Регулирования экспорта и импорта рыбной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирования экспорта и импорта рыбной продукции



Проанализировав уровень ставок таможенных пошлин на рыбную продукцию за последние десять лет можно отметить, что уровень ставок находился на одном уровне вплоть до 2012 года.

Образование Таможенного союза в 2010 году не повлияло на уровень ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин. Ставки таможенных пошлин Таможенного тарифа Российской Федерации полностью совпадали со ставками Таможенного тарифа Таможенного союза.

Средняя ставка ввозной таможенной пошлины на рыбную продукцию до и после образования Таможенного союза составляла 10%, ставка вывозной таможенной пошлины находилась на уровне 5%.

Изменения в уровне ставок начались после вступления России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Россия подписала и ратифицировала протокол о присоединении к ВТО, одним из условий членства в которой было снижение ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на ряд товаров. Протокол о присоединении России к ВТО определил порядок поэтапного снижения ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин на рыбную продукцию в течение пяти лет после подписания и ратификации.

Первое снижение ставок произошло 1 сентября 2013 года, спустя тринадцать месяцев после присоединения, экспортные ставки снизились с 5% до 3,75 %, а импортные в среднем с 10% до 8,2 %. Снижение в первую очередь коснулось товарных позиций 0303 ТН ВЭД – «Рыба мороженая, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304».

Второе снижение произошло спустя год в 2014 году, ставки вывозных таможенных пошлин снизились с 3,75% до 2,5%,ставки ввозных таможенных пошлин снизились в среднем на 0,63 процентных пункта (в среднем до 7,6%).

В 2015 году ставки вывозных таможенных пошлин составили 1,25%, ввозные на 0,54 процентных пункта были снижены в среднем до 7,06%.

В 2017 году произойдут заключительные изменения ставок по данной группе товаров. Ставки вывозных таможенных пошлин достигнут 0%, ввозные снизятся на 0,44 процентных пункта и в среднем станут равны 6,62%.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин до вступления России в ВТО были унифицированы по всей группе товаров. В группе 03 ТН ВЭД ТС «Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные» ставка составляла 10%, на рыбную продукцию группы 16 «Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных» – 15%. Из анализа ставок можно заметить, что не учитывалась степень переработки рыбного сырья. Данный факт противоречит принципу эскалации таможенного тарифа (ставки на товары с малой степенью переработки равны ставкам на товары с высокой степенью переработки) в качестве примера можно привести товарные позиции 0302 «Рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе и прочего мяса рыбы товарной позиции 0304» и «Рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба горячего или холодного копчения; рыбная мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу», не смотря на разный уровень переработки, ставки по данным позициям составляют 10%.

Ставки вывозных таможенных пошлин также не были дифференцированы по степени переработки и ценности сырья.

После первого этапа снижения ставок на рыбную продукцию, в рамках обязательств перед ВТО, можно констатировать, что снижение происходило так же без учета степени переработки и ценности сырья.

Поскольку применение мер таможенно-тарифного регулирования связано с обязательствами в рамках членства России во Всемирной торговой организации необходимо дать оценку данным изменениям и их влиянию на развитие российского рынка рыбной продукции.

Для этого проанализируем влияние размера ставки таможенной пошлины на импорт и экспорт рыбной продукции.

Анализ зависимости ставки таможенной пошлины на объем импорта проведем на примере товарной позиции ТН ВЭД ЕАС 0304810000 «Филе лосося, мороженное», так как данный товар является одним из наиболее востребованных на российском рынке.

Найти зависимость возможно с помощью метода корреляционного анализа. Корреляционный анализ помогает установить, есть ли между показателями импорта и уровнем ставок таможенных пошлин связь. Коэффициент корреляции обозначается r. Варьируется в пределах от +1 до -1.

При анализе использовалось два массива данных: объем импорта и размер ставок таможенных пошлин в период с 2006 по 2015 год (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Объем импорта и ставка ввозной таможенной пошлины по годам

Товар                    
Филе лосося замороженное (0304810000), тыс. тонн                 104,4 221,3
Ставка пошлины, (%)                 7,5  

 

С помощью программного средства MC Excel было получено значение корреляции, равное 0,08. Применив шкалу Чеддока для оценки степени связи, было установлено, что прямая связь между размером ставки и объемом импорта отсутствует, так как коэффициент корреляции находится в пределах до 0,1.

Аналогичная методика оценки влияния размера ставки вывозной таможенной пошлины на объем экспорта проводилась на примере товарной позиции ТН ВЭД ЕАС 0303670000 «Минтай замороженный» (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Объем экспорта и ставка вывозной таможенной пошлины по годам

Товар                    
Минтай замороженный (0303670000), тыс. тонн                    
Ставка пошлины (%)               3,75 3,75 2,5

 

В данном случае анализ показал, что коэффициент корреляции равен -0,3. Данное значение показывает, что между размером ставки и объемом экспорта есть умеренная обратная связь, т.е. при снижении ставки пошлины объем экспорта возрастает, но поскольку связь умеренная, можно говорить о сильном влиянии других факторов внешней среды.

При анализе применения мер таможенно-тарифного регулирования необходимо учитывать, что таможенно-тарифное регулирование в рамках Евразийского экономического союза является единым для всех стран-членов. Однако в некоторых случаях производятся исключения, примером может служить Казахстан. После вступления Казахстана в ВТО в отношении ряда товаров, ввозимых на его территорию, применяются ставки таможенных пошлин отличные от ставок, установленных в ЕТТ ЕАС.

Данные исключения возможны в соответствии с пунктом 3 статьи 1 и статьей 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года, применяемого в соответствии с Протоколом о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (приложение № 31 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), и с учетом пункта 3 Протокола от 27 июля 2015 года о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года, Совет Евразийской экономической утвердил перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин[21].

Применение ставок пошлин более низких по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза несет под собой возможность нанесения ущерба российской рыбоперерабатывающей промышленности, так как ввезенная продукция беспрепятственно попадает на рынок Казахстана, что никак не стимулирует развитие отечественного производства для выхода на рынки стран Союза.

Необходимо учитывать важную фискальную роль таможенно-тарифного регулирования. Для дальнейшего совершенствования мер потребуется минимизировать нерегистрируемые товаропотоки, поступающие на территорию России через другие государства ЕАЭС и происходящие из третьих стран, а также принятие меры по обеспечению условий для декларирования товаров, поступающих на территорию Евразийского экономического союза для потребления в Российской Федерации (в том числе с применением электронного декларирования, системы удаленного выпуска и предварительного декларирования).

Анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования показал, что вступление России во Всемирную торговую организацию не оказало положительного воздействия на российский рынок рыбной продукции. Снижение стоимости продукции не произошло, а доля отечественной продукции на рынке не увеличилась. Большинство экспертов прогнозировали, что снижение ставок приведет к увеличению доли иностранной рыбной продукции с высокой степенью переработки на отечественном рынке и экспорту необработанной продукции, но другие изменения в общественно-экономической сфере оказали большее влияние на рынок рыбной продукции.

Исходя из выше изложенного нужно отметить, что роль таможенно-тарифного регулирования как одного из движущих факторов развития производства и рынков снижается, поскольку на протяжении долгого времени таможенная пошлина рассматривалась только как инструмент пополнения бюджета страны, а не регулирования производства и рынков.

В свою очередь, для развития рынка рыбной продукции необходимо укрепление и расширение «антидемпингового» регулирования и других нетарифных барьеров на пути свободной торговли, налоговые и экономические преференции, дотации, упрощение таможенного оформления, регулирование процентных ставок по кредитованию предприятий рыбохозяйственного комплекса и иные меры по развитию рынка рыбной продукции.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.008 с.)