Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правда жизни в полотнах русских живописцев

Поиск

Во второй половине XIX века в русской живописи наметился явный переворот. Основоположником искусства критического реализма стал Федотов, который писал картины, посвященные бытию маленьких людей. Ясное видение жизненных ситуаций, остроумие и неожиданные в классическом академизме сюжеты сделали его весьма популярным. Кто не знает таких картин, как «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»!

Демократические идеи этого периода в истории России ярко проявились в творчестве В.Г. Перова, в его полотнах «Сельский крестный ход на Пасху», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и других.

В 1870 году было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники сделали героем своих произведений народ с его горестями и радостями. И.Н. Крамской стал одним из главных основателей артели живописцев. Он создал целую галерею образов современников. Широко известны портреты Л.Н. Толстого, И.И. Шишкина, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других. «Коммуна Крамского» была местом, где собирались художники, ученики Академии, писатели, артисты, студенты. Илья Репин вспоминал о том времени, когда в одну общую мастерскую съезжались все после путешествий по России: «Что это бывал за всеобщий праздник! В артель, как на выставку, шли бесчисленные посетители, все больше молодые художники и любители смотреть новинки. Точно что-то живое, милое, дорогое привезли и поставили перед глазами!..» Среди передвижников значительный вклад в русскую живопись внесли также Н.Н. Ге, который остро и драматично решал исторические сюжеты («Голгофа», «Тайная вечеря», «Что есть истина?»), и Саврасов, пейзажным картинам которого свойственны художественное мастерство и непосредственность. «Грачи прилетели» – в ряду самых известных русскому человеку картин.

И.И. Шишкин свои монументальные эпические полотна посвятил прославлению природы родной земли. В обобщенных образах («Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Дубы», «Лесные дали») предстала красота, величие, богатство и приволье отчего края.

Куинджи сделал особым предметом в пейзажах эффекты освещения («Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»).

Пейзажи настроения, в которых образ природы был одухотворен чувством человека, создал в конце XIX века И.И. Левитан. Константин Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. Он писал: «Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков». У Левитана очень много известных картин, тонких, лиричных, проникнутых истинным патриотизмом. Стоя у его полотен, вспоминаешь его письмо из Парижа: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, – реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

Блестящий живописец и рисовальщик И.Е. Репин создал неповторимые по силе и глубине портреты, исторические и жанровые картины. В своих полотнах он стремился передать свое отношение к русскому человеку, восхищение русским национальным характером. Репинское наследие не только в его прекрасных картинах («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и других – за жизнь были созданы сотни картин), но и в учениках. В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, И.И. Бродский, Ф.А. Малявин и многие другие продолжали в своем творчестве традиции реалистического искусства, которым всю жизнь следовал Репин.

(По В. Лишбергову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте к содержанию текста два вопроса, которые будут представлять собой сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

3. Составьте план и перескажите текст.

4. Выпишите из текста сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных частей, объясните постановку знаков препинания.

5. Выпишите из текста примеры простых осложненных предложений. Объясните знаки препинания.

6. Постройте схему последнего предложения текста и дайте ему полную характеристику.

7. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Постройте их схемы.

 

Текст № 25

Путь к мастеру

С чего начинается дорога к душе писателя? Конечно, с его книг. А дальше – со знакомства с его истоками, его малой Родиной.

Мы уже бывали в Толмачево много лет назад, когда Евгений Иванович Носов был еще жив, полон сил и бодрости зрелых лет, какие бывают у человека, умудренного опытом и сложностями жизни.

В нынешнем путешествии всем было грустно оттого, что не было рядом замечательного человека и писателя, но было и радостно: впереди ждал его «окоем детства», красоты природы, деревенское приволье, воспоминания и встречи с людьми, хорошо его знавшими.

Рассуждая о том, что породила в отце деревня, ее поэзия, сын Евгения Ивановича говорил: «Только подходишь к деревне, этот запах какой-то стелется, солнцем придавливает к земле. Стелется он над землей, полумедовый, полулимонный. А на запахи очень стойкая память. Можно забыть лица, можно забыть имена, многое, но только повеет каким-то старым запахом, сразу все всплывает, вспоминается. Так уж человек устроен. Вот и отец, наверное, когда писал, запахи напоминали, вызывали образы, те тянули воспоминания, и дальше всплывало, как разворачивались события…»

На дороге появились двое молодых мужчин с вилами. Мы спросили, знают ли они кого-нибудь из Носовых. Ответили, что живут здесь недавно, а потом все же один, узнав, что мы снимаем для телевидения, как-то задумчиво произнес: «Это для фильма о писателе Евгении Носове?» – и показал, где живут его родные. Оказалось, что их несколько таких домов, а из родственников, двоюродных, живет в деревне человек пятнадцать.

Искали… И словно оживали страницы рассказов Евгения Ивановича. Вот магазин. В точности такой, как в рассказе «Жених». И место на пустыре, на особицу, возле дороги… Вот и знойный полуденный выгон. Мы там были к двенадцати часам, но все же здесь обитала кое-какая живность. Семейно с петухами бродили разномастные куры. Возле пересохшей болотины толокся гусиный выводок. Встряхиваясь, туда-сюда переходил кудлатый рыжий бычок. Самое интересное, что прямо под машину, словно со страницы этого же рассказа, выскочил песик, настоящий Жучок. «Как похож!» – не удержалась я. Из-за забора донеслось: «Жук, Жучок, ты куда?». Тут уж меня самообладание покинуло, как и самого песика в рассказе. Такого не бывает! Правда, этот Жучок оказался совсем стареньким, несмотря на всю его веселость и ласковость, он семнадцать лет живет на свете. Возможно, мы его и видели двухлетним в том пятнадцатилетней давности походе.

Нашли мы сначала Евгению Ивановну Шкарутину, жену двоюродного брата Евгения Ивановича. Радуясь встрече, волнуясь, она рассказывала: «Вот на этом месте в палисаднике стоял старенький домик. Евгений Иванович всегда к нам сюда приезжал со своими друзьями. Они у него были писатели, врачи. Всегда любил природу, побыть на речке, погулять. Любил спать всегда на сене. Я старалась гостям постель предоставить. А он: «Нет-нет, Женя, мы на дворе, там сено. Мы на природе…» Приезжал всегда таким добрым, отзывчивым. Он вообще был человек необыкновенный… Идет, бывало, руки назад, размеренной походкой. Шевелюра у него такая седеющая. Русский богатырь…»

Снимали потом церковь, любимый писателем цикорий возле нее. Проехали мимо бывшей барской усадьбы, снова через переезд. И потом хотели добраться до любимой клюквинской поляны Евгения Ивановича, где растет дуб по имени Добрыня. Но не случилось: поехали не по той дороге, заплутали. Жалко… Мастер изобразил дуб послушными ему красками.

В Толмачево к деду и бабушке будущий писатель приезжал летом, по весне, иногда и зимой. А жил он тогда с родителями постоянно в Курске, на улице Красноармейской, в доме номер тридцать семь. Дом этот сохранился, теперь он числится под тридцать пятым номером. Совсем недавно, в апреле этого года (речь идет о 2001 годе), Евгений Иванович был возле него, делал фотографии родных мест.

В «Книге о Мастере» есть очерк «Повесть о детстве». Так можно все вместе озаглавить его рассказы о детских годах. «Далекое мальчишество мое… Уж не сон ли оно?» – пишет он в рассказе «НЛО нашего детства», где повествует о прилете в Курск дирижабля, невиданной штуковины, похожей на переросший огурец. Мальчишки, в том числе и будущий писатель, бежали на сеймский луг смотреть на это чудо как раз от этого дома. Евгений Иванович вспоминал о нем: «Что касается нашего дома, то это был единственный коммунальный дом на всей улице. Он стоял в глубине двора за большими воротами, всегда распахнутыми на улицу»…

Когда на встрече со студентами Носова спросили о его родителях и годах детства, он рассказал о трудном довоенном житье-бытье: «Мама – крестьянка, папа – рабочий. Оказали ли они какое-то влияние? Это было трудное время, и родителям было некогда заниматься нами. Отец приходил с работы очень поздно. У него были разные специальности, но все слесарного толка. Одно время он работал котельщиком. У меня есть об этом рассказ «Мост». Что касается мамы, то она в прошлом крестьянка. Но когда приехали в Курск, то она поступила на завод. Работа у нее была тяжелая, связанная с ржавой пылью, с осколками металла. Часто она приходила домой с опухшими и покрасневшими глазами. Ей было недосуг заниматься с детьми».

Однажды мне довелось беседовать с мамой Евгения Ивановича – Полиной Алексеевной. Ее не стало в 1992 году. Это была удивительно энергичная, добрая, веселая, остроумная женщина, и ее любовь к сыну была на редкость трепетной и нежной. И я записала буквально дословно рассказ Полины Алексеевны о нем: «Таких мальчиков теперь нет. Учился он хорошо, в школе его любили. Он что-то изобрел – его в Артек послали. Вернулся – вся грудь в значках. Никогда не обманывал. Другие курили, а он – нет. Много читал, рисовал, мастерил всяческие игрушки. Рано ходить, говорить начал. Дома один с трех лет был. Брошу одного с карандашом, он и занимается сам. Сестренку Свету вынянчил. Как-то дала ему денег себе купить что-нибудь на ярмарке, а он Свете куклу купил, как потом в рассказе «За горами, за долами» написал».

Материнское сердце всегда радовалось успехам сына.

А между тем исподволь подкрадывалась Вторая мировая война. И, как говорится, вчерашние мальчишки стали солдатами. Но это уже другая повесть…

(По Е. Спасской)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на вопросы:

- Что отличало мальчика Носова от других детей?

- Какие черты его характера, на Ваш взгляд, помогли ему стать яркой личностью?

- Где прошло детство писателя?

3. Составьте план.

4. Найдите в тексте предложения с прямой речью, объясните знаки препинания.

5. Выпишите предложения с вводными словами. Объясните знаки препинания.

6. Постройте схему следующего предложения: «Ответили, что живут здесь недавно…»

7. Объясните знаки препинания в предложении «Оказалось, что их несколько таких домов, а из родственников, двоюродных, живет в деревне человек пятнадцать».

 

Текст № 26

Художник и природа

Творчество писателя допустимо сравнить с течением реки. Как большая полноводная река начинается с маленького ручейка-источника, так и творчество Евгения Ивановича Носова начиналось с небольшой первой книжки «На рыбачьей тропе». Критики сразу отозвались о ней восторженно: говорили о чувстве слова, об умении нарисовать поэтическую картину природы, о точности и образности речи. Перед читателем, действительно, предстал чудесный мир: то залитый ярким летним солнцем, то блещущий утренними росами, то овеянный ароматами луговых трав.

Из своего дома на улице Блинова, где Евгений Иванович жил с 1973 года, он по тихой крутой улочке Лысая гора частенько спускался вниз, к своей любимой Боевке, когда-то с симпатичной умной собакой, иногда один, иногда с друзьями. Писатель однажды поделился сокровенным «рыболовным» признанием, поведал о том, что у каждого рыболова есть на реке любимый уголок: здесь он строит себе бивак, забив в дно реки у берега полукругом колья. Затем оплетает их лозой, а пустоту внутри засыпает землей. Получается что-то вроде маленького полуострова, особенно, когда рыбак обложит бивак зеленым дерном, а забитые колья пустят молодые побеги.

Пожалуй, самым близким по духу человеком был для Евгения Ивановича художник Михаил Степанович Шорохов. Как здорово было видеть их обоих в его художественной мастерской после зимней рыбалки, когда, раскрасневшиеся от мороза, еще в теплых валенках, они начинали мастерить уху.

Помню, как рисовал Михаил Степанович портрет своего друга. На берегу Тускари, под живописной кручей, Евгений Иванович стоял, опираясь на любимый костылик. Такие костылики он очень любил делать, дарил их друзьям, себе впрок оставлял, каждого тоже считая своим дружочком. Один из них он подарил своему большому другу – писателю Петру Георгиевичу Сальникову. Евгений Иванович частенько говорил, что настоящая жизнь у него – среди природы, в лесу, где каждое дерево ему – давний верный друг, а еще лучше – на лугу, в поле, на открытом берегу реки, откуда далеко видать окрест. Это хорошо чувствовал Михаил Степанович и на портрете изобразил друга на фоне прибрежных кустарников и трав. Когда художника не стало, Евгений Иванович посвятил ему щемящий «Последний полонез».

Носов и сам был прекрасным живописцем. На встречах с читателями он часто говорил: «Я сначала как бы рисую красками, а потом к ним подбираю слова». Одну из своих книг Евгений Иванович проиллюстрировал сам. Писатель Анатолий Соболев, увидев рисунски, был удивлен: «А рисунки твои – прелесть. Я сначала не обратил внимание, чьи они, и думал: вот молодец художник, как хорошо схватил. Гляжу – а это ты. Ну молодчина!»

Что и говорить, пейзажи Носова на самом деле «переливаются» словесными красками, рождающими особую изобразительность: «На рассвете меня будили журавли. Я просыпался в пепельном полусвете северного утра, свет этот всю ночь брезжил в окнах. Казалось, истекал он отовсюду: светилось серенькое и ровное, будто натянутая волглая холстина, небо, светились из моренных глубин тихие озера – и те, что были на виду, и те, что таились за темными гривами лесов».

Умел и любил Евгений Иванович мастерить замечательные игрушки. Эта любовь родилась у него еще в детстве, когда ребятишкам он мастерил фигурки лошадей, собак. Из его чудесных, будто одушевленных, поделок собралась уникальная коллекция, все они, живые, яркие, подвижные, сделаны с большой теплотой.

Очень уважительно относился наш мастер ко всему живому: к людям, животным, растениям, – был добр, великодушен, деликатен и бережен.

На рубеже третьего тысячелетия, в наше непростое время, истинно русское по своим истокам и содержанию творчество Евгения Ивановича Носова найдет отклик в душе каждого русского человека, живущего на родной земле и далеко от нее.

Евгений Иванович был предельно скромным. Он не любил, когда перечисляли его награды и регалии. Но мы сегодня не можем не вспомнить о них, ведь за этим стоит тяжелый, выстраданный, светлый и великий труд мастера. Он Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Курска, лауреат Государственной премии РСФСР, премий имени Овечкина, имени Шолохова, имени Солженицына, действительный член Академии русской словесности. Е.И. Носов – кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Отечественной войны I степени, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «Знак почета», многих медалей. Так высоко был оценен творческий и ратный путь нашего земляка.

(По Е.Спасской)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на следующие вопросы: «Что больше всего повлияло на выбор тем в творчестве Е.И. Носова?»; «Какие произведения писателя Вы читали?»

3. Составьте план и перескажите текст.

4. Выпишите из текста предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания.

5. Укажите, где имеются предложения с бессоюзной связью, а где – предложения с однородными членами и обобщающим словом. Объясните знаки препинания.

6. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.

 

Текст № 27

И. А. Ильин. Размышления

Язык

Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребенка (обычно – на третьем, четвертом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нем другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует учить его чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем национальном языке. Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, не следует учить его никакому иному чтению. В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнениями должны протекать по-русски; всякие следы «волапюка» должны изгоняться; очень важно частое чтение вслух Св. Писания, по возможности на церковно-славянском языке, и русских классиков, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу; очень важно ознакомление с церковно-славянским языком, в котором и ныне живет стихия прародительского славянства, хотя бы это ознакомление было сравнительно элементарным и только в чтении; существенны семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т. д.

(По И.А. Ильину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план. Перескажите текст.

3. Ответьте на вопрос: «Почему автор считает, что не следует учить ребенка чужим языкам, пока он не заговорит на родном?»

4. Сделайте синтаксический анализ первого предложения.

5. Выпишите из текста предложения с однородными членами. Объясните знаки препинания.

6. Найдите в тексте предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Объясните постановку знаков препинания.

7. Укажите в тексте все сложные предложения. Постройте их схемы. Объясните знаки препинания.

Песня

Ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение помогает рождению и изживанию чувства в душе; оно превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект – в активную, текучую, творческую эмоцию: ребенок должен бессознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований. Пение научит его первому одухотворению душевного естества – по-русски; пение даст ему первое «не-животное» счастье — по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, – наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, по всей стране, надо создавать детские хоры – церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь – оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении.

(По И.А. Ильину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план. Перескажите текст.

3. Ответьте на вопрос: «К чему приучает человека хоровое пение?»

4. Выпишите из текста предложение со сравнительным оборотом. Объясните знаки препинания.

5. Найдите в тексте предложения с обособленными членами, объясните постановку знаков препинания.

6. Сделайте синтаксический анализ последнего предложения.

Молитва

Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему, даже в пределах единого исповедания; и только для поверхностного взгляда православие русского, грека, румына и американца – одинаково. Живое многогласие и многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно; и эту самобытную молитву надо вдохнуть ребенку с первых лет жизни.

Молитва даст ему духовную гармонию, пусть он переживет ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы — русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном – по-русски. Молитва даст ему религиозный опыт и поведет его к религиозной очевидности – по-русски. Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой – русской опорой, русской церкви. Он найдет пути – и в глубину русской истории, и на простор русского возрождения. Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним «неприятелем».

(По И.А. Ильину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план. Перескажите текст.

3. Ответьте на вопрос: «Что дает молитва каждому православному человеку?»

4. Найдите в тексте и выпишите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.

5. Выпишите предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, объясните знаки препинания.

6. Сделайте синтаксический анализ последнего предложения, постройте его схему.

Территория

Русский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живет не для земли и не ради земли, но что он живет на земле и от земли и что территория необходима ему, как воздух и солнце. Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом. Национальная территория не есть пустое пространство «от столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа, его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент; так, как крестьянин знает и любит свою землю.

(По И.А. Ильину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план, перескажите текст.

3. Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете высказывание И.А. Ильина «человек живет на земле и от земли»?

4. Объясните орфографию и пунктуацию данного текста.

5. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения, постройте схемы к ним.

 

Жития святых и героев

Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории («народная гордость»). Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя – даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно дает ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и задание, и верный путь. Итак, национальный герой ведет свой народ даже из-за гроба.

(По И.А. Ильину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план и перескажите текст.

3. Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете выражение автора «прекложение перед святым и героем возвышает душу»?

4. Найдите в тексте предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.

5. Сделайте синтаксический анализ простого предложения.

6. Выпишите из текста сложное предложение, сделайте его синтаксический анализ, постройте схему.

 

История

Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы. Душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя все прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории… Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее. Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». При этом национальное самочувствие ребенка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности: а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Тогда только он сможет быть истинным национальным воспитателем.

(По И.А. Ильину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план и перескажите текст.

3. Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете слова Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?

4. Найдите в тексте предложения с прямой речью и объясните постановку знаков препинания.

5. Сделайте синтаксический анализ первого предложения.

6. Выпишите из текста предложения с обосоленными членами, объясните знаки препинания.

 

ЧАСТЬ II

В САМОМ СЕРДЦЕ РОССИИ

Текст № 1

В самом сердце России

В самом сердце России, где пересекаются ведущие в столицу пути и открываются неоглядные русские дали, находится древний город Курск. Основанный в ХI веке, он старше матери городов российских Москвы на целое столетие.

«Москва еще лежала в колыбели, а Курск уже сражался за Москву»,– в этих поэтических строках отражена богатая история города, который не единожды охранял южные рубежи государства российского от нашествия чужеземцев.

«Русской Венецией» издавна величали расположенный у подножия возвышенностей город. Так дивны местные ландшафты, так живописны склоны рек и речушек, вьющихся голубыми ленточками меж березовых рощ и привольных просторов.

Былинная красота средней полосы России завораживает каждого, кто оказывается в уникальном биосферном заповеднике «Стрелецкая степь». Здесь можно пройти по никогда не знавшим плуга целинным черноземам и увидеть мир в первозданном виде, таким, каким бы он был без вмешательства человека. До восьмидесяти видов степных растений можно встретить на одном квадратном метре этой щедрой земли!

А какие в Курске яблоневые сады! Весной город утопает в бело-розовом кружеве цветущих садов, а осенью душистый аромат спелых яблок наполняет каждый дом. Недаром в былые годы из «яблоневого» города Курска возили в Европу моченую антоновку, которая получила на ярмарках во Франции золотые медали.

Знамениты на весь мир и курские соловьи – настоящие певцы России. За завораживающие соловьиные трели, в которых прежде насчитывали до сорока колен, купцы платили золотом до двух тысяч рублей. Теперь термин «курский соловей» получил нарицательный смысл. Так называют исполнителей русских народных песен, а самые голосистые из них живут, конечно же, в Курской области.

Кстати, фирменный скорый поезд, соединяющий Курск с Москвой, тоже носит название «Курский соловей». Много гостей приезжает в город, в котором всегда есть чем полюбоваться. Очарование старины здесь гармонично соединяется с приметами нового времени.

Дух былых времен хранят «дворянские гнезда» – дворцовые усадьбы аристократической элиты России ХVIII – ХIХ веков. В местечке Марьино, что в ста километрах от города, находится роскошное поместье князя Барятинского, служившего в Лондоне в начале ХIХ века по дипломатической части. Сейчас здесь размещается санаторий «Марьино» – одна из лучших здравниц Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации.

Подлинными сокровищами России славен Курск, один из главных духовных центров государства. Коренная Рождество-Богородицкая Пустынь известна тем, что в 1597 году здесь была обретена чудотворная икона Божьей Матери «Знамение». Ныне это главная святыня Русской зарубежной православной церкви в США.

Величественные памятники истории и духовной культуры украшают город. Здесь находится один из самых больших в России Знаменский собор. Шедевр архитектуры эпохи Растрелли – Сергиево-Казанский собор – связан с именем одного из самых почитаемых в России святых – Серафима Саровского, который был уроженцем Курска.

Святые места Курска притягивают тысячи людей, наполняя их духовной силой и восхищая сиянием настоящего рукотворного чуда – православных русских храмов.

В мировую историю ХХ века Курск вписан крупнейшим танковым сражением Второй мировой войны, получившим название Курская битва В честь этого события на северном въезде в Курск установлена величественная 22-метровая Триумфальная арка.

(По Т. Вишневской)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план текста.

3. Произведите морфемный анализ следующих слов: возвышенностей, название, служившего, вписан.

4. Сделайте морфологический анализ следующих слов: крупнейшим, утопает, трели, а.

5. Объясните в тексте правописание слов с большой буквы.

6. Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков препинания, постройте схемы предложений.

 

Текст № 2

Край курских соловьев

Курская область выделилась в самостоятельную из Центрально-Черноземной области в 1934 году. В 1937 году часть ее территории была включена в состав вновь созданной Орловской области, а в 1954 году, когда образовалась Белгородская область, к последней отошли южные районы Курской области.

Курская область простирается с запада на восток на триста пять километров, а с севера на юг – на сто семьдесят один километр. Ее площадь – 29,8 тысяч километров. На севере граница проходит с Орловской областью, на северо-востоке – с Липецкой, на востоке – с Воронежской, на юго-западе – с Сумской областью Украины, на северо-западе – с Брянской областью.

Курская область расположена в средних широтах умеренного пояса, в юго-западной части Среднерусской возвышенности, в лесостепной зоне, в полосе основных месторождений железных руд Курской магнитной аномалии и плодороднейших черноземных почв.

Такое географическое положение области обуславливает умеренно-континентальный тип климата. Естественной растительностью в Курской области занято 23% территории, из них около 10% составляют площади, покрытые лесами и кустарниками. Наиболее характерны дубравы. Степные участки сохранились на очень небольшой территории.

На территории области обитают животные, которые нуждаются в особой охране: выхухоль, черный аист, орел-змееяд, дрофа, стрепет.

На гербе Курской области изображены три летящие куропатки, но курян, слава которых разнеслась далеко по миру, за пределами Курской области называют курскими соловьями.

(По Л. Соколовскому)

Задания к тексту

1. Составьте план текста.

2. Определите тип речи и стиль текста, укажите его признаки.

3. Есть ли в этом тексте изобразительные средства? Укажите их.

4. Выпишите из текста числительные, просклоняйте их.

5. Произведите морфемный анализ следующих слов: расположена, разнеслась, степные.

6. Произведите морфологический разбор следующих слов: полосе, летящие, простирается.

7. Прокомментируйте знаки препинания во всех сложноподчиненных предложениях, постройте схемы этих предложений.

 

Текст № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.019 с.)