Предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по совершенствованию мер таможенно-тарифного



Регулирования

В данный момент политика государства, направлена на развитие рыбохозяйственного комплекса в условиях замедления экономического роста и сохраняющихся рисков ухудшения финансово-экономического положения российских производителей. Политика должна обеспечиваться поддержкой грамотного применения таможенно-тарифного регулирования как одного из инструментов формирования эффективной структуры национального производства.

Нестабильная внешнеполитическая ситуация и значительное ухудшение торгово-экономических отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации делают прогноз развития торговли неопределенным, что создает риски для российского рынка рыбной продукции.

В сегодняшних условиях необходимости развития рыбного рынка таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, способствовать сдерживанию роста внутренних цен, и в первую очередь сокращать прямые и косвенные издержки рыбопроизводителей.

Регулирование рыбопромышленного комплекса должно осуществляться с учетом достижения продовольственной безопасности страны, исходя из реального роста производства и притока инвестиций в рыбную отрасль, а также условий международной конкуренции и ситуации на внешнем рынке. Применение мер тарифного регулирования в данной ситуации выступает как один из инструментов развития российского рынка рыбной продукции.

Основными факторами, определяющими необходимость развития рынка рыбной продукции России, являются:

– импортозависимость в поставках продукции с высокой степенью переработки;

– повышение спроса на рыбную продукцию внутри страны в условиях повышения цен на импортную продукцию;

– необходимость восстановления нормативного потребления рыбных продуктов жителями России;

– повышение жизненного уровня и улучшение рациона питания населения;

– технологическая модернизация, которая включает строительство и реконструкцию предприятий, развитие необходимой инфраструктуры в целях развития рыбного хозяйства;

– развитие племенной базы, предусматривающее модернизацию селекционно-генетических предприятий и репродукторных хозяйств, разведение высокопродуктивных и технологичных видов животных; рыб, растений и других водных биологических ресурсов;

– создание условий для формирования внутреннего рынка и его эффективной функциональной инфраструктуры.

Для развития рынка рыбной продукции таможенно-тарифная политика должна создавать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства потребительских товаров, способствовать повышению технологической интенсивности экономики и создаваемой в ней добавленной стоимости.

При этом применение мер таможенно-тарифного регулирования должно увязываться с национальной российской и формируемой в рамках ЕАЭС согласованной промышленной и агропродовольственной политикой, и быть согласовано с приоритетами продовольственной безопасности.

Меры таможенно-тарифного регулирования могут быть применены для снижения отрицательного влияния вышеперечисленных факторов. Особое внимание стоит уделить применению данных мер в отношении товаров, способствующих развитию аквакультуры.

В современном рыбохозяйственном комплексе аквакультура рассматривается, как основа роста производства и рынка. Для развития данного сегмента рыбохозяйственного комплекса необходимо применение мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на обеспечение отечественных рыбных ферм, доступным по цене сырьем и оборудованием.

Ведение данных мер необходимо из-за сохраняющийся значительной импортозависимости в сегменте средств производства, компонентной базы и потребительской продукции решение указанных задач возможно путем принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не производятся в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.

Основными направлениями совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования в целях развития российского рынка рыбной продукции должно стать:

– существенное снижение (или обнуление) ставки ввозных таможенных пошлин и на технологическое оборудование для рыбопроизводителей, не имеющее отечественных аналогов;

– снижение ставки (или обнуление) ввозной таможенной пошлины в отношении рыбопосадочного материала;

– на период становления отечественного кормопроизводства следует рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин на импортные комбикорма для рыб на срок 3-5 лет (табл. 3.4).

Данные меры должны быть приняты в целях ускорения модернизации российского рыбохозяйственного комплекса и служить стимулом к развитию и модернизации предприятий, специализирующихся на производстве и эксплуатации оборудования для вылова, производства и переработки рыбы, а также будет способствовать росту их конкурентоспособности.

Таблица 3.4

Снижение ввозных таможенных пошлин на товары для аквакультуры

Наименование товара Код ТН ВЭД ЕАЭС Ставка пошлины
   
Корма 2309 90 310 0 5% 0%
Рыбная мука 0305 10 000 0 5% 0%
Рыбий жир 1504 20 900 0 10% 0%
Оплодотворенная икра рыб 0511 91 901 1 8% 0%

 

Важным направлением совершенствования таможенно-тарифной политики в предстоящий период будет связано с оценкой и реализацией возможностей целесообразного расширения участия российских компаний в глобальных и региональных цепочках добавленной стоимости. Особое значение в данном контексте приобретают обоснование параметров и применение на практике эффективного уровня тарифной защиты с учетом фактических взаимосвязей в отраслях и секторах экономики, позволяющего максимизировать создаваемую на территории России добавленную стоимость.

Также необходимо провести работу по совершенствованию оценки применения мер таможенно-тарифного регулирования, в том числе регулирующего и стимулирующего влияния этих мер, для поддержки и повышения конкурентоспособности национального производства по отношению к импорту, решения задач обеспечения устойчивого функционирования российской экономики с ориентацией на внутренние источники роста и развитие несырьевого экспорта

Данные меры позволят стимулировать развитие по основным стратегическим направлениям:

– модернизация производства;

– развитие инфраструктуры;

– повышение эффективности производства;

– развитие селекции.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование показывает, что развитие российского рынка рыбной продукции имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности.

В экономике страны рынок рыбной продукции играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.), как для населения, так и для отраслей производства.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Исторически российский рынок рыбной продукции был одним из самых крупных в мире, это связано, прежде всего, с большими запасами природных ресурсов и культурой питания нашей страны, где рыбной продукции традиционно отдавалось предпочтение. Расцвет рынка рыбной продукции можно отнести к 60-70 годам XX столетия, когда уровень добычи, переработки и потребления рыбы был наиболее высоким.

Российский рынок рыбной продукции на современном этапе развития отличается следующими характеристиками: материально-техническая отсталость, износ производственных фондов, отсутствие развитой инфраструктуры и предприятий, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки, сырьевая направленность экспорта, малая численность предприятий, занимающихся аквакультурой.

Современная нормативно-правовая база направлена на устранение данных трудностей. Правительством разработан ряд стратегий развития и государственных программ, которые способствуют выводу отечественного рыбохозяйственного комплекса на высокий уровень, позволяющий беспрепятственно поставлять продукцию на отечественный рынок и в перспективе рынки других стран.

2. Анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования показал, что только с помощью мер таможенно-тарифного регулирования невозможно добиться развития рынка рыбной продукции. На развитие рынка рыбной продукции оказывает влияние большое количество внешних факторов, сводящихся к системным проблемам в отрасли. Данные факторы отражают высокую зависимость отечественных производителей рыбы от ряда таких факторов как валютный курс, обязательства в рамках ВТО, объемы поставок сырья и технологий для производства рыбы и т.д.

Рынок рыбной продукции в России сегодня развит значительно слабее, чем в других странах. Динамика вылова рыбы остается практически неизменной на протяжении последних 5 лет, также в производстве преобладают операции с низкой добавленной стоимостью (разделка, заморозка). Значительная доля потребляемой рыбной продукции импортируется, что отражает слабое развитие рыбохозяйственного комплекса России.

Оценка влияния факторов на рынок рыбной продукции показала, что необходим комплексный подход к решению проблем, сдерживающих развитие рынка. При формировании направлений развития рынка необходимо уменьшать отрицательное влияние на отрасль, посредством разработки предложений и конкретных мер.

3. Развитие рынка рыбной продукции в России будет связано с жесткой конкуренцией стран-экспортеров продукции и отечественными производителями. Среди основных направлений развития рынка рыбной продукции необходимо выделить создание торговых сетей, специализирующихся на продаже рыбной продукции, проведение прямых торгов «с судна» для снижения доли наценки в конечной цене товара, проведение мероприятий по созданию бренда «Русская рыба» или маркировки на продукте для повышения популярности отечественной продукции среди населения.

В сложившейся ситуации помощь и поддержка предприятий необходима по следующим направлениям:

– модернизация производства;

– развитие инфраструктуры;

– повышение эффективности производства;

– развитие племенного дела и селекции.

Одним из инструментов решения проблемы может стать снижение ставок ввозных таможенных пошлин на корма, рыбопосадочный материал, рыбий жир, используемый при производстве высокогранулированных кормов, и оборудования, не имеющих аналогов в России на срок нескольких лет, а также на составные компоненты, используемые при производстве оборудования для аквакультуры и в судостроении. Данные меры позволят отечественным производителям снизить издержки и переоснастить производства высокотехнологичным оборудованием.

В целом, развитие рынка рыбной продукции находится на стадии активного формирования, так как ее значение для сельского хозяйства, продовольственной безопасности и экономики в целом долго недооценивалось. Основной целью развития должно стать насыщение внутреннего рынка качественной и доступной по цене рыбной продукцией и снижение зависимости от импортной продукции.

Развитие рыбного рынка также может способствовать повышению занятости населения в сельской местности, за счет создания рыбных ферм, развитию прибрежных городов (моногородов), где рыбное хозяйство является основным производственным сектором.

Таможенно-тарифное регулирование в данных условиях должно стать одним из инструментов государственного регулирования, ускоряющего развитие производства и экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.019 с.)