Прекрасный лик древней столицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекрасный лик древней столицы



История московского Богоявленского собора в Елохове насчитывает уже полтора столетия. Когда-то он был одним из приходских храмов. Известно, что здесь крестили Пушкина, родившегося неподалеку, в приходе этого храма.

В послереволюционное время собор стал главным кафедральным храмом Московского патриархата, духовным центром русской православной церкви. Его внутреннее убранство внушало верующим мысль о нетленном существовании церкви в годы лихолетья. В соборе покоятся мощи великого русского святителя, митрополита Алексия, совершившего свой духовный подвиг во второй половине XIX столетия. Над ракою с его мощами горят неугасимые лампады – символ веры приходящих сюда русских православных людей. Собор стал оплотом стойкости, непобедимости церкви, прошедшей через все испытания, пронесшей живую веру через годы и десятилетия безбожных гонений.

Большой театр – храм русской культуры. Он увенчан торжественной квадригой – четверкой лошадей, влекущих колесницу с богом искусства Аполлоном. Рядом с Большим находится не менее прославленный театр – Малый, драматический. Театральная площадь в Москве жила и живет под покровительством муз.

Конечно, главное в Большом театре – музыка. Нет нужды говорить о великой славе его творцов, о его великом балете. Но не стоит забывать и об архитектуре, об искусстве создателей его прекрасных интерьеров, достойных восхищения.

Большой Кремлевский дворец… Он выстроен на кремлевском холме в середине XIX столетия. В его оформлении архитектор Тон обильно использовал декоративные приемы древнерусского зодчества. Гармония целого не должна была нарушаться включением дворца в сложившийся архитектурный ансамбль.

Большой Кремлевский дворец составил единое целое со многими постройками, ядро которых – древние терема. Но величавое убранство его залов, впечатляющая анфилада внутренних помещений, масштабность пространства императорской резиденции контрастно противостоят сравнительно небольшим, камерным по духу и оформлению, покоям великих князей и царей московских. Все здесь величавее, помпезнее, просторнее, изощреннее, богаче, но, может быть, и холоднее, отстраненней от человека…

Или все зависит от наших пристрастий? Одному мила древняя деревянная изба, другому – стилизованное подобие средневекового мавританского замка. Особняк московского купца Арсения Морозова, выстроенный в самом конце XIX века, поражает экзотической причудливостью внешнего вида и противоречащим ему убранством интерьеров. Именно они выдают в хозяине приверженца классического стиля. И доказательств тому немало, например таких, как статуя античной богини. Мавританский замок снаружи имеет внутреннее оформление роскошной помпейской виллы.

Ровесник Морозовского особняка, дом миллионера Рябушинского, выстроенный ведущим архитектором модерна Шехтелем, отличается строгой выдержанностью стиля. Объемному построению здания соответствуют характерные для модерна майóликовые орнаменты, причудливые переплеты окон. Истинным шедевром модерна стала внутренняя лестница особняка, перилам которой придана форма морской изменчивой волны.

Шехтель создал многие шедевры архитектуры модерна. Среди совершеннейших – здание Ярославского вокзала, величавые ворота первопрестольного града. Зодчему удалось подчинить своему замыслу все средства художественной выразительности: от объемного построения здания до декоративного его убранства.

Иную задачу осуществлял архитектор Щусев, создавший несколькими годами позже Казанский вокзал. Его здание – это как бы целый комплекс построек. Доминирует в нем своеобразное повторение одной из башен Казанского кремля. В украшении здания использованы элементы декора древнерусской архитектуры, фантастической символики, в нем нет никаких нарушений меры и вкуса. Все вместе создает образ близости и единения различных культур и народов.

Веками создаваемая талантом, трудом, усердием многих поколений русских мастеров Москва несет в себе воплощенную память многих эпох, событий, стилей. Архитектура ее уникальна, неповторима. В облике московских памятников – отражение эстетического вкуса, мировоззрения, менталитета русского народа. Все будет волновать здесь неравнодушного ревнителя истории: обаяние старых городских кварталов, величие древних монастырей и соборов, загадочность дошедших через века укреплений и храмов, совершенная красота архитектурных шедевров.

(По В. Родионову, Л. Иовлевой)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план текста.

3. Ответьте на вопрос: «Какими архитектурными памятниками представлено в Москве искусство модерна?»

4. Выпишите из текста слова с приставками не - и ни -, объясните их правописание.

5. Вставьте пропущенные буквы в слова: по…тора, пр…ходской, верующ…м, н…угасимые, бе…божный, вл…кущий, под покр…вительством, т…рема. Объясните их правописание.

6. Составьте словарный диктант из слов с непроизносимой согласной в корне слова.

7. Объясните правописание следующих слов : насчитывает, приходских, известно, неподалеку, святителя, искусство.

Текст № 9

Сокровища музеев Подмосковья.

Мир стеклянной фантазии

«Те из граждан, что когда-либо обратят мысль свою в родное прошлое, чтобы оттуда почерпнуть воодушевление и для своей посильной преемственной работы на общее благо, – говорится в рассказах о жизни и трудах егорьевского благодетеля Бордыгина, – несомненно услышат спокойный, полный сердечной любви, продуманности и твердости призыв Никифора Михайловича, который непрестанно будет повторять из недр благоукрашенной тихой обители – «Молитесь!», из стен нового блестящего рассадника просвещения – «Учитесь!», из неумолкающего шума основанных им фабрик – «Трудитесь!», из всестороннего городского благоустройства – «Служите родному вашему городу, а с тем вместе и великому нашему Отечеству».

Прошли годы, но учреждения, созданные в Егорьевске любовью многолетнего городского головы Никифора Михайловича Бордыгина, купца и текстильного фабриканта, непрестанно напоминают гражданам о заветах его жизни, славных заветах.

В 1911 году сыном городского головы основывается Егорьевский музей древности, верой и правдой служащий поколениям жителей как сокровищница человеческой памяти, как славный завет.

В бордыгинском собрании находится одна из замечательных коллекций русского художественного стекла. Это в основном изделия завода Мальцова, наиболее крупного частного стекольного предприятия, открытого в Можайском уезде в 1725 году.

Василий Мальцов одним из первых русских стеклозаводчиков приобрел для своего производства новейшие шлифовальные, гравировальные, полировальные станки, на которых работали иноземные мастера и обучавшиеся у них наши умельцы из крестьян. Именно этому важнейшему провинциальному центру гравировки принадлежат лучшие достижения в резьбе по стеклу в 40–50-х годах XVII века.

Гравировка была излюбленным способом украшения изделий из стекла на протяжении всего XVII века. При этом преобладала стилистика русского варианта барокко. Мотивы рисунка на кубках и бокалах мальцовских мастеров традиционны: вензеля, двуглавые российские орлы-гербы, растительный орнамент. К числу лучших в егорьевской коллекции принадлежит кубок с вензелем Екатерины II и изображением воинских атрибутов.

К концу века в руках семейства Мальцовых уже было сосредоточено пятнадцать стекольных заводов во множестве губерний: Московской, Брянской (Дядьково), Владимирской (Гусь-Хрустальный). Рассчитанное на средние слои русского народа: купечество, чиновников, – красивое и удобное мальцовское стекло господствовало на широком рынке и в следующем, XIX столетии. Учитывая вкусы, барочная орнаментация как бы проходит через призму живого народного восприятия.

Цветное стекло, синее, фиолетовое, красное, зеленое, молочное, на Руси активно использовалось со времен Ломоносова. Тогда же и началось время увлечения росписью золотом, серебром, эмалями. Радужный мир русского художественного стекла…

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло…

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка…

Одним из лучших в мировом стеклоделии в начале XIX века стал Петербургский казенный завод, который с 1792 года именовался Императорским. Его продукция была ориентирована на оформление придворного быта. Несмотря на то, что во второй половине столетия Императорский завод стал убыточным, инициативу перехватили частные предприятия, и завод продолжал радовать высококлассными произведениями с четкой стилистической ориентацией. Например, необычайно изящен, легок, выразителен и оригинален сервиз царской яхты «Держава» (автор проекта архитектор Монигетти).

Начиная с 1870-х годов, с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подражание которому вылилось в так называемый «русский стиль». Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать многоцветной эмалью, заимствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. В конце столетия весьма успешно трудилась на этом поприще художница Дядьковского завода, что на Брянщине, Елизавета Бен.

«Терпением бабушек» называли скрупулезную, сосредоточенную работу под бисер. Бисеринка за бисеринкой осторожно низались на прочную нить, и из бесформенной массы разноцветных шариков и трубочек возникало маленькое чудо – стеклянная картинка или даже объемный предмет. Сколько труда, времени, усердия вложено в очаровательные вещицы, сколько скрытых намеков на нежные чувства и особое отношение мастерицы к тому, кому предназначен дар.

Хотя бисер был известен русским мастерицам задолго до XVIII века, но только в царствование Елизаветы Петровны, в 40–50-е годы, он приобрел в прикладном искусстве самостоятельное значение. Наряду с окладами из стекляруса из мельчайшего бисера вышивались и целые иконы. Шедевром можно назвать «Святую Екатерину», выполненную в этой технике.

До рубежа 50–60-х годов XVIII века в русском искусстве использовался исключительно импортный бисер: венецианский, богемский. Конкуренцию ему смог составить лишь стеклянный материал, производимый на фабрике Ломоносова под Петербургом. Первая половина XIX века – «золотой век» русского бисера. Создано абсолютное большинство памятников, применено все разнообразие приемов работы.

С 30-х годов XIX века в столицах стало ослабевать увлечение бисером. Но русская провинция оставалась ему верна до 60-х годов.

Наступила новая эпоха. Обращая свою мысль в родное прошлое, вспомним же и мы полный сердечной любви призыв егорьевского городского головы: «Служите великому нашему Отечеству!»

(По А. Крутову, Н. Раужину)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Ответьте на вопросы: «Какие главные заповеди завещал Никифор Бордыгин своим потомкам?»; «Кто, на ваш взгляд, является автором процитированного стихотворения?».

3. Составьте план и перескажите текст.

4. Найдите в тексте производные предлоги и объясните их правописание.

5. Выпишите союзы и укажите, какие из них связывают члены предложения, какие – предложения. Сочинительные союзы подчеркните одной чертой, подчинительные другой.

Текст № 10

Золотое кольцо России.

Владимир. Суздаль

Недалеко от Москвы берет свое начало так называемое Золотое кольцо России – цепь провинциальных городов, которые некогда были общественными и культурными центрами Древней Руси.

В 1108 году князь Владимир Мономах основал столицу своего княжества и назвал ее собственным именем.

Во Владимир вели главные, Золотые ворота. Они выполняли сразу две задачи: крепостной проездной башни и торжественных ворот столицы, от которых брала начало главная улица.

В конце XIX века рядом с резиденцией князя был построен храм – Дмитриевский собор. Дух торжественного великолепия пронизывает все его детали. Изысканная резьба по белому камню на фасадах здания органично слита с его архитектурой. Столь же прекрасно в своей лаконичной простоте и внутреннее убранство собора. Под сводами хор сохранились остатки фресок XII века.

Центром архитектурного ансамбля Владимира была его крупнейшая постройка – Успенский собор. Русские зодчие XII века создали грандиозное и величественное сооружение, претендовавшее на главный храм России. Если внешний облик собора максимально близок к первоначальному, то характер его интерьера значительно изменился за прошедшие семь веков.

Самая древняя часть сохранившихся фресок относится к XV веку. Это многосложная композиция «Страшный суд», которая была создана в одно лето замечательным русским живописцем Андреем Рублевым вместе с Даниилом Черным. Из-за многочисленных повреждений и неудачной реставрации в XIX веке фрески частично утратили свой первоначальный красочный слой. Но главное в них читается и сегодня: не чувство ужаса вызывает «Страшный суд» Рублева и Черного – умиротворение фрески вселяет надежду и душевную стойкость.

Долгие годы соборы Владимира служили образцами для подобных сооружений Древней Руси.

Ровесник Владимира – Древний Суздаль. В XII веке он был столицей княжества Юрия Долгорукого. По собранности своего старинного внешнего облика Суздаль не знает себе равных и по праву считается городом-музеем. Выдающиеся создания зодчих и более скромные рядовые постройки объединены здесь в неповторимое по красоте поэтическое целое.

В средние века Суздаль в основном состоял из низких хижин простолюдинов. Среди них высились хоромы городской знати, а над всем городом-крепостью господствовал грандиозный ансамбль княжеского дворца и Рождественского собора. Четкие белокаменные резные детали контрастно и эффектно выступают на неровном фоне их стен. Это отличие от утонченной декоративной отделки зданий Владимира, и оно свидетельствует об изменившихся к XIII веку художественных вкусах.

Сверкающие сказочной росписью интерьеры производили сильное впечатление на обитателей средневекового города хижин. Весь архитектурный и декоративный облик внушал мысль о могуществе, величии и силе власти, создавшей такой Дом Бога.

Совершенством каменной архитектуры Владимиро-Суздальской земли считается храм Покрова-на-Нерли, построенный в XII веке. Легкость и изящество, стройность пропорций, невесомость устремленных ввысь членений храма впечатляют до сих пор. Тем же движением к небу и легкостью проникнуто и внутреннее пространство. Идеальная согласованность всех деталей создает тонкую и просветленную гармонию храма Покрова-на-Нерли, уподобляя его архитектуру летящей ввысь музыке.

(По В. Лишбергову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте изложение-миниатюру «Храм Покрова-на-Нерли».

3. Ответьте на вопрос: «Кто являлся выдающимся русским живописцем XV века?»

4. Выпишите все слова, написанные с прописной буквы. Объясните их правописание.

5. Вставьте пропущенные буквы в следующие сочетания: …олотое …ольцо …оссии, …олотые …орота, …ревняя …усь, …митриевский …обор, …роездная …ашня, …ладимир …ономах, «…трашный …уд», …ндрей …ублев, …ревний …уздаль, …ород-…узей, …рам …окрова-на-…ерли. Объясните правописание.

6. Выпишите из текста несколько местоимений. Объясните их правописание.

7. Объясните правописание следующих слов: проездной, некогда, крепостной, резиденция, фрески, многоярусный, старинный, город-музей.

8. Составьте словарный диктант на тему: «Правописание суффиксов имен существительных».

 

Текст № 11

Золотое кольцо России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.025 с.)