От ивана грозного до наших дней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От ивана грозного до наших дней



Когда видишь царский венец, то понимаешь: не каждому дано выдержать тяжесть власти. И недаром мы повторяем за поэтом: «Тяжела ты, шапка Мономаха…»

Особый след в русской истории оставил Иван Грозный… Прирожденный политик и государственный деятель, он вел долгую, хотя и безуспешную войну за выход к Балтике. При нем первые землепроходцы начали освоение великой Сибири. В честь присоединение Казанского ханства была изготовлена Казанская шапка и воздвигнут собор Василия Блаженного, в многокрасочном великолепии которого так явственно чувствуются мотивы азиатского Востока. Но в нашем представлении он остался мрачным убийцей, непредсказуемым в своих кровавых капризах. На Руси безумствовала опричнина – личная гвардия царя, государство в государстве, которым он разделил державу надвое.

Царь мог в одежде чернеца вместе со своей страшной свитой неделями отстаивать службы и каяться в грехах, а мог отправиться в застенок или на площадь, чтобы насладиться зрелищем мучительных пыток и казней… В припадке безумной ярости он убил своего старшего сына Ивана. В Архангельском соборе они лежат рядом – отец и сын.

После смерти бездетного Федора, сына Грозного, трон Рюриковичей занял Борис Годунов.

«Вели меня зарезать, как зарезал ты маленького царевича», – поет юродивый в знаменитой опере. Неужели царь Борис действительно приказал убить царевича Дмитрия? Или был оклеветан в истории, как шекспировский Ричард III?

До сих пор историки ищут доказательств преступления и не могут найти их. Зато известно, что народ полгода умолял Бориса принять царство, известно, что в неурожайный голодный год он бесплатно раздавал народу хлеб – случай почти беспрецедентный. Он пытался искоренить пьянство и впервые в России ввел сухой закон. Его можно вспомнить и за труды, и за добро, и за славу умного и дальновидного политика, которую он снискал себе среди европейских государей. Но тот же самый народ, который умолял его принять царство, первый поверил в преступление.

Царь Алексей Михайлович остался в истории под именем Тишайший. Странно, были при нем в Москве и Соляной, и Медный бунты, и Стенька Разин гулял по Руси, но с этим он справился, успешно сочетая государственные дела со своей любимой забавой – соколиной охотой.

С царствованием Алексея Михайловича связано слово «раскол» и два имени – Аввакум и Никон. Последний, начавший свою карьеру в темной келье соловецкого монаха, стал вторым лицом в государстве. Он носил титул «Великий государь». Молельные места патриарха и царя стояли рядом в главном соборе Кремля.

Там, где был когда-то скромный двор митрополита Петра, Никон возвел грандиозные патриаршие палаты, соперничавшие в роскоши с царским дворцом, с собственным домовым храмом, собором Двенадцати апостолов. А пока строились и отделывались патриаршие палаты, вождь несогласных – Аввакум – находился в сибирской ссылке.

Волевого и сильного Никона царь извлек из небытия ради церковной реформы. Ценой реформы стали раскол церкви и трехвековое гонение на староверов. Недаром царь был прозван Тишайшим…

По пышности Крестовая палата патриаршего дворца не уступала Грановитой. Спустя три века здесь осталась лишь тень былого великолепия. Уже давно Крестовая палата используется как обширный выставочный зал, где экспонируется богатство бывшей церковной сокровищницы из запасников кремлевских музеев.

Кроме идеи Третьего Рима, бывшего мордовского крестьянина вдохновила идея Второго Иерусалима, священного града, державы, где высшая власть принадлежит первосвященнику. Однако настал день, и властолюбивый Никон был низложен и сослан в глухой монастырь.

Трагедии и драмы, совершавшиеся в Кремле, были и личными, и национальными. Убийство царевича Ивана, пресекшее, по сути, династию Рюриковичей, повлекло за собой вереницу национальных катастроф.

Драма царевны Софьи, заточенной в монастырь, – эпизод в целой полосе бунтов и расправ в начале царствования Петра. Среди них – стрелецкая казнь, когда были обезглавлены и повешены сотни людей, несогласных с властью.

Это было прощание со старой московской Русью во имя новой идеологии Петра.

Петр Великий направил Россию по новому пути. Но его преемники не смогли закончить начатое им дело: слишком велика была инерция. С Петром заботы и драмы власти ушли в Петербург на целых два века.

Но Кремль может обойтись без власти, а власть без Кремля – не может. И время от времени сюда приезжают из Петербурга на коронацию, на поклонение древним святыням. Было, говорят, пророчество: царствовать Романовым триста лет и три года. В 1913 году в Кремле праздновалось трехсотлетие дома Романовых, за четыре года до падения…

Названия залов (Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский) напоминали о прошлом, о вершинных триумфах власти. Империя была огромна и сильна, как прежде, но власть одряхлела, и вызовы времени были ей не под силу…

В марте 1918 года, вскоре после переворота, новое правительство переехало в Москву, в Кремль. Официально это объяснялось тем, что Петрограду угрожают немецкие войска. Ленин был слишком тонким политиком, чтобы не понять всю магнетическую силу и обаяние Кремля.

Октябрьская революция был воспринята как хаос и чуть ли не как отрицание всех старых принципов государственности. Но за все девять веков не было в России власти такой твердой, жесткой и централизованной, как та, что в те неуверенные времена установилась в Кремле.

Власть обрела новое лицо, ввела новые обычаи и традиции. Если раньше устроителей Российской державы хоронили в кремлевских соборах, то теперь борцы за светлое будущее всего человечества находили успокоение у кремлевской стены или в самой кремлевской стене. Вместе с русскими, украинцами, латышами, евреями, молдаванами здесь покоится прах поляков, французов, американцев, немцев, китайцев (ведь светлое будущее строилось для всего мира)…

В Потешном дворце времен царя Алексея Михайловича, где давал представления первый кремлевский театр, находится одна из квартир Сталина. Было много мест, где он работал, особенно в последние годы. Здесь он жил до войны. В этом кабинете разрабатывались сложные и далеко идущие политические комбинации, перекраивались карты России, Европы и Азии. Экономика и искусство, идеология и наука, финансы и образование – ничто не оставалось без внимания. Отсюда отдавались приказы возводить заводы, уничтожать политических врагов, рыть каналы, строить лагеря, награждать артистов и писателей. Из Кремля уходили очарованные Эмиль Людвиг, Бернард Шоу, Лион Фейхтвангер.

В самые тяжелые дни сорок первого года, когда враг был уже на подступах к Москве, Сталин оставался в Кремле.

На карте мира вновь появилась Россия. А Кремль стоит как олицетворение России и власти.

Какой она будет – новая власть? Куда поведет она Россию?

(По Т. Успенской, С. Загоскиной)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Сформулируйте несколько вопросов к содержанию текста.

4. Вставьте в следующие слова пропущенные буквы: прирожде…ый, азиа…кого, юрод…ый, государстве…ые, сокол…ая, собстве…ый, патриар…ий, отеч…во, францу..кий, иску…тво.

5. Выпишите из текста 20 слов с различными суффиксами имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий. Объясните их правописание.

6. Разберите по составу следующие слова: изготовленный, начавший, причисленный, почитаемая, соперничавший. Объясните их правописание.

7. Подчеркните суффиксы и объясните их правописание.

8. Объясните правописание слов соляной, медный, истинный, церковный, личный.

9. Образуйте слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами:

венец – …; сын – …; корона –;

шапка – …; царь – …; стена – …;

грех – …; монах – …; карта – …;

площадь – …; палата – …; место – …

Объясните их правописание.

 

Текст № 5

Святыни

Святыни… В словаре Даля читаем: «Святыни, святость, что кому свято, что чтим нерушимо». И еще: «…святой – духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный».

Мы – у кремлевских святынь… Когда-то столицей русской державы был золотой Киев, потом Владимир, Москва. Менялись названия стольных городов, но главным храмом всегда был храм Пресвятой Богородицы.

Преемственность от отца к сыну, чему молились отцы и деды. Не перекреститься, войдя в дом, не помолиться, прося помощи и вразумления, – такого не могли себе представить наши предки.

Не успев возвести крепостных стен, на Руси уже ставили церковные. Святитель Петр с Иваном Калитой заложили первый каменный храм в Кремле. Москва только-только вставала на ноги, а на месте старой деревянной церкви вырастал величественный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Отныне ему суждено было стать общерусской святыней, тем, что было свято каждому русскому человеку, что мы чтим нерушимо.

Прошли годы, и жизнь митрополита Петра стала для всех потомков житием: он был причислен к лику святых, и мощи его, покоящиеся в алтаре собора, стали святыми.

Шесть веков стоит главный храм России, преображаясь от века к веку: из скромного деревянного – в каменный, из одноглавого – в величественный пятиглавый. И в нем, и вокруг него бушевали пожары, кипели народные страсти. Он помнит иноземных захватчиков и осквернителей веры.

Здесь венчались на царство государи. Здесь поставлялись и находили успокоение русские святители, митрополиты и патриархи. Во дни всенародных празднеств под его сводами звучали торжественные молебны.

Дом Пресвятой Богородицы… И ныне, как прежде, храмовая икона Успения Богородицы внимает молитвенному пению.

Как не вспомнить наших предков? Жизнь их была труднее нашей, но в ней было то, что укрепляет и вразумляет, в ней была вера.

Царица небесная, заступница усердная…

Чудотворная икона пришла на Русь из Византии в Киев. По преданию она повелела князю Андрею перенести ее во Владимир. С того времени святую икону стали именовать Владимирской. Она оградила Москву от войск Тамерлана, в великом стоянии на Угре заставила уйти хана Ахмата. Ее молили о чуде – и она спасала.

Царица небесная, помоги, заступи…

Из древнейших святынь – икона великомученика Дмитрия Солунского. Она написана на доске от его гроба, привезенной из греческого города Солуни. Этот святой издавна чтим на Руси как воин, защитник Отечества, небесный покровитель великого князя Дмитрия Донского. На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» они рядом – Дмитрий Донской и Дмитрий Солунский. Битва земная есть лишь отражение битвы небесной, вечного боя между Светом и Тьмой.

Мощи святого Дмитрия Донского, как и других московских государей, покоятся в княжеской усыпальнице Архангельского собора. Далеко не каждый из русских правителей был выдающимся полководцем, но все вместе в глазах современников и потомков они олицетворяли единство и крепость державы.

Архангел Михаил – архистратиг небесных сил. Храмовый образ – памятник всем воинам, защитникам Отечества.

Святыни… Любовь, добро, красота…

С середины XV века, после падения Константинополя, Москва становится преемницей Византийской империи, современники называют ее Третьим Римом. Это было время обретения национальной независимости, расцвета Московской державы.

В архитектуре церквей и соборов, в куполах и колокольных звонах, в торжественной литургии, иконах и фресках чувствуется стремление приблизиться к идеальному образу небесного града, того, который виделся Иоанну Богослову.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» написана вскоре после покорения Казани. Колонны воинов возглавляют великие русские князья с небесными покровителями: Дмитрий Донской и Дмитрий Солунский, молодой Иван Грозный, Александр Невский и Георгий Победоносец. Архангел Михаил указывает на небесный град, в нем современники видели Москву. У врат храма – Богоматерь с младенцем, ангелы венчают победителей.

Согласие, единомыслие были опорой в сложной системе Московского государства, общества, где столь высокая роль отводилась духовности.

Иван Грозный нарушил это согласие. «Здесь мы приносим бескровную жертву Богу, а за алтарем льется невинная кровь», – говорил митрополит Филипп. За эти слова он поплатился жизнью. По приказу Грозного митрополит был сослан в дальний монастырь, где принял мученический венец. Гробница с мощами святителя Филиппа стоит здесь же, в Успенском соборе, близ алтаря.

Разве не чтим мы нерушимо память тех, кто принял во имя истины смерть? Святыни – это наша память.

(По Т. Успенской, С. Загоскиной)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план. Выпишите из текста цитаты, выражающие главные мысли текста.

3. Ответьте на вопрос: «Какие святыни московских храмов мы особенно почитаем?»

4. Выпишите названия икон и святых. Объясните правописание слов и словосочетаний.

5. Вставьте пропущенные буквы в словах, объясните их правописание: святост…, преемственност…, у святын…, молилис…, менялис…, не перекрестит…ся, стол…ных, не помолит…ся, представит…, преображаяс…, тол…ко, жиз…н…, покровител…, т…ма, усыпал…ница, колокол…ных, княз…я, Богоматер…

6. Выпишите из текста существительные, прилагательные, глаголы с различными окончаниями и объясните их правописание.

7. Объясните правописание корней в следующих словах: з аложили, вырастал, оградили, обретение.

 

Текст № 6

Нерушимость традиций и веры

В иконостасе Благовещенского собора Праздничный чин изображает главные события земной жизни Иисуса Христа: Благовещение, Рождество, Преображение, Воскресение. Они призывают нас подняться по этим ступеням к высшему миру абсолютной любви, и мы можем преобразиться, воскреснуть для новой жизни.

Летописи сохранили нам имена великих Андрея Рублева и Феофана Грека, некогда писавших иконы для Благовещенского собора. Высокое искусство иконописи несет в себе чистоту и силу духовной энергии.

Икона, почитавшаяся византийскими императорами, чудесным образом пришла на русскую северную речку Тихвинку. Это было воспринято как знак торжественной передачи христианских традиций русской державе. Богоматерь Одигитрия Тихвинская… Теперь уже навсегда она будет духовной поддержкой православному человеку.

В средневековье люди все свои поступки оценивали с точки зрения Вечности, помня о неумолимом приближении часа смертного: «Вечер – человек со други с братьями беседуют, а поутру человек во гробе лежит…»

Еще при жизни Иоанн Грозный приготовил в Архангельском соборе место своего будущего погребения. Потомки молились у гробниц предков живых и мертвых, и их молитвы служили соединительной нитью между Жизнью и Вечностью.

В память об усопшем муже своем – царе Федоре Иоанновиче – царица Ирина заказала золотое кадило.

Рака с мощами святого великомученика царевича Димитрия напоминает нам о Смутном времени, когда возникла угроза потери национальной независимости. На русский престол взошел самозванец, в Кремле хозяйничали чужеземцы. Всех твердых в добродетели предавали казни, храмы Божьи разорялись, сердца окаменели, умы помрачились.

Привести народ к согласию мог только незыблемый нравственный авторитет – патриарх Гермоген. Его воззвание к народу, писаное в польском заточении, всколыхнуло Россию, и она откликнулась ополчением Минина. На пути завоевателей встала вера. После изгнания иноземцев Москва венчала на царство всенародно избранного Михаила Федоровича Романова.

Рождалась новая династия. Россия вновь становилась великой державой. Величие ее хранят кремлевские святыни…

Одна из последних коронаций, которые видел Кремль, – торжественная служба в соборе, помазание государя священным миром, хранящимся в драгоценном сосуде, в согласии с таинством венчания на царство.

Богом данный державе царь – помазанник Божий…

Тяжкое бремя ответственности ложилось на его плечи перед народом, историей, предками, чьими трудами была собрана огромная держава. Осыпаемый золотыми монетами, царь завершал свое церемониальное шествие в Благовещенском соборе – это был домовый храм царской семьи. По полу из яшмы ступали его деды и прадеды.

Икона «Вход в Иерусалим»… Как напоминала она народное ликование, царившее на улицах Москвы… Сын человеческий на осляти, въезжающий в радостный Иерусалим. А впереди у Него – страдания, крестная смерть…

Мир не есть хаос, мировой порядок не есть нескончаемая кровавая смута, а есть любящее сердце матери, которое должно собрать вокруг себя Вселенную.

Россия – дом Пресвятой Богородицы. Здесь, в Кремле, мы особенно ощущаем Ее божественный покров…

Собор, Соборная площадь – храм под открытым небом.

Святыни – что свято, что нерушимо…

(По Т. Успенской, С. Загоскиной)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Ответьте на вопрос: «Как Вы понимаете библейское выражение "Вечер – человек со други с братьями беседуют, а поутру человек во гробе лежит…"?»

4. Образуйте сложные слова, используя следующие слова и словосочетания: вечер; век; добро; чужая земля; бледный и розовый; великая держава.

5. Выпишите из текста сложные слова, объясните их правописание.

6. Выпишите несколько примеров правописания н и нн в различных частях речи.

7. Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: праз…ничный, пр…образиться, …нергия, …утру, соед…нительная, в…езжающий, божестве…ый, любящ… сер…це.

8. Выпишите из текста слова, которые пишутся с заглавной буквы, объясните их правописание.

Текст № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.249.19 (0.065 с.)