Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из воспоминаний А. Н. Изергиной «о моем отце Н. Д. Бартрам»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ценным документальным источником, рисующим картины прошлой усадебной жизни его обитателей, являются воспоминания дочери художника А.Н. Изергиной «О моем отце Н.Д. Бартрам»: «... В 1798 году родился дед отца Эрнест Иванович Бартрам. В 1816 году он уже служил в рядах русской армии в чине корнета Оренбургского уланского полка. Из ящика большого секретера красного дерева, принадлежавшего еще Эрнесту Ивановичу, папа доставал маленькую коробочку, обтянутую кожей с золотым тиснением. В ней лежала миниатюрная золотая сабля, свидетельствовавшая о награждении прадеда золотым оружием за храбрость, с прикрепленными к ней копиями орденов. Сын Эрнеста Ивановича – Дмитрий Эрнестович – не захотел быть военным, как отец: у него были способности к живописи, он любил искусство, и военная служба была ему не по душе. После долгих неприятных разговоров с отцом он все же поступил в Академию художеств, которую окончил художником-акварелистом. Некоторое время он работал в мастерских художника Стрелкова и Рыбникова, потом у архитектора В.О. Шервуда на строительстве Исторического музея. Будучи уже немолодым человеком, Дмитрий Эрнестович женился на девятнадцатилетней Анастасии Михайловне Кусаковой, мать которой была из рода декабриста Н. В. Басаргина. В противоположность деду, серьезному молчаливому человеку, была она веселой и озорной... От нее отец унаследовал веселый, легкий характер, озорство и любовь к шутке. Бабушкин брат Левушка, так же как и отец, был жизнерадостным, веселым человеком. Отец неоднократно говорил о том, что дядюшка Лев сыграл в его жизни немалую роль. Ребенком маленький Николаша частенько ездил с матерью к нему в имение «Береза». Дом дядюшки Льва был необыкновенным домом. Деревянный, крытый соломой, он был наполнен прирученными зверями и птицами. Прирученные же лисы через специально проложенную для них лазейку при бегали к нему в спальню. Талантливый художник-самоучка, знаток и любитель искусства, он на побеленных стенах своего домишки сам изобразил «трех нищих и трех сытых», переделав древнюю притчу на новый лад... Даже в жизни собственной семьи он не мог не озорничать. Так, своего первого сына он решил назвать Тигрием, что в сочетании с отчеством и фамилией звучало очень внушительно: Тигрий Львович Кусаков. С большим трудом жена его отговорила от этой затеи. Жили бабушка с дедушкой хорошо, с глубоким уважением друг к другу. У них было трое детей, но все они умерли в возрасте двенадцати – двадцати пяти лет от туберкулеза легких. Эта трагедия еще больше сблизила таких разных людей, как Дмитрий Эрнестович и Анастасия Михайловна. Мой отец Николай Дмитриевич был четвертым ребенком. Родился он в глухой по тому времени деревне Семеновке Курской губернии в 1873 году. Рядом с деревней находилась усадьба Дмитрия Эрнестовича «Семеновка» – кирпично-розовый с зелеными ставнями дом, в старом парке за ним – крестьянские поля. Своей земли, кроме парка, сада и огорода, у деда не было. Маленькому Николаше, вечно прихварывающему, не удалось окончить гимназию. Образование он получил домашнее, под руководством своего отца. Дмитрий Эрнестович был образованным человеком, много путешествовал по России и за границей. Об этом говорят его акварели в путевых альбомах, своим исполнением похожие скорей на миниатюры. С такой тщательностью и изяществом они сделаны. В альбомах рядом с зарисовками Флоренции, горных высот Швейцарии и копий с картин в Лувре – голубое Средиземное море Франции, суровые пейзажи Финляндии, села, леса и поля России и Украины. Думаю, что не ошибусь, если назову имена трех людей, повлиявших на жизнь и творчество Николая Дмитриевича. Первый, несомненно, был его отец Дмитрий Эрнестович. Затем – историк-академик И.Е. Забелин и художник Н.А. Мартынов. У деда Дмитрия Эрнестовича были золотые руки. Он постоянно что-то мастерил, сдвинув густые брови, напевая любимые арии и песенки. В его комнате, рядом с секретером, стояли верстак, токарный станочек и висела полка с разнообразными инструментами. Для своих портретов-миниатюр и пейзажей он сам делал рамки, окантовывал их цветными и золотыми бордюрами. Из-под его руки выходили самые разнообразные вещи: скамеечка под ноги, обитая бархатом, с выгнутыми ножками; ящики и шкатулки; переплеты для альбомов, отполированные, с инкрустацией в виде гирлянд цветов и букетов; подчасники, украшенные резными розами; ореховый столик на тонких точеных ножках с полочкой внизу, отделанный так же, как и верх, рядом стройных балясинок, и даже коляска, на которой катались все его детишки, а затем и мы с сестрой. Была она четырехколесная, со спинкой, расписанной букетами цветов. В кабинете пахло красками, лаком и деревом. Оно лежало повсюду - и сложенное аккуратно в углу, и разбросанное под верстаком и токарным станком. Были здесь и дуб, и ольха, и липа, и яблоня, и груша, и можжевельник, и пальма, и палисандровое дерево. В работе с деревом дед был большой мастер. Обработанное, оно превращалось у него в цветные кусочки и звучало самыми разнообразными оттенками красок. Папа любил рассказывать о кабинете деда. Для маленького Николаши он был священным и волшебным местом. В нем он впервые узнал о скрытых в людях возможностях творить, создавать то, что глубоко в душе зарождалось, вынашивалось человеком и наконец находило свое воплощение в жизни. Николаша вскоре понял, что каждое дерево имело свои особенности, свою структуру, свой цвет. Сделавшись постарше, он помогал отцу в его работах: резал, точил, строгал, постепенно постигая всю технику столярного дела. Запах дерева, казалось ему, впитался в него, и любовь к нему его никогда не оставляла...» (По А. Изергиной) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ. 2. Охарактеризуйте жизнь в Семеновке. Как иначе Вы могли бы озаглавить текст? 3. Объясните значение слов акварель, миниатюра, бордюр, инкрустация, балясинка, палисандровый. 4. Сделайте морфемный и морфологический анализ следующих слов: станочек, сложенное, разнообразными, четырехколесная, мастерил, под. 5. Сделайте синтаксический разбор предложения «Из-под его руки...» 6. Расскажите правила расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Текст № 57 Усть-Крестище Село Усть-Крестище на рубеже XIX – XX веков принадлежало Константину Дмитриевичу Арцыбушеву, одному из директоров правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Когда в 1904 году Ольга Константиновна Арцыбушева, его дочь, вышла замуж за уже известного тогда художника Евгения Евгеньевича Лансере, Усть-Крестище в качестве приданого было передано молодым. Ранние годы детства Е.Е. Лансере прошли в небольшом имении родителей селе – Нескучном Курской губернии, поэтому не случайно «он всегда тяготел к природе, к русской деревне». Семья художника, в основном, жила в Петербурге, много путешествуя по России и за границей, но стремление как можно чаще бывать в деревне, в Нескучном и уже ставшем родным Усть-Крестище, было неизменным. Сельская жизнь вдохновляет художника, дает ему новые творческие образы. В письме Александру Николаевичу Бенуа он пишет: «... Из Нескучного я хотел писать тебе пылкое письмо с убеждением хоть лето пожить у нас или все равно где, но в деревне, чтобы тебе поближе и непосредственно поглядеть на деревенскую жизнь... Там я был поражен своеобразием и известной красотой движений, силуэтов, особенно баб в своих костюмах... А потом поговорить с ними, рисуя их. Это совсем другие люди, даже сравнительно с теми мужиками, с которыми сталкиваешься в городе... (Усть-Крестище, 23 августа 1905 г.)». Лансере благоустраивает свое имение; его не покидает мечта «жить … в деревне, работать … втайне». В 1908 году петербургский архитектор Николай Евгеньевич Лансере, родной брат Евгения Евгеньевича, начал проектировать для молодой семьи дом в Усть-Крестище, который к 1910 году был уже построен». В работе над проектом усадебного дома архитектор отдает дань модерну. В проекте был заложен принцип архитектурного решения английских домов-коттеджей, где простота и целесообразность планировки имеют исторические традиции, восходящие к средневековью. Дом в Усть-Крестище представлял собой скромное, но комфортабельное жилище. Центральную часть первого этажа занимают холл с открытой трехмаршевой лестницей и большой зал-столовая. К ним примыкают, с одной стороны, спальная и детская, с другой – кухня с подсобными помещениями. Открытая лестница холла ведет на второй этаж к самому просторному помещению – мастерской хозяина дома. Рядом с мастерской – кабинет. «Дом нам очень нравится, – писал Евгений Евгеньевич брату, – внутри расположение очень удобно и уютно, и вполне достаточно просторно». В этом загородном доме семья временами жила и зимой, поэтому архитектор большое внимание уделил организации южного фасада – зимнего входа в здание. Вынесенный вперед невысокий, но достаточно вместительный и освещенный тамбур с расположенной сбоку наружной дверью хорошо предохранял от холода. Летний вход устроен с противоположной стороны здания через террасу, перекрытие которой покоилось на четырех парах колонок. Впечатление гармонии, уравновешенности и ясности композиции достигнуто симметричным расположением объемов, удачным соотношением вертикальных плоскостей и высоких скатов кровли, красивым сочетанием гладких белоснежных стен с цветным, из кирпича, обрамлением окон. Главный вход с тамбуром и заглубленными наружними дверями вносит черты уюта во внешний облик здания, а просторная открытая терраса со стороны сада – ощущение легкости и праздничности. Свое давнее желание Лансере удается осуществить в 1916 – 1917 годы: художник живет и работает в Усть-Крестище. «Сижу в деревне, работаю и наслаждаюсь природой», – пишет он друзьям. Здесь он выполняет ряд эскизов для монументальных росписей, книжные иллюстрации, пишет пейзажи. По заказу архитектора А.И. Таманова художник работает над эскизами росписи Казанского вокзала в Москве. «Я самым усердным образом пишу Таманову центральный плафон», – пишет он в августе 1916 года брату Николаю. Вскоре к этой работе прибавилась другая, которой суждено будет стать наиболее известной. «По вечерам теперь я начал компоновать «Казаков» Толстого для «Солнца России». Заказ спешный, к апрелю (ноябрь, 1916 г.)». Для этой работы Лансере предполагает использовать свои кавказские альбомы, а также собирается съездить в Петроград, чтобы в музее «зарисовать женский казачий костюм». Летом и осенью 1917 года художник работал над декоративным панно «Морская торговля» для частной квартиры. Панно должно было украшать стилизованную столовую, которая имитировала архитектурные формы первой четверти XVIII века. Возвращение к излюбленной и волновавшей художника в юности теме: корабли в бурном море. Панно оказалось незаконченным. В Усть-Крестище Лансере живет до декабря 1917 года. Когда же бытовые затруднения оказались нестерпимыми, семья переезжает на Кавказ. (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. Определите стиль текста. Докажите. 2. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст. Докажите. 3. Объясните, пользуясь словарями, значение слов тамбур, коттедж, модерн. 4. Произведите разбор следующих слов по составу: перекрытие, волновавшей, путешествуя, известной. 5. Сделайте морфологический разбор каждой знаменательной части речи. 6. Объясните в тексте орфографию и пунктуацию.
Текст № 58 Покровское Если подъезжать к Покровскому с севера, то за несколько верст открывается чудесная панорама: вдоль вытянутого пруда, на речке Стуженек, тянется сельская улица, а на холмистой окраине села, среди густой зелени старого парка, возвышается усадебный дом. К востоку от дома когда-то виднелись колокольня и купола каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы (1834 года строительства), о котором теперь осталась память только в названии села... Архитектура усадебных построек, возраст деревьев и композиционные особенности парка подсказывают, что время возникновения усадьбы относится ко второй половине XIX века, когда Покровское принадлежало Петру и Михаилу Арцыбушевым. Главный усадебный дом трудно отнести к какому-либо архитектурному стилю; у его строителей стояла задача создания не парадного загородного особняка для отдыха и развлечений, а скромного утилитарного здания для жилья и работы. Видно, что хозяева имения были связаны с торговлей, этому способствовали проходившие в Покровском крупные ярмарки. Это достаточно крупный кирпичный двухэтажный дом на высоких сводчатых подвалах. Его объемная композиция образована прямоугольным в плане корпусом с двумя разновеликими, примыкающими с запада ризалитами. Фасады здания не оштукатурены и отличаются скромным декором в виде гладких наличников окон, полочек и карнизов. Первый этаж дома, довольно низкий, с прямоугольными окнами, вероятно, предназначался для различных служб, торговой лавочки. Второй этаж – высокий, с полуциркульными окнами. Здесь размещались покои хозяев имения, комнаты для приема гостей. К югу от главного дома находится небольшой регулярный парк, основу которого составляют вековые липы и клены. Несмотря на поросль от молодых деревьев и кустарников, в парке хорошо прослеживаются его основные ком позиционные замыслы. Прогулочные аллеи направляют к полянам овальной и круглой формы. Криволинейная тропа в северо-западной части парка с треугольной поляной создают сюрпризный уголок природы, ранее наверняка дополненный малой архитектурной формой или скульптурой. Восточная липовая аллея ориентирована на великолепный каштан у главного дома. Ассиметричная композиция регулярного парка, применение криволинейных очертаний дорожек и отступающих от правильных геометрических форм основных элементов его композиции являются характерными для парков второй половины XIX века. «Покровское» можно назвать одним из хорошо сохранившихся усадебных комплексов в области. Для его новых назначений – учебных – была изменена внутренняя планировка главного дома, но в целом он не потерял своей индивидуальности. Уже несколько лет, как усадьба осиротела, ее хозяева нашли новую обитель. И в наши дни становится тревожно за судьбу этого памятника усадебной культуры. Уже доживают свое хозяйственные постройки... И не хотелось бы, чтобы «Покровское» повторило судьбу «Жеребцово», что под Курском, где добротный кирпич усадебного дома активно растаскивают жители деревни... Известно, что в Мантуровском районе нет своего летнего детского лагеря. Почему бы его не организовать в Покровском, где есть и пруд, и парк, и строения не надо возводить новые, надо лишь провести ремонт, чтобы была радость детям и чтобы сохранить памятник... (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свое мнение. 2. Подберите синонимы к словам крупный, чудесный, тропа. 3. Выпишите из текста причастия. Как они образовались? Произведите их разбор по составу. 4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: главный, которого, поляной, открывается, второй. 5. Объясните правописание НЕ с разными частями речи, проиллюстрируйте примерами из текста. 6. Выпишите из текста сложные предложения и составьте их схемы.
Текст № 59 Никольское Село Никольское и каменная церковь святителя Николая Чудотворца встречаются в документальных источниках XVIII столетия. Никольская церковь не сохранилась... О далеком прошлом села напоминают фрагменты старинного усадебного комплекса Сонцевых, которые владели имением в XIX веке и начале ХХ-го. Современное состояние усадьбы, к сожалению, отражает цитата из стихотворения Иннокентия Анненского «Старая усадьба»... В центре села на открытом возвышении – «дом-руины». За домом «сад старинный». Тропы садовые и аллея старых лип ведут к прудам, образованным запрудами на речке Ивице. Сегодня пруды, заросшие осокой и кустарником, напоминают таинственное дремучее болото... По возрасту деревьев и архитектуре усадебных построек время основания усадьбы можно отнести к первой половине XIX века. После революции судьба барского особняка складывалась более или менее благополучно – здесь разместилась школа. Но случилось несчастье – пожар, после которого дом совсем забросили... Сегодня главный дом усадьбы представляет собой благородные, заросшие руины, в которых угадываются черты красавца-особняка в строгих формах зрелого классицизма. Это кирпичное двухэтажное здание на высоких сводчатых подвалах и сложной конфигурацией в плане. Симметричные оштукатуренные фасады оживляют полуциркульные окна, сандрики, полочки, розетки и другие элементы. К юго-востоку от главного дома расположен бывший дом управляющего, в котором сегодня работает районная бактериологическая лаборатория. Это небольшое кирпичное одноэтажное здание с элементами классического стиля. Многие из семьи Сонцевых были похоронены в фамильном склепе в Никольском. Склеп давным-давно разрушен и забыто место его расположения. Напоминает о нем заброшенная мраморная могильная плита, сохранившаяся между домом и садом. Благодаря удачной географии, близости к железной дороге, рядом с Никольским в 1960-х годах возникает райцентр – поселок городского типа Солнцево. Можно предположить, что в названии поселка откликнулась история усадьбы «Никольское», бывших владельцев которой уже в течение нашего века часто именовали Солнцевыми, через «л», согласно привычному названию светила. Так и закрепилась ошибка в географическом названии... Молодому райцентру не повезло с архитектурными достопримечательностями: его основу составила унылая типовая застройка в стиле 1960 – 70-х годов. И как хорошо, что рядом оказалось Никольское, которое можно назвать старинным городским кварталом, местной достопримечательностью, «изюминкой». Только надо оценить по достоинству этот чудный, забытый всеми исторический уголок. Какая бы здесь могла получиться великолепная зона отдыха! Очистить пруды, возродить парк нашлись бы, наверное, энтузиасты. Восстановить бы красавец усадебный дом – будущий центр культуры в Солнцево… (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение. 2. Составьте тезисный план. 3. Выделите морфемы в следующих словах: возвышении, складывалось, возродить. 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов: молодому, застройка, оценить, по, бы, которой. 5. Подчеркните главные члены предложения в последнем абзаце, определите тип сказуемого. 6. Сделайте синтаксический анализ предложения «К юго-востоку от…»
Текст № 60 Фитиж Сохранившийся мавзолей Стремоуховых в Фитиже представляет собой печальное свидетельство разорения, постигшее многие дворянские усадьбы и фамильные усыпальницы, «осколок грубых титанических смещений» – осквернения праха усопших и полного забвения… Сегодня это единственный в области монументальный памятник начала XX века, выполненный из монолитного железобетона. Мавзолей состоит из подземной погребальной камеры (разрушена) и поминального зала, перекрытого крестовым сводом. В основе композиционного построения здания – прямоугольный в плане объем, который дополняют полукруглая алтарная апсида – с востока и входной акцент, четырехколонный портик полного дорического ордера, – с запада. В поле фронтона портика – лепной герб рода Стремоуховых. Ранее здание завершал купол, который не сохранился. Северный и южный фасады мавзолея имеют высокие полуциркульные оконные проемы в профилированных наличниках с прямыми сандриками. Все фасады здания рустованы и отличаются богатством декоративных украшений (модульоны, карнизы, розетки и другое). Строгие классические формы и композиция мавзолея в целом создают миниатюрное подобие древнегреческого храма – его гармонию и противостояние силам природы. Отголоски древнегреческой культуры, воплотившиеся в последнем приюте древнего рода, не случайны. О курских дворянах Стремоуховых в писцовых книгах XVII века записано: «Стремоуховы. Выехали из Греции. Название получили от одного из потомков выехавшего, который назывался Стромоторось». Мавзолей расположен на сельском кладбище, рядом с кирпичной церковью (1834 года строительства) иконы Божией Матери Живоносный источник. В отдельных фрагментах фасадов полуразрушенного и видоизмененного храма угадываются некоторые элементы, повторенные в архитектурном убранстве фамильной усыпальни. Вероятно, еще до разрушений, вместе они составляли интересный ансамбль культовых построек. (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Объясните значение указанных слов: апсида, портик, фронтон. 3. Разберите по составу следующие слова: сохранившийся, отголоски, подземной. 4. Сделайте морфологический разбор слов последнего абзаца. 5. Выпишите предложения с обособленными членами, объясните знаки препинания. 6. Сделайте синтаксический анализ сложных предложений, составьте их схемы.
Текст № 61 Рубанщина Недалеко от города Суджи, на живописном берегу реки Олешни, расположено село с загадочным названием Рубанщина. Для того чтобы понять происхождение названия села, необходимо хотя бы коротко коснуться истории возникновения города Суджи. Суджанская земля расположена на юго-западе Курской области, примыкая к нынешним русско-украинским границам. Город Суджа основан на татарском становище ив переводе с татарского означает «водяное место». Суджа с давних времен являлась одной из важных пограничных застав, отражая набеги татар и польских ханов. В XVII веке город представлял собой грозную, хорошо укрепленную крепость. На значительном расстоянии от города были устроены сторожи в виде укрепленных постов. В описании суджанских окрестностей XVII века говорится о том, что город со всех сторон был окружен дубовым лесом, являвшимся дополнительной преградой для степняков. Основное население тогда составляли черкасы, то есть украинцы. Итак, слово «Рубанщина» может иметь как украинские корни: «руб'я» – рубище, «рубанный» – рубленый, бревенчатый (о постройке), так и русские: «рубач», «рубака» – храбрый наездник, мастер рубиться на саблях, «рубан» – окраина... Опираясь на документальные описания суджанской местности и словарные толкования, можно предположить, что на месте современной Рубанщины произрастала густая роща строевого леса, где суджанцы занимались заготовкой основного тогда строительного материала. А позднее на отвоеванном у дикой природы месте – рубище – образовалось поселение с названием – Рубанщина. Возможно также, что здесь в те времена находился сторожевой пост, мастерски рубленный из дерева, достойно отражавший набеги непрошенных гостей... Время шло... От древних боевых укреплений не осталось и следа, и только чудом сохранившиеся усадебные постройки конца XIX века представляются «архитектурной зарисовкой» средневекового сторожа-крепости... Эта усадьба с винокуренным заводом (который не сохранился) еще век назад принадлежала купцам Тахтамировым... Главный усадебный дом является основным звеном ансамбля в окружении хозяйственных построек, школы и фрагмента ограды с воротами. Он представляет собой компактный, свободных очертаний в плане трехэтажный особняк. Высокие четырехскатные крыши, шатер со шпилем восьмигранной башни значительно обогащают силуэт здания. Интересно оригинальное расположение легких, ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую... Усадьба Тахтамировых – свидетель времени многоликого историзма в целом, являет любопытный пример романо-готический темы «кирпичного» стиля в сочетании с элементами западной и русской народной архитектуры XVIII – XIX веков. Сегодня на территории усадьбы разместился противотуберкулезный диспансер. К сожалению, время стерло историю возникновения усадьбы и образы ее владельцев, и тогда летопись слагается из легенд, рассказов, архивных источников, примечательных исторических событий и даже старинных этикеток от бутылок... В 1893 году в Рубанщине родился будущий советский авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич (1893-1976), создатель ряда истребителей «МИГ» и другой пилотируемой техники. Этот примечательный факт из истории села одновременно становится эпизодом из истории усадьбы: М.И.Гуревич «родился в семье винокура-мехаНика», винокуренных дел мастера завода Тахтамирова... Из истории завода известен лишь один документ – проект курского архитектора П.Н. Руденко «... очистки сточных вод винокуренного завода Тахтамировой при селе Рубанщине... 1911 – 1913 годы». Эта скромная, казалось, архивная находка говорит об отношении к экологии на заре нашего века, которое может послужить примером многим современным промышленникам... В Суджанском краеведческом музее о Тахтамировых нам напомнят причудливые бутылки с этикетками винокуренного завода в Рубанщине «Тахтамиров и сын» и картина известного курского художника П.К. Лихина (1879 – 1967), на которой изображен дом Тахтамирова в Судже. Этот скромный городской особняк можно увидеть и сегодня в конце улицы Ленина, почти у самого берега реки Суджи. О компаньонском винокуренном производстве «Новосильцев и Тахтамиров» свидетельствуют этикетки заводов Курска и деревни Жеребцово Курского уезда (из фондов Курского областного краеведческого музея). Многие из семьи Тахтамировых нашли свое последнее пристанище на Суджанском гражданском кладбище. Среди разрушенных временем старых мраморных надгробий можно прочесть уже плохо различимое: «...Елена Адриановна Тахтамирова... скончалась... июля 1902 года...», «...Тахтамиров...1895...». (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Подберите синонимы к следующим словам: важный, старый. 3. Разберите по составу следующие слова: закрепившимися, произрастала, послужить, изображен. 4. Сделайте морфологический разбор слов в предложениях четвертого абзаца. 5. Выпишите из текста 15 слов с проверяемой гласной в корне, рядом записывайте проверочное слово. 6. Произведите синтаксический разбор предложения «Опираясь на…».
Текст № 62 Сафоновка Название села Успенское-Сафоновка напоминает о возвышавшейся здесь когда-то каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы и ранних владельцах – курских дворянах Сафоновых, о которых еще в писцовых книгах XVII века упоминается: «...выехали из Крыма. Название приняли от одного из потомков выехавшего, который назывался Сафон». В конце XIX века Сафоновка принадлежала землевладельцу и депутату Курского дворянского собрания от Льговского уезда Иосифу Тимофеевичу Викторову, с которым связано строительство дошедшего до нас усадебного комплекса... «Дворцом для любимой» называют сафоновцы эту усадьбу, и лица их озаряются теплом и светом, когда они наперебой рассказывают передаваемую из поколения в поколение романтическую историю о неразделенной любви русского помещика к очаровательной, юной немке... Что не сделаешь для любимой, чтобы завоевать ее сердце! Может, построить дворец? – И построил. Так возник на высоком холме у пруда «Дворец для любимой». При нем водонапорная башня для удобств бытовых, пруд, сады, цветники, фонтаны... А любовь та была - последняя, безответная... И остаток жизни провел хозяин Сафоновки в маленькой деревянной избе, у дворца, в прекрасном, как сон, ожидании... И как у Тютчева: «...О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! ...Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность». Нужно быть рядом с дворцом, чтобы ощущать эту вечную, магическую энергию – Любви, Веры, Надежды, Нежности, вложенную, казалось, в каждый кирпичик усадебных строений, никакая злая сила за век их жизни руки не посмела поднять на это удивительное, прекрасное и печальное творение. Усадьба в Сафоновке является интересным примером стилизаторства западно-европейского средневекового зодчества. Единство и выразительность всех построек ансамбля достигнуто применением богатой рельефной кладки, узор которой акцентирован пластикой и цветом полихромного лицевого кирпича отменного качества. Основная идея неоготического дворца неразделимо сочетает в себе многие элементы декора фасадов и резную деревянную веранду главного входа, выполненные в лучших традициях русской архитектуры, чтобы напоминало хозяйке дворца не только о далекой родной стороне, но и о безответной любви русского рыцаря. В советское время во дворце размещалась школа, которая в настоящее время перебралась в новый современный корпус. Теперь усадьба пустует. И не хочется думать, что этот памятник архитектуры и духовных устремлений постигнет уже в наши дни страшная участь разорения. А может, у дворца вновь наступил период ожидания? Найдется ли в конце XX века рыцарь, который подарит «Дворец для любимой»? (По Е. Холодовой) Задания к тексту 1. Определите тип речи и стиль текста. 2. Подберите синонимы к указанным словам: очаровательная, юная. 3. Разберите по составу следующие слова: вложенную, размещалась, связано, творение. 4. Произведите морфологический разбор следующих слов: усадьбу, приняли, высоком, эту. 5. Выпишите из текста 5 – 7 именных и глагольных словосочетаний и разберите их. 6. Выпишите из текста два сложноподчиненных предложения, составьте их схемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.019 с.) |