Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретико-правовые и организационно-экономические основы развития рынка рыбной↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы определяется необходимостью усиления роли таможенно-тарифного регулирования в целях развития российского рынка рыбной продукции. Рыбохозяйственный комплекс является одной из ведущих, системообразующих сфер экономики страны, формирующих продовольственный рынок, обеспечивающих продовольственную и экономическую безопасность Российской Федерации. В Доктрине продовольственной безопасности перечислены стратегически необходимые для России продукты и минимальный уровень их собственного производства, где доля рыбной продукции должна составлять не менее 80 %. Объектом исследования выступает рынок рыбной продукции Российской Федерации. Предметом исследования являются меры таможенно-тарифного регулирования как инструмент развития российского рынка рыбной продукции. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования в интересах развития российского рынка рыбной продукции. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач: – проанализировать развитие рыбной отрасли в России; – оценить современное состояние и место Российской Федерации на мировом рынке рыбной продукции; – исследовать организационно-правовые основы регулирования российского рынка рыбной продукции; – выявить и оценить факторы, влияющие на развитие российского рынка рыбной продукции, определить направления развития российского рынка рыбной продукции; – исследовать практику применения мер таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта рыбной продукции; – разработать рекомендации по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования. Теоретическую базу исследования составили труды ученых в области таможенного дела. Новиков В.Е. исследовал применение таможенной пошлины как инструмента государственного регулирования экономики. В работе Ю.А. Бобылова основное внимание уделено особенностям внешней торговли России рыбными товарами, использованию мер квотирования для регулирования импорта и экспорта рыбных товаров. Работы Е.А. Крючковой посвящены вопросам организации и совершенствования государственного контроля экспорта продукции морского промысла; работы Л.А. Филипповой посвящены вопросам организации и совершенствования таможенного контроля перемещения продукции рыболовного промысла, в том числе с использованием спутниковой системы мониторинга. В работе В.Г. Свинухова изучены вопросы организации таможенного контроля продукции рыболовного промысла, рыбопромысловых и транспортных судов, на которых указанная продукция перемещается через таможенную границу. Нормативно-правовую базу исследования составили решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), постановления Правительства РФ, приказы Министерства сельского хозяйства, ФТС России. Эмпирическая база состоит из статистических данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, ФТС России, Росстата РФ, агентства Росрыболовство, публикаций в периодических изданиях по экономике и отраслевых журналов. В процессе проведения исследования, для достижения поставленной цели, применялись следующие методы исследования: анализ, описание, сравнение, классификация. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в ходе работы рекомендации по совершенствованию мер таможенно-тарифиного регулирования могут способствовать ускорению процесса развития российского рынка рыбной продукции. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации: Исторический аспект Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру, включает широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Кроме собственно рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетевязальное производство.[1] (Приложение 1) Анализ развития рыбохозяйственного комплекса начнем с рыбопромышленной отрасли. Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, занимающаяся добычей и переработкой рыбы, морского зверя, китов, морских беспозвоночных и водорослей в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[2] (Приложение 2). Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, связанная с добычей, транспортировкой, и переработкой объектов водного промысла в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[3]. Исторически Россия является ведущей рыбопромышленной державой, ее зарождение началось с возникновения и развития рыболовства на пресных водоемах: реках, прудах и озерах. Морское рыболовство России активизировалось в XVII в Поморье, в Азовском и Балтийском море в конце XVIII столетия после завоеваний за выход к морю. В конце XIX столетия в Каспийском бассейне добывалось рыбы больше, чем в любом другом море России (300 тысяч тонн в 1900 году). Значительно позже начат коммерческий лов рыбы в Черном море. Аральское море и моря Дальнего Востока были вовлечены в сферу рыболовства лишь в начале XX столетия. До Европейской части Империи эта рыба практически не доходила. По данным «Вестника рыбопромышленности» за 1895 год стоимость российского улова в конце XIX столетия составила 53,4 миллионов золотых рублей и уступала по этому показателю только США и Великобритании. Рыбный промысел был сосредоточен преимущественно в Каспийском, Азовском, Аральском морях и в речных водоёмах, на долю которых в 1913 г. приходилось 80,2 % всей добычи рыбы в стране (в открытых водоёмах Европейского Севера и Тихого океана добывалось 19,8 %). Техника рыбного промысла была крайне примитивна: лодки, кунгасы, мелкие парусные суда и т.п.; ещё более отсталой была техника обработки рыбы, основанная на ручном труде. Рыбу главным образом солили, вялили и сушили, в том числе и такие ценные породы, как осетровые, лососёвые и крупночастиковые; выпуск охлажденной и мороженой рыбы этих пород составлял менее 10%[4]. После образования СССР открылись широкие возможности и перспективы рационального использования природных водных и особенно морских богатств, развития рыбного хозяйства и рыболовства. Советское государство обеспечило подъём рыбной промышленности на основе её технического перевооружения, главными звеньями которого стали механизированная морская добыча рыбы и усовершенствование техники её обработки. В годы довоенных пятилеток (1929-40 гг.) был создан рыбопромышленный флот, состоявший из специализированных судов, рыболовных траулеров, сейнеров, дрифтеров, рыболовных ботов и тралботов, китобойных и зверобойных судов. Коренные изменения происходили в рыбообрабатывающей промышленности: построены холодильники, рыбофилейные и консервные заводы, в наиболее крупных центрах рыбной промышленности построены рыбные комбинаты с законченным технологическим циклом и с комплексным использованием сырья. Одновременно с развитием материально-технической базы производства учреждены научные институты морского рыбного хозяйства и океанографии в крупных рыболовных центрах и в Москве. Для подготовки кадров рыбной промышленности были созданы рыбопромышленные высшие и средние специальные учебные заведения и курсы кадров массовых профессий[5]. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. был нанесен громадный ущерб отрасли рыбного хозяйства СССР. Однако после войны она была быстро восстановлена, в нашей стране начался новый этап развития рыболовства, который с полным основанием можно назвать океаническим. Расширение районов промысла, увеличение добычи рыбы и других гидробионтов было возведено в ранг государственной политики. Это потребовало сначала полной инвентаризации рыбных ресурсов в прилегающих морях и сопредельных водах. Были организованы новые бассейновые рыбохозяйственные институты в Калининграде, в Риге[6]. Отрасль оснащалась в больших масштабах рыбопромышленными судами, специальными машинами и установками, механизирующими основные процессы добычи и обработки рыбы, приборами для морской и океанической разведки рыбы, а также для контроля за производственными процессами. Значительно возросло рыболовство в открытых морях, которое в советской рыбной промышленности стало доминирующим. Расширению базы активного рыболовства способствовало освоение новых районов рыбного промысла в Баренцевом море, в акваториях Атлантики, у берегов Антарктиды, в Тихом океане и в морях Дальнего Востока. Об этом свидетельствовало почти восьмикратное увеличение среднегодовых уловов: с 1,3 млн. т за период 1946-1950 гг. до 10,4 млн. т в 1981-1990 гг. При этом в 1990 г. уловы в целом по СССР составили 10480, 3 тыс. т, в том числе РСФСР - 7879,2 тыс. т, или 75,2%[7]. За три послевоенных десятилетия количество крупных судов в рыбной промышленности страны возросло более чем в 5 раз. С ростом флота развивалась и береговая база (порты, судоремонтные и судостроительные заводы, холодильники, тарные и сетеснастные предприятия, специализированные транспортные средства, рыбообрабатывающие предприятия). Во второй половине 1970-х гг. по типовым проектам было развернуто строительство крупных региональных комплексов рыбной гастрономии, которые могли обеспечивать переработку мороженых полуфабрикатов в широкий ассортимент готовой продукции по потребностям областей, краев и республик СССР. Выпуск пищевой рыбной продукции достиг к 1990 г. 4,1 млн. т., включая консервы в объеме 2264 млн.банок. В среднем из одной тонны уловов производилось полтонны пищевой продукции. Кроме того, народное хозяйство СССР ежегодно получало кормовые и технические продукты (в 1990 г.: 533,7 тыс. т. кормовой муки; 5150 тыс. кормовой рыбы; 105,9 тыс. т жира и 18,3 тыс. т технической продукции)[8]. Вместе с тем успехи советского рыболовства и нахождение флота СССР (точно также как флотов других морских держав) вблизи чужих берегов, естественно, не могли не тревожить правительства прибрежных стран. Стало нарастать число острых конфликтов, вовлекавших в них соответствующие государства. В их основе лежали попытки того или иного прибрежного государства ограничить или полностью прекратить доступ иностранных судов к эксплуатации водных биоресурсов в прибрежных морях. Принцип равного права на доступ к водным биологическим ресурсам, вытекавший из свобод открытого моря, начал рассматриваться многими странами как не соответствующий новым реалиям. На III Конференции ООН по морскому праву данный принцип был пересмотрен. В 1982 г. была увеличена прибрежная исключительная экономическая зона или акватории с 12 до 200-миль. Более половины общей акватории 200-мильных зон оказалось под контролем восьми стран (США, Великобритании, Австралии, Канады, Франции, Новой Зеландии, Японии, Дании). То есть по существу прибрежные страны присвоили себе право владения, пользования и распоряжения водными биоресурсами экономических зон в своих интересах[9]. Естественно, изменение международных условий не могло не сказаться негативно на экономических результатах советского рыболовства и усугубило уже имеющиеся на этот момент ошибки, допущенные при формировании долговременных планов развития рыбной промышленности и хозяйства СССР. Самая главная из них - к началу реформирования экономики страны в структуре основных фондов отрасли преобладали достаточно изношенные и, в первую очередь крупнотоннажные океанические суда, мало приспособленные для ведения промысла в отечественной исключительной экономической зоне. Не были сформированы и финансовые ресурсы, которые можно было бы использовать для развития морской и пресноводной аквакультуры. В рассматриваемый период Европейский Совет выплачивал рыбопромышленникам в качестве финансовой помощи около 600 млн. долл. США в год. Около 20% этой суммы предназначалось для строительства новых судов и модернизации старых. В условиях, когда другие страны шли на указанные выше меры в отношении национальных промыслов, российское рыболовство вряд ли имело шанс сохранить достойное место среди лидеров мирового рыболовства и обеспечить конкурентоспособность своих товаров. Отечественному рыболовству, как впрочем, и всему рыбохозяйственному комплексу, еще не оправившимся от изменения международных условий, в начале 1990-х гг. был нанесен второй удар. Он был обусловлен распадом СССР и проведением либеральных и экономических реформ в шоковом варианте, полностью проигнорировавших и специфику отрасли, и ситуацию, складывающуюся в Мировом океане, которые диктовали необходимость внимания государства к судьбе отечественного рыбохозяйственного комплекса. Потеря непосредственных выходов к морю от побережий Украины, Грузии, прибалтийских республик СССР обусловила повышенные транзитные и портовые издержки при транспортировке грузов, предназначенных на вывоз и ввоз, а также потребовала серьезных капитальных вложений в развитие северных, дальневосточных, южных и западных портовых терминалов и наземных транспортных путей к ним. Изменение политических и социально-экономических условий в процессе рыночных реформ исключительно негативно проявилось во всех видах рыбохозяйственной деятельности, но особенно остро оно затронуло рыболовство. За годы реформ резко ухудшились все экономические показатели, определяющие социальную значимость рыбной промышленности и хозяйства. Состояние отрасли отражали следующие характеристики, подчеркивающие тенденцию затянувшегося кризиса: 1. Снижение улова с 7,8 млн. тонн до 4 млн. тонн в год; и последующее за этим снижение производства пищевой и непищевой рыбной продукции (Приложение 3). 2. Произошел значительный спад производства рыбы. К 1996 году по сравнению с 1989 годом производство рыбы снизилось в 4 раза (Приложение 4). 3. Нарушение во внешнеторговой деятельности баланса (экспорт-импорт) не в пользу отечественного потребителя (Приложение 5). 4. Снижение рентабельности, упадок рыбной промышленности и хозяйства по всем ее технологическим звеньям (флот, переработка, портовое хозяйство и т.д.). 5. Снижение уровня занятости в рыбной промышленности. 6. Снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (Приложение 6). 7. Разрыв внутриотраслевых связей; рост промысловых нагрузок в исключительной экономической зоне России; рост уровня браконьерства, теневых оборотов и правонарушений. 8. Снижение эффективности государственного управления и т. д. Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что было связано с его привлекательностью, с точки зрения рыночных возможностей. При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны. На 1 января 2001 г. в рыбохозяйственном комплексе России насчитывалось 3689 хозяйствующих субъекта, что в 2,9 раза больше, чем на начало 1990 г. Вновь созданные структуры – это в основном малые предприятия (1600 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли в 2000 г. составляла чуть более 20%, на долю занятых в малом предпринимательстве приходилось 11% общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости). Удельный вес их в общей численности рыбохозяйственных организаций был около 43,4% (Приложение 7). Рост числа организаций не сопровождался возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции в последующие годы эти показатели последовательно снижались также не происходило развития прибрежного промысла, обновления физически изношенного и морально устаревшего флота. По состоянию на конец 2000 г. общая численность судов с главным двигателем мощностью 55 кВт составляла 3138 единиц, в том числе промысловый – 96,9 % и вспомогательный – 3,1 %. На добывающий флот в составе промыслового приходилось 87,4 %, обрабатывающий – 1,5 % и транспортный рефрижераторный – 11,1 % (Приложение 8). Возрастная структура добывающих судов в рассматриваемый период характеризовалась следующими показателями: суда с возрастом до 5 лет составляли около 3%, 6-10 лет – свыше 10%, 11-15 лет – около 18%, 16-20 лет – около 21%, более 20 лет – свыше 48%. Особенно значительный износ имели малые (91% их численности составляли суда со сверхнормативным сроком службы) и маломерные 74% (нормативный срок службы этих судов был 10-12 лет) суда. Чуть более половины (51%) численного состава средних судов превышали срок нормативного использования (18 лет). Большие суда имели в своем составе более 57% судов, превышающих нормативный срок службы (20 лет). Крупные добывающие суда в своем составе имели 21% судов, отработавших срок амортизации (20 лет). Доля малых судов со сверхнормативными сроками службы продолжала увеличиваться и достигла к 2001 г. около 80%. При этом более 50% этих судов эксплуатировалась более 20 лет (при сроке службы 10-12 лет)[10]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительная часть рыбопромыслового (особенно добывающего) флота требовала замены как в связи с физическим износом, так и моральным старением. Из вышеизложенного следует, что рыбная промышленность, как отрасль пищевой промышленности возникла в XVII в., созданию рыбной промышленности способствовало: проведение железных дорог, открывших доступ рыбной продукции в центральные районы, расширение речного и прибрежного морского промысла и основание относительно крупных рыбопосольных предприятий. Несмотря на высокие темпы развития рыбохозяйственного комплекса в советский период были допущены серьезные стратегические ошибки в период реформирования отрасли в условиях становления и развития рыночных отношений. В начале развития рыбной промышленности и хозяйства большая доля капитальных вложений направлялась во флот, в том числе экспедиционное рыболовство, то есть в развитие рыболовства вдали от отечественных берегов. Серьезно недооценивалась необходимость вложений в прибрежную рыбохозяйственную деятельность. Морская и пресноводная аквакультура, развивалась сравнительно низкими темпами, чем это позволяли имеющиеся потенциальные возможности, что в наши дни еще более усугубляет обстановку по развитию рыбохозяйственного комплекса.
И ЭКСПОРТА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Рыбной продукции Согласно Таможенному кодексу таможенного союза на таможенные органы возложена обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Для целей соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования таможенные органы осуществляют контроль: – заявленной таможенной стоимости рыбной продукции; – количества товара; – правильность классификации товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС. Контроль данных, заявленных декларантом необходим для правильного применения ставки таможенной пошлины, установленной в отношении конкретной товарной позиции и исчисления таможенных платежей. Таможенный контроль осуществляется на основе принципа выборочности и предполагает проверку документов и сведений, заявленных декларантом, как при экспорте, так и при импорте рыбной продукции. При проверке документов и сведений должностное лицо таможенных органов сопоставляет данные предоставленные декларантом и данные имеющиеся в базах данных таможенных органов и иных источников, в том числе, таможенные органы имеют право запрашивать необходимые документы и сведения у декларанта. Деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования также направлена на совершенствование таможенного администрирования и взаимодействия с производственными и торговыми предприятиями. В рамках деятельности Федеральной таможенной службы по регулированию экспорта и импорта рыбной продукции было подписано соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Целью данного соглашения является организация и обеспечение эффективного сотрудничества и информационного взаимодействия, направленного на разработку подходов и подготовку предложений: – по совершенствованию правовой базы в части совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при импорте в Российскую Федерацию рыбной продукции; – по повышению эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в том числе в части обеспечения полноты уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости, контроля за правомерностью предоставления тарифных преференций и применения ставок таможенных пошлин, контроля за соблюдением запретов и ограничений при импорте рыбной продукции; – по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования при импорте в Российскую Федерацию рыбной продукции; – по обеспечению выборочности таможенного контроля в рамках системы управления рисками для импортеров рыбной продукции с учетом результатов анализа их деятельности, репутации на рынке и оценки риска нарушения ими таможенного законодательства Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле; – по созданию и улучшению условий для экспорта российской рыбной продукции путем оптимизации совершения таможенных операций; – по координации системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. В рамках информационного взаимодействия осуществляется: – обмен статистическими и аналитическими материалами, данными по объемам производства, импорта и экспорта рыбной продукции; – изучение ситуации на российском и мировом рынке рыбной продукции, включая ценовые тенденции и прогнозы мировой торговли; – обсуждение практических вопросов таможенного администрирования таможенными органами Российской Федерации при импорте и экспорте рыбной продукции; – анализ информации о деятельности импортеров рыбной продукции для выработки подходов к обеспечению выборочности таможенного контроля в рамках системы управления рисками; – изучение зарубежного опыта в части перспективных технологий организации таможенного контроля при экспорте и импорте рыбной продукции в целях внедрения передового опыта в работу таможенных органов Российской Федерации[22]. Анализ данных, полученных при информационном взаимодействии, позволит выявлять и решать проблемы деятельности таможенных органов, в частности, касающихся обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта рыбной продукции. В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций. Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. №1125-р утвержден План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (далее - «Дорожная карта»). «Дорожная карта» направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности. В сроки, установленные «Дорожной картой», ожидается достижение следующих результатов: – сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации (с 10 в 2012 году до 4 в 2018 году при импорте и с 8 в 2012 году до 4 в 2018 году при экспорте); – сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров (с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году). Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара. Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости не только положительно отразится на уровне поступлений в бюджет, но и необходимо для проведения корректной работы по приведению в соответствие адвалорных и специфических частей тарифных обязательств в предстоящие годы, а также позволит качественным образом усовершенствовать базу доказательства корректности применяемых специфических ставок ввозных таможенных пошлин в случае оспаривания их соответствия тарифным обязательствам Российской Федерации членами ВТО.
РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Регулирования В данный момент политика государства, направлена на развитие рыбохозяйственного комплекса в условиях замедления экономического роста и сохраняющихся рисков ухудшения финансово-экономического положения российских производителей. Политика должна обеспечиваться поддержкой грамотного применения таможенно-тарифного регулирования как одного из инструментов формирования эффективной структуры национального производства. Нестабильная внешнеполитическая ситуация и значительное ухудшение торгово-экономических отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации делают прогноз развития торговли неопределенным, что создает риски для российского рынка рыбной продукции. В сегодняшних условиях необходимости развития рыбного рынка таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, способствовать сдерживанию роста внутренних цен, и в первую очередь сокращать прямые и косвенные издержки рыбопроизводителей. Регулирование рыбопромышленного комплекса должно осуществляться с учетом достижения продовольственной безопасности страны, исходя из реального роста производства и притока инвестиций в рыбную отрасль, а также условий международной конкуренции и ситуации на внешнем рынке. Применение мер тарифного регулирования в данной ситуации выступает как один из инструментов развития российского рынка рыбной продукции. Основными факторами, определяющими необходимость развития рынка рыбной продукции России, являются: – импортозависимость в поставках продукции с высокой степенью переработки; – повышение спроса на рыбную продукцию внутри страны в условиях повышения цен на импортную продукцию; – необходимость восстановления нормативного потребления рыбных продуктов жителями России; – повышение жизненного уровня и улучшение рациона питания населения; – технологическая модернизация, которая включает строительство и реконструкцию предприятий, развитие необходимой инфраструктуры в целях развития рыбного хозяйства; – развитие племенной базы, предусматривающее модернизацию селекционно-генетических предприятий и репродукторных хозяйств, разведение высокопродуктивных и технологичных видов животных; рыб, растений и других водных биологических ресурсов; – создание условий для формирования внутреннего рынка и его эффективной функциональной инфраструктуры. Для развития рынка рыбной продукции таможенно-тарифная политика должна создавать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства потребительских товаров, способствовать повышению технологической интенсивности экономики и создаваемой в ней добавленной стоимости. При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно увязываться с национальной российской и формируемой в рамках ЕАЭС согласованной промышленной и агропродовольственной политикой, и быть согласовано с приоритетами продовольственной безопасности. Меры таможенно-тарифного регулирования могут быть применены для снижения отрицательного влияния вышеперечисленных факторов. Особое внимание стоит уделить применению данных мер в отношении товаров, способствующих развитию аквакультуры. В современном рыбохозяйственном комплексе аквакультура рассматривается, как основа роста производства и рынка. Для развития данного сегмента рыбохозяйственного комплекса необходимо применение мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечение отечественных рыбных ферм, доступным по цене сырьем и оборудованием. Ведение данных мер необходимо из-за сохраняющийся значительной импортозависимости в сегменте средств производства, компонентной базы и потребительской продукции решение указанных задач возможно путем принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве. Основными направлениями совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования в целях развития российского рынка рыбной продукции должно стать: – существенное снижение (или обнуление) ставки ввозных таможенных пошлин и на технологическое оборудование для рыбопроизводителей, не имеющее отечественных аналогов; – снижение ставки (или обнуление) ввозной таможенной пошлины в отношении рыбопосадочного материала; – на период становления отечественного кормопроизводства следует рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин на импортные комбикорма для рыб на срок 3-5 лет (табл. 3.4). Данные меры должны быть приняты в целях ускорения модернизации российского рыбохозяйственного комплекса и служить стимулом к развитию и модернизации предприятий, специализирующихся на производстве и эксплуатации оборудования для вылова, производства и переработки рыбы, а также будет способствовать росту их конкурентоспособности. Таблица 3.4 Снижение ввозных таможенных пошлин на товары для аквакультуры
Важным направлением совершенствования таможенно-тарифной политики в предстоящий период будет связано с оценкой и реализацией возможностей целесообразного расширения участия российских компаний в глобальных и региональных цепочках добавленной стоимости. Особое значение в данном контексте приобретают обоснование параметров и применение на практике эффективного уровня тарифной защиты с учетом фактических взаимосвязей в отраслях и секторах экономики, позволяющего максимизировать создаваемую на территории России добавленную стоимость. Также необходимо провести работу по совершенствованию оценки применения мер таможенно-тарифного регулирования, в том числе регулирующего и стимулирующего влияния этих мер, для поддержки и повышения конкурентоспособности национального производства по отношению к импорту, решения задач обеспечения устойчивого функционирования российской экономики с ориентацией на внутренние источники роста и развитие несырьевого экспорта Данные меры позволят стимулировать развитие по основным стратегическим направлениям: – модернизация производства; – развитие инфраструктуры; – повышение эффективности производства; – развитие селекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показывает, что развитие российского рынка рыбной продукции имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности. В экономике страны рынок рыбной продукции играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.), как для населения, так и для отраслей производства. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Исторически российский рынок рыбной продукции был одним из самых крупных в мире, это связано, прежде всего, с большими запасами природных ресурсов и культурой питания нашей страны, где рыбной продукции традиционно отдавалось предпочтение. Расцвет рынка рыбной продукции можно отнести к 60-70 годам XX столетия, когда уровень добычи, переработки и потребления рыбы был наиболее высоким. Российский рынок рыбной продукции на современном этапе развития отличается следующими характеристиками: материально-техническая отсталость, износ производственных фондов, отсутствие развитой инфраструктуры и предприятий, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки, сырьевая направленность экспорта, малая численность предприятий, занимающихся аквакультурой. Современная нормативно-правовая база направлена на устранение данных трудностей. Правительством разработан ряд стратегий развития и государственных программ, которые способствуют выводу отечественного рыбохозяйственного комплекса на высокий уровень, позволяющий беспрепятственно поставлять продукцию на отечественный рынок и в перспективе рынки других стран. 2. Анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования показал, что только с помощью мер таможенно-тарифного регулирования невозможно добиться развития рынка рыбной продукции. На развитие рынка рыбной продукции оказывает влияние большое количество внешних факторов, сводящихся к системным проблемам в отрасли. Данные факторы отражают высокую зависимость отечественных производителей рыбы от ряда таких факторов как валютный курс, обязательства в рамках ВТО, объемы поставок сырья и технологий для производства рыбы и т.д. Рынок рыбной продукции в России сегодня развит значительно слабее, чем в других странах. Динамика вылова рыбы остается практически неизменной на протяжении последних 5 лет, также в производстве преобладают операции с низкой добавленной стоимостью (разделка, заморозка). Значительная доля потребляемой рыбной продукции импортируется, что отражает слабое развитие рыбохозяйственного комплекса России. Оценка влияния факторов на рынок рыбной продукции показала, что необходим комплексный подход к решению проблем, сдерживающих развитие рынка. При формировании направлений развития рынка необходимо уменьшать отрицательное влияние на отрасль, посредством разработки предложений и конкретных мер. 3. Развитие рынка рыбной продукции в России будет связано с жесткой конкуренцией стран-экспортеров продукции и отечественными производителями. Среди основных направлений развития рынка рыбной продукции необходимо выделить создание торговых сетей, специализирующихся на продаже рыбной продукции, проведение прямых торгов «с судна» для снижения доли наценки в кон
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.016 с.) |