Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гидронимы (названия рек) Курской областиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие названия рек Курской области до сих пор не разгаданы, но многие имеют толкования. Кур, река, правый приток реки Тускари. А.И. Ященко объясняет через древнерусское слово «кур» - «залив»; другая версия – «курья» - источник воды; место, богатое рыбой. Сейм, река, левый приток Десны. По-разному трактуется название главной реки – Сейма. В XIV в. называлась Семь. Современная форма – Сейм – появилась в XVII в. под польским влиянием. По преданию, река названа так в связи с тем, что она образовалась из слияния семи рек, которые называются сеймицами (Донская Сеймица, Котлубская Сеймица, Сухая Сеймица, Пузатая Сеймица, Полный Сейм), некоторые исследователи связывают звуковую форму «сейм» с индоевропейской основой «кейм» - «светлый», с иранской «сан» - «темный». Тускарь, река, правый приток Сейма, название от «тусклый» или от финского «лесистый берег», «лесистый остров». Псёл, река, левый приток Днепра. В пределах областей Центрального Черноземья течет в Прохоровском районе Белгородской области и в Обоянском, Беловском и Суджанском районах Курской области. Единого мнения о происхождении названия этой реки нет. В.А. Никонов приводит различные названия (от славянского слова «пес», от «бзи» – «вода»). Эти толкования он считает лишенными основания. В.А. Никонов пишет: «Нельзя игнорировать, что Псел находится в ореоле гидронимов – «ол» (Оскол, Воргол, Хорол и др.), возможно родственных по происхождению». Оскол, река, левый приток Северского Донца. Течет в Тимском и Горшеченском районах Курской области, в Старооскольском, Чернянском, Новооскольском, Волоконовском и Валуйском районах Белгородской области, выходя затем в пределы Украины. В.А. Никонов пишет в «Кратком топонимическом словаре»: «Ни значение, ни языковое происхождение не установлены, неясна и связь с группой «ол» (Псел, Хорол) или тюркского «юл», «гул» - «озеро», «река» (Ингул, Тилигул)». А. Иванов приводит диалектное слово «оскалять», что значит «обнажать», имея в виду лишенные растительности, оголенные меловые холмы на берегах реки. Свапа, река, правый приток Сейма. Единого мнения о названии нет. Воспроизводилось от славянского «свеп» - «дрожащий», «колеблющийся». Нельзя отбрасывать и окончание «ап», что в древнерусском обозначает «вода». Донецкая Сеймица, река, левый приток реки Сейм. Течет в Пристенском и Солнцевском районах Курской области. Начинается в местности, где близко сходятся реки Сейм и Северный Донец. От них и название. Лещинка, река, правый приток реки Сейма. Название – по зарослям лещины (орешника). Полная, река, левый приток Сейма. Течет в Обоянском, Медвенском и Курском районах Курской области. От слова «польная» - «текущая в поле, в открытой местности». Название рек по признаку местности – нередкое явление в топонимии. Реут, река, левый приток Сейма. Течет в Медвенском и Льговском районах Курской области. Видимо, от праславянского слова «reuti» (приведено у М.Фасмера) – «реветь». Названия речек и ручьев по производимому ими шуму довольно часты (Гремячье, Трещевка). Рогозня, река, правый приток Сейма. Течет в Октябрьском районе Курской области. От «рогоз» - «камыш», «тростник». Боршна, река, левый приток Реута. Течет в Суджанском и Льговском районах Курской области. Название–по А.Н.Ященко, от слова «бор». Бобрава, река, правый приток реки Псел. Течет в Беловском районе Курской области. Название – по водившимся здесь бобрам. Виногробль, река, левый приток Тускари. Течет в Курском районе Курской области. По А.И.Ященко, название от слов «винник» - «нужна», «гробля» - «ров», «канава». Осмоль, река, правый приток Свапы. Течет в Железногорском и Дмитриевском районах Курской области. От иранского «осман» - «каменистое дно». Олым, река, правый приток реки Сосны. Течет в Горшеченском и Касторенском районах Курской области, в Воловском, Тербонском и Долгоруковском районах Липецкой области. М. Фасмер для объяснения этого гидронима приводил тюркские слова «йалым», «йылым» - «горный склон, крутой откос», что совсем неприменимо к реке, текущей по равнинной местности. А.И. Ященко воспроизводит это название от тбркского «олым» - «брод». Но до того, как на реке нашли брод, река уже должна была иметь название. В.А.Никонов предлагает для изучения этого названия выяснить связь с ореолом гидронимов на «им» (Тим и др.). Кшень, река, правый приток Сосны. Протекает по Тимскому и Советскому районам Курской области и по Воловскому району Липецкой области. Устье – на территории Орловской области. Название – от тюркских слов «кош», «кша», которые В. Радлов объясняет как «ставка, лагерь» (место кочевья татар). Грайворонка, река, правый приток Кшени. Название по урочищу Грайворон, от слов «грай» – «крик» и «ворона». Косоржа, река, правый приток реки Щигор. Названа, по А.И. Ященко от «косорить» – «расчищать место от леса». Вабля, река, приток реки Прутища. Течет в Конышевском районе Курской области. У лингвиста М.Фасмера приводятся слова «вабить», «ваблю» – «манить, звать, приманывать» (птиц на охоте). По А.И. Ященко, долина реки могла быть местом ловли птиц. (По Р. Антиповой, С. Корецкой, Г. Капитоновой) Задания к тексту 1. К какому стилю вы отнесете текст? Почему? 2. Сделайте этимологический и словообразовательный анализ всех гидронимов. 3. Произведите морфологический разбор следующих слов: течет, растительность, отбрасывать. 4. Подберите синонимы к словам река, богатый. 5. Объясните правописание слов с большой буквы.
Текст № 36 Река родная О реках Курского края писали классики Н.В. Гоголь и Н.С. Лесков. Но речь пойдет не о них, а о тех местных поэтах, которые в разное время воспевали красоту Сейма и Тускари, Кура, Свапы и других рек. Имена этих поэтов сегодня мало кому известны, как и их произведения. Однако разбросанные по старинным книгам и краеведческим журналам стихи о наших реках представляют несомненный интерес. Море Черное прекрасно, Вечной роскошью кипит. Но и бурно, и ужасно Много бед оно творит. Наши реки хоть и сильны, Нет в волнах их кораблей, Но прозрачны и обильны Своей влагой для полей. Автор этих стихов, Егор Лихачев, профессиональным поэтом не был. Он служил унтер-офицером и время от времени печатал стихи в местных изданиях. Одно из лучших своих стихотворений он посвятил Куру и Тускари – двум малым рекам, на берегах которых стоит древний Курск. И не зря упомянуто в его стихах Черное море. Мысль поэта проста: курянам не следует огорчаться, что город их омывает не шумное море, а две тихие, по-своему прекрасные речушки. Небольшое в том нам горе. А приятный авантаж, Что две речки, а не море Обтекают город наш. Кур и Тускарь, как родные, С древних пор уж здесь живут И в объятья вековые Сейма старого текут. Верующие люди в Курске считали, что все живущие на берегу Тускари находятся под покровительством Пресвятой Богородицы. Ведь именно на этой реке стоит известная всей России Коренная пустынь с ее святым источником. Оттуда, из святых мест, веет благодатью и на жителей Курска. Таково было поверье, нашедшее отражение в стихах: Наша Тускарь, по преданью, В давней дружбе С Коренной. Чрез нее мы по желанью Все имеем от святой. Егор Лихачев, как можно догадаться, был человеком без математического образования, но в меру начитанным. Во всяком случае, иностранное слово «авантаж» (выгода, польза) он употребил к месту, считая благом жить в городе, расположенном на берегах двух тихих речек, состоящих к тому же в дружбе с Коренной пустынью. 13 июня 1871 года в Курске произошло большое наводнение, описанное профессиональным местным поэтом Николаем Любимовым. Вот шутку выкинул наш Кур, Как будто Волга иль Амур, Так раскрутился чересчур: Понес мосты, посмыл дома… Ну, словом, Кур сошел с ума. Преувеличений здесь нет. Летнее наводнение привело даже к человеческим жертвам. Погибли мать и двое детей. И если о маленькой, не на шутку разгулявшейся речушке говорится так, как о неожиданном проявлении нрава, то о человеческих жертвах речь идет уже с другой интонацией, в которой слышится упрек стихии и сочувствие пострадавшим. …Но вот, зато б его плетьми, Что женщину с двумя детьми В своей пучине схоронил. Дальше опять горьковатая ирония. Жертв и разрушений могло не быть, если бы городские власти распорядились вовремя открыть шлюзы. Или о них совсем забыли? Где ж в это время власти были? Где были? Мы о том молчок. Тут роль играет «Комарек». Современникам поэта не нужно было пояснять, что значит слово «Комарек» и почему не были открыты шлюзы. А дело, оказывается, в том, что на углу Знаменской улицы и площади стояло двухэтажное здание трактира с таким названием. По предположению поэта, городское начальство находилось во время наводнения в том самом трактире. Краевед 20-х годов нашего столетия С.Е. Фременко ссылается на стихотворный сборник поэта Н. Любимова. Уже одно это говорит о том, что к стихотворению о летнем наводнении 1871 года автор относится серьезно. Обычно ведь для книг отбирается лучшее из прошлого. Не зная стихов поэта на другие темы, трудно делать какие-либо сравнения. Но описание наводнения свидетельствует о том, что Н. Любимов уверенно владел поэтическим пером, мог, не меняя размера, несколько раз сменить интонацию. И это все в тридцати строчках! Есть у Н. Любимова стихотворение, посвященное реке Свапе. В этом произведении нетрудно заметить подражание великому пушкинскому шедевру «К морю». К твоим брегам, река родная, Уж боле мне не приходить. И на струи твои взирая, Воспоминанья не будить. Тот же, как видите, размер, тот же элегический настрой, что у Пушкина. Скорее всего, это подражательность юного романтика великому поэту. Но любопытно уже то, что объектом подражания стала одна из рек Курской губернии. А ведь в этом же стихотворении автор говорит о себе как о непоседливом скитальце «по свету, без цели». И если это так, то поэт видел немало рек, а с откровениями обратился – к Свапе. С ней, очевидно, были связаны детство и юность поэта, если судить даже о начальной строке: «К твоим брегам, река родная…» Примерно с такими же словами обращается к реке Псел местный поэт Александр Мартаков: Широкий Псел, река родная, Средь дикой прелести степей Стремишься ты, волной играя, В пучину дальнюю морей. Там, под глазурью неба ясной, Ты, Псел широкий, Псел родной, О славе родины прекрасной Расскажешь ты стране чужой. Конечно, и в этом восьмистишии чувствуется подражательность и даже декларативность. Но не наше дело судить поэтов прошлого. К тому же А. Мартаков, как видно, не был профессиональным поэтом такого уровня, как Н. Любимов, но вот любовь к родной природе, к большим и малым рекам Курского края у них одинаково велика. Стихотворение А. Мартакова ценно и как памятник времени. Написанное в 1895 году, оно сохраняет одну немаловажную примету: «дикая прелесть степей» в нашем крае была еще сохранена. Поэты прошлого далеко не всегда воспевали только величие и красоту наших рек. Иногда они иронизировали по поводу небольшой протяженности и малой глубины своих рек. В поэме Н.А. Малышева «Владимир Бельский» читаем такие строки: В городе есть Кур, Но если муха Вдруг вздумает (всяк Будет удивлен) Пройти по нем, То не замочит брюхо. Это, конечно, гипербола. В те годы Кур был довольно полноводной рекой. По ее течению стояли мощные водяные мельницы: Монастырская в Знаменской роще, Аверинская на Стезевой даче и Пономаревская в конце улицы Золотой. О шлюзах плотин при этих мельницах и говорится в стихотворении Н. Любимова «Наводнение». При трех плотинах на таком малом расстоянии трудно себе представить мелководье. И если уж о Куре говорится с уничижением, то тут нужно учесть, что такой взгляд принадлежит герою поэмы, которому очень многое видится в Курске в мрачных тонах. И такое суждение о малой речке должно было подчеркивать меланхолию Владимира Бельского, «лишнего человека» конца XIX столетия. Стихи о больших и малых реках нашей области, поэтическое описание их красоты в прозе, как, например, изображение Псела в «Сорочинской ярмарке» Н.В. Гоголя, наводит на мысль о том, что неплохо бы и в наше время собрать и издать сборник о природе родного края. (По Г. Козловой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свое заключение. 2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части и составьте план. 3. Изложите коротко содержание текста. 4. Произведите морфемный анализ следующих слов: нашедшие, догадаться, начитанным, произошло, разгулявшееся, проявления. 5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: шлюзы, двухэтажное, находилось, поэтическим. 6. Произведите синтаксический разбор предложений первого абзаца. 7. Сделайте орфографический и пунктуационный разборы последнего предложения.
Текст № 37 Тускарь То замирая гладью тусклой, То ярким солнцем засверкав, Несет в наш город речка Тускарь Простор лугов и запах трав. Пусть незаметна, может статься, Ее нехитрая судьба: За ней не видно гидростанций, Для громких дел она слаба. Но к ней, знакомой с малолетства, Спешим мы летом налегке. Она колышет наше детство На рыболовном поплавке. Струится легкая прохлада, Шуршит в затонах осока… И нам иной реки не надо, Она нам отдых и отрада, Родная курская река. (Ю.Лебедев) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Приготовьте выразительное чтение стихотворения. 3. Как композиционно построено стихотворение? 4. Какими языковыми средствами поэт передает чувства? 5. Произведите морфемный анализ следующих слов: замирая, Тускарь, налегке, поплавке. 6. Сделайте морфологический разбор указанных слов: гладью, несет, нехитрая, она. 7. Произведите синтаксический разбор последнего предложения. 8. Произведите орфографический и пунктуационный разбор первого предложения.
Текст № 38 Кур За полем, пролесками Видятся мне сказкою Слобода Стрелецкая, Слобода Казацкая… Где же ты, речка Кур? Был бы проклят ханами, Заслонял бы Курск. Ни на что не сетую, Но иду, грущу К высохшему этому Мутному ручью. Был ты окровавленным, Много зал обид. Мы б тебя оправили В розовый гранит. Сумерком безоблачным, Нежа и любя, Щекотали б лодочки До утра тебя. Знали жизнь привольную Эти берега, Но тебя в провальную Увели века. Но где вещий перепел По ночам кричит, И доныне пенятся Донные ключи. (В.Трошин) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. 3. Как композиционно построено стихотворение? 4. Какими языковыми средствами поэт передает чувства? 5. Произведите морфемный анализ следующих слов: заслонял, высохшему, привольную. 6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: щекотали, тебя, вещий, ключи. 7. Произведите орфографический и пунктуационный разборы первого предложения.
Текст № 39 Речушка Не течет она – искрится, Между камешков скользя. Так мелка, что утопиться Даже курице нельзя. Бабы в ней белье полощут, Хвалят, речкою горды: «Вы попробуйте на ощупь – Мягче нашей нет воды». Нету в ней путевой рыбы – Пескари лишь да ерши, А деревня вся «спасибо» Говорит ей от души, Потому что лучше нету, Шире нету никакой, Потому что Волга – Где-то, А вот эта – Под рукой. (И. Лепин) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. 3. Как композиционно построено стихотворение? 4. Определите ритмическую организацию и звуковое оформление текста. 5. Произведите морфемный анализ указанных слов : искрится, попробуйте. 6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: курице, полощут, путевой, где-то. 7. Произведите орфографический и пунктуационный разбор первого предложения.
«ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА» КУРСКОГО КРАЯ
Текст № 40 Курские усадьбы Десятки тысяч русских усадеб исчезли в течение нашего века, многие без следа. Курские усадьбы принадлежат известнейшим фамилиям: Шереметьевым, Юсуповым, Долгоруким, Головиным, Раевским, Ртищевым, Толстым, Нелидовым, Барятинским… До нас дошли в сохранности те усадьбы, в которых располагаются музеи или дома отдыха. Наиболее известные Курские усадьбы – это усадьба Нелидовых в Мокве и Барятинских в Марьине. Строительство в Мокве связано с именем Курского губернатора генерал-адъютанта А.И. Нелидова. Дворец доносит до наших времен романтический образ старинного рыцарского замка: стрельчатые окна, башни, зубцы, бойницы. Дворец окружен парком, представляющим собой сейчас двухсотлетнюю дубраву, радующую красотой и прохладой. Усадьба «Марьино» – жемчужина русского дворцово-паркового искусства. Исторической предшественницей ансамбля была усадьба известного гетмана Мазепы. После его измены земли, пожалованные Петром I, отошли в казну, а позже стали имением князей Барятинских. Европейское образование, умение понимать и ценить искусство позволило Барятинским построить великолепный дворец в стиле классицизма, разбить огромный парк с прудами, собрать ценнейшую коллекцию живописи, скульптуры, оружия и фарфора. В «Марьино» была богатейшая библиотека, ставились спектакли, проводились музыкальные вечера. (По А. Чертовой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение. 2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части, составьте план. 3. Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь, проверьте их написание по словарю. 4. Сделайте морфемный анализ следующих слов: представляющих, известные, прохладой. 5. Подберите синонимы к слову дубрава. 6. Найдите в тексте сложные предложения и сделайте их анализ. 7. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
Текст № 41
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.48 (0.012 с.) |