Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продукции Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.1. Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации: Исторический аспект Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру, включает широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Кроме собственно рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетевязальное производство.[1] (Приложение 1) Анализ развития рыбохозяйственного комплекса начнем с рыбопромышленной отрасли. Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, занимающаяся добычей и переработкой рыбы, морского зверя, китов, морских беспозвоночных и водорослей в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[2] (Приложение 2). Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, связанная с добычей, транспортировкой, и переработкой объектов водного промысла в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[3]. Исторически Россия является ведущей рыбопромышленной державой, ее зарождение началось с возникновения и развития рыболовства на пресных водоемах: реках, прудах и озерах. Морское рыболовство России активизировалось в XVII в Поморье, в Азовском и Балтийском море в конце XVIII столетия после завоеваний за выход к морю. В конце XIX столетия в Каспийском бассейне добывалось рыбы больше, чем в любом другом море России (300 тысяч тонн в 1900 году). Значительно позже начат коммерческий лов рыбы в Черном море. Аральское море и моря Дальнего Востока были вовлечены в сферу рыболовства лишь в начале XX столетия. До Европейской части Империи эта рыба практически не доходила. По данным «Вестника рыбопромышленности» за 1895 год стоимость российского улова в конце XIX столетия составила 53,4 миллионов золотых рублей и уступала по этому показателю только США и Великобритании. Рыбный промысел был сосредоточен преимущественно в Каспийском, Азовском, Аральском морях и в речных водоёмах, на долю которых в 1913 г. приходилось 80,2 % всей добычи рыбы в стране (в открытых водоёмах Европейского Севера и Тихого океана добывалось 19,8 %). Техника рыбного промысла была крайне примитивна: лодки, кунгасы, мелкие парусные суда и т.п.; ещё более отсталой была техника обработки рыбы, основанная на ручном труде. Рыбу главным образом солили, вялили и сушили, в том числе и такие ценные породы, как осетровые, лососёвые и крупночастиковые; выпуск охлажденной и мороженой рыбы этих пород составлял менее 10%[4]. После образования СССР открылись широкие возможности и перспективы рационального использования природных водных и особенно морских богатств, развития рыбного хозяйства и рыболовства. Советское государство обеспечило подъём рыбной промышленности на основе её технического перевооружения, главными звеньями которого стали механизированная морская добыча рыбы и усовершенствование техники её обработки. В годы довоенных пятилеток (1929-40 гг.) был создан рыбопромышленный флот, состоявший из специализированных судов, рыболовных траулеров, сейнеров, дрифтеров, рыболовных ботов и тралботов, китобойных и зверобойных судов. Коренные изменения происходили в рыбообрабатывающей промышленности: построены холодильники, рыбофилейные и консервные заводы, в наиболее крупных центрах рыбной промышленности построены рыбные комбинаты с законченным технологическим циклом и с комплексным использованием сырья. Одновременно с развитием материально-технической базы производства учреждены научные институты морского рыбного хозяйства и океанографии в крупных рыболовных центрах и в Москве. Для подготовки кадров рыбной промышленности были созданы рыбопромышленные высшие и средние специальные учебные заведения и курсы кадров массовых профессий[5]. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. был нанесен громадный ущерб отрасли рыбного хозяйства СССР. Однако после войны она была быстро восстановлена, в нашей стране начался новый этап развития рыболовства, который с полным основанием можно назвать океаническим. Расширение районов промысла, увеличение добычи рыбы и других гидробионтов было возведено в ранг государственной политики. Это потребовало сначала полной инвентаризации рыбных ресурсов в прилегающих морях и сопредельных водах. Были организованы новые бассейновые рыбохозяйственные институты в Калининграде, в Риге[6]. Отрасль оснащалась в больших масштабах рыбопромышленными судами, специальными машинами и установками, механизирующими основные процессы добычи и обработки рыбы, приборами для морской и океанической разведки рыбы, а также для контроля за производственными процессами. Значительно возросло рыболовство в открытых морях, которое в советской рыбной промышленности стало доминирующим. Расширению базы активного рыболовства способствовало освоение новых районов рыбного промысла в Баренцевом море, в акваториях Атлантики, у берегов Антарктиды, в Тихом океане и в морях Дальнего Востока. Об этом свидетельствовало почти восьмикратное увеличение среднегодовых уловов: с 1,3 млн. т за период 1946-1950 гг. до 10,4 млн. т в 1981-1990 гг. При этом в 1990 г. уловы в целом по СССР составили 10480, 3 тыс. т, в том числе РСФСР - 7879,2 тыс. т, или 75,2%[7]. За три послевоенных десятилетия количество крупных судов в рыбной промышленности страны возросло более чем в 5 раз. С ростом флота развивалась и береговая база (порты, судоремонтные и судостроительные заводы, холодильники, тарные и сетеснастные предприятия, специализированные транспортные средства, рыбообрабатывающие предприятия). Во второй половине 1970-х гг. по типовым проектам было развернуто строительство крупных региональных комплексов рыбной гастрономии, которые могли обеспечивать переработку мороженых полуфабрикатов в широкий ассортимент готовой продукции по потребностям областей, краев и республик СССР. Выпуск пищевой рыбной продукции достиг к 1990 г. 4,1 млн. т., включая консервы в объеме 2264 млн.банок. В среднем из одной тонны уловов производилось полтонны пищевой продукции. Кроме того, народное хозяйство СССР ежегодно получало кормовые и технические продукты (в 1990 г.: 533,7 тыс. т. кормовой муки; 5150 тыс. кормовой рыбы; 105,9 тыс. т жира и 18,3 тыс. т технической продукции)[8]. Вместе с тем успехи советского рыболовства и нахождение флота СССР (точно также как флотов других морских держав) вблизи чужих берегов, естественно, не могли не тревожить правительства прибрежных стран. Стало нарастать число острых конфликтов, вовлекавших в них соответствующие государства. В их основе лежали попытки того или иного прибрежного государства ограничить или полностью прекратить доступ иностранных судов к эксплуатации водных биоресурсов в прибрежных морях. Принцип равного права на доступ к водным биологическим ресурсам, вытекавший из свобод открытого моря, начал рассматриваться многими странами как не соответствующий новым реалиям. На III Конференции ООН по морскому праву данный принцип был пересмотрен. В 1982 г. была увеличена прибрежная исключительная экономическая зона или акватории с 12 до 200-миль. Более половины общей акватории 200-мильных зон оказалось под контролем восьми стран (США, Великобритании, Австралии, Канады, Франции, Новой Зеландии, Японии, Дании). То есть по существу прибрежные страны присвоили себе право владения, пользования и распоряжения водными биоресурсами экономических зон в своих интересах[9]. Естественно, изменение международных условий не могло не сказаться негативно на экономических результатах советского рыболовства и усугубило уже имеющиеся на этот момент ошибки, допущенные при формировании долговременных планов развития рыбной промышленности и хозяйства СССР. Самая главная из них - к началу реформирования экономики страны в структуре основных фондов отрасли преобладали достаточно изношенные и, в первую очередь крупнотоннажные океанические суда, мало приспособленные для ведения промысла в отечественной исключительной экономической зоне. Не были сформированы и финансовые ресурсы, которые можно было бы использовать для развития морской и пресноводной аквакультуры. В рассматриваемый период Европейский Совет выплачивал рыбопромышленникам в качестве финансовой помощи около 600 млн. долл. США в год. Около 20% этой суммы предназначалось для строительства новых судов и модернизации старых. В условиях, когда другие страны шли на указанные выше меры в отношении национальных промыслов, российское рыболовство вряд ли имело шанс сохранить достойное место среди лидеров мирового рыболовства и обеспечить конкурентоспособность своих товаров. Отечественному рыболовству, как впрочем, и всему рыбохозяйственному комплексу, еще не оправившимся от изменения международных условий, в начале 1990-х гг. был нанесен второй удар. Он был обусловлен распадом СССР и проведением либеральных и экономических реформ в шоковом варианте, полностью проигнорировавших и специфику отрасли, и ситуацию, складывающуюся в Мировом океане, которые диктовали необходимость внимания государства к судьбе отечественного рыбохозяйственного комплекса. Потеря непосредственных выходов к морю от побережий Украины, Грузии, прибалтийских республик СССР обусловила повышенные транзитные и портовые издержки при транспортировке грузов, предназначенных на вывоз и ввоз, а также потребовала серьезных капитальных вложений в развитие северных, дальневосточных, южных и западных портовых терминалов и наземных транспортных путей к ним. Изменение политических и социально-экономических условий в процессе рыночных реформ исключительно негативно проявилось во всех видах рыбохозяйственной деятельности, но особенно остро оно затронуло рыболовство. За годы реформ резко ухудшились все экономические показатели, определяющие социальную значимость рыбной промышленности и хозяйства. Состояние отрасли отражали следующие характеристики, подчеркивающие тенденцию затянувшегося кризиса: 1. Снижение улова с 7,8 млн. тонн до 4 млн. тонн в год; и последующее за этим снижение производства пищевой и непищевой рыбной продукции (Приложение 3). 2. Произошел значительный спад производства рыбы. К 1996 году по сравнению с 1989 годом производство рыбы снизилось в 4 раза (Приложение 4). 3. Нарушение во внешнеторговой деятельности баланса (экспорт-импорт) не в пользу отечественного потребителя (Приложение 5). 4. Снижение рентабельности, упадок рыбной промышленности и хозяйства по всем ее технологическим звеньям (флот, переработка, портовое хозяйство и т.д.). 5. Снижение уровня занятости в рыбной промышленности. 6. Снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (Приложение 6). 7. Разрыв внутриотраслевых связей; рост промысловых нагрузок в исключительной экономической зоне России; рост уровня браконьерства, теневых оборотов и правонарушений. 8. Снижение эффективности государственного управления и т. д. Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что было связано с его привлекательностью, с точки зрения рыночных возможностей. При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны. На 1 января 2001 г. в рыбохозяйственном комплексе России насчитывалось 3689 хозяйствующих субъекта, что в 2,9 раза больше, чем на начало 1990 г. Вновь созданные структуры – это в основном малые предприятия (1600 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли в 2000 г. составляла чуть более 20%, на долю занятых в малом предпринимательстве приходилось 11% общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости). Удельный вес их в общей численности рыбохозяйственных организаций был около 43,4% (Приложение 7). Рост числа организаций не сопровождался возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции в последующие годы эти показатели последовательно снижались также не происходило развития прибрежного промысла, обновления физически изношенного и морально устаревшего флота. По состоянию на конец 2000 г. общая численность судов с главным двигателем мощностью 55 кВт составляла 3138 единиц, в том числе промысловый – 96,9 % и вспомогательный – 3,1 %. На добывающий флот в составе промыслового приходилось 87,4 %, обрабатывающий – 1,5 % и транспортный рефрижераторный – 11,1 % (Приложение 8). Возрастная структура добывающих судов в рассматриваемый период характеризовалась следующими показателями: суда с возрастом до 5 лет составляли около 3%, 6-10 лет – свыше 10%, 11-15 лет – около 18%, 16-20 лет – около 21%, более 20 лет – свыше 48%. Особенно значительный износ имели малые (91% их численности составляли суда со сверхнормативным сроком службы) и маломерные 74% (нормативный срок службы этих судов был 10-12 лет) суда. Чуть более половины (51%) численного состава средних судов превышали срок нормативного использования (18 лет). Большие суда имели в своем составе более 57% судов, превышающих нормативный срок службы (20 лет). Крупные добывающие суда в своем составе имели 21% судов, отработавших срок амортизации (20 лет). Доля малых судов со сверхнормативными сроками службы продолжала увеличиваться и достигла к 2001 г. около 80%. При этом более 50% этих судов эксплуатировалась более 20 лет (при сроке службы 10-12 лет)[10]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительная часть рыбопромыслового (особенно добывающего) флота требовала замены как в связи с физическим износом, так и моральным старением. Из вышеизложенного следует, что рыбная промышленность, как отрасль пищевой промышленности возникла в XVII в., созданию рыбной промышленности способствовало: проведение железных дорог, открывших доступ рыбной продукции в центральные районы, расширение речного и прибрежного морского промысла и основание относительно крупных рыбопосольных предприятий. Несмотря на высокие темпы развития рыбохозяйственного комплекса в советский период были допущены серьезные стратегические ошибки в период реформирования отрасли в условиях становления и развития рыночных отношений. В начале развития рыбной промышленности и хозяйства большая доля капитальных вложений направлялась во флот, в том числе экспедиционное рыболовство, то есть в развитие рыболовства вдали от отечественных берегов. Серьезно недооценивалась необходимость вложений в прибрежную рыбохозяйственную деятельность. Морская и пресноводная аквакультура, развивалась сравнительно низкими темпами, чем это позволяли имеющиеся потенциальные возможности, что в наши дни еще более усугубляет обстановку по развитию рыбохозяйственного комплекса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.35.83 (0.009 с.) |