От Ярославля до Троице-Сергиевской лавры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От Ярославля до Троице-Сергиевской лавры



Расположенные близко друг от друга, древнерусские города вместе с тем значительно отличались вкусами своих жителей.

Контрастом белокаменной сказке Владимира и Суздаля предстают церкви Ярославля. Их архитектуре и декоративному убранству свойственны пышная праздничность, сочный колорит, обилие сложных деталей и ярких украшений.

В конце XVII века на берегу озера Неро в Ростове Великом вырос своего рода священный град – православная столица митрополита Ионы. Его грандиозную резиденцию нередко называют Ростовским кремлем. Двор митрополита Ионы – это целый город. Внутри огромного периметра стен с необычными круглыми и прямоугольными башнями находятся церкви, палаты, звонницы и хозяйственные постройки. В живописном образе Ростовского кремля во всю силу проявились новые архитектурные вкусы: любовь к многосоставным и асимметричным композициям, многоярусным и многоступенчатым соединениям округлых форм с прямоугольными. Вся эта архитектурная симфония, по мысли митрополита Ионы, должна была доказывать приоритет церкви над светской властью.

В центре Ростовского кремля видны отличия и новшества. Распространенной чертой ростовской архитектуры соборов XVII века является замена иконостаса каменной алтарной преградой на высоком основании, украшенном сложными красочными фресками. Здесь впервые были созданы и знаменитые росписи на эмали – ростовские финифти. Целый каскад новых архитектурных форм Ростовского кремля делает его необычайно самобытным и ярким явлением на фоне сложившихся веками и канонизированных традиций древнерусской архитектуры.

Совсем близко от Москвы в начале XIV века отцом Сергием был основан монастырь, который стал одним из самых почитаемых на Руси и получил название Троице-Сергиевской лавры.

Самой древней постройкой здесь является Троицкий собор XV века. Тогда же в соборе был возведен иконостас работы Андрея Рублева. Среди замечательных икон выдающегося мастера находилась и его знаменитая «Святая Троица», наиболее почитаемая в Древней Руси православная реликвия.

Главным собором лавры является Успенский, построенный в конце XVI века. Успенский собор – абсолютное выражение древнерусского канона как в архитектуре здания, так и в декоративном оформлении его интерьера.

К концу XV века относится постройка Духовской церкви с неожиданно простым и нарядным архитектурным обликом. Церковь и скромна, и празднична одновременно.

Царские чертоги были построены на территории Троице-Сергиевской лавры в конце XVII века. В их отделке явственно проступают черты нового архитектурного стиля, московского барокко. Но еще более они видны в пышном декоративном убранстве Трапезной церкви. Буйство красок, лепных и архитектурных деталей, золота и серебра, резьбы и живописи – все это многоцветье выражало мысль о разнообразии жизни, дарованной Богом.

Сохранившиеся памятники Золотого кольца – только малая часть художественных ценностей, созданных народом и разбросанных по всей России.

(По В. Лишбергову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план.

3. Ответьте на вопрос: «Что является отличительными чертами Ростовского кремля?»

4. Объясните значения слов контраст, колорит, периметр, многоярусный, симфония, алтарь, финифть, лавра, реликвия, канон, чертоги, трапеза.

5. Объясните правописание имен собственных, встречающихся в тексте.

6. Выпишите из текста по 10 примеров имен существительных, прилагательных, глаголов с различными суффиксами. Объясните их правописание.

7. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание приставок в следующих словах: пр…дстают, н…редко, ра… пространенный, во…веден, ра…бросанный, с…хранившиеся.

8. Выпишите из текста сложные слова, объясните их правописание.

9. Подберите синонимы к словам грандиозный, пышный, самобытный, знаменитый, нарядный, малый.

10. Объясните правописание наречий близко, вместе, внутри, впоследствии.

 

Текст № 12

Марьино

Это место близ старинного русского городка Рыльска не иначе отмечено Всевышним: и красотой своей, и плодородием, и рукотворными памятниками, которые сотворены русскими людьми и сохранены их потомками. Невидимая связь времен и поколений чудесным образом создавала особое очарование этих мест. Пожалуй, только один этот шестисотлетний дуб, исполин усадебного парка, молчаливый свидетель преобразований Мазепы, которому Петр I пожаловал эти земли, знает все о тайне марьинской души, о честолюбивых замыслах блестящего дипломата Ивана Ивановича Барятинского, которым суждено было сбыться.

Он получил Марьино в наследство от родителей в 1811 году и задумал грандиозное строительство дворца и парка с прудом на английский манер. Нашелся в провинции и архитектор, курянин Карл Иванович Гофман, воплотивший эту идею вместе с талантливыми русскими мастеровыми, имена которых дошли и до наших дней. Кирпичных дел мастер Наседкин и его сыновья были даже увековечены на обелиске, который заказал еще хозяин дворца сразу же после строительства. Обелиск, правда, не сохранился, но творение рук человеческих пережило не одно поколение.

Дворцово-парковый ансамбль был построен в кратчайшие сроки, за девять лет, по единому архитектурному замыслу и под единовластным руководством европейски образованного сиятельного и очень богатого владельца. Немудрено, что и в те времена, и по сей день он считается одним из самых лучших образцов архитектуры и садово-паркового искусства эпохи рассвета русского классицизма, стоит в одном ряду с такими шедеврами отечественного зодчества, как петербургский Павловск и Петродворец, московские Кусково и Архангельское. Назван дворец в честь жены Ивана Ивановича Барятинского – Марьино.

Не все постройки архитектурного ансамбля сохранились до наших дней. Однако его гордость, пейзажный парк, со временем становится все краше.

Большой марьинский пруд был обустроен на речке Избице. Два островка на нем украшают и сегодня шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом и кирпичная лютеранская кирха. Через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых действуют и сейчас.

Достопримечательностью марьинского парка является чугунный монумент «Орел» – символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 году в память о подвигах сына И.И. Барятинского – Александра, пленившего вождя горцев имама Шамиля, и в честь победоносного окончания Кавказской войны.

В парке, богатом растительностью, редкими породами деревьев, было множество оранжерей и зверей. Сегодня этот природный заповедник – едва ли не единственный в округе, где пасутся олени и косули, вольно чувствуют себя дикие утки и другая живность.

Родовое семейное гнездо Барятинских, несмотря на свою удаленность от столиц, не было оторвано от культурных центров России. Внутренние помещения дворца были отделаны с изысканной роскошью и хранили в своих стенах ценнейшие произведения искусства, которые князь покупал за границей: картины и скульптуры, фарфор, редкие книги. Особо значимые произведения искусства были приобретены в Италии. Вот воспоминание лишь одного из современников, восхищенного царскими сокровищами Марьина и бытом его обитателей: «Число комнат во дворце исчислялось сотнями. В этих комнатах сосредоточено было все, что страшное богатство, соединенное со вкусом, могло бы только придумать. Вас обычно приглашали на несколько часов, ну на несколько дней, в течение которых вас кормят, забавляют, укладывают спать. Удовольствие во всем беспримерное. Прислуги бездна. Экипажей и лошадей сколько угодно. Есть оркестры музыки, хоры певчих, псовые охоты…»

Гостей считали своим долгом угостить музыкантами и актерами. Игрались пьесы на русском и французском языках. Первые – крепостными актерами, а вторые – членами семейства, гувернантками и соседскими помещиками. До пятидесяти крепостных музыкантов составляли оркестр. Сам хозяин страстно любил и даже сочинял музыку. Курский камерный оркестр сегодня разучивает одну из увертюр, написанных Барятинским, и она вновь, спустя века, будет звучать в его родовом гнезде.

(По С. Мельниковой)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст и перескажите его.

2. Составьте два вопроса по тексту: один – об истории монумента «Орел», второй – об интерьере дворца.

3. Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной в корне и объясните их правописание.

4. Выпишите местоимения, объясните их правописание.

5. Просклоняйте числительное 1811.

6. Вставьте пропущенные буквы в сочетания: н…вид…мая связь, особ…е оч…р…вание, насле…ство от р…дит…лей, ч…де…ным образом, ув…ков…чены на об…лиске, садово…парковое иску…тво, Кавка…кая война, множество …ранж…рей, в…схище…ый с…кровищ…ми, крепос…ной музыкант. Объясните правописание слов.

7. Объясните правописание следующих слов: плодородие, шестисотлетний, дворцово-парковый, Петродворец, победоносный, величественный.

Текст № 13

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Время многое изменило в Марьине. После революции большинство сокровищ изобразительного искусства, к сожалению, было вывезено отсюда или погибло. Перестроилась усадьба. В Марьине расположился известный санаторий. Однако благодаря энтузиазму людей, понимавших уникальность и ценность архитектурно-паркового комплекса, жемчужину Курской земли удалось сохранить. Была осуществлена сложнейшая перепланировка дворца, учитывающая современные требования комфорта для отдыхающих, и при этом остался дух Марьина. Усадьба не превратилась в холодный музейный комплекс, а до сих пор служит людям, согревает их красотой, рожденной жаром души, талантом, вдохновением тысяч людей.

Сегодняшний статус дворца – санаторий при Управлении делами при Президенте России. Любой гость может познакомиться с историей дворцово-паркового ансамбля и родом Барятинских в местном музее, который постоянно пополняется. Приносят дары отдыхающие, среди которых немало знаменитых в родном Отечестве людей. Начало новому разделу музея «Ракетная и космическая техника» положил Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, генеральный конструктор производственного объединения «Сплав» Николай Макровец, подаривший санаторию макет современной ракетной установки, пришедшей на смену знаменитым «Катюшам», воевавшим в годы войны на Курской дуге.

Сам коллектив санатория, под руководством Бориса Воровича, ведет исследовательскую работу, восстанавливающую забытые страницы истории Марьина. Помогают в этом известные искусствоведы, архитекторы, ученые, краеведы и сами Барятинские, вернее, их потомки, в основном живущие сейчас за пределами России. Из Франции приезжал на родину предков Владимир Владимирович Барятинский. Его ветвь идет от сына Ивана Ивановича – Анатолия. Здесь он стал изучать русский язык, понял, что похож на своего знаменитого предка как две капли воды и что душа у него – русская.

Посещают Марьино и потомки известных русских фамилий. Княжна Удольская, из Нью-Йорка, пообещала помочь санаторию восстановить убранство усыпальницы Барятинских. Стараниями Бориса Воровича и коллектива санатория удалось сохранить от разрушения надгробия и поместить их вместе там, где была семейная церковь Барятинских.

Ассоциация любителей современного искусства при фонде известного художника Владимира Кизилова, проводящего здесь аукционы современного искусства «Дворцовый стиль», помогает восстановить живописную и графическую коллекции усадьбы. Пополняется портретная галерея.

К сожалению, целостная коллекция дворца рассредоточена в нескольких музеях и картинных галереях страны. Есть задумка выявить и описать эти ценности, составить их каталог.

Не только духовное, но и материальное наследие Барятинских тоже нелегко было сохранить. В наши дни в санатории «Марьино» проводится комплексная реставрация: восстанавливается первоначальная планировка парка, реставрирована островная ротонда, парадная лестница, идет ремонт мостов через каналы, расчищен пруд, благоустраиваются дорожки и парадный двор.

У марьинского дворца – счастливая судьба: он один из немногих дворцово-парковых комплексов, сохранившихся вне столичных городов и имеющих стовосьмидесятилетнюю историю.

Кто-то сказал, что в санатории людей лечит красота, сюда приезжают семьями и, побыв один раз, обязательно возвращаются. Постоянно отдыхают в Марьине супруги Сергей Колосов и Людмила Касаткина. Знаменитый режиссер Сергей Колосов облюбовал здешние красоты для съемок своего нового фильма о Федоре Шаляпине. Марьинские пейзажи – лучшие декорации для фильма о знаменитом русском певце, безмерно любившем Отечество.

В Марьине хорошо в любое время года.

(По С. Мельниковой)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте развернутый план.

3. Подготовьте несколько вопросов по содержанию текста.

4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне.

5. Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: целос…ная ко…екц…я, карти…ая га…ерея, во…тановить усад…бу, о ру…ком п…вце, ра…редоточена в музеях.

6. Выпишите из текста слова с приставками пре - и при -.

7. Объясните правописание окончаний причастий и прилагательных из этого текста.

 

Текст № 14

Петергоф Петра I

Для российской истории XVIII век оказался переломным: неугомонный царь Петр I заложил на берегу Финского залива новую столицу России – Санкт-Петербург. Город Петр защитил крепостями и украсил дворцово-парковыми ансамблями, которые стали неповторимым шедевром русской культуры.

Петергоф, всемирно известная столица фонтанов, расположен в двадцати пяти километрах от Санкт-Петербурга, на южном побережье Финского залива. Основал его Петр Великий в первой четверти XVIII века. Вдохновителем царя на строительство заезжего дома на зыбком берегу залива стала его жена Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина I. Она часто сопровождала Петра в нелегких морских путешествиях из Санкт-Петербурга в строящуюся крепость Кронштадт и мечтала об уютном доме, в котором можно было бы отвлечься от государственных дел.

Император сам определил место для строительства первого загородного увеселительного дома: на берегу залива гранитными валунами была выложена терраса.

Монплезир, по-французски «мое удовольствие», – так Петр называл первую постройку Петергофа – одноэтажный дом в голландском стиле. Вид моря и постоянный плеск волн создавали вокруг особую атмосферу. Здесь царь находил те недолгие минуты уединения, которые вдохновляли его на новые преобразования России. Петр любил этот дворец, отвечавший его представлениям о совершенном жилище просвещенного человека. Здесь находятся полотна голландских и фламандских художников XVII–XVIII веков, приобретенные царем во время своей поездки в Голландию. Это была первая картинная галерея в России.

С южной стороны Монплезира разбит уютный садик с цветниками и великолепными фонтанами. Петр стал автором проекта этого сада. Здесь были посажены экзотические растения и деревья. Успехи русской армии в Северной войне вдохновляли Петра на создание в Петергофе загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы лучшим дворцам европейских монархов. Началось сооружение большого дворца и обустройство парка.

Главными исполнителями замыслов царя стали архитекторы Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти, садовые мастера Гарнифельд и Борисов, скульпторы Растрелли и Пино. Пять тысяч крепостных крестьян трудились на планировке местности.

Петр не жалел средств для Петергофа. Прекрасные статуи, картины, строительные материалы и оборудование для фонтанов привезли из-за границы. Было посажено несколько тысяч лип, дубов и различных кустов.

По заведенному порядку Петр приезжал в Петергоф только морем. По его приказу от залива прорыли канал, по которому можно было подплывать прямо к дворцу, строящемуся на горе.

Склон решили украсить фонтанами. По проекту архитектора Леблона перед домом построили Большой грот с двойными каскадами, сохранивший свою конфигурацию до наших дней.

Сложное водоподводящее оборудование этого каскада выполнили фонтанные мастера, братья Боротини. Каменные массивы грота врезаны в глубину земляного склона, их темные и сырые коридоры проходят у основания дворца. По туннелям проложены коммуникации, питающие фонтаны Большого каскада водой. Здесь нет ни одной насосной станции, вода стекает вниз под силой тяжести, а фонтаны работают согласно принципу сообщающихся сосудов.

Система водоснабжения Петергофа со всеми каналами и прудами совершенствовалась более двух столетий, но принципиальная схема осталась без изменений.

Самое впечатляющее и грандиозное сооружение Петергофа – Большой каскад. Это выдающийся памятник стиля барокко, который создавался и переделывался на протяжении ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I.

Итальянский архитектор Николо Микетти, учтя пожелания царя, увеличил размеры уступов, установил на них скульптуры, а балюстрады украсил барельефами. Сейчас на Большом каскаде можно увидеть шестьдесят четыре фонтана и более двухсот золоченых статуй и декоративных деталей.

В центре ковша на массивном пьедестале высится основная фигура Большого каскада – фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва», установленный в память победы русской армии в Северной войне в 1709 году.

Все торжественные праздники устраивались непосредственно на Большом каскаде.

Проект каскада был разработан Николо Микетти, а завершен русским архитектором Михаилом Земцовым. Петергофский Марли не имеет ничего общего с французским, Петр заимствовал только название. Идеи царя, воплощенные в Петергофе, были самостоятельны и восхищали оригинальностью решения. А скромный уютный двухэтажный дворец, окруженный прудами, предназначался для уединенного отдыха знатных особ, гостивших здесь. Для уединения предназначался и дворцовый павильон Эрмитаж, который, подобно Монплезиру, стоит на самом берегу моря. На втором этаже, в единственном зале с громадными окнами, стоит необычный стол: середина стола, служившая для перемены блюд и приборов, под действием особого механизма опускалась в первый этаж и поднималась. Если гость хотел получить новое блюдо, он клал на тарелку записку. Таким образом, обеды избранных лиц проходили в отсутствие слуг.

В восточной части парка был построен каскад «Шахматная горка», или «Драконова гора». Драконы охраняют вход в грот, изливая из своих пастей потоки воды. Будучи любителем шуток, Петр I приказал разместить в парке фонтаны-сюрпризы: искусственные деревья, листья которых источают воду; цветы и огромные грибы, обливающие зазевавшегося прохожего; забавный фонтан «Солнце».

Не дожидаясь полного окончания работ, в августе 1723 года Петр I торжественно открыл Петергоф. Но достройка ансамбля еще продолжалась около двух столетий.

В 1725 году Петр Великий умер, так и не дождавшись завершения своего детища, но за годы правления он успел преобразовать свою землю и повернуть ее лицом к Европе.

(По Н. Птащенко, В. Трошкову)

Задания к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Составьте цитатный план.

3. Дайте свое заглавие тексту.

4. Что составляет главную достопримечательность Петергофа?

5. Объясните значения слов валун, терраса, «монплезир», экзотика, каскад, конфигурация, балюстрада, барельеф.

6. Сделайте синтаксический разбор простого предложения: «Петергоф, всемирно известная столица фонтанов…».

7. Найдите в тексте по два предложения с прямыми и косвенными дополнениями; с согласованными определениями и обстоятельствами места, образа действия, времени, причины и цели.

8. Определите, чем выражено подлежащее в предложении «Пять тысяч крепостных крестьян трудились на планировке местности».

9. Сделайте синтаксический разбор предложения, определите тип сказуемого: «Петербургский Марли не имеет ничего общего с французским».

10. Объясните постановку знаков препинания в предложении «Петр любил этот дворец, отвечавший его представлениям о совершенном жилище просвещенного человека».

 

Текст № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.04 с.)