Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Царское село при екатерине великой

Поиск

В 1762 году Екатерина II, едва взойдя на престол, признала пышное барокко варварской роскошью и стала проповедовать классицизм с его античными канонами: простотой и рациональностью.

В парке появились сооружения, в чем-то отвечающие новому стилю. Архитектор Неелов построил Мыльню их высочества, или Верхнюю ванну, Мраморный мост – копию одного из творений знаменитого итальянского зодчего Палладио. Но понемногу все это начало казаться императрице изрядно устаревшим и все еще слишком барочным. Один только человек, считала Екатерина II, способен воплотить ее замыслы, и от него она ожидала многого. Это был Чарльз Камерон. В 1779 году он приехал из Англии по ее приглашению.

Когда он появился в Петербурге, императрица сразу попала под обаяние его грациозного творчества. «Сейчас я устроилась с мистером Камероном, – писала императрица, – родом шотландец, якобинец по убеждениям, большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге о древних банях. Мы с ним мастерим тут террасу с висячими садами, с купальней внизу и галереей вверху».

Здесь-то, в сооружении комплекса, известного как Термы Камерона, и раскрылся полностью талант Камерона-зодчего. Этот комплекс включает Холодную баню с Агатовыми комнатами, прогулочную галерею с лестницей и пандусом, висячий сад.

Сама идея была навеяна античной архитектурой, и в первую очередь римскими термами. Даже такому бытовому событию, как посещение императрицей бани, Камерон придал возвышенную торжественность. Он, как никто другой, широко использовал образы мифологии и символику в убранстве интерьеров. Например, сюжет об Амуре и Психее, столь любимый поэтами и художниками. В мифах Древней Греции Психея – олицетворение человеческой души, часто ее изображали в виде девушки с крыльями бабочки.

В галерее императрица приказала разместить бюсты тридцати любимых философов. В дождливые летние дни она любила прохаживаться здесь или обедать под их каменными взорами.

К дверям галереи ведет массивная лестница, расходящаяся на две ветви. В начале ее – две статуи: Геракл, запечатленный в момент отдыха после очередного подвига, и спокойная величественная Флора – богиня цветов и полей.

Когда Екатерина состарилась и больше не могла подниматься по бесчисленным ступеням, Камерон соорудил для нее пандус, плавно спускающийся в сад.

Интерьеры Камерона отличаются ясностью пропорций, строгостью декоративных украшений, сдержанным цветом. Мотивы помпеанской фресковой живописи I века нашей эры вдохновили Камерона в оформлении Зеленой столовой: на нежном фарфоровом тоне стен – розовые и белые медальоны тончайшей работы. Здесь, в отличие от изразцовых печей, украшающих Золотую анфиладу, Камерон установил мраморные камины и лично сделал эскизы каминных приборов и решетки. Стены Камерон драпировал шелком, вытканным во Франции; с берегов Байкала для него привозили лазурит; двери и паркет он инкрустировал перламутром, создавая настоящие ювелирные изделия.

Еще один образец классицизма – кабинет Александра I, внука Екатерины Великой, получившего имя в честь святого Александра Невского. С неожиданной для пожилой женщины энергией Екатерина принялась за воспитание ребенка. Для него, цесаревича Александра, которого государыня прочила после себя на российский престол, неподалеку от Екатерининского дворца по проекту Джакомо Кваренги был выстроен новый Александровский дворец в строгом классическом стиле с величественной колоннадой и живописным английским парком. Позднее Царское село стало излюбленным местом будущего императора Александра I.

Природа здесь дополняет красоту архитектуры, живописные пейзажи так естественны… Но они, как и вся планировка сада, – творение людей. Модные в XVIII веке пейзажные английские сады пришли на смену регулярным французским. Деревья в Екатерининском парке больше не подстригались, их специально подбирали по цвету листвы в разное время года.

Единственный родник в парке и самая изящная скульптура – фонтан «Молочница», называемый еще «Девушка с кувшином», воспетый русскими поэтами Александром Пушкиным и Анной Ахматовой.

Окна Екатерининского дворца обращены к старому парку. В 1817 году сюда привезли тысячи кленов, лип, вязов, декоративных кустарников из петербургских садов. А некоторые – тис, самшит – приобретались в Гамбурге.

Большой пруд – это искусственный водоем глубиной два с половиной метра. Во времена Елизаветы он имел строгую геометрическую форму, но позже ему придали вид естественного озера. На маленьком острове играл оркестр, а посетители парка катались на лодках и слушали музыку.

Двадцатипятиметровая Чесменская ростральная колонна, возведенная в 1774–1778 годах по проекту Ринальди, возвышается над водами Большого пруда. Венчает колонну бронзовый орел с горделивым поворотом головы и хищно открытым клювом. Эта скульптура – символ победы России над Турцией.

В разных концах Екатерининского парка и нового сада возникали затейливые сооружения экзотического вида. Так, беседка Большой каприз открыла целую группу парковых сооружений в ложно-китайском стиле: Китайский театр, серию Китайских мостов.

В годы Второй мировой войны этот уникальный дворцово-парковый ансамбль был варварски уничтожен фашистами. Сегодня мы можем вновь любоваться прекрасной жемчужиной из ожерелья пригородов Петербурга благодаря подвигу русских мастеров, возродивших из пепла этот шедевр.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Подготовьте несколько вопросов по содержанию текста.

4. Сделайте синтаксический разбор следующих предложений: «Деревья в Екатерининском парке больше не подстригались, их специально…»; «В начале ее – …: Геракл, …, и спокойная величественная… – …». Объясните знаки препинания в них.

5. Выпишите из текста предложения с обособленными членами, объясните постановку знаков препинания.

6. Проанализируйте имеющиеся в тексте сложные предложения с разными видами связи. Выпишите их, постройте схемы.

 

Текст № 18

Ораниенбаум

В петербургском пригороде находится еще одна резиденция, к которой Екатерина Великая относилась трепетно – это собственная дача в Ораниенбауме. С этим местом ее связывали воспоминания молодости.

Ораниенбаум расположен на берегу Финского залива, неподалеку от Петергофа. Раньше он принадлежал сподвижнику Петра I – Александру Меньшикову. Здесь им был построен большой дворец, от сада к морю был прорыт судоходный канал. После опалы влиятельного чиновника эти земли стали владением казны, а позже – отданы великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. В 1756 году начинается строительство миниатюрного города-крепости Метрштадт.

Итальянский архитектор Антонио Ринальди строит здесь небольшой дворец, который так и называется – Дворец Петра III.

В ходе государственного переворота 1762 года Петр III погиб, а на престол взошла его жена Екатерина II. Город-крепость был разрушен. По указанию императрицы Ринальди строит Катальную горку – самый эффектный павильон в парке.

Возвышаясь, подобно маяку, на высоком береговом уступе, он виден далеко с залива и с дороги при подъезде к Ораниенбауму. На примере павильона «Катальная горка» хорошо видно, как архитектура рококо, еще тяготея к барокко, предвещает рождение классицизма.

Круглый зал – самый эффектный из залов павильона: его стены отделаны живописью, лепкой, позолотой и мрамором. Нежные тона росписи придают залу воздушность, которая усиливается потоками света из больших окон. Над дверями помещены живописные вставки работы художника Стефано Торелли.

В зале прослеживаются мотивы морской раковины, которые сопутствуют стилю рококо. Ринальди создал в Ораниенбауме лучшие образцы этого стиля. С западной стороны Круглого зала находится Охотничий, или Белый, кабинет. Стилизованный орнамент словно наброшен на стены, оконные откосы, падуги, плафон. В белом кабинете, как в зеркале, отражены все творческие поиски Ринальди.

В убранство Фарфорового кабинета вошли специально для него выполненные на Месенском заводе в Саксонии группы из фарфора. Они установлены на полочках-консолях, которые поддерживают лепные обезьянки. Стены, потолок и даже пол в этом зале расписаны так, чтобы подчеркнуть оттенки хрупкого фарфора.

Большая ценность этих интерьеров состоит в том, что декоративная отделка XVIII века сохранилась в своем первоначальном виде, мебель и фарфор подлинные.

В своих письмах Екатерина писала: «Мания строительства – дьявольская вещь: она поглощает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется построить. Это болезнь, подобная пьянству…»

Поддавшись новому увлечению китайской философией и культурой, императрица заказала Ринальди строительство Китайского дворца, который стал самым значительным произведением архитектора в Ораниенбауме.

Композиция дворца напоминает парковые павильоны. Яркое цветовое решение фасадов периода барокко уступило место приглушенным тонам рококо. Фасады Китайского дворца окрашены в светло-розовый цвет, а архитектурные детали – в светло-желтый. Тот же принцип цветового решения характерен и для интерьеров. Анфиладу парадных залов Китайского дворца открывает Зал муз – непревзойденный шедевр рококо. Зал муз, пожалуй, наиболее изысканный и совершенный из интерьеров в стиле рококо. Чтобы добиться плавных переходов от одной плоскости к другой, Ринальди ликвидировал острые углы, превратив прямоугольный зал в овальный, а плоскость перекрытия объединил со стенами высокими падугами.

Тема радости жизни и любви, пронизывающая живопись рококо, наиболее ярко раскрывается в живописном плафоне «Торжество Венеры». Живопись строится на плавных полутонах и плавных переходах.

Простенки между окнами и дверями занимают изображения муз, покровительниц различных видов искусств, в позолоченных обрамлениях с преобладающим растительным орнаментом. Ринальди использует позолоту, но вводит ее в интерьер более деликатно.

Стеклярусный кабинет сохранился почти в первозданном виде. Свое название он получил благодаря декоративным панно, использованным Ринальди для украшения стен, они вышиты шелком на стеклярусном фоне и сплошным ковром покрывают стены. Их разделяет золоченый резной багет в виде стволов пальм. Архитектор говорил, что особую изысканность панно придает мерцающий жемчужным блеском фон, набранный из мелких, молочного цвета трубочек. Подобный принцип украшения стен скорее можно назвать барочным, хотя сами настенные панно, а также отделка перекрытия и живописный плафон вполне соответствуют стилю рококо.

Иное архитектурное решение имел двусветный Большой зал, занимающий центральное положение в анфиладе парадных интерьеров. Его общая объемно-пространственная композиция выполнена также в стиле рококо, а в отделке стен проглядывают черты зарождающегося классицизма.

Китайский дворец получил свое название благодаря собранной здесь коллекции национального искусства. Панно с китайскими бытовыми сценами, украшающие стены Китайского зала, набраны из шпона ценных пород дерева с введением моржовой кости.

В облике всего зала отразились фантастические представления о Востоке, характерные для Европы XVIII века. Несколько наивным выглядит живописный плафон, выполненный итальянскими мастерами Серафино и Джузеппе Бароцци на русско-китайскую тему в стиле рококо. В прошлом веке он получил название «Китайская свадьба».

Недоумение знатока может вызвать белый подвенечный наряд невесты: у китайцев это цвет траура. Во избежание казуса плафон стали именовать «Союз Запада и Востока»

В Малом китайском кабинете находится один из лучших паркетов, сделанный в стиле рококо из многочисленных пород дерева. Непреходящая художественная ценность интерьеров Китайского дворца заключается прежде всего в том, что они дошли до наших дней почти в неизменном виде.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Подготовьте несколько вопросов по содержанию текста.

4. Объясните значение слов рококо, падуги, орнамент, стеклярус, багет, анфилада, шпон, будуар.

5. Найдите в тексте прямую и косвенную речь. Расставьте знаки препинания в предложении «В своих письмах Екатерина писала Мания строительства дьявольская вещь она поглощает деньги и чем больше строишь тем больше хочется построить Это болезнь, подобная пьянству».

6. Выпишите из текста простые предложения, сделайте их синтаксический разбор.

7. Выпишите предложения с согласованными определениями, выраженными причастными оборотами.

 

Текст № 18

Гатчина

Помимо увлечения архитектурой и живописью, Екатерина II любила щедро одаривать своих придворных фаворитов. Григорий Орлов, главное доверенное лицо императрицы во время переворота, пользовался особым вниманием. Она подарила ему поместье в Гатчине.

Орлов не только оценил значение царского подарка, но и понял эстетическую прелесть удивительного природного района: место поражало своей пышностью и романтической приподнятостью. Он избрал Гатчину местом своего постоянного летнего пребывания и с размахом, который позволяли его почти неограниченные возможности, вел строительные работы.

Приобретались художественные произведения, статуи, картины, мебель, оружие. Для закладки дворца на вершине холма был приглашен известный нам по Ораниенбауму архитектор Антонио Ринальди, творчество которого было весьма модным в то время.

Здесь, в уединенном месте, Ринальди построил строгий, величавый замок с башнями. При разработке проекта он широко использовал архитектурные приемы эпохи Возрождения с галереями и террасами. Неповторимую прелесть ансамблю придало широкое использование в постройках местного камня, добываемого в окрестностях.

Орловский период истории Гатчины охватывает восемнадцать лет. Быт гатчинского помещика был тесно связан с царскосельской резиденцией. Камер-фурьерский журнал Екатерины II, в котором фиксировались подробности придворной жизни, пестрел записями о посещении царицей Гатчины и ее времяпрепровождении здесь: обеденные и вечерние кушанья; прогуливания пешком и в таратайках, по озеру – в маленьком ботике; очень часто егерская или соколиная охота. Огромный озерно-лесной парк, площадью более семисот гектаров, был великолепным местом для праздного существования.

После смерти Григория Орлова Екатерина приобрела у наследников гатчинское поместье и подарила его сыну Павлу Петровичу. Так началась новая страница в истории старинной мызы. Павел в юности хотел приобрести навыки управления и стать активным государственным деятелем, но Екатерина игнорировала его устремления и унижала сына всю жизнь. Отправив Павла в Гатчину, она тем самым удалила от двора ярого противника своей политики. Павел создал здесь свою небольшую гвардию, пытался утвердить новый стиль жизни. Унаследовав от отца – Петра III – страсть ко всему военному, он проводил бесконечные маневры и парады и строил планы своего будущего царствования.

Вступив на престол после смерти матери, Павел приказал архитектору Винченцо Бренно перестроить дворец. Он переделал фасад и многие его интерьеры.

Для творчества Бренно характерно обращение к зодчеству древнего Рима с его помпезной декоративностью. Это соответствовало вкусам нового российского императора. На месте двух комнат старого орловского дворца Бренно создал Мраморную столовую, служившую эффектным предтронным залом в парадной анфиладе.

В Тронном зале находится золоченый резной трон, в котором восседал Павел, дождавшийся своего часа. Стены Тронного зала, первоначально служившего кабинетом графа Орлова, украшены шпалерами «Азия» и «Африка», вытканными в мастерской Нельсона в конце XVIII века. Над одним квадратным метром шпалеры мастер работал в течение года.

Гобелен «Церера» над камином – еще один подарок Павлу и Марии Федоровне от Людовика XVI. В соседней комнате неприметная дверь ведет в подземный ход, пройдя по которому, можно оказаться в парке у озера.

Перестраивая по приказу Павла I интерьеры дворца, Винченцо Бренно бережно отнесся к творению Ринальди, сохранив основу замысла своего предшественника. Стены Белого зала, оформленного Ринальди, украшены лепкой, изображениями животных, мраморными барельефами на тему сюжетов Гомера и истории Александра Македонского. Вдоль стен выставлены мраморные статуи и бюсты античных богов и героев.

В XIX веке Гатчина становится загородной резиденцией всех следующих русских правителей. После убийства Александра II народовольцами в 1881 году его наследник Александр III поселился здесь вместе с семьей, сделав Гатчину основным местом своего пребывания. Здесь прошло детство будущего императора Александра II – последнего русского царя.

Уникальную коллекцию оружия, которую начал собирать еще Григорий Орлов, продолжали пополнять новые хозяева замка.

В течение более ста лет владельцы дворца собирали всевозможные произведения искусства: живопись, скульптуру, предметы мебели и убранства.

Аллеи парка неожиданно приводят к романтическим павильонам, колоннам, спрятанным в зарослях скульптурам, и везде доминирует стремление максимально приблизить искусственно создаваемые ландшафты к естественной природе. В архитектурной истории ансамбля оставил свое имя талантливый художник – Анри Франсуа Виалье, автор Березового домика. Внутри павильона – сюрприз, это нарядный будуар с плафоном, изображающим парящего в небе Зефира.

Гатчина, как и другие петербургские пригороды, представляет собой замечательную страницу в истории русской культуры и архитектуры.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Определите главные смысловые части текста и задайте к ним вопросы.

4. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, объясните знаки препинания в них, постройте схемы предложений.

5. Выпишите сложносочиненные предложения с соединительными и противительными союзами.

6. Разберите следующие предложения по членам предложения: «Орловский период истории Гатчины охватывает восемнадцать лет»; «После смерти Григория Орлова Екатерина приобрела у наследников гатчинское поместье и подарила его сыну Павлу Петровичу».

7. Сделайте синтаксический анализ следующего предложения: «Огромный озерно-лесной парк, площадью около семисот гектаров, был великолепным местом для праздного существования, и …»

 

Текст № 20

Павловск

Павловск – загородная резиденция Павла I и его жены Марии Федоровны. Земли по берегам реки Славянки с лесными угодьями, пашнями и двумя деревнями были подарены Павлу Екатериной Великой по случаю рождения у него первенца – сына Александра.

Начало создания здесь дворцово-паркового ансамбля было положено известным нам по Царскому Селу архитектором Чарльзом Камероном в 1780 году. Первым и одним из лучших парковых павильонов явился храм Дружбы. Камерон не только создал оригинальное произведение, но и умело использовал естественный рельеф местности. Его привлекала идея создания пейзажного парка на основе русского леса.

В должности главного архитектора Павловска Камерон прослужил пять лет. Он тонко чувствовал античное искусство, и по его заказу привозили статуи из Италии, а мебель – из Парижа. За это время он успел построить дворец, а также поссориться с его владельцами, бесконечно требовавшими изменений и переделок.

В 1786 году Камерона сменил его помощник, любимый архитектор Павла, Винченцо Бренно. Ансамбль Павловска получил новое оформление, превратившись из вельможной усадьбы в императорскую резиденцию.

В течение сорока трех лет (с 1782 по 1825 год) все выдающиеся архитекторы Санкт-Петербурга принимали участие в создании этого дворца, его блистательных интерьеров и чудесного парка.

Ничто не может служить лучшей иллюстрацией великолепия русского интерьера, чем залы Павловского дворца. Естественный свет проникает сквозь купол, отражаясь от мраморного пола, и освещает античную скульптуру Итальянского зала. Когда-то здесь была вторая по величине коллекция античности после Эрмитажа, а сейчас здесь находятся копии с греческих и римских оригиналов I–II веков нашей эры.

Поскольку Павел отдавал предпочтение Гатчине, Мария Федоровна со временем стала уделять больше внимания продолжавшимся работам в Павловске. После смерти мужа она охотно жила здесь: это был ее дворец, ее труд и ее художественный интерес всей жизни. Паркетные полы представляли целую палитру редких пород дерева. Для каждого зала был создан неповторимый узор, где можно найти сандаловое красное дерево, амарант, пальму и мореный дуб. Краснодеревщики преуспели в изготовлении мебели.

Дворец превратился в сокровищницу художественных творений талантливых русских и зарубежных мастеровых. Сюда же из Франции прибыл бесценный туалетный набор из знаменитого севрского фарфора, украшенный золотом и эмалями. Это был царский подарок от Марии Антуанетты во время путешествия Павла I и Марии Федоровны по Европе. Стены библиотеки украшают особенно ценные гобелены, изображающие сцены из Дон-Кихота. Их малиновый фон никогда не выцветает. Это подарок Людовика XVI Павлу I.

Несмотря на то, что во дворце производились переделки и он серьезно пострадал от пожара в 1803 году, плеяда архитекторов, начиная с Камерона и пришедших за ним Кваренги, Бренно, Воронихина и Росси, сумели создать удивительно цельный и гармоничный ансамбль. Его архитектурный стиль изящно соединил утонченность искусства конца XVIII века с буйным расцветом элегантного неоклассицизма первых лет XIX столетия.

Любимым архитектором Марии Федоровны был Андрей Воронихин. Он использовал в оформлении дворца весь набор уральских самоцветов и создал целые серии декоративных ваз из яшмы, родонита, агата, темно-коричневого порфира, заказывая их уральским каменотесам. Павловский дворец превратился в своеобразный Парнас, где собирались знаменитости.

В Павловск приезжали известные писатели, музыканты, военные и государственные деятели. Здесь устраивались и интимные встречи, и большие приемы. Музыка наполняла залы. Возможно, величайшая трагедия России в том, что она была более талантлива в искусстве, чем в политике. Как когда-то Россия заимствовала культуру Византии, так в XVIII веке она взяла зерно у западной Европы и взрастила его по-своему, получив при этом нечто совершенно новое, русское.

В XIX веке Россия стала играть ведущую роль в мире музыки, балета, литературы, соединив собственную культуру с приобретенной. Так, по воле российских императоров, возникли великолепные произведения искусства в облике пригородных резиденций Санкт-Петербурга.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Напишите краткие тезисы по содержанию текста.

3. Объясните значение следующих слов: угодья, пашни, рельеф, иллюстрация, сандал, амарант, гобелен, элегантный, яшма, родонит, агат, порфир.

4. Найдите в тексте все сложноподчиненные предложения. Объясните знаки препинания.

5. Вставьте знаки препинания в предложение «Возможно величайшая трагедия России в том что она была более талантлива в искусстве чем в политике». Объясните их постановку. Постройте схему предложения.

6. Укажите вид придаточной части в предложении «Павловский дворец превратился в своеобразный Парнас, где собирались знаменитости». Мотивируйте свой ответ.

7. Расставьте знаки препинания в предложении «Несмотря на то что во дворце производились переделки и он серьезно пострадал от пожара в 1803 году плеяда архитекторов начиная с Камерона и пришедших за ним Кваренги Бренно Воронихина и Росси сумели создать удивительно цельный и гармоничный ансамбль».

 

Текст № 21

Эрмитаж

Среди художественных музеев мира Эрмитажу в Санкт-Петербурге принадлежит особое место. Его коллекция едва ли не самая огромная в мире: два с половиной миллиона памятников культуры и искусства разных эпох, стран и народов. Уникальное и замечательное собрание находится в не менее уникальных и замечательных зданиях.

Зимний дворец – самое большое из сооружений Эрмитажа. В художественном и градостроительном отношении он принадлежит к числу высших достижений мирового зодчества XVIII века, а по своей величине это грандиозное дворцовое сооружение не имеет себе равных. Ныне существующий Зимний дворец построен в 1754-1762 годах архитектором Растрелли в эпоху могущества Российской империи. Дворец задуман и осуществлен в виде гигантского четырехугольника с обширным внутренним двором как своего рода город в городе. В Зимнем дворце Растрелли создал не только жилые помещения, но и театр, церковь, сады и залы, не уступающие в своих размерах городским площадям. Все декоративные детали и украшения фасадов дворца решены архитектором в принципе одинаково. Сложные композиции колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество ваз и статуй, расположенных над парапетом и многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство зданий.

Завораживающий ритм архитектурных членений Зимнего дворца имеет разное звучание в зависимости от окружающей среды. Растрелли великолепно рассчитал эффектность точек фасада с воды, со стороны сада, площади. Снаружи дворец неоднократно реставрировали, сохраняя архитектурное решение в первоначальном виде. Изменялась только окраска стен (она и сегодня не соответствует замыслу архитектора). В отделке интерьеров дворца принимали участие практически все известные зодчие XVIII – XIX веков: Растрелли, Кваренги, Росси, Монферан, Ринальди, Стасов, Брюллов и многие другие. К сожалению, пожар, пылавший целых три дня зимой 1837 года, полностью уничтожил внутреннее убранство. И сегодня, осматривая интерьеры Зимнего дворца, мы можем увидеть вновь отделанные покои или восстановленные по сохранившимся чертежам XIX века.

Первый этаж Эрмитажа – живописное переплетение белоснежных галерей. Одна из них, получившая имя создателя Растрелли, ведет к парадной Иорданской лестнице. Высокая и светлая, сверкающая позолотой и зеркалами, украшенная скульптурами, она занимает всю высоту здания. Отсюда начинаются самые величественные дворцовые помещения Невской анфилады, отделанные в стиле классицизма: Аванзал, Большой и Бальный, Концертный залы.

Проста и торжественна отделка Фельдмаршальского зала. Памяти Петра Великого посвящен Малый тронный, или Петровский, зал. Для приемов и балов предназначался Гербовый зал. Изображение гербов всех губерний России на бронзовых люстрах дало название этому залу.

Памятником славы русского оружия можно считать Галерею 1812 года. На стенах находится более трехсот портретов генералов русской армии, участвовавших в Отечественной войне с Наполеоном.

Строгость и торжественность Георгиевскому залу, или Большому Тронному, придает отделка белым итальянским карарским мрамором и позолоченной бронзой. Паркет, набранный из шестнадцати пород ценного дерева, повторяет узор потолка. Площадь Георгиевского зала – восемьсот квадратных метров.

Один из красивейших залов Зимнего дворца – Малахитовый. Свое название он получил от оригинальной отделки. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике русской мозаики из малахита. Две тысячи килограммов уральского самоцвета потребовалось на воплощение замысла архитектора.

Если в Малахитовом зале позолочена только лепка потолка, то в Золотой гостиной золотом покрыты даже стены. Такая роскошь может сравниться только с легендарным Золотым дворцом Нерона.

Жилые помещения Зимнего дворца практически не сохранились, но представить себе, какими они были, мы все-таки можем. Изыскан по своей отделке Будуар. Сочный цвет бархата, позолота лепнины и хрусталь светильников создают ощущение семейного уюта и одновременно парадной торжественности. Очень лаконичная в отделке, стилизованная под эпоху рококо Малая столовая.

Великолепное декоративное убранство помещений Зимнего дворца представляет значительную художественную ценность и может рассматриваться как экспонат многочисленной коллекции Эрмитажа.

(По В. Лишбергову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Сформулируйте два вопроса к содержанию текста в форме сложноподчиненных предложений.

4. Найдите в тексте предложения с бессоюзной связью.

5. Сделайте синтаксический анализ предложения «Растрелли великолепно рассчитал эффектность точек фасада с воды, со стороны сада, площади».

6. Выпишите из текста простые предложения с однородными членами. Объясните постановку знаков препинания.

 

Текст № 22

Музейные сокровища Эрмитажа

Начало музею Зимнего дворца положила Екатерина II в 1764 году. При ней все сокровища считались ее личной собственностью. «Всем этим любуются только мыши и я», – говорила императрица.

С 1852 года Императорский Эрмитаж становится общедоступным. На протяжении ста пятидесяти лет постоянно прибывавшие с разных концов света картины, скульптуры, резные камни, монеты и медали, гобелены, ювелирные и декоративно-прикладные изделия придавали коллекции Эрмитажа исключительное многообразие и широту. Сегодня все это богатство размещено в трехстах пятидесяти залах пяти зданий музея. И если только заглянуть на одну минуту в каждый из них, уже потребуется целый день. Мы предлагаем путешествие лишь по нескольким залам Эрмитажа.

В собрании памятников античной скульптуры особое место занимает римский портрет. В Эрмитаже собрано около ста двадцати портретов, созданных на протяжении четырех веков: государственных деятелей, философов, императоров, полководцев, знатных римлян и римлянок. Всем работам свойственна простота, правдивое и точное воспроизведение индивидуального облика моделей. В Древнем Риме мрамор был раскрашен, что придавало изображениям еще большую выразительность.

Замечательным памятником прикладного искусства является западно-европейское оружие XV–XVII веков. Несколько тысяч предметов экспозиции Эрмитажа дают представление об эволюции наступательного и оборонительного оружия. Среди них наиболее совершенные по художественной отделке образцы оружия производства Франции, Италии, Испании, Германии.

Творчество Леонардо да Винчи открыло новый этап в развитии мирового искусства – высокое Возрождение. До наших дней дошло немногим более десяти живописных произведений Леонардо. Две картины хранятся в Эрмитаже («Мадонна с цветком», «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»).

В творчестве Рафаэля Санти идеи высокого Возрождения получили предельно ясное выражение. Каждый посетитель Эрмитажа с трепетом впитывает красоту и высокую гуманность его полотен.

Глава венецианской школы живописи XVI века Тициан представлен произведениями зрелого периода. Каждое из них является шедевром мирового искусства.

В Эрмитаже хранятся двадцать шесть картин Рембрандта Ван Рейна, охватывающие все периоды его непростой жизни. Ни одна другая коллекция полотен Рембрандта не дает возможности на примере подлинников, а не репродукций изучить характерные черты каждого из этапов его творчества.

Одно из самых богатых в мире – собрание живописи французского классицизма. Дух античности витает среди этих прекрасных полотен.

Конец XIX века – период расцвета импрессионизма во Франции. Художники этого направления обогатили живопись свежим радостным колоритом, светом, тонкой передачей воздушной среды. Представителем импрессионизма в скульптуре был Роден, чьи произведения также составляют гордость Эрмитажа.

Исключительно ценной, в прямом и переносном смысле, является превосходная по качеству и разнообразию коллекция изделий Особой кладовой Эрмитажа, которая позволяет проследить эволюцию стилей в ювелирном искусстве за две тысячи лет.

Такова в общих чертах экспозиция крупнейшего мирового собрания произведений искусства – Эрмитажа.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте тезисы к тексту.

3. Ответьте на вопросы:

- какие картины Рафаэля Санти хранятся в Эрмитаже? (Чтобы проверить себя, воспользуйтесь медиатекой, фильмом «Эрмитаж»);

- почему, на ваш взгляд, в Эрмитаже самая большая коллекция полотен французских живописцев?

4. Выпишите из текста предложение, представляющее собой сложную синтаксическую конструкцию.

5. Сделайте синтаксический анализ предложения «В Эрмитаже собрано около ста двадцати портретов, созданных на протяжении четырех веков: государственных деятелей, философов, императоров, полководцев, знатных римлян и римлянок».

6. Выпишите из текста предложение «В Древнем Риме мрамор был раскрашен, что придавало изображениям еще большую выразительность» и определите тип придаточного.

7. Составьте по опорным словам сложносочиненное предложение: Рембрандт, охватывать, жизнь, непростой, картины, коллекция, полотно, изучать, характерный, черты.

 

Текст № 23

Русский музей

Буквально в двух шагах от Невского проспекта расположен ансамбль площади искусств, в котором роль архитектурной доминанты играет здание Русского музея. Сегодня здесь находится одна из самых замечательных коллекций русского искусства.

Но само здание строилось и предназначалось для совсем иных целей.

26 июня 1819 года на месте оранжерей архитектор Карло Росси начал строительство дворца для великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I. Работы велись активно, и уже в сентябре 1825 года строительство дворца было закончено. В композиции дворца отразились традиции русского усадебного дома эпохи классицизма.

Главный дворцовый корпус расположен в глубине парадного дворца, боковые флигели поставлены симметрично по его сторонам и связаны между собой чугунной оградой с тремя воротами. Особенно эффектно Росси выполнил центральные ворота.

Фасад главного корпуса оформлен коринфскими колоннами и скульптурным фризом, состоящим из сорока четырех барельефов работы скульптора Димут-Малиновского.

Не менее богато отделан фасад дворца, выходящий в сад. Кроме того, они украшены скульптурными деталями работы Пименова.

В 1894 году Михайловский дворец стал доходным домом, а в 1895 он был приобретен в казну Российской империи для устройства в нем музея русского искусства.

Перестройка Михайловского дворца в 1896-97 годах в основном коснулась интерьеров. Очень малая часть внутренних помещений дворца сохранила свое первоначальное оформление, но они представляют большую художественную ценность как типичные интерьеры стиля ампир.

В отделке внутренних помещений дворца архитектор Росси использовал коринфские колонны, скульптурные панно, полихромные росписи плафонов и сводов.

В конце XIX века в коллекцию первого в России Музея национального искусства входило всего четыреста сорок пять картин. Сегодня собрание Русского музея насчитывает триста тысяч экспонатов. Самые древние произведения в экспозиции музея – иконы XII–XIII веков.

Эпоха бурных петровских преобразований способствовала развитию в России реалистического искусства с его утверждением значимости человека. Господствующим стал жанр портрета. В парсунах конца XVII – начала XVIII веков лаконичная индивидуальная характеристика сочетается с условностью письма, еще близкой к традициям иконописи.

В 20-е годы XVIII века Петр I отправил молодых художников Никитина И.Н. и Матвеева А.М. учиться за границу. Прекрасно усвоив основы западно-европейской



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.017 с.)