Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Надежда Васильевна Плевицкая

Поиск

В начале девяностых годов прошлого столетия в число корифеев русской эстрады вошла Надежда Васильевна Плевицкая. Искусство крестьянской певицы-самородка получило восторженный отклик у самых требовательных слушателей России.

Имя Плевицкой стало рядом с именами знаменитых артистов того времени. Ее знали и восхищались ее талантом Сергей Рахманинов, Сергей Есенин, Валерий Качалов, Федор Шаляпин.

Искусство Плевицкой ознаменовало резкий поворот в русской музыкальной эстраде к народному стилю. Певица внесла в репертуар русской популярной песни оздоровляющий народный характер.

Надежда Васильевна Винникова-Плевицкая родилась в селе Винниково Курской губернии в 1884 году. Образование получила лишь начальное, закончила трехклассное сельское училище. От родителей унаследовала любовь к народным песням.

Интерес к пению привел Дежку Винникову в Курский Троицкий монастырь, где она прожила после более двух лет. Затем она сбежала из монастыря и попала в церковную труппу. Оказавшись в Киеве, девушка становится хористкой в русском хоре Л.Б. Липкина. Партии свои она заучивала с голоса, не зная нот. После развала капеллы Липкина Н.В. Плевицкая переходит служить в хор Минкевича. С хором Минкевича Надежда Васильевна попала в Петербург, затем в Москву, где была приглашена в ресторан «Яр», создавший ей громкую славу исполнительницы русских песен.

Осенью 1909 года Н.В. Плевицкую, выступавшую в Нижнем Новгороде, впервые услышал Л.В. Собинов и предложил выступить вместе с ним и Н.И. Фигнером. Так по инициативе прославленного певца Н.В. Плевицкая попала на большую эстраду.

Через год певицу тепло приветствовал Ф.И. Шаляпин, называвший ее Жаворонком.

Во влиятельных театральных журналах появились восторженные статьи о новой эстрадной знаменитости. Вокруг имени Плевицкой разгорались жестокие ссоры, в песнях ее усматривалось непозволительное поветрие грубого плебейства, чуждого культуре высшего общества. Но, не смотря на это, успех певицы был прочным и длительным.

В годы войны Плевицкая добровольно отправилась на фронт, где в течение нескольких месяцев выполняла обязанности сестры милосердия, а в дни праздников выступала перед солдатами.

В годы Гражданской войны певица неоднократно выступала перед бойцами Красной Армии в родном Курске, затем в Одессе.

События лета 1919 года были трагическими для дальнейшей судьбы Плевицкой. Ее второй муж, служивший в частях красной армии, был изменником. Вместе с ним артистка эмигрировала в Турцию. Брак ее оказался непрочный, муж сбежал в Румынию.

Песни прославленной «Дежки Винниковой» зазвучали вдали от России. На чужбине слава певицы стала постепенно меркнуть. Изредка она снималась в кино, напевала для грамзаписей. Н.В. Плевицкая очень скучала по России, часто вспоминала далекое Винниково, деревенские песни и хороводы.

Осенью 1937 года артистка была арестована французскими властями как соучастница таинственного похищения белого генерала Е.К. Миллера. Французский суд присяжных приговорил ее к двадцати годам тюрьмы с высылкой за пределы Франции.

Дальнейшая судьба Н.В. Плевицкой неизвестна. Есть сведения, что она скончалась в 1941 году в страшные дни гитлеровской оккупации.

Творчество Н.В. Плевицкой принадлежит к классическому наследию русской эстрады, и имя ее незаслуженно забыто.

(По С. Шатохину)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое мнение.

2. Составьте план текста.

3. Произведите морфемный анализ указанных слов: усматривалось, выступавшую, хористкой.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: громкую, труппу, приветствовал.

5. Составьте схемы сложных предложений в тексте.

6. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать постановку знаков препинания:

7. в сложных предложениях;

8. при обособлении определений и обстоятельств.

9. Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии, и выполните их.

 

Текст № 93

Начало пути. Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов родился 15 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии.

В 1924 году семья Свиридовых переехала в Курск. Георгий учился в школе, увлекался книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Еще в Фатеже мальчик занимался музыкой с домашней учительницей. В Курске эти занятия продолжались, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились.

Георгий научился играть на балалайке, стал участником оркестра народных инструментов. Любитель-балалечник очень заинтересовался новой для него с музыкой, стал покупать ноты для всех видов инструментов и пытался их разбирать.

В 1929 году Свиридов поступил в музыкальную школу. Он стал учеником Веры Владимировны Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Анатолия Георгиевича Уфимцева.

Юноша подружился с семьей Уфимцевых, стал бывать у них дома. Эта дружба очень много дала подростку. Расширился и обогатился круг его интересов и занятий.

С благодарностью вспоминает Свиридов еще одного педагога по фортепиано – культурного и разностороннего музыканта М.А. Крутянского. Он первый посоветовал Свиридову целиком посвятить себя музыке.

В 1932 году Георгий Свиридов уехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум, в класс рояля к профессору И.А. Браудо. Свиридов пробовал сочинять еще в Курске, но скрывал свои композиторские опыты, опасаясь непонимания. Теперь он твердо решил учиться композиции.

Начинающий музыкант написал две пьесы для фортепиано и в 1933 году был переведен на композиторское отделение в класс М.А. Юдина.

В 1935 году Свиридов закончил свой первый большой вокальный цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина. Этот цикл принес молодому композитору первый большой успех и широкую известность. Романсы были изданы и вошли в репертуар таких выдающихся исполнителей, как С.Я. Лемешев, С.И. Мигай, А.С. Пирогов.

В 1936 году Г.В. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, здесь он стал членом Союза советских композиторов и был зачислен на стипендию А.В. Луначарского. Он учился в классе Д.Д. Шостаковича. Для Свиридова Шостакович стал не только педагогом, но и на многие годы старшим другом, учителем жизни.

В годы учебы в консерватории Свиридовым было написано немало вокальных произведений: цикл на стихи А. Блока, песни на слова А. Прокофьева; из инструментальной музыки – Первый фортепианный концерт и симфония для струнного оркестра.

(По С. Каменецкой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста, докажите свое мнение.

2. Составьте тезисный план текста

3. Выберите из текста знаменательные части речи и сделайте их морфологический анализ

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: известность, учиться, посоветовал.

5. Подчеркните грамматические основы предложений второго абзаца. Определите в них тип сказуемого.

6. Составьте схему сложных предложений в тексте.

7. Объясните орфограммы, сгруппируйте их. Какими словами из текста можно проиллюстрировать:

ـ правописание приставок;

ـ правописание тся – ться в глаголах.

 

Текст № 94

Вершины зрелого мастера

В первые дни Великой Отечественной войны Свиридов был зачислен курсантом военного училища, но в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья (он страдал с детства сильной близорукостью). Композитор уехал в Новосибирск, где и пробыл до конца 1944 года, а потом вернулся в Ленинград. В самом начале войны он написал свои первые песни для фронта «Песню смелых» на стихи А. Суркова, «Песню пятой сибирской гвардейской дивизии». В эти годы композитор много работает в жанре театральной музыки. Самой большой его работой стала музыкальная комедия «Раскинулось море широко».

В 40-е годы Свиридовым написаны вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна, песни на стихи Р. Бернса. Эти произведений подготовили композитора к новому этапу творчества, к возвращению в родные пределы, к воплощению народно-этической темы на основе русской жизни и поэзии.

В 50-е годы созданы оратория «Декабристы», «Поэма памяти Сергея Есенина», цикл песен «У меня отец – крестьянин».

В 1956 году композитор начал работу над «Патетической ораторией». После Есенина и Блока – великих русских поэтов революционной эпохи – Маяковский занял свое место в творчестве Свиридова.

Поэзию Маяковского он знает и любит еще со школьных лет. Свиридов любит поэта за замечательный поэтический талант, «за его глубокую честность, за возвышенность мыслей и чувств, за ненависть к мещанству, за бескорыстную любовь к отчизне». В «Патетической оратории» композитор идет дальше: «… меня интересовала тема России, тема народа и народной революции. И все это я нашел в революционной поэзии Маяковского. Я пытался передать в своей музыке мысли поэта, его думы о будущем нашей страны».

В 1960 году за «Патетическую ораторию» Георгию Васильевичу была присуждена Ленинская премия.

Затем выходят в жизнь одно за другим новые замечательные произведения: «Курские песни» (1964), «Маленький триптих» (1966), «Деревянная Русь» (1966), «Снег идет» (1966), «Петербургские песни» (1969) и многие другие.

Из этих произведений первыми по времени исполнения стали «Курские песни». Они дороги нам особенно, потому что это песни нашего края, это новый период в творчестве композитора.

«Курские песни» – шедевр советской музыки. Они стали звеном в цепи сокровищ русского искусства, которая начинается с «Камаринской» Глинки. В основе кантаты лежат образцы песенного фольклора Курской области, взятые из сборника А.В. Рудневой «Народные песни Курской области». В кантате семь песен: «Зеленый дубок», «Ты воспой, воспой, жаворонок», «В городе звоны звонют», «Ой горе, горе да лебеденку моему», «Купил Ванька себе косу», «Соловей мой», «За речкою».

Шостакович сказал о «Курских песнях» так: «…нот мало, а музыки очень много…» Музыка кантаты проста, но простота формы сочетается с огромным глубоким содержанием. Композитор верит в свой народ, видит в его песнях огромное богатство духовной жизни.

В 1968 году Г.В. Свиридов удостоен Государственной премии СССР за создание «Курских песен», а в 1970 году ему присвоено почетное звание народного артиста.

(По С. Каменецкой).

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль.

2. Подготовьте устный пересказ

3. Объясните значения следующих слов: кантата, оратория.

4. Произведите морфемный анализ указанных слов: бескорыстную, возвышенность, написал.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: вернулся, первые, театральной, его, творчестве.

6. Выпишите из текста качественные и относительные прилагательные.

7. Сделайте синтаксический анализ предложения «Они дороги нам особенно…»

 

Текст № 95

Музыкальный Курск сегодня

В наши дни в музыкальной жизни Курска можно видеть не одну значительную личность, привносящую свой вклад в культурный «пейзаж» города и области. И среди них в первую очередь надо назвать Л.В. Винцкевича, который устойчиво и последовательно завоевал слушательскую аудиторию.

Главная репертуарная линия Леонида Владиславовича – джазовая классика и композиция, построенная на местном фольклоре.

Превосходный солист, вдумчивый педагог, Винцкевич к тому же и ансамблист. Куряне хорошо помнят его дуэт с Коновальцевым, затем долгие годы он выступал с Л Саарсалу. Их совместная передача джазовой музыки создает впечатление стройности и цельности художественной концепции, ансамбля редкой красоты. Лауреату всесоюзных и международных конкурсов, представлявшему нашу страну в Голландии, Чехословакии, Германии, США, Финляндии принадлежит сегодня одно из центральных мест в отечественном джазе.

Среди работников Курской областной филармонии выделяются талантливые солисты – певица Надежда Пикуль, обладательница «бархатного» грудного меццо-сопрано, и скрипач высокого класса Михаил Ханин. Им аккомпанирует ведущий пианист Виктор Хмелевской. Поле творческих интересов этих содружеств очень велико – Г.В. Свиридов, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, Э. Григ, Д. Гершвин, И. Брамс и др.

Нет, пожалуй, ни одного крупного мероприятия на культурном фронте, где не пела бы хоровая капелла под управлением заслуженного работника культуры России, кандидата искусствоведения Е.Д. Легостаева. Капелла выступает на Дне города, на всех торжественных мероприятиях, на отчетных концертах музыкального училища Коллектив снискал признание не только в пределах Курщины, но и за рубежом. Они выступали с концертами в Польше, Германии и Франции.

Завоевывает позиции созданный недавно симфонический оркестр под управлением Г.С. Львовича, духовой оркестр (дирижер В. Шабельник), играющий на открытых площадках города. Популярны выступления хора «Фронтовые подруги» (руководитель – В.Ф. Михайлов). Можно сказать, что, несмотря на трудные времена, культурная жизнь Курска, в частности музыкальная, не угасает.

(По И. Татарской)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Перескажите текст, составив план и добавив свое в рассказ о музыкальной жизни города.

3. Произведите морфемный анализ следующих слов: последовательно, обладательница, привносящую.

4. Произведите морфологический анализ следующих слов: первую, превосходный, наши, вступал.

5. Объясните правописание указанных слов: дирижер, солист, аккомпанирует, классика, фольклор, ансамбль, аудитория, пианист, меццо-сопрано.

6. Найдите в тексте сложные предложения, объясните знаки препинания и составьте схемы предложений.

7. Выпишите из текста 2-3 предложения с обособленными членами. объясните знаки препинания.

 

«...ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

Текст № 96

Отважный русский мореход

Имя нашего земляка, отважного морехода Г.И. Шелихова прославлено исследованиями и открытиями на Тихом океане.

Григорий Иванович Шелихов родился в 1747 году в уездном городе Рыльске Курской губернии.

Первоначальной грамоте мальчик обучался у дьячка. Одиннадцати лет по настоянию отца Григорий бросил школу и стал торговать. В Рыльском лабазе он провел долгие четырнадцать лет.

В 1772 году Г.И. Шелихов переехал в Курск, а затем уехал в Сибирь. Годы службы у богатого иркутского купца И.Л. Голикова обогатили его коммерческим опытом. Спустя три года он переезжает из Иркутска в Охотск.

Первым из русских купцов осознал Шелихов необходимость создания крупных экономически сильных компаний, которые могли бы открывать новые земли и основывать на них русские поселения. Было решено совершить плавание к берегам Америки. Во главе экспедиции стал Г.И. Шелихов.

16 августа 1783 года три галиота «Симеон и Анна», «Три Святителя» и «Святой Михаил» вышли в море. В экспедиции участвовало около двухсот мореходов, руководителей артелей и промышленников, согласившихся поселиться на новых землях.

Обогнув Камчатку, экспедиция зазимовала на острове Беринга. Здесь они проплыли вдоль Алеутской гряды и высадились у побережья Аляски на Кадьяке. Кадьяк – самый крупный из островов.

Установив дружеские отношения с местным населением, Шелихов развил на острове кипучую деятельность. Он подробно исследовал флору и фауну Алеутских островов и северо-западного побережья Америки, изучил быт и нравы американских племен, стал внедрять на новых землях скотоводство и земледелие. Ему удалось привлечь многих островитян на службу русской компании. Шелихов организовал школу для детей, а нескольких мальчиков послал учиться в Россию.

22 мая 1786 года Г.И. Шелихов и его товарищи начали обратное путешествие, и только через несколько месяцев они вернулись в Охотск.

Воспользовавшись проездом императрицы через Курск, Голиков вручил ей карты плавания Шелихова с описанием открытых земель. Вскоре путешественника пригласили в столицу. Его хорошо приняли: Сенат присвоил ему звание Рыльского именитого гражданина, царица наградила золотой медалью и шпагой, осыпанной алмазами, похвальной грамотой.

Но Шелихов был разочарован. Политические мотивы заставили Екатерину отвергнуть план создания монопольной компании. Тем не менее Г.И. Шелихов навеки утвердил приоритет русских на севере Тихого океана.

Григорий Иванович был автором многих замечательных планов: организации водной связи между Петербургом и Охотском, плана присоединения к России Курильских островов, всего русла Амура, плана путешествий в Тибет, Бухару, к берегам Японии.

Написанная им книга «Российского купца именитого Рыльского гражданина Григория Шелихова первое странствование с 1783 г. по 1787 годы» обогатила географическую и этнографическую науку первыми в мире описаниями флоры и фауны Аляски, ценными сведениями об Алеутских и Курильских островах, красочными картинами быта, хозяйства и культуры туземцев.

Имя Г.И. Шелихова носит большой залив Охотского моря, пролив между побережьями Аляски и островом Кадьяк, ряд озер и рек Северной Америки.

(По И. Веденскому)

Задания к тексту

1. Определите тип и стиль речи текста.

2. Составьте тезисный план текста.

3. Что сделано Шелиховым для освоения новых земель?

4. Сделайте морфемный анализ указанных слов: обогатили, поселения, воспользовавшись.

5. Произведите морфологический разбор следующих слов: которые, исследовал, богатого.

6. Объясните значение слов лабаз, галиот.

7. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.

 

Текст № 97

Василий Васильевич Алехин

Василий Васильевич Алехин родился в городе Курске 17 января 1892 года. Здесь прошли его детские и юношеские годы.

В семье Алехиных увлекались цветоводством, ухаживали за большим садом. Это сказалось на выборе профессии, которой он посвятил всю жизнь. После окончания гимназии в Курске В. Алехин поступает в Московский университет на естественное отделение.

В годы учения В. Алехин занимался научной работой и после окончания университета был оставлен на кафедре ботаники для подготовки к профессорскому званию.

В 1907 году молодой ученый посещает степи под Курском. В результате исследований ему удалось найти девственные степные участки, которых еще ни разу не касался лемех плуга. Первые научные труды Алехина были посвящены описанию растительности Стрелецкой и Казацкой степей, позднее превращенных в заповедник.

В 1914 году после сдачи экзаменов он был назначен приват-доцентом Московского университета. Через четыре года В. Алехину присваивают звание профессора.

Наряду с напряженной преподавательской деятельностью ученый много сил и энергии отдает исследованию природы. На основе ее изучения им написаны десятки научных работ.

В 1923 году Алехин возглавил впервые учрежденную в МГУ кафедру геоботаники, которой руководил вплоть до своей кончины.

В 1935 году осуществилась мечта ученого: был создан Центрально-Черноземный государственный заповедник, ставший природной научно-исследовательской лабораторией, ныне носящей имя профессора В.В. Алехина.

За большие научные заслуги В.В. Алехину была присуждена ученая степень доктора биологических наук. Он воспитал сотни молодых специалистов, проявил большую заботу о практическом применении результатов научных исследований, об организации охраны и приумножении природных богатств, ставших в нашей стране народным достоянием.

(По М. Картавцевой)

Задания к тексту

1. Какова главная мысль текста?

2. Определите тип и стиль речи.

3. Составьте тезисный план текста.

4. Произведите морфемный разбор следующих слов: увлекались, преподавательской, описанию.

5. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне слова.

6. Найдите в тексте причастные и деепричастные обороты, подчеркните их как члены предложения.

7. Сделайте морфологический разбор указанных слов: молодой, четыре, ему, руководил.

8. Найдите в тексте сложное предложение и сделайте его синтаксический анализ.

 

Текст № 98



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.016 с.)