Из воспоминаний А. Н. Изергиной «о моем отце Н. Д. Бартрам» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из воспоминаний А. Н. Изергиной «о моем отце Н. Д. Бартрам»



Ценным документальным источником, рисующим картины прошлой усадебной жизни его обитателей, являются воспоминания дочери художника А.Н. Изергиной «О моем отце Н.Д. Бартрам»: «... В 1798 году родился дед отца Эрнест Иванович Бартрам. В 1816 году он уже служил в рядах русской армии в чине корнета Оренбургского уланского полка.

Из ящика большого секретера красного дерева, принадлежавшего еще Эрнесту Ивановичу, папа доставал маленькую коробочку, обтянутую кожей с золотым тиснением. В ней лежала миниатюрная золотая сабля, свидетельствовавшая о награждении прадеда золотым оружием за храбрость, с прикрепленными к ней копиями орденов.

Сын Эрнеста Ивановича – Дмитрий Эрнестович – не захотел быть военным, как отец: у него были способности к живописи, он любил искусство, и военная служба была ему не по душе.

После долгих неприятных разговоров с отцом он все же поступил в Академию художеств, которую окончил художником-акварелистом.

Некоторое время он работал в мастерских художника Стрелкова и Рыбникова, потом у архитектора В.О. Шервуда на строительстве Исторического музея.

Будучи уже немолодым человеком, Дмитрий Эрнестович женился на девятнадцатилетней Анастасии Михайловне Кусаковой, мать которой была из рода декабриста Н. В. Басаргина. В противоположность деду, серьезному молчаливому человеку, была она веселой и озорной...

От нее отец унаследовал веселый, легкий характер, озорство и любовь к шутке. Бабушкин брат Левушка, так же как и отец, был жизнерадостным, веселым человеком.

Отец неоднократно говорил о том, что дядюшка Лев сыграл в его жизни немалую роль. Ребенком маленький Николаша частенько ездил с матерью к нему в имение «Береза».

Дом дядюшки Льва был необыкновенным домом. Деревянный, крытый соломой, он был наполнен прирученными зверями и птицами. Прирученные же лисы через специально проложенную для них лазейку при бегали к нему в спальню.

Талантливый художник-самоучка, знаток и любитель искусства, он на побеленных стенах своего домишки сам изобразил «трех нищих и трех сытых», переделав древнюю притчу на новый лад...

Даже в жизни собственной семьи он не мог не озорничать. Так, своего первого сына он решил назвать Тигрием, что в сочетании с отчеством и фамилией звучало очень внушительно: Тигрий Львович Кусаков. С большим трудом жена его отговорила от этой затеи.

Жили бабушка с дедушкой хорошо, с глубоким уважением друг к другу.

У них было трое детей, но все они умерли в возрасте двенадцати – двадцати пяти лет от туберкулеза легких. Эта трагедия еще больше сблизила таких разных людей, как Дмитрий Эрнестович и Анастасия Михайловна. Мой отец Николай Дмитриевич был четвертым ребенком.

Родился он в глухой по тому времени деревне Семе­новке Курской губернии в 1873 году. Рядом с деревней находилась усадьба Дмитрия Эрнестовича «Семеновка» – кирпично-розовый с зелеными ставнями дом, в ста­ром парке за ним – крестьянские поля.

Своей земли, кроме парка, сада и огорода, у деда не было. Маленькому Николаше, вечно прихварывающему, не удалось окончить гимназию. Образование он по­лучил домашнее, под руководством своего отца.

Дмитрий Эрнестович был образованным че­ловеком, много путешествовал по России и за границей. Об этом говорят его акварели в путевых альбомах, своим исполнением похожие скорей на миниатюры. С та­кой тщательностью и изяществом они сделаны.

В альбомах рядом с зарисовками Флоренции, гор­ных высот Швейцарии и копий с картин в Лувре – голу­бое Средиземное море Франции, суровые пейзажи Фин­ляндии, села, леса и поля России и Украины.

Думаю, что не ошибусь, если назову имена трех лю­дей, повлиявших на жизнь и творчество Николая Дмит­риевича. Первый, несомненно, был его отец Дмитрий Эрнестович. Затем – историк-академик И.Е. Забелин и художник Н.А. Мартынов.

У деда Дмитрия Эрнестовича были золотые руки. Он постоянно что-то мастерил, сдвинув густые брови, на­певая любимые арии и песенки. В его комнате, рядом с секретером, стояли верстак, токарный станочек и ви­села полка с разнообразными инструментами. Для своих портретов-миниатюр и пейзажей он сам делал рамки, окантовывал их цветными и золотыми бордюрами.

Из-под его руки выходили самые разнообразные вещи: скамеечка под ноги, обитая бархатом, с выг­нутыми ножками; ящики и шкатулки; переплеты для аль­бомов, отполированные, с инкрустацией в виде гирлянд цветов и букетов; подчасники, украшенные резными ро­зами; ореховый столик на тонких точеных ножках с по­лочкой внизу, отделанный так же, как и верх, рядом стройных балясинок, и даже коляска, на которой ката­лись все его детишки, а затем и мы с сестрой. Была она четырехколесная, со спинкой, расписанной букетами цветов.

В кабинете пахло красками, лаком и деревом. Оно лежало повсюду - и сложенное аккуратно в углу, и раз­бросанное под верстаком и токарным станком. Были здесь и дуб, и ольха, и липа, и яблоня, и груша, и можжевельник, и пальма, и палисандровое дерево. В работе с деревом дед был большой мастер. Обработанное, оно превращалось у него в цвет­ные кусочки и звучало самыми разнообразными оттен­ками красок.

Папа любил рассказывать о кабинете деда. Для ма­ленького Николаши он был священным и волшебным местом. В нем он впервые узнал о скрытых в людях воз­можностях творить, создавать то, что глубоко в душе зарождалось, вынашивалось человеком и наконец на­ходило свое воплощение в жизни.

Николаша вскоре понял, что каждое дерево имело свои особенности, свою структуру, свой цвет. Сделав­шись постарше, он помогал отцу в его работах: резал, точил, строгал, постепенно постигая всю технику сто­лярного дела. Запах дерева, казалось ему, впитался в него, и любовь к нему его никогда не оставляла...»

(По А. Изергиной)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

2. Охарактеризуйте жизнь в Семеновке. Как иначе Вы могли бы озаглавить текст?

3. Объясните значение слов акварель, миниатюра, бордюр, инкрустация, балясинка, палисандровый.

4. Сделайте морфемный и морфологический анализ следующих слов: станочек, сложенное, разнообразными, четырехколесная, мастерил, под.

5. Сделайте синтаксический разбор предложения «Из-под его руки...»

6. Расскажите правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.

 

Текст № 57

Усть-Крестище

Село Усть-Крестище на рубеже XIX – XX веков при­надлежало Константину Дмитриевичу Арцыбушеву, од­ному из директоров правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Когда в 1904 году Ольга Константиновна Арцыбушева, его дочь, вышла замуж за уже известного тогда художника Евгения Евгеньевича Лансере, Усть-Крестище в качестве приданого было передано молодым.

Ранние годы детства Е.Е. Лансере прошли в неболь­шом имении родителей селе – Нескучном Курской гу­бернии, поэтому не случайно «он всегда тяготел к при­роде, к русской деревне».

Семья художника, в основном, жила в Петербурге, много путешествуя по России и за границей, но стрем­ление как можно чаще бывать в деревне, в Нескучном и уже ставшем родным Усть-Крестище, было неизмен­ным.

Сельская жизнь вдохновляет художника, дает ему новые творческие образы. В письме Александру Никола­евичу Бенуа он пишет: «... Из Нескучного я хотел писать тебе пылкое письмо с убеждением хоть лето пожить у нас или все равно где, но в деревне, чтобы тебе побли­же и непосредственно поглядеть на деревенскую жизнь... Там я был поражен своеобразием и известной красотой движений, силуэтов, особенно баб в своих костюмах... А потом поговорить с ними, рисуя их. Это совсем другие люди, даже сравнительно с теми мужиками, с которыми сталкиваешься в городе... (Усть-Крестище, 23 августа 1905 г.)».

Лансере благоустраивает свое имение; его не поки­дает мечта «жить … в деревне, работать … втайне». В 1908 году петербургский архитектор Николай Евгенье­вич Лансере, родной брат Евгения Евгеньевича, начал проектировать для молодой семьи дом в Усть-Крести­ще, который к 1910 году был уже построен».

В работе над проектом усадебного дома архитектор отдает дань модерну. В проекте был заложен принцип ар­хитектурного решения английских домов-коттеджей, где простота и целесообразность планировки имеют исто­рические традиции, восходящие к средневековью.

Дом в Усть-Крестище представлял собой скромное, но комфортабельное жилище.

Центральную часть первого этажа занимают холл с открытой трехмаршевой лестницей и большой зал-сто­ловая. К ним примыкают, с одной стороны, спальная и детская, с другой – кухня с подсобными помещениями. Открытая лестница холла ведет на второй этаж к само­му просторному помещению – мастерской хозяина дома. Рядом с мастерской – кабинет. «Дом нам очень нравит­ся, – писал Евгений Евгеньевич брату, – внутри распо­ложение очень удобно и уютно, и вполне достаточно просторно».

В этом загородном доме семья временами жила и зимой, поэтому архитектор большое внимание уделил организации южного фасада – зимнего входа в здание. Вы­несенный вперед невысокий, но достаточно вместитель­ный и освещенный тамбур с расположенной сбоку на­ружной дверью хорошо предохранял от холода. Летний вход устроен с противоположной стороны здания через террасу, перекрытие которой покоилось на четырех па­рах колонок.

Впечатление гармонии, уравновешенности и ясно­сти композиции достигнуто симметричным расположе­нием объемов, удачным соотношением вертикальных плоскостей и высоких скатов кровли, красивым сочета­нием гладких белоснежных стен с цветным, из кирпича, обрамлением окон. Главный вход с тамбуром и заглуб­ленными наружними дверями вносит черты уюта во внешний облик здания, а просторная открытая терраса со стороны сада – ощущение легкости и праздничнос­ти.

Свое давнее желание Лансере удается осуществить в 1916 – 1917 годы: художник живет и работает в Усть-Крестище. «Сижу в деревне, работаю и наслаждаюсь приро­дой», – пишет он друзьям.

Здесь он выполняет ряд эскизов для монументаль­ных росписей, книжные иллюстрации, пишет пейзажи.

По заказу архитектора А.И. Таманова художник ра­ботает над эскизами росписи Казанского вокзала в Мос­кве. «Я самым усердным образом пишу Таманову цент­ральный плафон», – пишет он в августе 1916 года брату Николаю.

Вскоре к этой работе прибавилась другая, которой суждено будет стать наиболее известной. «По вечерам те­перь я начал компоновать «Казаков» Толстого для «Сол­нца России». Заказ спешный, к апрелю (ноябрь, 1916 г.)». Для этой работы Лансере предполагает использовать свои кавказские альбомы, а также собирается съездить в Пет­роград, чтобы в музее «зарисовать женский казачий ко­стюм».

Летом и осенью 1917 года художник работал над де­коративным панно «Морская торговля» для частной квартиры. Панно должно было украшать стилизованную столовую, которая имитировала архитектурные формы первой четверти XVIII века. Возвращение к излюблен­ной и волновавшей художника в юности теме: корабли в бурном море. Панно оказалось незаконченным.

В Усть-Крестище Лансере живет до декабря 1917 года. Когда же бытовые затруднения оказались нестерпимы­ми, семья переезжает на Кавказ.

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите стиль текста. Докажите.

2. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст. Докажите.

3. Объясните, пользуясь словарями, значение слов тамбур, коттедж, модерн.

4. Произведите разбор следующих слов по составу: перекрытие, волновавшей, путешествуя, известной.

5. Сделайте морфологический разбор каждой знаменательной части речи.

6. Объясните в тексте орфографию и пунктуацию.

 

Текст № 58

Покровское

Если подъезжать к Покровскому с севера, то за не­сколько верст открывается чудесная панорама: вдоль вы­тянутого пруда, на речке Стуженек, тянется сельская улица, а на холмистой окраине села, среди густой зеле­ни старого парка, возвышается усадебный дом. К восто­ку от дома когда-то виднелись колокольня и купола ка­менного храма Покрова Пресвятой Богородицы (1834 года строительства), о котором теперь осталась память только в названии села...

Архитектура усадебных построек, возраст деревьев и композиционные особенности парка подсказывают, что время возникновения усадьбы относится ко второй половине XIX века, когда Покровское принадлежало Пет­ру и Михаилу Арцыбушевым.

Главный усадебный дом трудно отнести к какому-либо архитектурному стилю; у его строителей стояла задача создания не парадного загородного особняка для отдыха и развлечений, а скромного утилитарного зда­ния для жилья и работы. Видно, что хозяева имения были связаны с торговлей, этому способствовали проходившие в Покровском крупные ярмарки.

Это достаточно крупный кирпичный двухэтажный дом на высоких сводчатых подвалах. Его объемная ком­позиция образована прямоугольным в плане корпусом с двумя разновеликими, примыкающими с запада риза­литами. Фасады здания не оштукатурены и отличаются скромным декором в виде гладких наличников окон, по­лочек и карнизов.

Первый этаж дома, довольно низкий, с прямоугольными окнами, вероятно, предназначался для различ­ных служб, торговой лавочки.

Второй этаж – высокий, с полу­циркульными окнами. Здесь размещались покои хозяев имения, комнаты для приема гостей.

К югу от главного дома находится небольшой регу­лярный парк, основу которого составляют вековые липы и клены.

Несмотря на поросль от молодых деревьев и кустарни­ков, в парке хорошо прослеживаются его основные ком позиционные замыслы. Прогулочные аллеи направляют к полянам овальной и круглой формы. Криволинейная тропа в северо-западной части парка с тре­угольной поляной создают сюрпризный уголок приро­ды, ранее наверняка дополненный малой архитектур­ной формой или скульптурой. Восточная липовая аллея ориентирована на великолепный каштан у главного дома.

Ассиметричная композиция регулярного парка, при­менение криволинейных очертаний дорожек и отступа­ющих от правильных геометрических форм основных эле­ментов его композиции являются характерными для пар­ков второй половины XIX века.

«Покровское» можно назвать одним из хорошо со­хранившихся усадебных комплексов в области. Для его новых назначений – учебных – была изменена внутрен­няя планировка главного дома, но в целом он не поте­рял своей индивидуальности. Уже несколько лет, как усадьба осиротела, ее хозяева нашли новую обитель. И в наши дни становится тревожно за судьбу этого памят­ника усадебной культуры. Уже доживают свое хозяйствен­ные постройки... И не хотелось бы, чтобы «Покровс­кое» повторило судьбу «Жеребцово», что под Курском, где добротный кирпич усадебного дома активно растас­кивают жители деревни...

Известно, что в Мантуровском районе нет своего летнего детского лагеря. Почему бы его не организовать в Покровском, где есть и пруд, и парк, и строения не надо возводить новые, надо лишь провести ремонт, чтобы была радость детям и чтобы сохранить памятник...

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свое мнение.

2. Подберите синонимы к словам крупный, чудесный, тропа.

3. Выпишите из текста причастия. Как они образовались? Произведите их разбор по составу.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: главный, которого, поляной, открывается, второй.

5. Объясните правописание НЕ с разными частями речи, проиллюстрируйте примерами из текста.

6. Выпишите из текста сложные предложения и составьте их схемы.

 

Текст № 59

Никольское

Село Никольское и каменная церковь святи­теля Николая Чудотворца встречаются в документаль­ных источниках XVIII столетия.

Никольская церковь не сохранилась... О далеком про­шлом села напоминают фрагменты старинного усадеб­ного комплекса Сонцевых, которые владели имением в XIX веке и начале ХХ-го.

Современное состояние усадьбы, к сожалению, от­ражает цитата из стихотворения Иннокентия Анненского «Старая усадьба»... В центре села на открытом воз­вышении – «дом-руины». За домом «сад старинный». Тро­пы садовые и аллея старых лип ведут к прудам, образо­ванным запрудами на речке Ивице. Сегодня пруды, за­росшие осокой и кустарником, напоминают таинствен­ное дремучее болото...

По возрасту деревьев и архитектуре усадебных пост­роек время основания усадьбы можно отнести к первой половине XIX века.

После революции судьба барского особняка скла­дывалась более или менее благополучно – здесь размес­тилась школа. Но случилось несчастье – пожар, после которого дом совсем забросили...

Сегодня главный дом усадьбы представляет собой благородные, заросшие руины, в которых угадываются черты красавца-особняка в строгих формах зрелого клас­сицизма. Это кирпичное двухэтажное здание на высоких сводчатых подвалах и сложной конфигурацией в плане. Симметричные оштукатуренные фасады оживля­ют полуциркульные окна, сандрики, полочки, розетки и другие элементы.

К юго-востоку от главного дома расположен быв­ший дом управляющего, в котором сегодня работает районная бактериологическая лаборатория. Это неболь­шое кирпичное одноэтажное здание с элементами клас­сического стиля.

Многие из семьи Сонцевых были похоронены в фа­мильном склепе в Никольском. Склеп давным-давно раз­рушен и забыто место его расположения. Напоминает о нем заброшенная мраморная могильная плита, сохранившаяся между домом и садом.

Благодаря удачной географии, близости к железной дороге, рядом с Никольским в 1960-х годах возникает райцентр – поселок городского типа Солнцево. Можно предположить, что в названии поселка откликнулась история усадьбы «Никольское», бывших владельцев ко­торой уже в течение нашего века часто именовали Сол­нцевыми, через «л», согласно привычному названию светила. Так и закрепилась ошибка в географическом названии...

Молодому райцентру не повезло с архитектурными достопримечательностями: его основу составила унылая типовая застройка в стиле 1960 – 70-х годов. И как хорошо, что рядом оказалось Никольское, которое можно назвать старинным городским кварталом, местной дос­топримечательностью, «изюминкой». Только надо оце­нить по достоинству этот чудный, забытый всеми исто­рический уголок. Какая бы здесь могла получиться великолепная зона отдыха! Очистить пруды, возродить парк нашлись бы, наверное, энтузиасты. Восстановить бы красавец усадебный дом – будущий центр культуры в Солнцево…

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Составьте тезисный план.

3. Выделите морфемы в следующих словах: возвышении, складывалось, возродить.

4. Сделайте морфологический разбор указанных слов: молодому, застройка, оценить, по, бы, которой.

5. Подчеркните главные члены предложения в последнем абзаце, определите тип сказуемого.

6. Сделайте синтаксический анализ предложения «К юго-востоку от…»

 

Текст № 60

Фитиж

Сохранившийся мавзолей Стремоуховых в Фитиже представляет собой печальное свидетельство ра­зорения, постигшее многие дворянские усадьбы и фа­мильные усыпальницы, «осколок грубых титаничес­ких смещений» – осквернения праха усопших и пол­ного забвения…

Сегодня это единственный в области монумен­тальный памятник начала XX века, выполненный из монолитного железобетона.

Мавзолей состоит из подземной погребальной ка­меры (разрушена) и поминального зала, перекрыто­го крестовым сводом. В основе композиционного по­строения здания – прямоугольный в плане объем, ко­торый дополняют полукруглая алтарная апсида – с востока и входной акцент, четырехколонный портик полного дорического ордера, – с запада. В поле фрон­тона портика – лепной герб рода Стремоуховых. Ра­нее здание завершал купол, который не сохранился. Северный и южный фасады мавзолея имеют высокие полуциркульные оконные проемы в профилирован­ных наличниках с прямыми сандриками. Все фасады здания рустованы и отличаются богатством декора­тивных украшений (модульоны, карнизы, розетки и другое).

Строгие классические формы и композиция мав­золея в целом создают миниатюрное подобие древ­негреческого храма – его гармонию и противостояние силам природы.

Отголоски древнегреческой культуры, воплотившиеся в последнем приюте древнего рода, не слу­чайны. О курских дворянах Стремоуховых в писцовых книгах XVII века записано: «Стремоуховы. Выехали из Греции. Название получили от одного из потомков выехавшего, который назывался Стромоторось».

Мавзолей расположен на сельском кладбище, ря­дом с кирпичной церковью (1834 года строительства) иконы Божией Матери Живоносный источник. В от­дельных фрагментах фасадов полуразрушенного и ви­доизмененного храма угадываются некоторые элемен­ты, повторенные в архитектурном убранстве фамиль­ной усыпальни. Вероятно, еще до разрушений, вмес­те они составляли интересный ансамбль культовых построек.

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Объясните значение указанных слов: апсида, портик, фронтон.

3. Разберите по составу следующие слова: сохранившийся, отголоски, подземной.

4. Сделайте морфологический разбор слов последнего абзаца.

5. Выпишите предложения с обособленными членами, объясните знаки препинания.

6. Сделайте синтаксический анализ сложных предложений, составьте их схемы.

 

Текст № 61

Рубанщина

Недалеко от города Суджи, на живописном берегу реки Олешни, расположено село с загадочным назва­нием Рубанщина.

Для того чтобы понять происхождение названия села, необходимо хотя бы коротко коснуться истории возник­новения города Суджи.

Суджанская земля расположена на юго-западе Кур­ской области, примыкая к нынешним русско-украинс­ким границам. Город Суджа основан на татарском ста­новище ив переводе с татарского означает «водяное место».

Суджа с давних времен являлась одной из важных пограничных застав, отражая набеги татар и польских ханов. В XVII веке город представлял собой грозную, хо­рошо укрепленную крепость. На значительном расстоя­нии от города были устроены сторожи в виде укреплен­ных постов. В описании суджанских окрестностей XVII века говорится о том, что город со всех сторон был ок­ружен дубовым лесом, являвшимся дополнительной пре­градой для степняков. Основное население тогда состав­ляли черкасы, то есть украинцы.

Итак, слово «Рубанщина» может иметь как украин­ские корни: «руб'я» – рубище, «рубанный» – рубленый, бревенчатый (о постройке), так и русские: «рубач», «ру­бака» – храбрый наездник, мастер рубиться на саблях, «рубан» – окраина...

Опираясь на документальные описания суджанской местности и словарные толкования, можно предполо­жить, что на месте современной Рубанщины произрас­тала густая роща строевого леса, где суджанцы занима­лись заготовкой основного тогда строительного матери­ала. А позднее на отвоеванном у дикой природы месте – рубище – образовалось поселение с названием – Рубанщина.

Возможно также, что здесь в те времена находился сторожевой пост, мастерски рубленный из дерева, дос­тойно отражавший набеги непрошенных гостей...

Время шло... От древних боевых укреплений не оста­лось и следа, и только чудом сохранившиеся усадебные постройки конца XIX века представляются «архитектур­ной зарисовкой» средневекового сторожа-крепости...

Эта усадьба с винокуренным заводом (который не сохранился) еще век назад принадлежала купцам Тахтамировым...

Главный усадебный дом является основным звеном ансамбля в окружении хозяйственных построек, шко­лы и фрагмента ограды с воротами. Он представляет со­бой компактный, свободных очертаний в плане трехэтажный особняк. Высокие четырехскатные крыши, шатер со шпилем восьмигранной башни значительно обогащают силуэт здания.

Интересно оригинальное расположение легких, ажурных балконов башни, которые создают «воздуш­ный переход» из одной части дома в другую...

Усадьба Тахтамировых – свидетель времени много­ликого историзма в целом, являет любопытный пример романо-готический темы «кирпичного» стиля в сочета­нии с элементами западной и русской народной архи­тектуры XVIII – XIX веков.

Сегодня на территории усадьбы разместился противотуберкулезный дис­пансер.

К сожалению, время стерло историю возникнове­ния усадьбы и образы ее владельцев, и тогда летопись слагается из легенд, рассказов, архивных источников, примечательных исторических событий и даже старин­ных этикеток от бутылок...

В 1893 году в Рубанщине родился будущий советский авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич (1893-1976), создатель ряда истребителей «МИГ» и другой пилоти­руемой техники. Этот примечательный факт из истории села одновременно становится эпизодом из истории усадьбы: М.И.Гуревич «родился в семье винокура-меха­Ника», винокуренных дел мастера за­вода Тахтамирова...

Из истории завода известен лишь один документ – проект курского архитектора П.Н. Руденко «... очи­стки сточных вод винокуренного завода Тахтамировой при селе Рубанщине... 1911 – 1913 годы». Эта скромная, казалось, архивная находка говорит об отношении к экологии на заре нашего века, которое может послу­жить примером многим современным промышленни­кам...

В Суджанском краеведческом музее о Тахтамировых нам напомнят причудливые бутылки с этикетками ви­нокуренного завода в Рубанщине «Тахтамиров и сын» и картина известного курского художника П.К. Лихина (1879 – 1967), на которой изображен дом Тахтамирова в Судже. Этот скромный городской особняк можно уви­деть и сегодня в конце улицы Ленина, почти у самого берега реки Суджи.

О компаньонском винокуренном производстве «Но­восильцев и Тахтамиров» свидетельствуют этикетки за­водов Курска и деревни Жеребцово Курского уезда (из фондов Курского областного краеведческого музея).

Многие из семьи Тахтамировых нашли свое после­днее пристанище на Суджанском гражданском кладби­ще. Среди разрушенных временем старых мраморных над­гробий можно прочесть уже плохо различимое: «...Елена Адриановна Тахтамирова... скончалась... июля 1902 года...», «...Тахтамиров...1895...».

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Подберите синонимы к следующим словам: важный, старый.

3. Разберите по составу следующие слова: закрепившимися, произрастала, послужить, изображен.

4. Сделайте морфологический разбор слов в предложениях четвертого абзаца.

5. Выпишите из текста 15 слов с проверяемой гласной в корне, рядом записывайте проверочное слово.

6. Произведите синтаксический разбор предложения «Опираясь на…».

 

Текст № 62

Сафоновка

Название села Успенское-Сафоновка напомина­ет о возвышавшейся здесь когда-то каменной церкви Ус­пения Пресвятой Богородицы и ранних владельцах – кур­ских дворянах Сафоновых, о которых еще в писцовых книгах XVII века упоминается: «...выехали из Крыма. На­звание приняли от одного из потомков выехавшего, ко­торый назывался Сафон».

В конце XIX века Сафоновка принадлежала земле­владельцу и депутату Курского дворянского собрания от Льговского уезда Иосифу Тимофеевичу Викторову, с которым связано строительство дошедшего до нас уса­дебного комплекса...

«Дворцом для любимой» называют сафоновцы эту усадьбу, и лица их озаряются теплом и светом, когда они наперебой рассказывают передаваемую из поколе­ния в поколение романтическую историю о неразделен­ной любви русского помещика к очаровательной, юной немке...

Что не сделаешь для любимой, чтобы завоевать ее сердце! Может, построить дворец? – И построил. Так воз­ник на высоком холме у пруда «Дворец для любимой». При нем водонапорная башня для удобств бытовых, пруд, сады, цветники, фонтаны...

А любовь та была - последняя, безответная... И остаток жизни провел хозяин Сафоновки в маленькой деревянной избе, у дворца, в прекрасном, как сон, ожидании... И как у Тютчева:

«...О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

...Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность».

Нужно быть рядом с дворцом, чтобы ощущать эту вечную, магическую энергию – Любви, Веры, Надежды, Нежности, вложенную, казалось, в каждый кир­пичик усадебных строений, никакая злая сила за век их жизни руки не посмела поднять на это удивительное, прекрасное и печальное творение.

Усадьба в Сафоновке является интересным приме­ром стилизаторства западно-европейского средневекового зодчества. Единство и выразительность всех построек ан­самбля достигнуто применением богатой рельефной клад­ки, узор которой акцентирован пластикой и цветом полихромного лицевого кирпича отменного качества.

Основная идея неоготического дворца нераздели­мо сочетает в себе многие элементы декора фасадов и резную деревянную веранду главного входа, выполнен­ные в лучших традициях русской архитектуры, чтобы напоминало хозяйке дворца не только о далекой родной стороне, но и о безответной любви русского рыцаря.

В советское время во дворце размещалась школа, которая в настоящее время перебралась в новый совре­менный корпус. Теперь усадьба пустует. И не хочется ду­мать, что этот памятник архитектуры и духовных уст­ремлений постигнет уже в наши дни страшная участь разорения.

А может, у дворца вновь наступил период ожида­ния? Найдется ли в конце XX века рыцарь, который по­дарит «Дворец для любимой»?

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Подберите синонимы к указанным словам: очаровательная, юная.

3. Разберите по составу следующие слова: вложенную, размещалась, связано, творение.

4. Произведите морфологический разбор следующих слов: усадьбу, приняли, высоком, эту.

5. Выпишите из текста 5 – 7 именных и глагольных словосочетаний и разберите их.

6. Выпишите из текста два сложноподчиненных предложения, составьте их схемы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.124 с.)