Правовое обеспечение решения проблем управления рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение решения проблем управления рисками



Решающую роль в развитии системы управления рисками играют регулирующие функции государства с широким набором инструментов. Государственное регулирование представляет собой систему мероприятий законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и приспособления действующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Умелое государственное регулирование позволяет решить те проблемы, которые невозможно устранить благодаря только рыночному механизму.

Основу государственного регулирования в любой сфере взаимоотношений составляет нормативно-правовая база. Анализ действующего законодательства в области управления рисками показывает, что оно неполно, фрагментарно и построено по отраслевому принципу.

Наиболее полно законодателем урегулированы вопросы страхования, поскольку оно является наиболее доступным и часто применяемым методом снижения рисков.

Так, в ст.9 Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ» на законодательном уровне закреплено определение страхового риска, согласно которому «страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводитсястрахование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.»

Кроме того, названный Закон в ст.1 определяет страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В силу большой вероятности возникновения социальных рисков для защиты интересов населения государством предусмотрено обязательное социальное страхование, представляющее собой систему мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан.

Согласно ст.7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании» к числу социальных страховых рисков относятся:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости и др.

Помимо управления социальными рисками, осуществляемого Правительством РФ, важную роль в экономике всей страны играет управление банковскими рисками, поскольку вероятность возникновения рисков в банковской сфере выше, нежели в других.

В рамках стратегической политики Центрального Банка РФ вырабатывается единый подход к регулированию и надзору за качеством управления рисками.

ЦБ РФ считает, что все банки должны в обязательном порядке самостоятельно оценивать риски, однако разрабатывает в этом направлении методические указания по управлению рисками, которые не имеют статуса закона и носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер.

В соответствии с Положением Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами и (или) внешними факторами.

В письме ЦБ РФ «О типичных банковских рисках» содержится следующая классификация банковских рисков:

1. кредитный риск, т.е. риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора;

2. страновой риск (включая риск неперевода средств) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими лицами) обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения самого контрагента);

3. рыночный риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов;

4. риск ликвидности - риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме;

5. операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий;

6. правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров, несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);

7. риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск) - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом;

8. стратегический риск - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление).

С целью управления рисками ЦБ РФ в письмах «Об организации управления операционным риском в кредитным организациях», «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации» рекомендует банкам следующую схему управления риском: выявление, оценка, мониторинг, контроль и минимизация риска.

Выявление риска предполагает анализ всех условий функционирования кредитной организации на предмет наличия или возможности возникновения рискообразующих факторов.

Оценка риска предполагает оценку вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к убыткам, и оценку размера потенциальных убытков. С целью оценки риска рекомендуется использовать различные методы.

В целях предупреждения возможности повышения уровня риска рекомендуется проводить его мониторинг путем регулярного изучения системы показателей (в том числе статистических, финансовых) деятельности кредитной организации.

Для минимизации банковских рисков ЦБ РФ рекомендует такие методы, как передача риска или его части третьим лицам и страхование.

Также Банком России законодательно закреплены два принципа, позволяющие снижать риски:

· принцип «Знай своего клиента», т.е. банкам необходимо изучать и проверять информацию о клиенте, его операциях и сделках;

· принцип «Знай своего служащего», который означает контроль за подбором и расстановкой кадров, наличие четких критериев квалификационных и личностных характеристик служащих применительно к содержанию и объему выполняемой ими работы.

Таким образом, схема управления банковскими рисками достаточно подробно описана на законодательном уровне. Однако для перехода России к состоянию стабильности необходимо построение надежных систем управления рисками во всех сферах деятельности, что невозможно без надлежащего нормативно-правового обеспечения.

Резюме по теме

Под экономическим риском, как правило, понимают вероятность (возможность) потери хозяйствующим объектом части своих активов, недополучения доходов или возникновения дополнительных расходов в результате осуществления производственно-коммерческой деятельности.

При изучении экономического риска следует различать категории «риск» и «неопределенность», которые тесно связаны между собой. Из ситуаций неопределенности можно рассматривать в качестве риска такие, наступление которых весьма вероятно и может быть оценено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.007 с.)