Продукции Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продукции Российской Федерации



1.1. Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации:

Исторический аспект

Рыбохозяйственный комплекс имеет сложный состав и многоотраслевую структуру, включает широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в России и за рубежом. Кроме собственно рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов) он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетевязальное производство.[1] (Приложение 1)

Анализ развития рыбохозяйственного комплекса начнем с рыбопромышленной отрасли.

Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, занимающаяся добычей и переработкой рыбы, морского зверя, китов, морских беспозвоночных и водорослей в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[2] (Приложение 2).

Рыбная промышленность – это отрасль пищевой промышленности, связанная с добычей, транспортировкой, и переработкой объектов водного промысла в разнообразные виды пищевой, медицинской, кормовой и технической продукции[3].

Исторически Россия является ведущей рыбопромышленной державой, ее зарождение началось с возникновения и развития рыболовства на пресных водоемах: реках, прудах и озерах.

Морское рыболовство России активизировалось в XVII в Поморье, в Азовском и Балтийском море в конце XVIII столетия после завоеваний за выход к морю. В конце XIX столетия в Каспийском бассейне добывалось рыбы больше, чем в любом другом море России (300 тысяч тонн в 1900 году). Значительно позже начат коммерческий лов рыбы в Черном море. Аральское море и моря Дальнего Востока были вовлечены в сферу рыболовства лишь в начале XX столетия. До Европейской части Империи эта рыба практически не доходила.

По данным «Вестника рыбопромышленности» за 1895 год стоимость российского улова в конце XIX столетия составила 53,4 миллионов золотых рублей и уступала по этому показателю только США и Великобритании.

Рыбный промысел был сосредоточен преимущественно в Каспийском, Азовском, Аральском морях и в речных водоёмах, на долю которых в 1913 г. приходилось 80,2 % всей добычи рыбы в стране (в открытых водоёмах Европейского Севера и Тихого океана добывалось 19,8 %). Техника рыбного промысла была крайне примитивна: лодки, кунгасы, мелкие парусные суда и т.п.; ещё более отсталой была техника обработки рыбы, основанная на ручном труде. Рыбу главным образом солили, вялили и сушили, в том числе и такие ценные породы, как осетровые, лососёвые и крупночастиковые; выпуск охлажденной и мороженой рыбы этих пород составлял менее 10%[4].

После образования СССР открылись широкие возможности и перспективы рационального использования природных водных и особенно морских богатств, развития рыбного хозяйства и рыболовства. Советское государство обеспечило подъём рыбной промышленности на основе её технического перевооружения, главными звеньями которого стали механизированная морская добыча рыбы и усовершенствование техники её обработки. В годы довоенных пятилеток (1929-40 гг.) был создан рыбопромышленный флот, состоявший из специализированных судов, рыболовных траулеров, сейнеров, дрифтеров, рыболовных ботов и тралботов, китобойных и зверобойных судов.

Коренные изменения происходили в рыбообрабатывающей промышленности: построены холодильники, рыбофилейные и консервные заводы, в наиболее крупных центрах рыбной промышленности построены рыбные комбинаты с законченным технологическим циклом и с комплексным использованием сырья. Одновременно с развитием материально-технической базы производства учреждены научные институты морского рыбного хозяйства и океанографии в крупных рыболовных центрах и в Москве. Для подготовки кадров рыбной промышленности были созданы рыбопромышленные высшие и средние специальные учебные заведения и курсы кадров массовых профессий[5].

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. был нанесен громадный ущерб отрасли рыбного хозяйства СССР. Однако после войны она была быстро восстановлена, в нашей стране начался новый этап развития рыболовства, который с полным основанием можно назвать океаническим. Расширение районов промысла, увеличение добычи рыбы и других гидробионтов было возведено в ранг государственной политики. Это потребовало сначала полной инвентаризации рыбных ресурсов в прилегающих морях и сопредельных водах. Были организованы новые бассейновые рыбохозяйственные институты в Калининграде, в Риге[6].

Отрасль оснащалась в больших масштабах рыбопромышленными судами, специальными машинами и установками, механизирующими основные процессы добычи и обработки рыбы, приборами для морской и океанической разведки рыбы, а также для контроля за производственными процессами.

Значительно возросло рыболовство в открытых морях, которое в советской рыбной промышленности стало доминирующим. Расширению базы активного рыболовства способствовало освоение новых районов рыбного промысла в Баренцевом море, в акваториях Атлантики, у берегов Антарктиды, в Тихом океане и в морях Дальнего Востока. Об этом свидетельствовало почти восьмикратное увеличение среднегодовых уловов: с 1,3 млн. т за период 1946-1950 гг. до 10,4 млн. т в 1981-1990 гг. При этом в 1990 г. уловы в целом по СССР составили 10480, 3 тыс. т, в том числе РСФСР - 7879,2 тыс. т, или 75,2%[7].

За три послевоенных десятилетия количество крупных судов в рыбной промышленности страны возросло более чем в 5 раз. С ростом флота развивалась и береговая база (порты, судоремонтные и судостроительные заводы, холодильники, тарные и сетеснастные предприятия, специализированные транспортные средства, рыбообрабатывающие предприятия). Во второй половине 1970-х гг. по типовым проектам было развернуто строительство крупных региональных комплексов рыбной гастрономии, которые могли обеспечивать переработку мороженых полуфабрикатов в широкий ассортимент готовой продукции по потребностям областей, краев и республик СССР. Выпуск пищевой рыбной продукции достиг к 1990 г. 4,1 млн. т., включая консервы в объеме 2264 млн.банок. В среднем из одной тонны уловов производилось полтонны пищевой продукции. Кроме того, народное хозяйство СССР ежегодно получало кормовые и технические продукты (в 1990 г.: 533,7 тыс. т. кормовой муки; 5150 тыс. кормовой рыбы; 105,9 тыс. т жира и 18,3 тыс. т технической продукции)[8].

Вместе с тем успехи советского рыболовства и нахождение флота СССР (точно также как флотов других морских держав) вблизи чужих берегов, естественно, не могли не тревожить правительства прибрежных стран. Стало нарастать число острых конфликтов, вовлекавших в них соответствующие государства. В их основе лежали попытки того или иного прибрежного государства ограничить или полностью прекратить доступ иностранных судов к эксплуатации водных биоресурсов в прибрежных морях. Принцип равного права на доступ к водным биологическим ресурсам, вытекавший из свобод открытого моря, начал рассматриваться многими странами как не соответствующий новым реалиям.

На III Конференции ООН по морскому праву данный принцип был пересмотрен. В 1982 г. была увеличена прибрежная исключительная экономическая зона или акватории с 12 до 200-миль. Более половины общей акватории 200-мильных зон оказалось под контролем восьми стран (США, Великобритании, Австралии, Канады, Франции, Новой Зеландии, Японии, Дании). То есть по существу прибрежные страны присвоили себе право владения, пользования и распоряжения водными биоресурсами экономических зон в своих интересах[9].

Естественно, изменение международных условий не могло не сказаться негативно на экономических результатах советского рыболовства и усугубило уже имеющиеся на этот момент ошибки, допущенные при формировании долговременных планов развития рыбной промышленности и хозяйства СССР. Самая главная из них - к началу реформирования экономики страны в структуре основных фондов отрасли преобладали достаточно изношенные и, в первую очередь крупнотоннажные океанические суда, мало приспособленные для ведения промысла в отечественной исключительной экономической зоне. Не были сформированы и финансовые ресурсы, которые можно было бы использовать для развития морской и пресноводной аквакультуры.

В рассматриваемый период Европейский Совет выплачивал рыбопромышленникам в качестве финансовой помощи около 600 млн. долл. США в год. Около 20% этой суммы предназначалось для строительства новых судов и модернизации старых. В условиях, когда другие страны шли на указанные выше меры в отношении национальных промыслов, российское рыболовство вряд ли имело шанс сохранить достойное место среди лидеров мирового рыболовства и обеспечить конкурентоспособность своих товаров.

Отечественному рыболовству, как впрочем, и всему рыбохозяйственному комплексу, еще не оправившимся от изменения международных условий, в начале 1990-х гг. был нанесен второй удар. Он был обусловлен распадом СССР и проведением либеральных и экономических реформ в шоковом варианте, полностью проигнорировавших и специфику отрасли, и ситуацию, складывающуюся в Мировом океане, которые диктовали необходимость внимания государства к судьбе отечественного рыбохозяйственного комплекса.

Потеря непосредственных выходов к морю от побережий Украины, Грузии, прибалтийских республик СССР обусловила повышенные транзитные и портовые издержки при транспортировке грузов, предназначенных на вывоз и ввоз, а также потребовала серьезных капитальных вложений в развитие северных, дальневосточных, южных и западных портовых терминалов и наземных транспортных путей к ним.

Изменение политических и социально-экономических условий в процессе рыночных реформ исключительно негативно проявилось во всех видах рыбохозяйственной деятельности, но особенно остро оно затронуло рыболовство. За годы реформ резко ухудшились все экономические показатели, определяющие социальную значимость рыбной промышленности и хозяйства. Состояние отрасли отражали следующие характеристики, подчеркивающие тенденцию затянувшегося кризиса:

1. Снижение улова с 7,8 млн. тонн до 4 млн. тонн в год; и последующее за этим снижение производства пищевой и непищевой рыбной продукции (Приложение 3).

2. Произошел значительный спад производства рыбы. К 1996 году по сравнению с 1989 годом производство рыбы снизилось в 4 раза (Приложение 4).

3. Нарушение во внешнеторговой деятельности баланса (экспорт-импорт) не в пользу отечественного потребителя (Приложение 5).

4. Снижение рентабельности, упадок рыбной промышленности и хозяйства по всем ее технологическим звеньям (флот, переработка, портовое хозяйство и т.д.).

5. Снижение уровня занятости в рыбной промышленности.

6. Снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (Приложение 6).

7. Разрыв внутриотраслевых связей; рост промысловых нагрузок в исключительной экономической зоне России; рост уровня браконьерства, теневых оборотов и правонарушений.

8. Снижение эффективности государственного управления и т. д.

Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что было связано с его привлекательностью, с точки зрения рыночных возможностей. При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны.

На 1 января 2001 г. в рыбохозяйственном комплексе России насчитывалось 3689 хозяйствующих субъекта, что в 2,9 раза больше, чем на начало 1990 г.

Вновь созданные структуры – это в основном малые предприятия (1600 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли в 2000 г. составляла чуть более 20%, на долю занятых в малом предпринимательстве приходилось 11% общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости). Удельный вес их в общей численности рыбохозяйственных организаций был около 43,4% (Приложение 7).

Рост числа организаций не сопровождался возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции в последующие годы эти показатели последовательно снижались также не происходило развития прибрежного промысла, обновления физически изношенного и морально устаревшего флота.

По состоянию на конец 2000 г. общая численность судов с главным двигателем мощностью 55 кВт составляла 3138 единиц, в том числе промысловый – 96,9 % и вспомогательный – 3,1 %. На добывающий флот в составе промыслового приходилось 87,4 %, обрабатывающий – 1,5 % и транспортный рефрижераторный – 11,1 % (Приложение 8).

Возрастная структура добывающих судов в рассматриваемый период характеризовалась следующими показателями: суда с возрастом до 5 лет составляли около 3%, 6-10 лет – свыше 10%, 11-15 лет – около 18%, 16-20 лет – около 21%, более 20 лет – свыше 48%.

Особенно значительный износ имели малые (91% их численности составляли суда со сверхнормативным сроком службы) и маломерные 74% (нормативный срок службы этих судов был 10-12 лет) суда. Чуть более половины (51%) численного состава средних судов превышали срок нормативного использования (18 лет). Большие суда имели в своем составе более 57% судов, превышающих нормативный срок службы (20 лет). Крупные добывающие суда в своем составе имели 21% судов, отработавших срок амортизации (20 лет).

Доля малых судов со сверхнормативными сроками службы продолжала увеличиваться и достигла к 2001 г. около 80%. При этом более 50% этих судов эксплуатировалась более 20 лет (при сроке службы 10-12 лет)[10].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительная часть рыбопромыслового (особенно добывающего) флота требовала замены как в связи с физическим износом, так и моральным старением.

Из вышеизложенного следует, что рыбная промышленность, как отрасль пищевой промышленности возникла в XVII в., созданию рыбной промышленности способствовало: проведение железных дорог, открывших доступ рыбной продукции в центральные районы, расширение речного и прибрежного морского промысла и основание относительно крупных рыбопосольных предприятий.

Несмотря на высокие темпы развития рыбохозяйственного комплекса в советский период были допущены серьезные стратегические ошибки в период реформирования отрасли в условиях становления и развития рыночных отношений.

В начале развития рыбной промышленности и хозяйства большая доля капитальных вложений направлялась во флот, в том числе экспедиционное рыболовство, то есть в развитие рыболовства вдали от отечественных берегов. Серьезно недооценивалась необходимость вложений в прибрежную рыбохозяйственную деятельность. Морская и пресноводная аквакультура, развивалась сравнительно низкими темпами, чем это позволяли имеющиеся потенциальные возможности, что в наши дни еще более усугубляет обстановку по развитию рыбохозяйственного комплекса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.97.79 (0.023 с.)