Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дворцово-парковый ансамбль Марьино

Поиск

Наша Родина богата сокровищами архитектуры, созданными величайшими зодчими и небезызвестными народными мастерами. Такие памятники являются красноречивыми свидетелями давно минувших веков. Одним из объектов такого наследия служат архитектурно-исторические памятники старинного села Ивановского и дворцово-паркового ансамбля Марьина, находящиеся между древними городами Рыльск и Льгов, в красивейшем месте на юго-западе Курской области.

Село Ивановское и усадьба Марьино тесно связаны друг с другом и соединены аллеей вековых деревьев длинною 1700 м. Дворцово-парковый ансамбль Марьино был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное место среди великолепнейших дворцовых дворянских усадеб во владениях князей Барятинских.

Первые сведения о строительстве дворцово-паркового ансамбля Марьино восходят к началу XIX в., когда князь Иван Иванович Барятинский задумал построить великолепный дворец и разбить огромный парк с цветами, который ни в чем бы не уступал широко известным усадьбам Москвы и Санкт-Петербурга, имениям русских аристократов Шереметьевых, Голицыных, Болконских. Так, его замысел был воплощен в жизнь за девять лет, начиная с 1811 года, когда в основном закончилось сооружение марьинского дворца.

Достоверные документы и материалы позволяют назвать имена главных создателей дворцово-паркового ансамбля Марьино. Это архитекторы Горнов и Шабрихин, крепостной, каменных дел мастер Наседкин, но остались неизвестны имена многих крепостных мастеров: позолотников, механиков и штукатуров.

Имение назвали Марьино по имени жены Барятинского. Дворцово-парковый ансамбль создан трудом сотен народных умельцев. Выполняя княжескую волю, они своими руками сделали и уложили стены дворца, каждый кирпич, посадили в парке каждое дерево, вынули миллионы лопат грунта для устройства пруда. В итоге был построен дворец общей площадью до 20000 квадратных метров. На шестидесяти пяти гектарах пахотной земли разбит парк, вырыт искусственный водоем площадью восемнадцать гектаров, украшенный мостами, островками с беседками и даже имевший свой довольно большой флот.

Спустя пятьдесят лет после завершения строительства дворец был перестроен по проекту петербургского архитектора Ипполита Анатольевича Маникетти. Таким он и предстает перед нами.

Марьинский дворец пользовался большой известностью в России, и действительно, трудно представить себе среди частных владений что-нибудь более роскошное и грандиозное. «Я не помню числа комнат во дворце», – писал главноуправляющий Цицарский. – Но помню, что они исчисляются сотнями». В этом райском покое было сосредоточено громадное богатство, соединенное с утонченным вкусом, начиная с оригинальных произведений знаменитых мастеров живописи и скульптуры.

В усадьбе существовал даже театр. Барятинские содержали большой оркестр и труппы крепостных актеров.

Марьинский дворец не раз ремонтировался и перестраивался, поэтому особенно ценны сохранившиеся описания его интерьера. Опись, составленная в 1848 году, подробно рассказывает о дворце, отделке интерьера. В парадных помещениях дворца стены отделаны французскими обоями, а ровные потолки – искусственным мрамором. В зале на стенах изображены маски героев «Илиады» Гомера. В остальных же шести комнатах стены окрашены зеленым кроном, потолки расписаны масляными цветными красками, изображены некоторые предметы из мифологии, естественной истории. «Двери створчатые из красного дерева, резные стекла, рамы из дуба с белорскими стеклами. Подоконники из мрамора, каменные печи из белого изразца под мрамор. Из гостиной выход на балкон, с него две лестницы из дикого камня на террасу, затем сад», – так описывал дворец Сергей Иванович Барятинский.

Ныне в Марьинском дворце располагается санаторий «Марьино», известный на всю страну. Он имеет хорошую лечебно-диагностическую базу. Здесь работает высококвалифицированный персонал. Можно принять гидропроцедуры, массаж, посетить сауну. Хорошо оборудованы кабинеты физиотерапии, кислородотерапии, иглорефлексии, стоматологический кабинет.

(По фильму «Марьино»)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль. Аргументируйте свое заключение.

2. Выделите в тексте ключевые слова, разделите его на части и составьте план.

3. Изложите коротко содержание текста.

4. Разберите по составу следующие слова: художественный, красноречивыми, позолотников, расписаны.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: создан, начиная, живописи, дворянских.

6. Произведите синтаксический разбор предложений второго абзаца.

7. Выпишите 10 слов с проверяемыми гласными в корне, наиболее трудных для написания, запишите к ним проверочные слова.

 

Текст № 42

Мир усадьбы «Марьино»

Марьинский дворец был «прекрасен и самого отменного вкуса», – утверждал И.С. Барятинский, при жизни которого его владения в Курской губернии находились в образцовом состоянии и приносили большой доход, «чему в немалой степени способствовали привлекаемые из Англии специалисты по разным отраслям сельского хозяйства и мануфактурного производства».

В этот период в усадьбе существовали сахаро-ромовый завод (один из первых в Курской губернии), суконная фабрика, кирпичный и известковый заводы, деревообрабатывающее производство, велись большие работы по осушению болот и насаждению лесов, много внимания уделялось развитию скотоводства и разведению рыбы. В оранжереях выращивали редкие породы деревьев и цветов. В усадьбе существовал театр. Барятинские содержали большой оркестр и труппу крепостных актеров.

Несколько поколений князей Барятинских собирали редкие художественные и исторические ценности, которые составили впоследствии разнообразные коллекции дворца в Марьине. Основу этого огромного собрания заложил князь Иван Иванович Барятинский.

Коллекция русской живописи включала работы Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Ф. Алексеева, П. Соколова, А. Орловского, И. Теребенева, В. Тропинина и многих других. Эти произведения вошли в собрание лучших музеев страны.

В Марьине находилось и огромное количество скульптур, украшавших не только интерьеры дворца, но и парк. Особенно следует выделить работу итальянского мастера К. Финелли «Рождение Венеры», выполненную в Риме. Она была установлена в центре ротонды на Круглом острове марьинского пруда. Сейчас эта скульптура находится в Курском краеведческом музее. Многие произведения хранятся в Рыльском краеведческом музее.

Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановское в Марьино, пересекает парадный двор, главный усадебный дом, большой пруд и обширный парк западнее Эрмитажного пруда. Центр всей композиции ансамбля – трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного дворца, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ними проездными арками.

Марьино сохраняется как ценнейший памятник архитектуры, представляющий собой произведение искусства, не уступающее Павловскому парку. Дворцово-парковый ансамбль Марьино – пример бережного отношения нашего народа к культурным ценностям прошлого.

(По Г.Черновой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Составьте план текста.

3. Сделайте морфологический разбор указанных слов: втором, оранжереях, велись.

4. Произведите разбор 2-3-х словосочетаний, в состав которых входят прилагательные или причастия.

5. Выпишите из текста 2-3 предложения с обособленными членами. Объясните знаки препинания.

6. Произведите морфемный анализ следующих слов: выполненную, осушению, содержали.

7. Составьте схему одного из сложноподчиненных предложений.

8. Подчеркните грамматические основы предложений в последнем абзаце.

Текст № 43

***

Моква расположена недалеко от города Курска, всего в пяти километрах от западной его окраины. Это место хорошо известно курянам как природная зона отдыха, включающая в себя ряд санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей.

Это удивительный природный ландшафт: хвойный и лиственный лес, река Сейм с песчаными пляжами, пруды и, конечно, дворцово-парковый комплекс ХIХ века – усадьба Нелидовых.

У Моквы Нелидовьих была своя предыстория, о которой рассказывают документальные источники.

Название деревни происходит от одноименной речки – правого притока реки Сейм, которая со временем обмелела и стала именоваться ручьем. Интересно, что в документальных источниках и литературе прошлых веков встречается написание села через «А» – Маква и через «О» – Моква.

А в течение нашего века все же укоренилось название последнее. Слово это – угро-финского происхождения, и значение его объяснить теперь сложно.

Известно, что «ва» на угро-финском означает «вода», «река», а «мак» или «мок», возможно, характеристика реки или местности, где она протекает.

Вот короткое упоминание о речке Мокве в описании курских окрестностей 1785 года: «...вершина ее... в селе Касинове, которая выходит из Колодезя, впадает в той же округе в реку Сем (Сейм), в течении простирается на 16 верст…»

Первые упоминания о Мокве встречаются в документах ХVII века. В 1617 году: «...дворяне и дети боярские Курчане с ратными людьми составили отряд и пошли на промысел над Литовскими людьми, появившимися в Курском уезде и даже в окрестностях города Курска, где настигли их на реке Мокве, впадающей в Сейм с правой стороны...»

Начало строительства усадьбы в Мокве связано с Аркадием Ивановичем Нелидовым (1773 – 1834), братом фаворитки Павла I – Екатерины Ивановны Нелидовой (1758 – 1839), который благодаря такому положению сестры за короткое время сделал блестящую карьеру от камер-пажа до генерал-адъютанта.

В 1797 – 1798 годах ему были пожалованы земли в Воронежской, Орловской, Смоленской, Тамбовской губерниях и «...Курской губернии Рыльской округи сёла Гламаздино и Старшее...»

С удалением Е.И. Нелидовой от двора Аркадий Иванович был отставлен от службы. По воцарении Александра I Нелидову было возвращено звание генерал-адъютанта с производством в генерал-лейтенанты.

После опалы А.И. Нелидов занимал многие высокие посты в Санкт-Петербурге и других городах, а в 1811 году Александр I назначает его губернатором Курской губернии. Эта должность остается за ним до 1818 года. От брака с графиней Софьей Федоровной Буксгевден он имел шесть сыновей и семь дочерей. Умер А.И. Нелидов 3 сентября 1834 года в Ревеле, похоронен в Санкт-Петербурге.

В указах Павла I среди дарованных А.И. Нелидову деревень Кур- ской губернии не говорится о Мокве. Не известны документы и о времени строительства усадьбы, но можно предположить по архитектуре дворца, что усадьба создавалась на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Возможно, Моква была куплена Аркадием Ивановичем во времена опалы, как одно из красивых и близких от города мест.

На основе существующей дубравы был разбит так называемый английский парк (приближенный к естественной природе). Запруды на реке Мокве образовали систему трех прудов. Дворец, сливаясь с окружающим ландшафтом, создавал неповторимый и загадочный мир русского «рыцарского замка».

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свое мнение.

2. Составьте план текста и озаглавьте его.

3. Расскажите о происхождении слова «Моква».

4. Разделите на морфемы следующие слова: включающий, укоренилось, название.

5. Произведите морфологический разбор следующих слов: удивительный, древность, в течение, протекает.

6. Объясните орфографию и пунктуацию текста.

7. Выпишите сложное предложение, разберите его и составьте схему.

 

Текст №44

***

После смерти А.И. Нелидова в 1834 году усадьба Моква переходит к его сыну Аркадию Аркадьевичу Нелидову, отставному штаб-ротмистру. В 1849 – 1852 годах А.А. Нелидов известен как Курский губернский предводитель дворянства. С Аркадием Аркадьевичем связан самый плодотворный период развития усадьбы в Мокве.

Южнее дворца в 1848 году была построена кирпичная двухэтажная церковь Спасская, со склепом-усыпальницей в нижнем этаже. В отличие от дворца, небольшой семейный храм был выстроен с элементами русского стиля.

Церковь представляла собой центрический храм без колокольни. Недалеко от церкви был сформирован хозяйственный двор с многочисленными постройками: скотным двором, конюшней, каретным сараем, ригой, ледниками, кузницей и другими постройками.

В северной части усадьбы было разбито достаточно большое оранжерейное хозяйство: две теплицы, оранжерея, дом садовника, сторожка.

Были продолжены работы по благоустройству парка: сооружены парковые павильоны, мостики через овраги, фонтаны, беседки, гроты, скамьи.

Известно, что А.А. Нелидов много времени уделял усадебному хозяйству, за что в 1860 году был отмечен статистическим комитетом «…за примерное хозяйство в Мокве...»

Вот как современник 1860-го года описывает Мокву: «... Но самая привлекательная из окрестностей Курска, это Моква – имение камергера А.А. Нелидова, в пяти верстах от города. Местность эта окружена лесом, а издали дом владельца напоминает собой итальянские виллы. В наружном и внутреннем его устройстве заметен изящный вкус, выражающийся не в строгой и однообразной, а в более свободной архитектуре».

Во второй половине ХIХ века Моква состояла из двух частей: одна находилась на берегу верхнего пруда, к северу от дворца, и была заселена государственными крестьянами – село Моква, вторая часть, заселенная крепостными А.А. Нелидова, располагалась к югу от церкви вниз по течению ручья, здесь было десять крестьянских домов. После отмены крепостного права Нелидов перенес это селение на новый участок, расположенный вблизи реки Сейм примерно в двух километрах от прежнего места. Новое селение получило название Кукуевка, а позднее – деревня Моква (сегодня – 2-я Моква).

В Курске у Нелидовых был собственный дом, располагался он на улице Московской, теперь это улица Ленина. Это было кирпичное здание с симметричным главным фасадом в строгих классических формах.

«В 1846 году в доме устроена церковь во имя праведной Елисаветы, которая была приписана к рядом расположенной Благовещенской церкви...» (сейчас музыкальное училище по ул. Ленина). Известно, что «...Нелидов для нужд Благовещенского причта отписал на Макве тридцать десятин земли...»

Трагична судьба А.А. Нелидова. В 1850-х годах его жена Елизавета Петровна и шестеро детей умерли от туберкулеза и были похоронены в Мокве в склепе-усыпальнице (цокольный этаж церкви Спасской). По рассказам старожилов, Аркадий Аркадьевич, не в силах далее оставаться на родине, где все напоминало о постигшем горе, уехал за границу, где и скончался, завещая похоронить себя в семейном склепе в Мокве. Это и было исполнено.

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. К какому стилю речи можно отнести данный текст?

2. Определите тип речи (повествование, рассуждение или описание).

3. Озаглавьте текст.

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: известен, представляла, бросающийся, завещая.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: усадьбы, вторая, расположенной, уехал.

6. Выпишите из текста слова с трудными орфограммами. Объясните правила их написания.

7. Подчеркните главные члены в простых предложениях.

 

Текст № 45

Воробьевка

В десяти километрах восточнее коренной пустыни находится деревня Воробьевка, известная как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета, в котором поэт провел лучшие годы своего творчества.

История владения Воробьевкой такова. Существует версия, что название села происходит от первопоселенцев этих мест, служилых людей Воробьевых, живших еще в XVI веке. Позднее земли эти принадлежали князю Кантемиру, от наследников которого в конце XVIII века Воробьевка перешла к помещику М.С. Кодрину. Затем деревня была приобретена Ртищевым.

В начале XIX века Воробьевка принадлежала коллежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву, после смерти которого у его наследников в 1877 году имение было приобретено А.А. Фетом и записано на имя его жены Марии Петровны Шеншиной-Фет.

К приобретенному имению Фет предъявлял следующие требования: «Имение должно быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменной усадьбой и возможной близости от железной дороги». Воробьевка отвечала всем этим требованиям. Фет продал свое доходное имение Степановку в Орловской губернии и приобрел Воробьевку.

Имение лежало по обе стороны реки Тускарь. На правом берегу, где Тускарь имеет сильный изгиб на север, расположись усадебные постройки с парком. Северной границей парка служила дорога в село Уколово, восточной – дорога в деревню Сухоребрик. Господский двор примыкал к этой дороге каменным флигелем. К востоку от дороги располагались деревянные постройки. Парк простирался к югу и западу от господского дома.

К юго-востоку от усадьбы лежало сельцо Воробьевка.

Господский дом представлял собой одноэтажное здание с антресолями, часть которых была занята мезонином, а часть чердаком без окон. Жилых комнат было очень мало. На парковом, южном, фасаде дома располагался балкон. Фет свидетельствовал о наличии в доме высоких парадных комнат «с прекрасными обоями», двойных рам в окнах, железной крыши, «превосходных полов в парадных комнатах, каминных зеркал, выходящих в парадные комнаты».

Когда поэт приобрел усадьбу, он начал приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами. Фет очень ценил своего управляющего Александра Ивановича Иоста, роль которого в устройстве усадьбы не менее значительна, чем самого А.А. Фета.

В основном господский дом сохранил анфиладный принцип расположения парадных комнат, унаследованный из XVIII века.

На первом этаже главного дома времени Фета располагались парадные комнаты – гостиная, столовая; жилые – кабинет поэта, спальня, комната жены поэта; а также сени и коридор, деливший здание на две половины – парадную и жилую. В гостиной, против входа на террасу, помещался большой камин с зеркалом и бюстом бывшего владельца усадьбы Ртищева. Фет шутливо почитал его как «гения места» и покровителя.

И.С. Тургенев в 1878 году писал Фету: «Я слышал, что Ваша Воробьевка – прекрасное имение: один дубовый парк – восемнадцать десятин – чего стоит».

Фет любил свой парк, свои тополя, липовые аллеи – весь этот тихий красивый уголок, куда не долетал «ни резкий крик глупцов, ни подлый их разгул». Здесь он полностью погружался в поэзию.

В воробьевском парке было несколько прудов, один из которых сохранился. Старожилы называют этот пруд рыбной сажалкой. В мае в парке отцветала сирень и зацветала жимолость, акации, каштаны и розы. Была в парке аллея старых вязов. В парке был посажен каштан, привезенный Фетом из имения Тургенева Спасское-Лутовиново.

В воробьевском имении Фет, сдав хозяйство на руки управляющего, весь отдавался литературным трудам.

В Воробьевке постоянно кто-нибудь гостил. Это друзья и родственники поэта и его жены. Посещал имение философ В.С. Соловьев. В 1879 году здесь провел один день Л.Н. Толстой. В Воробьевке жил летом литературный критик и первый биограф А. Фета Н.Н. Страхов. Поэт Я. Полонский оставил около десяти написанных маслом видов усадьбы. Неизгладимое впечатление произвела усадьба и на П.И. Чайковского.

А. Фет жил в имении постоянно, выезжая лишь с 1881 года на несколько зимних месяцев в Москву.

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Составьте план текста.

3. Разъясните значения употребляемых в тексте слов асессор, антресоль, мезонин.

4. Произведите морфемный анализ следующих слов: располагались, унаследованный, посещал.

5. Произведите морфологический анализ указанных слов: террасу, первом, красивый, посажен.

6. Составьте схемы сложных предложений, объясните знаки препинания.

7. Выпишите слова с трудными орфограммами. Составьте словарный диктант.

Текст № 46

***

У А.А. Фета был свой глубоко продуманный взгляд на значение русской усадьбы в жизни, культуре и даже своеобразная теория ее возрождения. Крепостником Фет никогда не был, а свой идеал жизни владельца усадьбы осуществил в Воробьевке, старинном Екатерининском имении Ртищева, купленном им в 1877 году. Именно здесь и создавались сборники «Вечерних огней».

Старинность усадьбы была для Фета желательной. Он почитал бывшего хозяина П.М. Ртищева как «гения места» и покровителя. В стихотворном послании в его честь поэт отдал дань хозяйственным талантам вельможи:

Ты жил и пышно, и умно,

Как подобало истым барам,

Упрочил ригой ты гумно,

Восполнил дом и сад амбаром…

Твоих волос не знала пудра,

Ты каждый складывал кирпич

И каждый гвоздь вбивал премудро.

Автор просил высокого покровителя не сетовать на нового хозяина, входящего к нему с «болтливой лирой», так как, вопреки расхожему мнению о «слепоте поэтов к ежедневным терниям», Фет – лирик не менее рачителен, чем Ртищев: «Ты видишь, как я чищу сам твои замки, твои карнизы!»

Каменный дом стоял на обрывистом берегу реки Тускарь, сад постепенно переходил в дремучий парк с вековыми деревьями и густой тенью. Около дома благоухали розы, в оранжерее выращивались кипарисы, филондедроны, олеандры, лимоны, кактусы. Вода всюду оживляла пейзаж, в парке был железистый ключ, воспетый в «Вечерних огнях», и фонтан внизу у реки, бивший тонкой струей, описанный Фетом и зарисованный Полонским. В парке всегда стоял птичий гомон, не было никаких сложных садовых построек, красоту создавала естественная и как бы облагороженная человеком природа. Каждое дерево, каждый куст были индивидуальностью, произведением искусства, как и в Спасском-Лутовинове у Тургенева, но здесь растительность была богаче, цветы изысканнее. Сам хозяин ухаживал за своими любимыми розами, следил за ковром газона, за ростом дикого винограда, обвивавшего балкон. Сад и парк были для него «идеальным миром», и он пытался аранжировать его в соответствии со своим эстетическим вкусом, который отчетливо проявляется в «Вечерних огнях». Поэта радуют «тонкие краски», гибкие формы, нюансы, полутона перемены освещения. Все значительно, нет мелочей, на всем лежит отпечаток таинственной жизни космоса, отблески вечности. Даже плющ «соприсущ» шопенгауэровской воле к жизни, камень может плакать, травы – рыдать, листья – сиять от счастья или «красноречиво» трепетать. Просвещенный хозяин судьбы любит наблюдать за окружающим, как герой его небольшого рассказа: «Вне моды» Афанасий Иванович: «Но природой нельзя любоваться по заказу и во всякое время. Нужно, чтобы фотографический снаряд был надлежащим образом подготовлен для восприятия живого образа. В минуты подобного расположения он любовно смотрел на елки, как они, развешивая кругом молодые побеги, точно на показ выставляли стройные руки в светло-зеленых перчатках».

Свою Воробьевку поэт называл «зеленым раем» по «климату, положению, растительности, тени и удобствам». Солнце и звезды, мирно проступающие здесь над темными верхушками столетних дубов, – видимые края той вечности, той непорочной ризы божества, которую видит Гете».

В модернизированном комфортабельном доме, в изысканно аранжированном саду и нарочито-дремучем парке интеллектуальная жизнь была сложной и напряженной. «Спасибо тебе, – пишет Фет Полонскому, прогостившему у него целое лето, – что поэзией, музыкой, живописью и скульптурой покурил в нашем захолустье». А в письме к Л. Толстому цитирует Гете: «Кто хочет понять поэта, должен отправиться в его родную страну». Зиму Фет проводит, правда, в Москве на Плющихе, но живет воспоминаниями лета. Родная же его страна – Воробьевка, где напряженно работает его поэтическая и философская мысль и где природа не просто эстетическая среда, не декорация, украшающая жизнь, а своего рода творческая лаборатория, где делаются важнейшие наблюдения над смыслом бытия, чему не мешает, к счастью, пошлость и суета уездной жизни. Со всегдашней удивительной энергией, став Шеншиным, разбогатев, оправившись от житейских драм, Фет стремится превратить свое повседневное существование в своего рода произведение искусства, как это советовал Гораций, которого он как раз переводит. Мысль, чувство, воображение, обогащенные философией, ведут его к новым поэтическим открытиям, и в семьдесят лет он испытывает высочайший творческий подъем, напоминая Гете в пору создания Мариенбадской элегии.

(По Н.В. Вулих)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Озаглавьте текст, составьте цитатный план и перескажите текст.

3. Почему А. Фет называл свою усадьбу «зеленым раем»?

4. Объясните правописание прилагательных и причастий украшающая, аранжированный, модернизированный, комфортабельный, нарочито-дремучая, непорочная.

5. Сделайте морфемный разбор указанных слов: украсил, освещения, растительность, изысканно.

6. Сделайте морфологический разбор следующих слов: ухаживал, прогостившему, страну, творческая.

7. Объясните пунктуацию в предложении «Со всегдашней удивительной энергией…»

 

Текст № 47

Белый колодезь

Усадьба «Белый Колодезь» связана с именем выдающегося русского художника исторической живописи Вячеслава Григорьевича Шварца. В Курской областной картинной галерее хранятся сорок этюдов, подготовленных работ к картинам, которые он выполнял на родине.

За свою недолгую жизнь художник создал ряд произведений, принесших ему прижизненную славу. Его жизнь и творчество оказались неразрывно связанными с родным краем.

В последние годы жизни В.Г. Шварц попеременно жил в Петербурге, в Курске или в Белом Колодезе. В этот период он был избран в Курское земское собрание и предводителем дворянства Щигровского уезда.

Последнюю свою работу «Вешний царский поезд на богомолье» художник закончил в Белом Колодезе. Пейзаж картины отразил виды родной курской деревни. Все люди сняты с натуры – жителей Щигровского уезда. Избы он ездил рисовать в подмосковные деревни, потому что тип изб в Курской губернии был совершенно другой.

В.Г. Шварц умер в Курске в 1869 году и похоронен в селе Белый Колодезь. Над могилой художника была возведена церковь-мавзолей Шварцев.

Село Верховый Белый Колодезь расположено у самых истоков одноименной реки, откуда и происходит его название. Парк и большие сады образуют густой зеленый массив, среди которого расположены многочисленные усадебные постройки, датируемые третьей четвертью XIX века. Главный дом не сохранился, но уцелели вокзал, мавзолей, хозяйственные и служебные постройки, для архитектуры которых характерны традиции позднего классицизма с некоторыми элементами необарокко.

Современное использование усадебных строений – жилое и хозяйственное. Усадьба приобрела вид поселка, главная аллея превратилась в улицу.

Наиболее парадной и подчеркнутой воспринимается планировка около вокзала. Идея въезда в усадьбу по железной дороге так и не осуществилась, и вокзал использовался для других целей (ныне в нем размещается мельница).

Две идущие с запада дороги обходят вокзал с севера и юга, сливаясь перед его главным восточным фасадом, образуя основную улицу – перспективу усадьбы. В ее начале расположен скотный двор, далее находится обширное пространство с поставленной в глубине конюшней. Отсюда раньше был подъезд к главному дому. Рядом по обе стороны дороги – жилые корпуса. На краю усадьбы дорога проходи по плотине между прудов, около которых – винный завод. В глубине парка, среди густой зелени, находится церковь-мавзолей Шварцев.

Небольшой мавзолей, выполненный в «кирпичном» стиле, имеет форму куба, к которому примыкают полукруглая ажида с востока и более поздний притвор с запада.

В здании – два этажа. В верхнем, который служил усадебным храмом, располагался иконостас работы художника А.Д. Литовченко. В нижнем был устроен фамильный склеп, куда ведет лестница с северной стороны. К сожалению, сегодня мавзолей Шварцев представляет печальное зрелище заросших руин, которые заставляют вспомнить строки Майкова:

«… Все пусто. Времени губительный устав

Во всем величии здесь блещет: все мертвеет!»

(По Е. Холодовой)

Задания к тексту

1. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свое мнение.

2. Составьте план текста.

3. Произведите морфемный анализ следующих слов: название, попеременно, связана, сливаясь.

4. Произведите морфологический разбор следующих слов: дороги, обширное, выполненный, располагался.

5. Объясните значение указанных слов: ажида, притвор, иконостас.

6. Составьте словарный диктант по тексту на разные правила орфографии.

7. Найдите в тексте сложные предложения. Объясните знаки препинания, постройте схемы предложений.

 

Текст № 48

Льгов

«Поедемте-ка в Льгов, – сказал мне однажды уже известный читателям Ермолай, – мы там уток настреляем вдоволь».

Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи (дело было в начале сентября: вальдшнепы еще не прилетали, а бегать по полям за куропатками мне надоело) я послушался моего охотника и отправился в Льгов.

Льгов – большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником, по-орловскому – майером. На этом-то пруде, в заводях или затишьях между тростниками, выводилось и держалось бесчисленное множество уток всех возможных пород: кряковых, полукряковых, шилохвостых, чирков, нырков и прочих. Небольшие стаи то и дело перелетывали и носились над водою, а от выстрела поднимались такие тучи, что охотник невольно хватался одной рукой за шапку и протяжно говорил: фу-у! Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его из сплошного майера наши собаки не были в состоянии: несмотря на самое благородное самоотвержение, они не могли ни плавать, ни ступать по дну и только даром резали свои драгоценные ноги об острые края папоротников.

– Нет, – промолвил, наконец, Ермолай, – дело неладно: надо достать лодку… Поедемте назад в Льгов.

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка (собак мы оставили в избе под надзором кучера Иегудила). Нам не очень было ловко, но охотники народ неразборчивый. У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались на воздухе, тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

(По И.С. Тургеневу)

Задания к тексту

1. Определите тип речи и стиль текста.

2. Текст составлен на материале рассказа И.С. Тургенева «Льгов». Как бы Вы могли по-другому озаглавить прочитанное?

3. Определите тему текста, составьте тезисы. Перескажите близко к тексту описание Льгова и его окрестностей.

4. Сделайте морфемный разбор следующих слов: перелетывали, медленно, бесчисленное.

5. Сделайте морфологический разбор следующих слов: другой, древней, мельницами, говорил, протяжно.

6. Объясните знаки препинания в последнем предложении текста. Сделайте его синтаксический разбор.

7. Почему слово «пихался» И.С. Тургенев написал в кавычках?

8. Объясните значение указанных слов: верста, майер, дощаник, кургузые.

9. Выпишите причастия и объясните правописание суффиксов в этих словах.

 

Текст № 49

Хомутовка

Старинное село Хомутовка, ныне райцентр, преобразовалось в современный поселок городского типа в шестидесятых годах двадцатого века. Генеральным планом был сохранен великолепный дворцово-парковый комплекс – корни села, его начало, праматерь.

Усадебный дом-дворец, называемый в поселке «Белым домом», после революции был всегда средоточием Хомутовской власти, административным центром, благодаря чему, наверное, и сохранился. Немногие сохранившиеся хозяйственные постройки усадьбы приобрели новое назначение, а парк с прудами стал городским парком культуры и отдыха. Среди унылой типовой застройки – кусочек старинной усадьбы – то место, где есть чем порадовать глаз, куда пойти отдохнуть, набраться жизненной энергии.

История Хомутовки уходит в глубины XVIII столетия, когда село звалось Соколовкой. В 1757 году здесь была деревянная церковь, воздвигнутая в честь христианских мучеников Флора и Лавра.

О переименовании села и его владельцах хомутовцы до сих пор рассказывают легенды. В историях этих много интересного. Старожилы рассказывают, что ехал когда-то гвардии прапорщик Бирон (внук фаворита императрицы Анны Иоанновны) со стороны Рыльска в село Соколовку, да сбился с дороги. Поехал в одну сторону – речка, в другую – снова речка. В Соколовку он, конечно, попал, но то ли в отместку за свои блуждания, то ли, разобравшись, что село, как хомутом, опоясано двумя соединяющимися ручьями, переименовал Соколовку в Хомутовку.

Много воды утекло с тех пор в хомутовских ручьях. После Бирона хозяйкой Хомутовки была помещица Брискорн, основавшая в селе Прилепы суконную фабрику. Затем ее сменила генеральша Левшина-Шауфус. Дворяне Левшины владели землями в Тульской, Смоленской и других губерниях. Курские Левшины упоминаются в писцовых книгах XVII века.

Теперь обратимся к архитектуре сохранившейся усадьбы. Это, пожалуй, один из старейших на территории Курской области дворцово-парковый комплекс XVIII столетия. Можно сказать – второй по старшинству после палат Мазепы (1704 год) под Рыльском, а по своим ландшафтным характеристикам не уступает паркам усадеб «Марьино» – Барятинских (Рыльский район) и «Моква» – Нелидовых (Курский район).

Планировочный размах и композиция парка, архитектура дворца в Хомутовке представляет собой миниатюрную копию загородных дворцово-парковых столичных комплексов царствующих особ и их фаворитов. Судя по чистоте форм дворца и грамотному решению общей композиции комплекса, «каменных дел мастера» и садовники Хомутовки были не простыми самоучками.

Усадебный дом-дворец расположен на берегу Большого паркового пруда. Дом четко сориентирован по сторонам света, благодаря чему его главный, западный, фасад освещен вторую половину дня (время приема гостей) до последнего луча солнца. Это кирпичное двухэтажное здание со сложной планировкой имело подвалы с подземными ходами. О былом убранстве напоминают лишь несколько полукруглых ниш,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.025 с.)