Глава 1. Теоретико-правовые и организационно-экономические основы развития рынка рыбной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретико-правовые и организационно-экономические основы развития рынка рыбной



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется необходимостью усиления роли таможенно-тарифного регулирования в целях развития российского рынка рыбной продукции. Рыбохозяйственный комплекс является одной из ведущих, системообразующих сфер экономики страны, формирующих продовольственный рынок, обеспечивающих продовольственную и экономическую безопасность Российской Федерации.

В Доктрине продовольственной безопасности перечислены стратегически необходимые для России продукты и минимальный уровень их собственного производства, где доля рыбной продукции должна составлять не менее 80 %.

Объектом исследования выступает рынок рыбной продукции Российской Федерации. Предметом исследования являются меры таможенно-тарифного регулирования как инструмент развития российского рынка рыбной продукции.

Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования в интересах развития российского рынка рыбной продукции.

Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

– проанализировать развитие рыбной отрасли в России;

– оценить современное состояние и место Российской Федерации на мировом рынке рыбной продукции;

– исследовать организационно-правовые основы регулирования российского рынка рыбной продукции;

– выявить и оценить факторы, влияющие на развитие российского рынка рыбной продукции, определить направления развития российского рынка рыбной продукции;

– исследовать практику применения мер таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта рыбной продукции;

– разработать рекомендации по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых в области таможенного дела. Новиков В.Е. исследовал применение таможенной пошлины как инструмента государственного регулирования экономики. В работе Ю.А. Бобылова основное внимание уделено особенностям внешней торговли России рыбными товарами, использованию мер квотирования для регулирования импорта и экспорта рыбных товаров. Работы Е.А. Крючковой посвящены вопросам организации и совершенствования государственного контроля экспорта продукции морского промысла; работы Л.А. Филипповой посвящены вопросам организации и совершенствования таможенного контроля перемещения продукции рыболовного промысла, в том числе с использованием спутниковой системы мониторинга. В работе В.Г. Свинухова изучены вопросы организации таможенного контроля продукции рыболовного промысла, рыбопромысловых и транспортных судов, на которых указанная продукция перемещается через таможенную границу.

Нормативно-правовую базу исследования составили решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), постановления Правительства РФ, приказы Министерства сельского хозяйства, ФТС России.

Эмпирическая база состоит из статистических данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, ФТС России, Росстата РФ, агентства Росрыболовство, публикаций в периодических изданиях по экономике и отраслевых журналов.

В процессе проведения исследования, для достижения поставленной цели, применялись следующие методы исследования: анализ, описание, сравнение, классификация.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные в ходе работы рекомендации по совершенствованию мер таможенно-тарифиного регулирования могут способствовать ускорению процесса развития российского рынка рыбной продукции.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РЫБНОЙ

ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации:

Исторический аспект

Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру, включает широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Кроме собственно рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетевязальное производство.[1] (Приложение 1)

Анализ развития рыбохозяйственного комплекса начнем с рыбопромышленной отрасли.

Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, занимающаяся добычей и переработкой рыбы, морского зверя, китов, морских беспозвоночных и водорослей в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[2] (Приложение 2).

Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, связанная с добычей, транспортировкой, и переработкой объектов водного промысла в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[3].

Исторически Россия является ведущей рыбопромышленной державой, ее зарождение началось с возникновения и развития рыболовства на пресных водоемах: реках, прудах и озерах.

Морское рыболовство России активизировалось в XVII в Поморье, в Азовском и Балтийском море в конце XVIII столетия после завоеваний за выход к морю. В конце XIX столетия в Каспийском бассейне добывалось рыбы больше, чем в любом другом море России (300 тысяч тонн в 1900 году). Значительно позже начат коммерческий лов рыбы в Черном море. Аральское море и моря Дальнего Востока были вовлечены в сферу рыболовства лишь в начале XX столетия. До Европейской части Империи эта рыба практически не доходила.

По данным «Вестника рыбопромышленности» за 1895 год стоимость российского улова в конце XIX столетия составила 53,4 миллионов золотых рублей и уступала по этому показателю только США и Великобритании.

Рыбный промысел был сосредоточен преимущественно в Каспийском, Азовском, Аральском морях и в речных водоёмах, на долю которых в 1913 г. приходилось 80,2 % всей добычи рыбы в стране (в открытых водоёмах Европейского Севера и Тихого океана добывалось 19,8 %). Техника рыбного промысла была крайне примитивна: лодки, кунгасы, мелкие парусные суда и т.п.; ещё более отсталой была техника обработки рыбы, основанная на ручном труде. Рыбу главным образом солили, вялили и сушили, в том числе и такие ценные породы, как осетровые, лососёвые и крупночастиковые; выпуск охлажденной и мороженой рыбы этих пород составлял менее 10%[4].

После образования СССР открылись широкие возможности и перспективы рационального использования природных водных и особенно морских богатств, развития рыбного хозяйства и рыболовства. Советское государство обеспечило подъём рыбной промышленности на основе её технического перевооружения, главными звеньями которого стали механизированная морская добыча рыбы и усовершенствование техники её обработки. В годы довоенных пятилеток (1929-40 гг.) был создан рыбопромышленный флот, состоявший из специализированных судов, рыболовных траулеров, сейнеров, дрифтеров, рыболовных ботов и тралботов, китобойных и зверобойных судов.

Коренные изменения происходили в рыбообрабатывающей промышленности: построены холодильники, рыбофилейные и консервные заводы, в наиболее крупных центрах рыбной промышленности построены рыбные комбинаты с законченным технологическим циклом и с комплексным использованием сырья. Одновременно с развитием материально-технической базы производства учреждены научные институты морского рыбного хозяйства и океанографии в крупных рыболовных центрах и в Москве. Для подготовки кадров рыбной промышленности были созданы рыбопромышленные высшие и средние специальные учебные заведения и курсы кадров массовых профессий[5].

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. был нанесен громадный ущерб отрасли рыбного хозяйства СССР. Однако после войны она была быстро восстановлена, в нашей стране начался новый этап развития рыболовства, который с полным основанием можно назвать океаническим. Расширение районов промысла, увеличение добычи рыбы и других гидробионтов было возведено в ранг государственной политики. Это потребовало сначала полной инвентаризации рыбных ресурсов в прилегающих морях и сопредельных водах. Были организованы новые бассейновые рыбохозяйственные институты в Калининграде, в Риге[6].

Отрасль оснащалась в больших масштабах рыбопромышленными судами, специальными машинами и установками, механизирующими основные процессы добычи и обработки рыбы, приборами для морской и океанической разведки рыбы, а также для контроля за производственными процессами.

Значительно возросло рыболовство в открытых морях, которое в советской рыбной промышленности стало доминирующим. Расширению базы активного рыболовства способствовало освоение новых районов рыбного промысла в Баренцевом море, в акваториях Атлантики, у берегов Антарктиды, в Тихом океане и в морях Дальнего Востока. Об этом свидетельствовало почти восьмикратное увеличение среднегодовых уловов: с 1,3 млн. т за период 1946-1950 гг. до 10,4 млн. т в 1981-1990 гг. При этом в 1990 г. уловы в целом по СССР составили 10480, 3 тыс. т, в том числе РСФСР - 7879,2 тыс. т, или 75,2%[7].

За три послевоенных десятилетия количество крупных судов в рыбной промышленности страны возросло более чем в 5 раз. С ростом флота развивалась и береговая база (порты, судоремонтные и судостроительные заводы, холодильники, тарные и сетеснастные предприятия, специализированные транспортные средства, рыбообрабатывающие предприятия). Во второй половине 1970-х гг. по типовым проектам было развернуто строительство крупных региональных комплексов рыбной гастрономии, которые могли обеспечивать переработку мороженых полуфабрикатов в широкий ассортимент готовой продукции по потребностям областей, краев и республик СССР. Выпуск пищевой рыбной продукции достиг к 1990 г. 4,1 млн. т., включая консервы в объеме 2264 млн.банок. В среднем из одной тонны уловов производилось полтонны пищевой продукции. Кроме того, народное хозяйство СССР ежегодно получало кормовые и технические продукты (в 1990 г.: 533,7 тыс. т. кормовой муки; 5150 тыс. кормовой рыбы; 105,9 тыс. т жира и 18,3 тыс. т технической продукции)[8].

Вместе с тем успехи советского рыболовства и нахождение флота СССР (точно также как флотов других морских держав) вблизи чужих берегов, естественно, не могли не тревожить правительства прибрежных стран. Стало нарастать число острых конфликтов, вовлекавших в них соответствующие государства. В их основе лежали попытки того или иного прибрежного государства ограничить или полностью прекратить доступ иностранных судов к эксплуатации водных биоресурсов в прибрежных морях. Принцип равного права на доступ к водным биологическим ресурсам, вытекавший из свобод открытого моря, начал рассматриваться многими странами как не соответствующий новым реалиям.

На III Конференции ООН по морскому праву данный принцип был пересмотрен. В 1982 г. была увеличена прибрежная исключительная экономическая зона или акватории с 12 до 200-миль. Более половины общей акватории 200-мильных зон оказалось под контролем восьми стран (США, Великобритании, Австралии, Канады, Франции, Новой Зеландии, Японии, Дании). То есть по существу прибрежные страны присвоили себе право владения, пользования и распоряжения водными биоресурсами экономических зон в своих интересах[9].

Естественно, изменение международных условий не могло не сказаться негативно на экономических результатах советского рыболовства и усугубило уже имеющиеся на этот момент ошибки, допущенные при формировании долговременных планов развития рыбной промышленности и хозяйства СССР. Самая главная из них - к началу реформирования экономики страны в структуре основных фондов отрасли преобладали достаточно изношенные и, в первую очередь крупнотоннажные океанические суда, мало приспособленные для ведения промысла в отечественной исключительной экономической зоне. Не были сформированы и финансовые ресурсы, которые можно было бы использовать для развития морской и пресноводной аквакультуры.

В рассматриваемый период Европейский Совет выплачивал рыбопромышленникам в качестве финансовой помощи около 600 млн. долл. США в год. Около 20% этой суммы предназначалось для строительства новых судов и модернизации старых. В условиях, когда другие страны шли на указанные выше меры в отношении национальных промыслов, российское рыболовство вряд ли имело шанс сохранить достойное место среди лидеров мирового рыболовства и обеспечить конкурентоспособность своих товаров.

Отечественному рыболовству, как впрочем, и всему рыбохозяйственному комплексу, еще не оправившимся от изменения международных условий, в начале 1990-х гг. был нанесен второй удар. Он был обусловлен распадом СССР и проведением либеральных и экономических реформ в шоковом варианте, полностью проигнорировавших и специфику отрасли, и ситуацию, складывающуюся в Мировом океане, которые диктовали необходимость внимания государства к судьбе отечественного рыбохозяйственного комплекса.

Потеря непосредственных выходов к морю от побережий Украины, Грузии, прибалтийских республик СССР обусловила повышенные транзитные и портовые издержки при транспортировке грузов, предназначенных на вывоз и ввоз, а также потребовала серьезных капитальных вложений в развитие северных, дальневосточных, южных и западных портовых терминалов и наземных транспортных путей к ним.

Изменение политических и социально-экономических условий в процессе рыночных реформ исключительно негативно проявилось во всех видах рыбохозяйственной деятельности, но особенно остро оно затронуло рыболовство. За годы реформ резко ухудшились все экономические показатели, определяющие социальную значимость рыбной промышленности и хозяйства. Состояние отрасли отражали следующие характеристики, подчеркивающие тенденцию затянувшегося кризиса:

1. Снижение улова с 7,8 млн. тонн до 4 млн. тонн в год; и последующее за этим снижение производства пищевой и непищевой рыбной продукции (Приложение 3).

2. Произошел значительный спад производства рыбы. К 1996 году по сравнению с 1989 годом производство рыбы снизилось в 4 раза (Приложение 4).

3. Нарушение во внешнеторговой деятельности баланса (экспорт-импорт) не в пользу отечественного потребителя (Приложение 5).

4. Снижение рентабельности, упадок рыбной промышленности и хозяйства по всем ее технологическим звеньям (флот, переработка, портовое хозяйство и т.д.).

5. Снижение уровня занятости в рыбной промышленности.

6. Снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (Приложение 6).

7. Разрыв внутриотраслевых связей; рост промысловых нагрузок в исключительной экономической зоне России; рост уровня браконьерства, теневых оборотов и правонарушений.

8. Снижение эффективности государственного управления и т. д.

Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что было связано с его привлекательностью, с точки зрения рыночных возможностей. При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны.

На 1 января 2001 г. в рыбохозяйственном комплексе России насчитывалось 3689 хозяйствующих субъекта, что в 2,9 раза больше, чем на начало 1990 г.

Вновь созданные структуры – это в основном малые предприятия (1600 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли в 2000 г. составляла чуть более 20%, на долю занятых в малом предпринимательстве приходилось 11% общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости). Удельный вес их в общей численности рыбохозяйственных организаций был около 43,4% (Приложение 7).

Рост числа организаций не сопровождался возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции в последующие годы эти показатели последовательно снижались также не происходило развития прибрежного промысла, обновления физически изношенного и морально устаревшего флота.

По состоянию на конец 2000 г. общая численность судов с главным двигателем мощностью 55 кВт составляла 3138 единиц, в том числе промысловый – 96,9 % и вспомогательный – 3,1 %. На добывающий флот в составе промыслового приходилось 87,4 %, обрабатывающий – 1,5 % и транспортный рефрижераторный – 11,1 % (Приложение 8).

Возрастная структура добывающих судов в рассматриваемый период характеризовалась следующими показателями: суда с возрастом до 5 лет составляли около 3%, 6-10 лет – свыше 10%, 11-15 лет – около 18%, 16-20 лет – около 21%, более 20 лет – свыше 48%.

Особенно значительный износ имели малые (91% их численности составляли суда со сверхнормативным сроком службы) и маломерные 74% (нормативный срок службы этих судов был 10-12 лет) суда. Чуть более половины (51%) численного состава средних судов превышали срок нормативного использования (18 лет). Большие суда имели в своем составе более 57% судов, превышающих нормативный срок службы (20 лет). Крупные добывающие суда в своем составе имели 21% судов, отработавших срок амортизации (20 лет).

Доля малых судов со сверхнормативными сроками службы продолжала увеличиваться и достигла к 2001 г. около 80%. При этом более 50% этих судов эксплуатировалась более 20 лет (при сроке службы 10-12 лет)[10].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительная часть рыбопромыслового (особенно добывающего) флота требовала замены как в связи с физическим износом, так и моральным старением.

Из вышеизложенного следует, что рыбная промышленность, как отрасль пищевой промышленности возникла в XVII в., созданию рыбной промышленности способствовало: проведение железных дорог, открывших доступ рыбной продукции в центральные районы, расширение речного и прибрежного морского промысла и основание относительно крупных рыбопосольных предприятий.

Несмотря на высокие темпы развития рыбохозяйственного комплекса в советский период были допущены серьезные стратегические ошибки в период реформирования отрасли в условиях становления и развития рыночных отношений.

В начале развития рыбной промышленности и хозяйства большая доля капитальных вложений направлялась во флот, в том числе экспедиционное рыболовство, то есть в развитие рыболовства вдали от отечественных берегов. Серьезно недооценивалась необходимость вложений в прибрежную рыбохозяйственную деятельность. Морская и пресноводная аквакультура, развивалась сравнительно низкими темпами, чем это позволяли имеющиеся потенциальные возможности, что в наши дни еще более усугубляет обстановку по развитию рыбохозяйственного комплекса.

 

И ЭКСПОРТА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Рыбной продукции

Согласно Таможенному кодексу таможенного союза на таможенные органы возложена обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Для целей соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования таможенные органы осуществляют контроль:

– заявленной таможенной стоимости рыбной продукции;

– количества товара;

– правильность классификации товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС.

Контроль данных, заявленных декларантом необходим для правильного применения ставки таможенной пошлины, установленной в отношении конкретной товарной позиции и исчисления таможенных платежей.

Таможенный контроль осуществляется на основе принципа выборочности и предполагает проверку документов и сведений, заявленных декларантом, как при экспорте, так и при импорте рыбной продукции. При проверке документов и сведений должностное лицо таможенных органов сопоставляет данные предоставленные декларантом и данные имеющиеся в базах данных таможенных органов и иных источников, в том числе, таможенные органы имеют право запрашивать необходимые документы и сведения у декларанта.

Деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования также направлена на совершенствование таможенного администрирования и взаимодействия с производственными и торговыми предприятиями. В рамках деятельности Федеральной таможенной службы по регулированию экспорта и импорта рыбной продукции было подписано соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.

Целью данного соглашения является организация и обеспечение эффективного сотрудничества и информационного взаимодействия, направленного на разработку подходов и подготовку предложений:

– по совершенствованию правовой базы в части совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при импорте в Российскую Федерацию рыбной продукции;

– по повышению эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в том числе в части обеспечения полноты уплаты таможенных платежей, контроля таможенной стоимости, контроля за правомерностью предоставления тарифных преференций и применения ставок таможенных пошлин, контроля за соблюдением запретов и ограничений при импорте рыбной продукции;

– по совершенствованию мер таможенно-тарифного регулирования при импорте в Российскую Федерацию рыбной продукции;

– по обеспечению выборочности таможенного контроля в рамках системы управления рисками для импортеров рыбной продукции с учетом результатов анализа их деятельности, репутации на рынке и оценки риска нарушения ими таможенного законодательства Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

– по созданию и улучшению условий для экспорта российской рыбной продукции путем оптимизации совершения таможенных операций;

– по координации системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В рамках информационного взаимодействия осуществляется:

– обмен статистическими и аналитическими материалами, данными по объемам производства, импорта и экспорта рыбной продукции;

– изучение ситуации на российском и мировом рынке рыбной продукции, включая ценовые тенденции и прогнозы мировой торговли;

– обсуждение практических вопросов таможенного администрирования таможенными органами Российской Федерации при импорте и экспорте рыбной продукции;

– анализ информации о деятельности импортеров рыбной продукции для выработки подходов к обеспечению выборочности таможенного контроля в рамках системы управления рисками;

– изучение зарубежного опыта в части перспективных технологий организации таможенного контроля при экспорте и импорте рыбной продукции в целях внедрения передового опыта в работу таможенных органов Российской Федерации[22].

Анализ данных, полученных при информационном взаимодействии, позволит выявлять и решать проблемы деятельности таможенных органов, в частности, касающихся обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта рыбной продукции.

В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций. Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. №1125-р утвержден План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (далее - «Дорожная карта»).

«Дорожная карта» направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

В сроки, установленные «Дорожной картой», ожидается достижение следующих результатов:

– сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации (с 10 в 2012 году до 4 в 2018 году при импорте и с 8 в 2012 году до 4 в 2018 году при экспорте);

– сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров (с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году).

Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара. Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости не только положительно отразится на уровне поступлений в бюджет, но и необходимо для проведения корректной работы по приведению в соответствие адвалорных и специфических частей тарифных обязательств в предстоящие годы, а также позволит качественным образом усовершенствовать базу доказательства корректности применяемых специфических ставок ввозных таможенных пошлин в случае оспаривания их соответствия тарифным обязательствам Российской Федерации членами ВТО.


 

РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Регулирования

В данный момент политика государства, направлена на развитие рыбохозяйственного комплекса в условиях замедления экономического роста и сохраняющихся рисков ухудшения финансово-экономического положения российских производителей. Политика должна обеспечиваться поддержкой грамотного применения таможенно-тарифного регулирования как одного из инструментов формирования эффективной структуры национального производства.

Нестабильная внешнеполитическая ситуация и значительное ухудшение торгово-экономических отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации делают прогноз развития торговли неопределенным, что создает риски для российского рынка рыбной продукции.

В сегодняшних условиях необходимости развития рыбного рынка таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, способствовать сдерживанию роста внутренних цен, и в первую очередь сокращать прямые и косвенные издержки рыбопроизводителей.

Регулирование рыбопромышленного комплекса должно осуществляться с учетом достижения продовольственной безопасности страны, исходя из реального роста производства и притока инвестиций в рыбную отрасль, а также условий международной конкуренции и ситуации на внешнем рынке. Применение мер тарифного регулирования в данной ситуации выступает как один из инструментов развития российского рынка рыбной продукции.

Основными факторами, определяющими необходимость развития рынка рыбной продукции России, являются:

– импортозависимость в поставках продукции с высокой степенью переработки;

– повышение спроса на рыбную продукцию внутри страны в условиях повышения цен на импортную продукцию;

– необходимость восстановления нормативного потребления рыбных продуктов жителями России;

– повышение жизненного уровня и улучшение рациона питания населения;

– технологическая модернизация, которая включает строительство и реконструкцию предприятий, развитие необходимой инфраструктуры в целях развития рыбного хозяйства;

– развитие племенной базы, предусматривающее модернизацию селекционно-генетических предприятий и репродукторных хозяйств, разведение высокопродуктивных и технологичных видов животных; рыб, растений и других водных биологических ресурсов;

– создание условий для формирования внутреннего рынка и его эффективной функциональной инфраструктуры.

Для развития рынка рыбной продукции таможенно-тарифная политика должна создавать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства потребительских товаров, способствовать повышению технологической интенсивности экономики и создаваемой в ней добавленной стоимости.

При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно увязываться с национальной российской и формируемой в рамках ЕАЭС согласованной промышленной и агропродовольственной политикой, и быть согласовано с приоритетами продовольственной безопасности.

Меры таможенно-тарифного регулирования могут быть применены для снижения отрицательного влияния вышеперечисленных факторов. Особое внимание стоит уделить применению данных мер в отношении товаров, способствующих развитию аквакультуры.

В современном рыбохозяйственном комплексе аквакультура рассматривается, как основа роста производства и рынка. Для развития данного сегмента рыбохозяйственного комплекса необходимо применение мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечение отечественных рыбных ферм, доступным по цене сырьем и оборудованием.

Ведение данных мер необходимо из-за сохраняющийся значительной импортозависимости в сегменте средств производства, компонентной базы и потребительской продукции решение указанных задач возможно путем принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.

Основными направлениями совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования в целях развития российского рынка рыбной продукции должно стать:

– существенное снижение (или обнуление) ставки ввозных таможенных пошлин и на технологическое оборудование для рыбопроизводителей, не имеющее отечественных аналогов;

– снижение ставки (или обнуление) ввозной таможенной пошлины в отношении рыбопосадочного материала;

– на период становления отечественного кормопроизводства следует рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин на импортные комбикорма для рыб на срок 3-5 лет (табл. 3.4).

Данные меры должны быть приняты в целях ускорения модернизации российского рыбохозяйственного комплекса и служить стимулом к развитию и модернизации предприятий, специализирующихся на производстве и эксплуатации оборудования для вылова, производства и переработки рыбы, а также будет способствовать росту их конкурентоспособности.

Таблица 3.4

Снижение ввозных таможенных пошлин на товары для аквакультуры

Наименование товара Код ТН ВЭД ЕАЭС Ставка пошлины
   
Корма 2309 90 310 0 5% 0%
Рыбная мука 0305 10 000 0 5% 0%
Рыбий жир 1504 20 900 0 10% 0%
Оплодотворенная икра рыб 0511 91 901 1 8% 0%

 

Важным направлением совершенствования таможенно-тарифной политики в предстоящий период будет связано с оценкой и реализацией возможностей целесообразного расширения участия российских компаний в глобальных и региональных цепочках добавленной стоимости. Особое значение в данном контексте приобретают обоснование параметров и применение на практике эффективного уровня тарифной защиты с учетом фактических взаимосвязей в отраслях и секторах экономики, позволяющего максимизировать создаваемую на территории России добавленную стоимость.

Также необходимо провести работу по совершенствованию оценки применения мер таможенно-тарифного регулирования, в том числе регулирующего и стимулирующего влияния этих мер, для поддержки и повышения конкурентоспособности национального производства по отношению к импорту, решения задач обеспечения устойчивого функционирования российской экономики с ориентацией на внутренние источники роста и развитие несырьевого экспорта

Данные меры позволят стимулировать развитие по основным стратегическим направлениям:

– модернизация производства;

– развитие инфраструктуры;

– повышение эффективности производства;

– развитие селекции.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование показывает, что развитие российского рынка рыбной продукции имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности.

В экономике страны рынок рыбной продукции играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.), как для населения, так и для отраслей производства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Исторически российский рынок рыбной продукции был одним из самых крупных в мире, это связано, прежде всего, с большими запасами природных ресурсов и культурой питания нашей страны, где рыбной продукции традиционно отдавалось предпочтение. Расцвет рынка рыбной продукции можно отнести к 60-70 годам XX столетия, когда уровень добычи, переработки и потребления рыбы был наиболее высоким.

Российский рынок рыбной продукции на современном этапе развития отличается следующими характеристиками: материально-техническая отсталость, износ производственных фондов, отсутствие развитой инфраструктуры и предприятий, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки, сырьевая направленность экспорта, малая численность предприятий, занимающихся аквакультурой.

Современная нормативно-правовая база направлена на устранение данных трудностей. Правительством разработан ряд стратегий развития и государственных программ, которые способствуют выводу отечественного рыбохозяйственного комплекса на высокий уровень, позволяющий беспрепятственно поставлять продукцию на отечественный рынок и в перспективе рынки других стран.

2. Анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования показал, что только с помощью мер таможенно-тарифного регулирования невозможно добиться развития рынка рыбной продукции. На развитие рынка рыбной продукции оказывает влияние большое количество внешних факторов, сводящихся к системным проблемам в отрасли. Данные факторы отражают высокую зависимость отечественных производителей рыбы от ряда таких факторов как валютный курс, обязательства в рамках ВТО, объемы поставок сырья и технологий для производства рыбы и т.д.

Рынок рыбной продукции в России сегодня развит значительно слабее, чем в других странах. Динамика вылова рыбы остается практически неизменной на протяжении последних 5 лет, также в производстве преобладают операции с низкой добавленной стоимостью (разделка, заморозка). Значительная доля потребляемой рыбной продукции импортируется, что отражает слабое развитие рыбохозяйственного комплекса России.

Оценка влияния факторов на рынок рыбной продукции показала, что необходим комплексный подход к решению проблем, сдерживающих развитие рынка. При формировании направлений развития рынка необходимо уменьшать отрицательное влияние на отрасль, посредством разработки предложений и конкретных мер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.107 с.)