Направления развития российского рынка рыбной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления развития российского рынка рыбной продукции



Развитие рынка рыбной продукции Российской Федерации обусловлено экономической и социальной необходимостью. Отечественный рынок рыбной продукции как составная часть мирового рынка испытывает на себе влияние различных факторов, которые необходимо учитывать при планировании направлений развития. Анализ факторов выявил наиболее значимые с точки зрения стратегического развития. Снижение отрицательного влияния данных факторов позволит в будущем получить развитый рынок рыбной продукции способный конкурировать со своей продукцией на мировом рынке.

Россия только находится на стадии переходного периода, предусматривающего отказ от мер прямого воздействия. Сегодня отмечается потребность в разработке механизма косвенного регулирования отрасли, чтобы защитить отечественных производителей от импорта товаров с высокой степенью переработки и обеспечить продовольственную безопасность страны в условиях санкции и кризисного состояния экономики.

В этих условиях государство должно обеспечивать реализацию потребителям товаров примерно по одной и той же цене с учетом потребительских свойств и полезности товаров, а отечественным производителям – прибыль, достаточную для поддержания нормального функционирования предприятий.

Реализация мер по развитию рынка и обеспечению продовольственной безопасности страны требуют качественных изменений во всех его сегментах рыбохозяйственного комплекса – от рыболовного промысла до реализации продукции конечным потребителям. В связи с этим государственная политика должна осуществляться по направлениям сглаживания отрицательного влияния факторов внешней среды.

Одним из наиболее весомых факторов являются законодательные акты регулирующие деятельность в области рыбохозяйственного комплекса. Рынок требует оперативных изменений в законодательную базу отрасли, так как долгое государственное отсутствие привело к снижению основных производственных показателей. Отсутствие законодательно установленных норм и правил стало одним из основных сдерживающих факторов.

Для устранения отрицательного воздействия данного фактора необходимо:

– обеспечить принятие технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», исключив ветеринарно-санитарную экспертизу готовой (переработанной) продукции из водных биологических ресурсов;

– разработать комплекс мер, направленных на реализацию требований технических регламентов ЕАЭС на предприятиях рыбной отрасли;

– проработать вопрос и внести предложения по закреплению за Росрыболовством функции по разработке, актуализации и экспертизе нормативных технических актов по переработке водных биоресурсов;

– подготовить предложения о включении продукции из водных биологических ресурсов в Национальную систему управления качеством пищевой продукции, создаваемую в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26.06.2015 № Пр-1259;

– предусмотреть систему мер, направленных на обеспечение приоритетного выбора отечественного производителя в сфере контрактной системы закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

– субсидировать строительство судов на российских верфях за счет предоставления в пользование федерального ресурса, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство. С учетом увеличения срока действия договоров данная мера существенно повысит инвестиционную привлекательность отрасли и послужит катализатором восстановления отечественного судостроения, модернизации и судоремонта рыбопромыслового флота.

В качестве основных механизмов государственного регулирования и поддержки развития отрасли должны рассматриваться следующие:

– закрепление на законодательном уровне предоставления долей квот с осуществлением инвестиций в модернизацию основных производственных фондов;

– повышение доступности кредитных ресурсов, включая возможность использования квот в качестве обеспечения по привлекаемым краткосрочным и долгосрочным кредитам отечественных кредитных организаций;

– введение налоговых стимулов, в том числе при расчете сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, для увеличения производства продукции с высокой степенью переработки;

– снижение количества административных барьеров при добыче рыбы и реализации произведенной из них продукции;

– реализация комплекса мероприятий по продвижению российской продукции рыболовства и аквакультуры и популяризации потребления у населения страны, в том числе за счет создания национального рыбного бренда и сертификации качества;

– расширение практики использования аукционов и биржевой торговли рыбной продукцией;

– расширение возможностей реализации производителями продукции рыболовства и аквакультуры на внутреннем рынке за счет пересмотра тарифной политики при перевозках по железной дороге;

Для увеличения и обеспечения устойчивости объемов поставок рыбы и морепродуктов на внутренний рынок России необходимо реализовать комплекс мер по развитию портовой, транспортно-логистической инфраструктуры, а также технологического переоснащения отрасли предполагающих:

– формирование сети технологически связанных объектов портовой инфраструктуры, необходимых для увеличения объемов поставок рыбы из районов промысла на внутренний рынок;

– повышение конкурентоспособности условий комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах по сравнению с иностранными портами;

– увеличение пропускной способности объектов инфраструктуры до уровня, соответствующего динамике изменения внутреннего спроса;

– внедрение современных логистических технологий для сокращения временных и финансовых затрат при обработке и последующей транспортировке рыбной продукции на внутреннем рынке.

С учетом сложившихся маршрутов и средств доставки рыбной продукции из дальневосточных регионов основными элементами развития портовой инфраструктуры являются:

– четыре морских рыбных терминала, на которых будет обеспечиваться прием и хранение рыбы, формирование крупных товарных партий рыбопродукции для отправки в узловые терминалы, а также в регионы западной части России по Северному морскому пути. Это порты Петропавловск-Камчатский, Северо-Курильск, Магадан, Корсаков;

– два узловых терминала – Владивосток и Находка, на которых будет обеспечиваться отгрузка крупных товарных партий рыбопродукции по железной дороге в другие регионы России.

Модернизация системы морских рыбных терминалов увязывается с развитием береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции, объекты которой располагаются как в прибрежных, так и в центральных регионах России. Это позволит восстановить целостную транспортно-логистическую инфраструктуру по доставке рыбной продукции с использованием современных технологий контейнерных, железнодорожных, морских и автомобильных перевозок, логистических центров, а также обеспечить снижение транспортных затрат и прозрачность ценообразования на внутреннем рынке. Отечественному потребителю будет предложена разнообразная и качественная отечественная продукция.

В единую инфраструктурную сеть должны быть включены рыбные терминалы, расположенные в морских портах Северного, Балтийского, Черноморского и Каспийского бассейнов. Доставка рыбной продукции из этих портов до центральных регионов России осуществляется преимущественно автомобильным транспортом.

Это предполагает осуществление инвестиционных проектов, результатом которых должны стать:

– расширение современных складских мощностей в опорных точках движения рыбопродукции от рыбаков к потребителю;

– оснащение морских рыбных терминалов эффективной перегрузочной техникой;

– создание условий для комплексного обслуживания в портах судов рыбопромыслового флота и обеспечения их топливом;

– применение современных логистических схем по транспортировке рыбы в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах.

Перспективным инструментом насыщения внутреннего рынка, повышения доступности рыбы для перерабатывающих предприятий и, в конечном итоге – для населения, является организация региональных торговых площадок для исключения посредников и осуществления прямых продаж продукции из водных биоресурсов. В соответствии с международным опытом региональные площадки целесообразно создавать в том числе в форме электронных аукционов на добровольной основе.

Необходимым элементом региональных площадок должны являться следующие характеристики:

– участие в региональных площадках российских розничных сетей;

– состыковка региональных площадок с Всероссийской электронной системой закупок для государственных (муниципальных нужд).

Внедрение перечисленных выше механизмов должно происходить наряду с продолжением системной работы по следующим направлениям:

– предотвращение и ликвидация незаконного, нерегулируемого и несообщаемого промысла водных биологических ресурсов;

– повышение безопасности мореплавания;

– развитие научного и кадрового потенциала отрасли.

Комплексное решение перечисленных задач позволит насытить рынок высококачественной отечественной продукцией рыболовства и аквакультуры, обеспечить соблюдение геоэкономических интересов России и усилить позиции нашей страны в качестве одной из главных мировых рыболовных держав.

В целом можно сказать, что российский рынок рыбы обладает потенциалом, поэтому в России существует возможность увеличения объема потребления рыбы на душу населения, а также экспортных поставок за рубеж.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.012 с.)