Памятники природы и заказники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятники природы и заказники



Текст №25

Заказники

Заказники – это постоянно или временно охраняемые природные территории, на которых запрещены отдельные виды деятельности, например, охота на некоторые виды животных, сбор того или иного вида растений. Заказники создаются для поддержания и восстановления численности тех видов, которым угрожает резкое сокращение в связи с использованием их человеком в своих целях.

В области сейчас шесть зоологических и три ботанических заказника.

Охраняются в них, в основном, выхухоль и бобер, а из растений чабрец (богородская трава), горицвет весенний, цмин песчаный. Этим лекарственным растениям угрожает уничтожение из-за неумелой, неумеренной и грубой заготовки сырья, после которой растения долго не могут восстановиться.

Заказники позволяют сочетать охрану определенных объектов с умеренным использованием этих участков для других видов деятельности: отдыха населения, ограниченных рубок леса. Режим заказника может быть снят, если охраняемые животные или растения успешно размножились. На местности заказники, так же как и другие охраняемые природные территории, должны быть отмечены пограничными столбами, аншлагами, на которых указывается, что разрешено, а что запрещено делать на их территории.

(По О. Лукашовой)

Задания к тексту

1. Определите тип и стиль речи.

2. Разбейте текст на части, составьте план.

3. Изложите коротко содержание текста.

4. Выпишите общенаучные термины.

5. Произведите морфемный анализ указанных слов: восстановление, сочетать, успешно, пограничными.

6. Произведите морфологический анализ следующих слов: временно, резкое, растениям, делать.

7. Выпишите из текста по два-три примера со следующими орфограммами:

ـ правописание НЕ с различными частями речи;

ـ правописание суффиксов глаголов;

ـ правописание наречий.

8. Объясните знаки препинания в последнем абзаце.

 

Текст № 26

Памятники природы и заказники

Заповедники относятся к охраняемым территориям с самым строгим режимом. Существуют и другие типы охраняемых природных территорий: заказники и памятники природы.

Памятники природы – это природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительское значение, как правило, небольшого размера (геологические обнажения, старое дерево или роща, парк или скала, водопад, необычный родник или дерево и т.д.). На территории памятников запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности. Памятники можно посещать и изучать. В отличие от заповедников и заказников для памятников природы не предусмотрены штаты сотрудников и егерей. За их состоянием следит та организация, за которой они закреплены: лесхоз, местная администрация, школа и т.д.

В Курской области имеется пятьдесят памятников природы, из них пять – это геологические объекты, пять – озера и болота, пятнадцать – сады и парки, двадцать девять – леса и лесные насаждения и четыре объекта – это степи с реликтовыми растениями и луга.

В 1979 году были объявлены геологическими памятниками природы выходы палеогеновых песчаников с отпечатками древней теплолюбивой растительности. В мире известно всего шесть подобных мест, и два из них расположены в Курской области: у поселка Тим и у деревни Молотычи Фатежского района.

В Суджанском районе интересное и живописное место – озеро Клюквенное со своеобразной растительностью, которая редко встречается в Курской области. Здесь можно увидеть клюкву болотную, росянку круглолистную (растение-хищник), пушицу многоколосковую. В прибрежных зарослях гнездятся многие птицы: утки, камышовки, малая выпь.

К памятникам природы относятся и озера Лезвино, Малино, Линево, Маковье, которые представляют собой старицы реки Сейм.

Из парков и садов следует отметить дворцово-парковые ансамбли Марьино (Рыльский район) и Моква (Курский район), которые являются образцами садово-паркового искусства начала XIX века. В селе Воробьевка Золотухинского района находится бывшая усадьба известного русского поэта А.А. Фета, где он жил и работал последние пятнадцать лет своей жизни. В настоящее время парк этой усадьбы – памятник природы.

Из лесных памятников природы наибольшее природоохранное значение имеют те массивы, где сохранились участки естественных лесов, в которых можно встретить отдельные деревья 100–120-летнего возраста (ели, сосны, дубы) и такие редкие растения, как любка двулистная, наперстянка крупноцветковая, дремлик зимовниковый. Это урочище Обжи Хомутовского района, Мининская дубрава и некоторые кварталы Клинковского лесничества в Дмитриевском районе. Большая же часть лесов представлена насаждениями разного возраста и состава, однако леса здесь высокого качества и являются хорошими местами отдыха, как, например, Карыжский лес, Знаменская роща и Зоринские болота.

(По О. Лукашовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части, составьте план.

3. Изложите коротко содержание текста.

4. Выпишите научные термины.

5. Произведите морфемный анализ следующих слов: природные, прибрежных, представляют, насаждениями.

6. Сделайте морфологический разбор слов первого абзаца.

7. Произведите синтаксический разбор предложения «Из лесных памятников природы …».

8. Произведите орфографический и пунктуационный разборы предложения «В селе Воробьевка …».

 

Текст № 27

Озеро Линево

Это озеро находится в зеленой зоне города Курска на правом берегу поймы реки Сейм, севернее села Толмачево. Северный конец озера лежит несколько южнее Киевской железной дороги. Здесь через озеро проходит асфальтированная шоссейная дорога. Длина озера около двух километров, наибольшая ширина сто двадцать метров. С восточной стороны располагается сосновый бор. Берега окаймляют густые заросли кустарниковой ивы и ольхи. В прибрежной части озеро покрыто водной растительностью: тростником, манником, камышом. На мелководных участках растительность образует перемычки, которые разделяют озеро на отдельные плесы. Большая часть открытой поверхности занята плавающей ряской. В озере живут карась золотой, щука, плотва.

Местность южнее и юго-западнее озера занимает обширное Толмачевское болото, где наряду с обычными болотными видами растут представители северных сообществ: сфагновый мох, клюква, вереск, топяная фиалка, росянка круглолистная.

Озеро и прилегающее болото с многочисленными торфяными карьерами используются как охотничье угодье.

(По И. Зверкову).

Задания к тексту

1. Проведите наблюдение над языком и стилем текста.

2. Выявите в тексте особенности лексики и синтаксиса.

3. Выпишите из текста научные и географические термины.

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: прибрежный, плавающей, заросли, занята.

5. Произведите морфологический разбор указанных слов: берегу, молодой, разделяют.

6. Выпишите из текста по два-три примера со следующими орфограммами:

ـ правописание безударных гласных в корне слова;

ـ правописание Н и НН в прилагательных и причастиях;

ـ правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

7. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения в тексте.

 

Текст № 28

Зоринские болота

Эти болота располагаются северо-восточнее села Зорина, в девяти километрах от города Обояни. Они распространены на второй надпойменной террасе рек Псела и Зажельца. Самые крупные и интересные находятся недалеко от будки железной дороги на станцию Ржава. Болота имеют различные очертания: округлые или удлиненно-округлые, иногда подковообразные. Поверхность, на которой они располагаются, всхолмленная, местами плоская, болота лежат в понижениях. Образовались они путем оседания песков, подстилающих толщу леса. Питание их идет в значительной степени за счет атмосферных осадков. В центре территории, занятой болотами, – русло высохшего ручья, между болотами и вокруг них располагаются пашни и посевы.

Если Зоринскими считать все болота, расположенные от села Зорина до ручья, что за железной дорогой впадает в Пселец, то число их доходит до ста восьмидесяти шести. Сорок из изученных болот являются сфагновыми. Они для степной зоны, как известно, редкое явление. Остальные болота этого участка или низинные, или переходные к сфагновым.

Сфагновые болота имеют растительность северного типа, которая мало гармонирует с окружающими степями и лиственными лесами. Большая часть этих различных по своим размерам болот покрыта ковром сфагновых мхов. Постоянно нарастая, они создают большой подстилающий слой торфа, который определяет особое сообщество растений, способных выносить эти условия. Здесь встречаются росянка круглолистная, ятрышник, грушанка, папоротник болотный, осоки, пушица, вахта трехлистная, сабельник болотный.

По центральной части болот местами растут небольшие тонкие ивы, береза пушистая. У берегов болот – заросли камышей с манником водяным, осокой пузырчатой, ивами пепельной и ушастой.

Остальные болота, не имеющие сплошного сфагнового ковра, представляют собой или переходные к сфагновым, или осоко-тростниковые, где встречаются дербенники, рогозы, тростник, осоки и другие растения. Есть болота и с открытой водной поверхностью в центре, где можно встретить ряски, лягушатники.

(По М.И. Падеревской)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Чем вы подтвердите свой вывод?

2. Выпишите общенаучные и географические термины.

3. Есть ли в тексте изобразительные средства? Укажите их.

4. Произведите морфемный анализ указанных слов: изученных, нарастая, круглолистная, зарастания.

5. Произведите морфологический разбор следующих слов: растения, который, тонкие, расположенные.

6. Выпишите из текста по 2-3 примера со следующими орфограммами:

ـ правописание приставок на З и С;

ـ правописание чередующихся гласных в корне;

ـ правописание удвоенных согласных.

7. Объясните постановку знаков препинания в обособленных определениях и обстоятельствах.

 

Текст № 29

Знаменская роща

Когда-то это место входило в пригородную зону города Курска. Теперь же этот зеленый уголок природы практически оказался рядом с центром города. С одной стороны его окружают все ближе подступающие громады многоэтажных зданий, с другой – в непосредственной близости проходит широкая оживленная автомобильная магистраль.

По площади Знаменскую рощу вряд ли можно отнести к крупным естественным парковым зонам, тем не менее этот уголок девственной природы занимает свое особое место в зеленом наряде города Курска, оказывая заметное влияние на кислородный баланс в атмосфере, улучшая санитарно-гигиенические условия окружающего района. К тому же велико эстетическое значение этого природного комплекса.

Богат и чрезвычайно разнообразен растительный и животный мир Знаменской рощи. Ранней весной роща привлекает яркой и сочной зеленью только что появившихся из-под снега пролесок. На смену пролескам приходят чистяк весенний, ветреница, хохлатка, медуница, гусиный лук, петров крест. И наконец наступает пора цветения ландыша майского, первоцвета весеннего, а позднее и купены. С приходом весны и наступлением лета Знаменская роща наполняется голосами птиц: скворцов, синиц, зябликов. Изредка здесь можно встретить пробегающего ежа или какого-нибудь грызуна и почти на каждом шагу встречаются неутомимые труженики леса – муравьи.

Знаменская роща – интересный познавательный объект, ведь здесь сосредоточены такие растения, как боярышник, девясил, гвоздика пышная и узкочашечная, кочедыжник женский, щитовик мужской, валериана лекарственная, чабрец и целый ряд других растений, которые повсеместно в Курской области подлежат охране.

(По А. Бубенчикову и Л. Прокошевой)

Задания к тексту

1. Кратко передайте содержание этого текста.

2. Составьте план текста.

3. Определите тип речи и стиль текста. Подтвердите свой вывод.

4. Выпишите их текста географические термины.

5. Произведите морфемный анализ следующих слов: гусиный, пробегающего, изредка, пригородную.

6. Произведите морфологический разбор указанных слов: объект, охране, яркой, свое, и.

7. Выпишите из текста примеры со следующими орфограммами:

ـ непроверяемые гласные в корне;

ـ гласные в приставках;

ـ правописание сложных прилагательных;

ـ правописание наречий.

8. Объясните знаки препинания в последнем абзаце текста.

 

Текст № 30

Заповедная степь

Открытые степные пространства давно обжиты человеком. Племена кочевников пасли здесь стада своих животных. Земледелием на этих плодородных почвах люди начали заниматься тоже очень давно. Сыграв важную роль в истории человеческих цивилизаций, степь первая из всех природных зон подверглась почти полному преобразованию, что для естественной природы означает уничтожение. Трудно, почти невозможно, встретить сейчас богатые красочные степные сообщества, они вытеснены сельскохозяйственными угодьями.

К началу XX века стало совершенно очевидно, что надо срочно принимать меры, иначе человечество лишится последних участков степей. Останутся только картины художников и рассказы писателей, восхищающихся красотой и простором этих ландшафтов. Последовательно и целенаправленно отстаивал необходимость создания степного заповедника Василий Васильевич Алехин, уроженец Курской губернии, впоследствии профессор Московского университета.

Заповедник был организован в 1935 году и состоял тогда из трех участков: Стрелецкой, Казацкой и Ямской степи. За прошедшие годы удалось присоединить еще несколько участков с интересной и ценной, чудом уцелевшей растительностью. Теперь здесь представлены еще лесные и болотные сообщества, а также растительность меловых склонов.

(По Л. Башкатовой, Т. Филатовой)

Задание к тексту

1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение.

2. Изложите коротко содержание текста.

3. Разберите по составу следующие слова: земледелием, сыграв, преобразованию, встретить.

4. Сделайте морфологический разбор следующих слов: угодьями, восхищающихся, присоединить, болотные.

5. Произведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.

 

Текст № 31

***

Степь издавна была бескрайней дорогой для кочующих племен: скифов, хазар, печенегов, половцев, монголо-татар. Память о давних временах хранят курганы. Участвуя в археологических раскопках и экскурсиях по местам древних поселений, можно прикоснуться к тайнам многовековой истории. Более тысячи лет куряне защищали южные рубежи Руси.

Только после Азовского похода Петра I наш край перестал быть порубежным и стал активно заселяться мирными землепашцами. С этого времени русские цари награждали за верную службу своих подчиненных курскими землями. Возникают новые поселения и усадьбы, перестраиваются города. Красота края восхищала многих: Екатерина II назвала Курск «Русской Венецией», А.К. Толстой воспел курские усадьбы, а Ф.И. Тютчев, побывав в Курске, писал, что «это одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служило предметом паломничества для туристов». На средства, выделенные последним русским императором Николаем II, в 1903 году был открыт для посетителей краеведческий музей, в котором собраны свидетельства истории земли Курской. О событиях и людях рассказывают нам памятники архитектуры, собрание живописи Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки, экспонаты музеев астронома Ф.А. Семенова, писателей Н.А. Асеева, А.П. Гайдара, военно-исторический музей Курской битвы, храмы Курска.

(По А. Чертовой)

Задания к тексту

1. Определите, к какому стилю и типу речи относится данный текст?

2. Найдите ключевые слова в тексте.

3. Подберите синонимы к словам дорогой, воспел, новые.

4. Найдите в тексте предложения с однородными членами. Определите, какими членами предложения они являются, чем выражены.

5. Сделайте морфемный анализ следующих слов: перестраиваются, побывав, многовековой.

6. Произведите морфологический анализ указанных слов: раскопках, активно, курскими.

7. Сделайте синтаксический анализ двух последних предложений.

 

Текст № 32

«Ботаническая аномалия», открытая Василием Алехиным

Вот степь! Ты много раз воспета,

Былою славою одета.

Ковыль, куда ни взглянешь вдаль,

По ветру стелется, как встарь.

Кругом кудрявые дубравы…

Ну что ж вам нужно лучше, право!

И в этот заповедник мой

Я приглашаю всех с собой.

 

Так писал наш земляк, известный геоботаник, профессор МГУ Василий Васильевич Алехин (1882–1946) об очаровавшей его еще в юности Стрелецкой степи, входящей в состав Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника. Ученый имел полное право назвать жемчужину Черноземья «мой заповедник», ведь благодаря именно его стараниям и усилиям этот уникальный природный уголок был взят под охрану государством решением Президиума ВЦИК в 1935 году. С тех пор заповедник носит имя его создателя.

17 января 2002 года исполнилось 120 лет со дня рождения В.В. Алехина. Родился он в Курске, в семье торговца мехами. Отец мечтал, чтобы его единственный сын (у родителей было еще шест дочерей) пошел по проторенной дорожке и тоже стал купцом, но у Василия рано появились иные увлечения – он тяготел к миру природы. Уже восьмилетним мальчиком старательно заносил он в записную книжечку названия растений, произраставших в домашнем саду на улице Мирной. А когда в тринадцать лет на свой день рождения получил в подарок книгу Маевского «Флора Средней России», то и вовсе «заболел» ботаникой.

Окончив в 1901 году классическую гимназию с золотой медалью, девятнадцатилетний юноша поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где в то время читали лекции великий исследователь природы К.А. Тимирязев, крупнейший геохимик и минералог В.И. Вернадский и другие известные ученые.

Василий Алехин изучал ботанику у профессора И.Н. Горожанкина и много занимался самостоятельно, преуспев в познании флоры средней полосы России на практике, участвовал в геоботанических экспедициях. Будучи студентом, Василий исходил вдоль и поперек Стрелецкую, Казацкую и Ямскую степи, описал их растительность и «открыл» их для науки.

В результате тщательных исследований ему удалось найти целинные степные участки, которых никогда не касался лемех плуга. В 1909–1910 годах в «Трудах Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей» были опубликованы два научных очерка молодого ученого, обратившие на себя внимание специалистов. Позже работы Алехина по курским степям вошли во все учебники ботанической географии.

Выпускник университета В. Алехин сдал в 1914 году магистерские экзамены и по прочтении пробных лекций был назначен приват-доцентом. А в 1918 году 36-летнему Василию Алехину декретом молодого Советского правительства присвоили звание профессора. Спустя пять лет он создал в Московском государственном университете кафедру геоботаники, бессменным руководителем которой оставался до конца жизни. Его признали главой Московской школы геоботаников и ботаников-географов, воспитавшей несколько поколений исследователей.

Василий Васильевич частенько приезжал из столицы на свою малую родину, куда его влекли курские степи. Он был настолько ими заворожен, что посвящал им стихи, хотя и в прозе очень поэтично описывал природу. Вот какой увидел однажды В.В. Алехин цветущую Стрелецкую степь:

«Представьте себе необозримое пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого сложения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный покров настолько красочен, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах, и взор ищет успокоения в далекой линии горизонта, где там и сям виднеются небольшие холмики – курганы или где далеко за балкой вырисовываются темные пятна кудрявых дубрав…»

Со времени этого описания минуло более 90 лет, но и ныне можно летом обозреть подобную картину. Однако не только красота красок и вольный простор дикой степи притягивали сюда Алехина. Геоботаник открыл в Стрелецкой степи невероятное богатство – чрезвычайно высокую видовую насыщенность растительного сообщества. На одном квадратном метре он насчитал до 80 (!) видов растений. Это редкостное явление в природе ученый назвал «Курской ботанической аномалией». А в целом в Центрально-Черноземном биосферном заповеднике имени профессора В.В.Алехина произрастает 1150 видов высших сосудистых растений, что составляет около 70 процентов флоры Курской области.

В теплое время года в заповеднике нескончаем поток экскурсантов, любующихся бесценным природным богатством. На центральной усадьбе – в поселке Заповедном, что в десяти километрах от Курска, – гостей встречает памятник ученому. На пьедестале высится бронзовый бюст (иной памятник установлен на могиле нашего земляка на Новодевичьем кладбище в Москве).

Дело В.В. Алехина продолжает небольшой коллектив заповедника, ученые, преданные науке, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края, слава о котором пересекла границы России.

(По Р. Кабановой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста, укажите его признаки.

2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части и составьте план.

3. Изложите коротко содержание текста.

4. Какие эпитеты В.В. Алехина в описании Стрелецкой степи вам понравились (выпишите их вместе с определяемыми словами).

5. Выпишите 10-15 слов с проверяемыми гласными в корне, наиболее трудных для написания, запишите к ним проверочные слова.

6. Произведите пунктуационный разбор предложения последнего абзаца текста.

 

Текст № 33



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.066 с.)