстве и юности. 5. Сделайте морфемный анализ указанных слов: связанным, отыскала, бедно. 6. Сделайте морфологический анализ следующих слов: земную, бурьяном, ему, ходил. 7. Объясните знаки препинания в предложении «Он сторонился сверстников…» Сделайте его синтаксический разбор, постройте схему. 8. Подберите синонимы к словам: попечение, постиг, смерд, ветхий, странник, отрок, чадо, лишения.
Текст № 107 *** Первого августа Русская Православная Церковь отмечает память преподобного чудотворца Серафима Саровского. Прохор Машнин, будущий святой, родился в Курске в купеческой семье 19 июля 1759 года. Двадцатилетним юношей, сразу после освящения Сергиево-Казанского собора, построенного его родителями, ушел он в Саровский монастырь Нижегородской губернии, слава о котором доходила и до Курска. С первого дня поступления в обитель Прохор воздерживался в пище, но себя не изнурял. Старцы вскоре благословили его оставить монастырь и удалиться в лес, где он построил себе шалаш и в нем предавался молитве. 13 августа 1786 ода он был пострижен в монахи, и имя ему нарекли Серафим, что значит «согревающий». Пустынька, в которой он спасался, была в дремучем лесу на берегу речки Саровки. Здесь он устроил себе огород с пчельником, сам себе добывал пропитание. Немало подвигов брал на себя преподобный Серафим: 1000 ночей он молился на камне в лесу, а днем – в своей келье. Три года провел в полном безмолвии. Не прерывая обета молчания, он, вернувшись в монастырь, прибавил и подвиг затворничества, никуда из кельи не выходя и никого к себе не принимая. А после этого открыл двери своей кельи для всех нуждающихся в слове утешения. И потекла к нему вся Россия. И сегодня вновь тысячи паломников едут поклониться святому преподобному, который предсказал судьбу России: «Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к славе...» (По Л. Штукиной) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. В чем был подвиг подвижничества Серафима Саровского? 3. Сделайте морфемный анализ следующих слов: православная, чудотворец, освящения, изнурял. 4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: поступления, согревающий, он, вернувшись. 5. Выпишите из текста сложноподчиненные предложения. Дайте им характеристику. 6. Сделайте синтаксический разбор предложения «Произойдет гибель множества верных…»
НАРОДНЫЕ ТАЛАНТЫ КУРЩИНЫ
Текст № 108 *** Русская народная песня – чудесный образец народного поэтического творчества. Песня есть верное, самобытное выражение народной души, ее спутница в радости и в горе. В Курском крае преобладали лирические песни. И. Баскевич так объяснял этот факт: «Исторических песен у нас бытует немного, а былины – и вовсе не сохранились. Возможно, по той причине, что за их исполнение особо сурово наказывали». Курские лирические песн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.013 с.) |