Актриса Любовь Ивановна Млотковская 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актриса Любовь Ивановна Млотковская



Богат Курск культурными традициями. Еще в начале прошлого века пользовался он репутацией одного из театральных центров российской провинции.

Здесь давали спектакли хорошо подготовленные крепостные труппы, созданные местными помещиками, любителями театра, сюда часто заезжали гастролеры. В Курске началась слава великого Щепкина. Выдающимся мастером сцены был курянин Н.Х. Рыбаков. В Курске прошли детство и юность блистательной актрисы Любови Ивановны Млотковской.

Она происходила из семьи, тесно связанной с местным театром. Ее мать доводилась родной сестрой артистам Барсовым, которые содержали театр, а отец, Иван Васильевич Колосов, преподавал в народном училище и часто выполнял обязанности суфлера. В 1804 году у Колосовых родилась дочь Люба. С детских лет она проявляла горячее пристрастие к театру.

Любовь Ивановна рано вышла замуж и под фамилией мужа делала первые шаги в искусстве, в афишах именовалась «госпожой Остряковой». Около 1824 года она была принята в знаменитую труппу И.Ф. Штейна, из которой вышло много подлинных талантов.

Со Штейном Любовь Ивановна проработала более десяти лет и стала знаменитостью, ей аплодировали во многих городах страны. Часто труппа гастролировала в Курске. Об актрисе писали в газетах, что она «с одинаковым успехом играла в «раздирательных» трагедиях, в самых жестоких драмах и забавных комедиях и водевилях. Перевоплощение происходило полное».

В 1823 году от Штейна отделилась группа молодых актеров во главе с Л.Ю. Млотковским, который решил организовать собственное «дело». Госпожа Острякова выступала попеременно с артистами то Штейна, то Млотковского. В 1835 г. Штейн разорился и уступил свои права Л.Ю. Млотковскому, арендовавшему Харьковский и Киевский театры. Любовь Ивановна вышла замуж за нового антрепренера и стала играть под фамилией Млотковская.

В Харькове собрались лучшие артистические силы провинции, на гастроли приезжали М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.И. Живокини. Эти актеры оказали огромное влияние на творчество Любови Ивановны, которая не раз была их партнершей.

Млотковская умела одухотворять самые невыразительные роли. Она с успехом выступала в ролях Софьи и Лизы в «Горе от ума» Грибоедова. Подлинный триумф актрисе принесла роль Офелии в трагедии Шекспира «Гамлет». Принца датского исполнял гениальный актер Малого театра П.С. Мочалов.

Годы шли и уже не позволяли ей выступать в молодых ролях. В 1849 году она переехала в Одессу.

В Одесском русском театре Любовь Ивановна играла роли женщин ровесниц и более пожилых. Она сыграла роль жены городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, на одном из спектаклей по своей пьесе присутствовал сам великий писатель.

Последние годы жизни Любовь Ивановны прошли в Киеве. В Киеве она участвовала в постановках «Ревизора», «Мертвых душ», «Грозы», «Доходного места», трагедий Шекспира. Критики писали, что актриса в своих ролях по-прежнему «чрезвычайно естественна», «бесподобна», «очень хороша». 31 марта 1866 года ее не стало.

Творчество Л.И. Млотковской навсегда останется яркой страницей в истории отечественного театрального искусства.

(По Н. Шахову)

Задания к тексту

1. К какому типу речи и стилю относится текст? Аргументируйте свое мнение.

2. Составьте план текста.

3. Подготовьтесь к пересказу текста.

4. Объясните значение слова суфлер.

5. Подберите синонимы к слову великий.

6. Произведите морфемный анализ следующих слов: связанной, блистательной, отделилась.

7. Найдите в тексте примере сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений. Объясните знаки препинания в них, постройте схемы предложений.

8. Выпишите 2-3 предложения с обособленными членами. Объясните знаки препинания.

 

Текст № 90

Актер Корнелий Николаевич Полтавцев

В середине прошлого века большую популярность на сценах русских провинциальных театров приобрел талантливый русский актер Корнелий Николаевич Полтавцев.

К.Н. Полтавцев – наш земляк. Он родился в Курске в 1823 году. Воспитывался в доме генерала Бороздина и после переезда семьи в Москву был определен в гимназию. Еще в гимназические годы начал проявляться его артистический талант. После гимназии Полтавцев был принят в Московское театральное училище, которое окончил в 1842 году. Благодаря безукоризненному знанию французского языка, приобретенному в доме Бороздина, он был зачислен актером во французскую труппу на московской сцене, иногда играя небольшие роли в русских спектаклях.

С 1845 года К.Н. Полтавцев работал на сценах провинциальных городов в самых различных ролях. Актер работал в Одессе в труппе Гагарина. В 1846 – 1847 годах Корнелий Николаевич играет в Кишиневе. Роль Фердинанда в пьесе Шиллера «Коварство и любовь» закрепила за ним славу трагедийного актера. Затем он работает в театрах Таганрога, Ростова, Воронежа и Тулы. Уже в конце 40-х годов одаренность Полтавцева и приобретенный опыт помогли ему завоевать успех. О нем писали, что «при его участии стали давать больше драмы и трагедии». Публике он очень нравился. Актер обладал звучным голосом и хорошей дикцией. Манерой игры Полтавцев стремился приблизиться к знаменитому П.С. Мочалову. В 1854 году К.Н. Полтавцев был зачислен в труппу Малого театра на место скончавшегося Мочалова

В последующие годы были сыграны роли Гамлета, Чацкого, Отелло, Жоржа Жемани, Нино. Большой талант в сочетании с приятной внешностью помогал Полтавцеву впечатляюще передавать эмоциональные состояния своих героев. Актер пытался продолжить сценическую традицию П.С. Мочалова, создавать образы романтических героев, вступающих в борьбу против рабства и тирании. Эта сторона его искусства положительно отмечалась великим драматургом А.Н. Островским.

Наиболее полно дарование Полтавцева раскрылось в современном французском репертуаре, заполнившем сцену Малого театра. В числе самых прославленных ролей в этом ряду можно назвать роль Дон Сезара де Базана («Испанский дворянин», 1856).

Последний раз Корнелий Николаевич выступил на сцене Малого театра в 1865 году в роли Романа Дубровина в пьесе А.Н. Островского «Воевода». Тяжелый недуг заставил актера покинуть сцену.

Умер он в самом расцвете сил и замечательного таланта, горячо любимый публикой.

(По М. Шехиреву).

Задания к тексту

1. К какому стилю и типу речи относится текст? Докажите.

2. Составьте план текста.

3. Выберите из текста материал для разных видов разбора. Выполните задание письменно (2-3 слова).

4. Подчеркните главные члены предложения. Какой тип сказуемого используется во всех двусоставных предложениях?

5. Составьте схемы сложных предложений.

6. Подберите антонимы к следующим словам: большой, окончил, хороший.

7. Подберите синонимы к слову знаменитый.

8. Объясните орфографию и пунктуацию текста.

 

Текст № 91

…И ждет явленья твоего...

Природа одарила Антонину Ивановну Губардину мощной жизненной силой. Пятьдесят пять лет на сцене и прощаться с ней не собирается. Более того, репетирует заглавную роль в скорой премьере Курского драматического театра имени А.С. Пушкина «Странная миссис Сэвидж». В ее сегодняшнем репертуаре – «Дикарь», «Неугомонная Софья», «Босиком по парку».

В том, что эти спектакли уже много лет не сходят со сцены, есть заслуга и Губардиной. Неслучайно много работавший с актрисой режиссер Анатолий Хасин посвятил ей такие стихи:

Но манит сцена, как магнит,

И ждет явленья твоего.

Наш мир – театр и тем стоит,

А Ты – Ты подданный его.

Она познала всю милость и все коварство Фортуны и Мельпомены. Милостей, правда, было больше – это и звание заслуженной артистки России, и орден «Знак Почета», и доверие коллег, постоянно ее куда-то выбиравших: в правление ВТО, худсовет, профком.

А сейчас готовится к печати третий том энциклопедии «Лучшие люди России», и имя Антонины Ивановны Губардиной – среди персоналий этого издания.

Щедро одарила судьба актрису любовью и поклонением публики, славой – неизбежной спутницей таланта – вплоть до того, что на рынке одна торговка кричала другой: «Артистка пришла, продай ей подешевле!»

Из немилостей, если не считать, что однажды уронили ее по ходу спектакля на сцене и случилась серьезная травма, больнее всего, пожалуй, были простои. Для актера, в отличие от простых смертных, чем больше работы, тем он счастливее.

Но сыграны триста ролей, и партнеры – дай Бог каждому: что ни имя, то история и слава Курского театра, которому Антонина Ивановна верой и правдой служит уже сорок пять лет и сама стала частью его истории.

Больше всего Губардина любит трагикомедию, когда на сцене, как и в жизни, переплетаются слезы и смех. Потому с большим удовольствием работала она над пьесами Чехова, Островского, Горького, Бомарше, Кальдерона, Погодина, Арбузова.

Не последнее место занимали персонажи музыкальных спектаклей: ведь Антонина Ивановна – воспитанница высшего московского музыкально-театрального училища имени Глазунова.

Редкий случай, но в театре ее любят все: партнеры и режиссеры, служители цехов и рабочие сцены. Конечно, не обходилось без зависти и интриг – какой храм Мельпомены без этого?

Однако по большому счету Губардину уважают, не случайно коллектив выдвинул ее на звание «Человек года 2002» в номинациях «Честь и достоинство», «Мудрость и опыт».

Она помнит много чего интересного – хотя бы очень популярное в шестидесятые годы театральное кафе «Зеленая лампа», быстро прикрытое обкомом КПСС за приглашение на одну из встреч итальянцев, строивших в Курске трикотажный комбинат.

Помнит сцены крупнейших городов и сельских клубов, награждена даже знаком Министерства культуры «Отличник культурного шефства над селом». Как истинно лицедею, Губардиной достаточно коврика на площади, чтобы творить Театр.

(По Т. Антипенко)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план и по нему перескажите текст.

3. Что означает выражение «храм Мельпомены»?

4. Сделайте морфемный анализ следующих слов: трагикомедия, коллектив, номинациях, строившихся.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: счастливее, работавший, познала, уже, есть.

6. Объясните правописание следующих слов: вплоть, немилость, в отличие, переплетаются, музыкально-театральный, режиссер, лицедей.

7. Сделайте анализ орфограмм второго абзаца текста.

8. Сделайте синтаксический разбор предложения «Из немилостей...».

 

«ГРЕМИТ МУЗЫКА...»

Текст № 92



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.018 с.)