Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Оценка рисков Курской области
Исследуем более детально риски, характерные для Курской области, с целью чего выделим основные виды региональных рисков (табл.2.5).
Таблица 2.5
Оценка вероятности и приоритетов региональных рисков
Виды рисков
| Вероят-ность
| Прио-ритет
| 1. Политические риски
| | | Смена власти
| 0,2
|
| Дефицит кадров управленцев
| 0,5
|
| Низкая эффективность применяемых властью методов управления
| 0,4
|
| 2. Финансовые риски
| | | Отмена субсидий, субвенций и дотаций из федерального бюджета
| 0,4
|
| Острый дефицит бюджетных средств
| 0,5
|
| Дефицит оборотных средств и инвестиций
| 0,5
|
| 3. Экономические риски
| | | Уменьшение величины валового регионального продукта
| 0,4
|
| Снижение товарооборота
| 0,3
|
| Спад объемов производства в реальном секторе экономики
| 0,4
|
| Недостаточная конкурентоспособность производимой продукции
| 0,5
|
| Банкротство предприятий региона
| 0,5
|
| 4. Социальные риски
| | | Низкий уровень жизни населения
| 0,5
|
| Повышение безработицы
| 0,4
|
| Ухудшение демографической ситуации
| 0,5
|
| Ухудшение состояния медицинских и лечебных учреждений
| 0,5
|
| 5. Законодательные риски
| | | Трудности с практической реализацией ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
| 0,5
|
| Повышение налоговых ставок на местные налоги
| 0,3
|
| Изменение законодательства в сторону ухудшения условий для инвесторов
| 0,2
|
| Определим количество приоритетов каждого вида:
f1=7, f2=6, f3=2, f4=3.
Рассчитаем величины удельных весов рисков с целью определения значимости каждого приоритета:
, (2.8)
где Wi – удельный вес приоритета, k – общее количество приоритетов, fj – количество приоритетов каждого вида.
;
;
;
.
Произведем расчет баллов риска (табл. 2.6). Удельный вес в таблице 2.6 проставляется в соответствии с приоритетом в таблице 2.5. Вероятный вес вычисляется как произведение вероятности на удельный вес.
Таблица 2.6
Расчет вероятных весов рисков
Виды рисков
| Вероятность
| Удельный вес
| Вероятный вес
| Смена власти
| 0,2
| 0,0189
| 0,00378
| Дефицит кадров управленцев
| 0,5
| 0,0755
| 0,03775
| Низкая эффективность применяемых властью методов управления
| 0,4
| 0,0566
| 0,02264
| Отмена субсидий, субвенций и дотаций из федерального бюджета
| 0,4
| 0,0566
| 0,02264
| Острый дефицит бюджетных средств
| 0,5
| 0,0755
| 0,03775
| Дефицит оборотных средств и инвестиций
| 0,5
| 0,0755
| 0,03775
| Уменьшение величины валового регионального продукта
| 0,4
| 0,0755
| 0,0302
| Снижение товарооборота
| 0,3
| 0,0566
| 0,01698
| Спад объемов производства в реальном секторе экономики
| 0,4
| 0,0755
| 0,0302
| Недостаточная конкурентоспособность производимой продукции
| 0,5
| 0,0566
| 0,0283
| Банкротство предприятий региона
| 0,5
| 0,0566
| 0,0283
| Низкий уровень жизни населения
| 0,5
| 0,0755
| 0,03775
| Повышение безработицы
| 0,4
| 0,0566
| 0,02264
| Ухудшение демографической ситуации
| 0,5
| 0,0189
| 0,00945
| Ухудшение состояния медицинских и лечебных учреждений
| 0,5
| 0,0377
| 0,01885
| Трудности с практической реализацией ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
| 0,5
| 0,0755
| 0,03775
| Повышение налоговых ставок на местные налоги
| 0,3
| 0,0377
| 0,01131
| Изменение законодательства в сторону ухудшения условий для инвесторов
| 0,2
| 0,0189
| 0,00378
| Итого
| 0,43782
| Рассчитаем значения рисков в баллах (табл. 2.7), принимая показатель 0,42782 (итог в таблице 2.6) за 100 баллов. Для этого находится отношение вероятного веса каждого вида рисков (столбец 4 таблицы 2.6) к итогу и выражается в процентах. Ранги в таблице 2.7 проставляются в соответствии с величиной баллов по возрастанию значимости.
Таблица 2.7
Значения рисков в баллах
Виды рисков
| Баллы
| Ранг
| Смена власти
| 0,86
|
| Дефицит кадров управленцев
| 8,62
|
| Низкая эффективность применяемых властью методов управления
| 5,17
|
| Отмена субсидий, субвенций и дотаций из федерального бюджета
| 5,17
|
| Острый дефицит бюджетных средств
| 8,62
|
| Дефицит оборотных средств и инвестиций
| 8,62
|
| Уменьшение величины валового регионального продукта
| 6,90
|
| Снижение товарооборота
| 3,88
|
| Спад объемов производства в реальном секторе экономики
| 6,90
|
| Недостаточная конкурентоспособность производимой продукции
| 6,46
|
| Банкротство предприятий региона
| 6,46
|
| Низкий уровень жизни населения
| 8,62
|
| Повышение безработицы
| 5,17
|
| Ухудшение демографической ситуации
| 2,16
|
| Ухудшение состояния медицинских и лечебных учреждений
| 4,31
|
| Трудности с практической реализацией ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
| 8,62
|
| Повышение налоговых ставок на местные налоги
| 2,58
|
| Изменение законодательства в сторону ухудшения условий для инвесторов
| 0,86
|
| Для принятия управленческих решений по определению направления снижения рисков выделим наиболее значимые из них (табл. 2.7 и рис. 2.6):
· дефицит кадров управленцев;
· острый дефицит бюджетных средств;
· дефицит оборотных средств и инвестиций;
· низкий уровень жизни населения;
· трудности с практической реализацией ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Рис.2.6. Соотношение региональных рисков
С целью более подробного анализа состояния региона ниже представлено процентное соотношение рисков Курской области в соответствии с их классификацией (рис.2.7-2.11).
Рис.2.7. Соотношение политических рисков Курской области
Рис.2.8. Соотношение финансовых рисков Курской области
Рис.2.9. Соотношение экономических рисков Курской области
Рис.2.10. Соотношение социальных рисков Курской области
Рис.2.11. Соотношение законодательных рисков
Курской области
Таким образом, проведенный анализ рисков Курской области свидетельствует о большом количестве негативных факторов в развитии региона, к числу которых относятся острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.
В результате значительной накопленной суммы задолженности предприятий и организаций по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, роста взаимных неплатежей значительно снижаются реальные поступления в бюджет области. Доходы бюджета, даже с учетом федеральной поддержки, не обеспечивают в полной мере финансирования самых насущных и социально - значимых проблем: выплат ветеранам, выплат детских пособий, содержания социальной сферы и других.
Обобщая сказанное, отметим, что для решения существующих проблем необходимо применять решительные меры, использовать более действенные механизмы, способные образовать комплексную, самодостаточную, реалистичную программу восстановления и развития экономики и социальной сферы области (табл.2.8).
Таблица 2.8
Направления снижения рисков
Риск
| Пути снижения
| Политические
| · переподготовка государственных служащих и повышение их квалификации;
· разработка новых механизмов управления;
· разработка программы стратегического развития региона;
· сотрудничество с передовыми регионами с целью успешной организации управления муниципальными образованиями;
· привлечение специалистов консалтинговых фирм;
| Финансовые
| · активное привлечение отечественных и иностранных инвесторов;
· взаимодействие с федеральной властью с целью получения финансовой поддержки;
| Экономические
| · оздоровление предприятий, находящихся на грани банкротства;
· создание зон экономического благоприятствования для предприятий с целью развития их деятельности и повышения конкурентоспособности;
| Социальные
| · разработка программ поддержки малообеспеченных граждан;
· повышение заработной платы и пенсий населению;
· предоставление социальных льгот;
| Законодательные
| · создание благоприятных законодательных условий для инвесторов;
· предоставление налоговых льгот и кредитов предприятиям реального сектора экономики;
· устранение противоречивости местного законодательства федеральному.
| 2.5. Современные подходы к оценке рисков при управлении качеством образовательного процесса
Помимо управления региональными рисками для стабильного развития региона и страны в целом важное значение имеет управление рисками на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия, учреждения, организации. Проанализируем и оценим риски на примере ВУЗа.
Современный ВУЗ представляет собой сложную открытую социально-педагогическую и организационно-техническую систему, включающую подсистемы обеспечения и сопровождения учебного процесса (рис.2.12). Каждая из подсистем в свою очередь является крупным модулем в общей структуре ВУЗа и может быть представлена в виде модулей и направлений их деятельности.
Основными условиями функционирования всей системы выступают:
· цикличность и непрерывность процесса образования;
· гибкость учебных планов и программ, обеспечивающая возможность их трансформации в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями и растущими технологическими возможностями.
Информационно-образовательная среда ВУЗа представляет собой систему, объединяющую учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, которая направлена на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами, а также интеграцию в единую сеть учебных пособий и модулей, используемых в учебном процессе.
Основным направлением развития информационно-образовательного пространства ВУЗа является информационное обеспечение профессиональной подготовки студентов, способствующих освоению им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию знаний, сколько на их порождение.
Рис. 2.12. ВУЗ как сложная открытая социально-педагогическая и организационно-техническая система
Выделим основные виды рисков по каждой из вышеприведенных систем (табл. 2.9).
Для оценки рисков применяется экспертный метод, суть которого заключается в определении вероятности появления каждого из видов рисков и приоритета, который раскрывает их значимость для комплексной оценки качества образования. Методика оценки рисков может быть представлена следующими этапами.
Таблица 2.9
Оценка вероятности и приоритетов рисков
Виды рисков
| Вероят-ность
| Прио-ритет
| 1. Макроэкономические риски (риски внешней среды)
| | | Ухудшение демографической ситуации
| 0,5
|
| Снижение спроса со стороны реального сектора экономики на отдельные специальности
| 0,3
|
| Снижение (или отмена) бюджетного финансирования
| 0,5
|
| Снижение конкурентных позиций ВУЗа на рынке образовательных услуг
| 0,2
|
| 2. Риски социально-педагогической системы
| | | 2.1. Риски подсистемы административного управления
| | | Нерационально организованная система управления
| 0,2
|
| Низкая эффективность вертикальных и горизонтальных коммуникаций
| 0,3
|
| Низкая эффективность применяемых методов управления
| 0,2
|
| Неопределенность в указаниях, распоряжениях, приказах, направляемых структурным подразделениям
| 0,3
|
| Организационные изменения, связанные со сменой руководства
| 0,2
|
| Низкий уровень организационной культуры
| 0,2
|
| Нерациональная система вознаграждений
| 0,3
|
| 2.2. Риски подсистемы психологического сопровождения
| | | Негативный социально-психологический климат в коллективе
| 0,4
|
| Негативный социально-психологический климат в студенческой среде
| 0,2
|
| Отсутствие или низкая эффективность функционирования психологической службы
| 0,2
|
| Низкий уровень разработанной системы мотивации студентов в процессе обучения
| 0,2
|
| Психологическая и инструментальная неготовность преподавателей к использованию информационных технологий в процессе разработки учебных курсов
| 0,2
|
| Низкая степень креативного мышления преподавателя (компетентность в предметной области, интеллектуальная мобильность, позитивное восприятие нового, готовность к профессиональному и личному росту)
| 0,3
|
| Отсутствие системы организационной социализации сотрудников и студентов
| 0,2
|
| 2.3. Риски подсистемы кадрового обеспечения
| | | Недостаток квалифицированных кадров
| 0,2
|
| Низкий уровень системы повышения квалификации
| 0,1
|
| Недостаточный уровень материального стимулирования работников
| 0,4
|
| Неконструктивное сотрудничество с другими ВУЗами
| 0,2
|
| 3. Организационно-техническая подсистема
| | | 3.1. Подсистема информационного обеспечения
| | | Недостаточная обеспеченность учебного процесса средствами информационных технологий
| 0,3
|
| Невысокий уровень обеспеченности административно-управленческой системы средствами информационных технологий
| 0,2
|
| Недостаток электронных учебных пособий, интеграции их с традиционными учебными пособиями.
| 0,3
|
| Недостаток методического обеспечения дистанционной формы обучения
| 0,3
|
| Недостаточный объем новых образовательных программ
| 0,2
|
| 3.2. Подсистема технической поддержки
| | | Недостаток аудиторий и лабораторий
| 0,3
|
| Быстрый износ основных средств
| 0,5
|
| Низкий уровень обеспеченности учебного процесса техническими средствами обучения
| 0,3
|
| Нерациональное распределение средств обучения между структурными подразделениями ВУЗа
| 0,2
|
| Недостаток базовых предприятий для практического обучения
| 0,2
|
| 3.3. Подсистема методического обеспечения
| | | Низкая обеспеченность библиотечного фонда
| 0,1
|
| Низкое качество учебно-методических разработок
| 0,2
|
| Недостаточная система мотивации преподавателей для создания учебно-методических комплексов и электронных учебных пособий
| 0,3
|
| 4. Качество знаний студентов
| | | Несоответствие уровня знаний выпускников требованиям работодателей
| 0,3
|
| Низкий уровень остаточных знаний студентов
| 0,3
|
|
Этап
Определяется количество приоритетов каждого вида:
f1=5, f2=12, f3=12, f4=6, f5=2,
где fi – количество приоритетов i-го вида (i=1,2…5).
Например, f5=1 (Отсутствие или низкая эффективность функционирования психологической службы) + 1 (Неконструктивное сотрудничество с другими ВУЗами) = 2.
Этап
Рассчитываются величины удельных весов рисков с целью определения значимости каждого приоритета:
, (2.9)
где Wi – удельный вес приоритета, k – общее количество приоритетов, fj – количество приоритетов каждого вида.
W1=0,0407, W2=0,0325, W3=0,0244, W4=0,0163, W5=0,0081.
Этап
Производится расчет баллов риска (табл. 2.10). Удельный вес в таблице 2.10 проставляется в соответствии с приоритетом в таблице 2.9. Вероятный вес вычисляется как произведение вероятности на удельный вес.
Таблица 2.10
Расчет вероятных весов рисков
Виды рисков
| Вероятность
| Удельный
вес
| Вероятный вес
| Ухудшение демографической ситуации
| 0,5
| 0,0163
| 0,00815
| Снижение спроса со стороны реального сектора экономики на отдельные специальности
| 0,3
| 0,0244
| 0,00732
| Снижение (или отмена) бюджетного финансирования
| 0,5
| 0,0325
| 0,01625
| Снижение конкурентных позиций ВУЗа на рынке образовательных услуг
| 0,2
| 0,0325
| 0,0065
| Нерационально организована система управления
| 0,2
| 0,0407
| 0,00814
| Низкая эффективность вертикальных и горизонтальных коммуникаций
| 0,3
| 0,0407
| 0,01221
| Низкая эффективность применяемых методов управления
| 0,2
| 0,0325
| 0,0065
| Неопределенность в указаниях, распоряжениях, приказах, направляемых структурным подразделениям
| 0,3
| 0,0325
| 0,00975
| Организационные изменения, связанные со сменой руководства
| 0,2
| 0,0407
| 0,00814
| Низкий уровень организационной культуры
| 0,2
| 0,0244
| 0,00488
| Нерациональная система вознаграждений
| 0,3
| 0,0244
| 0,00732
| Негативный социально-психологический климат в коллективе
| 0,4
| 0,0244
| 0,00976
| Негативный социально-психологический климат в студенческой среде
| 0,2
| 0,0244
| 0,00488
| Отсутствие или низкая эффективность функционирования психологической службы
| 0,2
| 0,0081
| 0,00162
| Низкий уровень разработанной системы мотивации студентов в процессе обучения
| 0,2
| 0,0325
| 0,0065
| Психологическая и инструментальная неготовность преподавателей к использованию информационных технологий в процессе разработки учебных курсов
| 0,2
| 0,0244
| 0,00488
| Низкая степень креативного мышления преподавателя (компетентность в предметной области, интеллектуальная мобильность, позитивное восприятие нового, готовность к профессиональному и личному росту)
| 0,3
| 0,0325
| 0,00975
| Отсутствие системы организационной социализации сотрудников и студентов
| 0,2
| 0,0163
| 0,00326
| Недостаток квалифицированных кадров
| 0,2
| 0,0407
| 0,00814
| Низкий уровень системы повышения квалификации
| 0,1
| 0,0244
| 0,00244
| Недостаточный уровень материального стимулирования работников
| 0,4
| 0,0325
| 0,013
| Неконструктивное сотрудничество с другими ВУЗами
| 0,2
| 0,0081
| 0,00162
| Недостаточная обеспеченность учебного процесса средствами информационных технологий
| 0,3
| 0,0325
| 0,00975
| Невысокий уровень обеспеченности административно-управленческой системы средствами информационных технологий
| 0,2
| 0,0163
| 0,00326
| Недостаток электронных учебных пособий, интеграции их с традиционными учебными пособиями.
| 0,3
| 0,0163
| 0,00489
| Недостаток методического обеспечения дистанционной формы обучения
| 0,3
| 0,0244
| 0,00732
| Недостаточный объем новых образовательных программ
| 0,2
| 0,0244
| 0,00488
| Недостаток аудиторий и лабораторий
| 0,3
| 0,0244
| 0,00732
| Быстрый износ основных средств
| 0,5
| 0,0325
| 0,01625
| Низкий уровень обеспеченности учебного процесса техническими средствами обучения
| 0,3
| 0,0325
| 0,00975
| Нерациональное распределение средств обучения между структурными подразделениями ВУЗа
| 0,2
| 0,0163
| 0,00326
| Недостаток базовых предприятий для практического обучения
| 0,2
| 0,0325
| 0,0065
| Низкая обеспеченность библиотечного фонда
| 0,1
| 0,0244
| 0,00244
| Низкое качество учебно-методических разработок
| 0,2
| 0,0244
| 0,00488
| Недостаточно эффектив-ная система мотивации преподавателей для создания учебно-мето-дических комплексов и электронных учебных пособий
| 0,3
| 0,0163
| 0,00489
| Несоответствие уровня знаний выпускников требованиям работодателей
| 0,3
| 0,0407
| 0,01221
| Низкий уровень остаточных знаний студентов
| 0,3
| 0,0325
| 0,00975
| Итого
| 0,26836
| | | | | | |
Этап
Рассчитываются значения рисков в баллах (табл. 2.11), принимая показатель 0,26836 (итог в таблице 2.10) за 100 баллов. Для этого находится отношение вероятного веса каждого вида рисков (столбец 4 таблицы 2.10) к итогу и выражается в процентах. Ранги в таблице 2.11 проставляются в соответствии с величиной баллов по возрастанию значимости.
Таблица 2.11
Значения рисков в баллах
Виды рисков
| Баллы
| Ранг
| Ухудшение демографической ситуации
| 3,04
|
| Снижение спроса со стороны реального сектора экономики на отдельные специальности
| 2,73
|
| Снижение (или отмена) бюджетного финансирования
| 6,06
|
| Снижение конкурентных позиций ВУЗа на рынке образовательных услуг
| 2,42
|
| Нерационально организована система управления
| 3,03
|
| Низкая эффективность вертикальных и горизонтальных коммуникаций
| 4,55
|
| Низкая эффективность применяемых методов управления
| 2,42
|
| Неопределенность в указаниях, распоряжениях, приказах, направляемых структурным подразделениям
| 3,63
|
| Организационные изменения, связанные со сменой руководства
| 3,03
|
| Низкий уровень организационной культуры
| 1,82
|
| Нерациональная система вознаграждений
| 2,73
|
| Негативный социально-психологический климат в коллективе
| 3,64
|
| Негативный социально-психологический климат в студенческой среде
| 1,82
|
| Отсутствие или низкая эффективность функционирования психологической службы
| 0,60
|
| Низкий уровень разработанной системы мотивации студентов в процессе обучения
| 2,42
|
| Психологическая и инструментальная неготовность преподавателей к использованию информационных технологий в процессе разработки учебных курсов
| 1,82
|
| Низкая степень креативного мышления преподавателя (компетентность в предметной области, интеллектуальная мобильность, позитивное восприятие нового, готовность к профессиональному и личному росту)
| 3,63
|
| Отсутствие системы организационной социализации сотрудников и студентов
| 1,21
|
| Недостаток квалифицированных кадров
| 3,03
|
| Низкий уровень системы повышения квалификации
| 0,91
|
| Недостаточный уровень материального стимулирования работников
| 4,84
|
| Неконструктивное сотрудничество с другими ВУЗами
| 0,60
|
| Недостаточная обеспеченность учебного процесса средствами информационных технологий
| 3,63
|
| Невысокий уровень обеспеченности административно-управленческой системы средствами информационных технологий
| 1,21
|
| Недостаток электронных учебных пособий, интеграции их с традиционными учебными пособиями.
| 1,82
|
| Недостаток методического обеспечения дистанционной формы обучения
| 2,73
|
| Недостаточный объем новых образовательных программ
| 1,82
|
| Недостаток аудиторий и лабораторий
| 2,73
|
| Быстрый износ основных средств
| 6,06
|
| Низкий уровень обеспеченности учебного процесса техническими средствами обучения
| 3,63
|
| Нерациональное распределение средств обучения между структурными подразделениями ВУЗа
| 1,21
|
| Недостаток базовых предприятий для практического обучения
| 2,42
|
| Низкая обеспеченность библиотечного фонда
| 0,91
|
| Низкое качество учебно-методических разработок
| 1,82
|
| Недостаточно эффективная система мотивации преподавателей для создания учебно-методических комплексов и электронных учебных пособий
| 1,82
|
| Несоответствие уровня знаний выпускников требованиям работодателей
| 4,55
|
| Низкий уровень остаточных знаний студентов
| 3,63
|
| | | | | | Для принятия управленческих решений по определению направления снижения рисков выделяются наиболее значимые из них (табл. 2.11 и рис. 2.13):
· снижение (или отмена) бюджетного финансирования;
· быстрый износ основных средств;
· недостаточный уровень материального стимулирования работников;
· низкая эффективность вертикальных и горизонтальных коммуникаций;
· несоответствие уровня знаний выпускников требованиям работодателей.
Таким образом, определены риски с учетом представленной системы ВУЗа как сложной открытой социально-педагогической и организационно-технической системы, включающей подсистемы обеспечения и сопровождения учебного процесса.
Рис. 2.13. Соотношение всех видов рисков в деятельности ВУЗа
Рис. 2.14. Соотношение рисков внешней среды (макроэкономические риски)
Рис. 2.15. Соотношение рисков подсистемы административного управления
Рис. 2.16. Соотношение подсистемы психологического сопровождения
Рис. 2.17. Соотношение подсистемы кадрового обеспечения
Рис. 2.18. Соотношение рисков подсистемы информационного обеспечения
Рис. 2.19. Соотношение рисков подсистемы технической поддержки
Рис. 2.20. Соотношение рисков подсистемы методического обеспечения
Рис. 2.21. Соотношение рисков качества знаний студентов
Таблица 2.12
Направления снижения рисков
Риск
| Пути снижения
| Внешняя среда
| Бюджетное финанси-рование
| - привлечение альтернативных источников финансирования (частный капитал, гранты, средства родителей, спонсорская помощь, средства попечителей, образовательные кредиты);
| Макроэко-номические риски
| - увеличение доли иностранных студентов;
- расширение сферы и объемов дополнительного профессионального образования;
- увеличение социальной поддержки молодых семей студентов и персонала;
- привлечение ведущих специалистов из различных отраслей промышленности;
- расширение и углубление связи с ведущими научными школами России и зарубежных стран;
- маркетинговое исследование рынка труда;
- расширение и углубление связи с ведущими научными школами, ВУЗами и Центрами России и зарубежных стран по областям знаний
- разработка и развитие системы менеджмента качества и других систем менеджмента университета;
- повышение качества образовательных услуг;
- выполнение мероприятий по снижению и оптимизации затрат.
| Риски подсистемы администра-тивного управления
| - постоянное совершенствование организационной системы управления (положения, должностные инструкции и др.);
- улучшение документооборота ВУЗа;
- проведение периодических совещаний;
- разработка типовой инструкции по ведению внутренней и внешней документации подразделениями университета;
- проведение корпоративных встреч в свободное от работы время;
- разработка критериев системы вознаграждения.
| Риски подсистемы психологичес-кого сопровождения
| - увольнение постоянно конфликтующих сотрудников;
- корпоративные встречи;
- совместный отдых коллектива;
- совместные спортивные соревнования;
- совместные коллективные поручения враждующим сторонам;
- регулярная работа психологической службы (анкетирование сотрудников и студентов, психологическая помощь в разрешении конфликтов и др.);
- разработка рейтинговой системы оценки знаний студентов в процессе обучения;
- ознакомление преподавателей с имеющимися информационными технологиями в форме лекций, консультаций;
- предоставлять информацию о научных семинарах, конференциях, презентациях;
- взаимопосещение лекционных и практических занятий преподавателей;
- проведение открытых лекций и научных семинаров;
- создание комплексной программы воспитания молодежи;
- развитие самоуправления студенческой молодежи.
| Риски подсистемы кадрового обеспечения
| - создание единой научно-производственной, экспериментальной и инновационной базы;
- совершенствование методов преподавания с учетом специализации;
- привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики;
- переаттестация преподавательского состава;
- разработка требований к преподавателям при приеме на работу;
- повышение заработной платы преподавателей в зависимости от их вклада в учебный процесс;
- создание информационного блока на сайте университета о заявках повышения квалификации сторонними организациями;
- проведение совместных конференций и семинаров с другими ВУЗами.
| Риски подсистемы информацион-ного обеспечения
| - регулярное изучение периодической печати, каталогов с целью приобретения современных информационных технологий;
- создание единой информационной системы ВУЗа;
- создание электронных учебных пособий, интеграция их с традиционными учебными пособиями;
- формирование методического обеспечения дистанционной формы обучения;
- гибкая система разработки учебного плана специальности (периодическая актуализация перечня изучаемых дисциплин).
| Риски подсистемы технической поддержки
| - приобретение новых учебных корпусов;
- ремонт старых учебных корпусов;
- использование ускоренных методов начисления амортизации;
- увеличение объема закупок канцелярских товаров и хозяйственного инвентаря (бумага, картридж и др.);
- контроль над использованием основных средств;
- распределение средств обучения между структурными подразделениями в соответствии со спецификой учебного процесса;
- создание филиалов ВУЗа на предприятиях;
- привлечение инвестиций в материальную базу образования;
- подъем и реконструкция искусственно приостановленных производств;
- создание научно-технологического парка или Центра высоких технологий;
- создание новых рабочих мест на совместных производствах;
- создание вузовской системы трудоустройства выпускников (отдел трудоустройства).
| Риски подсистемы методического обеспечения
| - регулярное обновление библиотечного фонда по предложениям, представленным структурными подразделениями;
- выделение большего объема средств на совершенствование библиотечного фонда;
- оценка учебно-методических разработок независимыми специалистами;
- издание учебников и учебных пособий с грифом УМО;
- увеличения объема материального стимулирования создания учебно-методических комплексов и учебных пособий.
| Риск качества знаний студентов
| - регулярное анкетирование работодателей с целью выявления требований к специалистам;
- создание научно-технологического парка или Центра высоких технологий;
- предоставление студентам возможности трудоустройства по направлениям ВУЗа на конкурсной основе;
- тестирование студентов в начале семестра по дисциплинам предыдущего семестра.
| При исследовании макроэкономических рисков выявлено, что наибольшая вероятность риска приходится на снижение (или отмену) бюджетного финансирования 43%. Приоритетным направлением снижения данного вида риска является привлечение альтернативных источников финансирования (частный капитал, гранты, средства родителей, спонсорская помощь, средства попечителей, образовательные кредиты).
Наиболее защищен ВУЗ от риска ухудшения демографической ситуации (степень риска 17%) и снижения спроса со стороны реального сектора экономики на отдельные специальности (степень риска 19%).
Процентное соотношение рисков подсистемы административного управления составляет: низкая эффективность вертикальных и горизонтальных связей – 22%; неопределенность в указаниях, распоряжениях, приказах – 17%; организационные изменения, связанные со сменой руководства и нерационально организованная система управления – 14%; нерациональная система вознаграждения – 13%; низкая эффективность применяемых методов управления – 11%; низкий уровень организационной культуры – 9 %.
Анализ рисков подсистемы психологического сопровождения показывает, что наибольшую долю составляют риски негативного социально-психологического климата в коллективе и низкой степени креативного мышления преподавателей (по 24%).
Для снижения данных видов рисков могут применяться следующие действия: совместные коллективные поручения враждующим сторонам; регулярная работа психологической службы (анкетирование сотрудников и студентов, психологическая помощь в разрешении конфликтов и др.); корпоративные встречи; предоставлять информацию
|