Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района

Поиск

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная ме-таллургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта, введена паромная пе-реправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск. Растет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.

Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистрали дает железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт — Восточный.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приори-тетная инвестиционная программа для региона и привлечение ино-странных инвестиций, в первую очередь соседних государств — Япо-нии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государст-венной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана сво-бодная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В недалекой перспективе эта проблема будет решена за счет строительства магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион. Стоят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, переориентации экономики на потребности населения, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с совместными странами.

15 апреля 1996 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками Программы были Минэкономики (координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, головным разработчиком - Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (СОПСиЭС).

Программа предусматривает три этапа, отражающие изменения при-оритетов, внутренних и внешних условий: первый (1996-1997 гг.) - осуществление неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) - экономическая и социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) - концентрация усилий на задачах структурной перестройки и обеспечения устойчивого развития. Она включает основные подпрограммы: комплекс первоочередных мер государственной поддержки (его реализация составляет содержание первого этапа Программы); структурная перестройка экономики; содействие занятости и стабилизации населения; экономическое сотрудничество со странами АТР.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-эконо-мического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна сочетаться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию. Для снижения транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических связей с центральными регионами, планируется расширить применение льготных тарифов на дальние расстояния и перевозки в порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения региона с учетом возможностей импорта из стран АТР. Предусмотрены меры по ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в последние годы на Сахалине, Курильских островах, Камчатке, в Приморском и Хабаровском краях, а также намечено приступить к решению долгосрочных задач по созданию необходимой научной и материально-технической базы для предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

На первом этапе должна быть ликвидирована основная часть просро-ченной задолженности, урегулированы взаимоотношения между федеральным и региональными бюджетами, решены другие злободневные вопросы финансово-экономических отношений.

Структурная перестройка экономики. В программе систематизированы прогнозы развития отраслей экономики и возможности улучшения структуры производства с учетом изменения регионального, национального и мирового рынков. Хотя основная специализация Дальнего Востока и Забайкалья остается прежней - добыча и переработка минерального сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы - внутри этих отраслевых комплексов будут происходить качественные перемены: преимущественно будет увеличиваться производство продукции с глубокой переработкой природного сырья, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сы-рьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется освоение Удоканского месторождения медной руды, будут создаваться новые и реконструироваться действующие мощности по выплавке олова, свинца и цинка.

Основное направление развития лесопромышленного комплекса - уве-личение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины. Не предусматривается восстановление максимальных объемов лесозаготовок (уровень 1989 г.), учитывая тенденции внутреннего спроса, изменения мировой конъюнктуры и необходимость рационализации лесопользования.

Подпрограмма "Рыбохозяйственный комплекс" предполагает увеличе-ние улова рыбы и добычи морепродуктов в 2000 г. до 3,5 млн. т и в 2005 г. - до 3,8 млн. т. Должен существенно возрасти нерыбный промысел, в первую очередь кальмаров и других моллюсков, ракообразных, а также марикультуры. Планируется выделение средств на приобретение судов, содержание научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота, намечается реконструкция и техническое перевооружение обрабатывающих предприятий для выпуска продукции, пользующейся устойчивым спросом.

Главное изменение в топливно-энергетическом комплексе - это освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе о. Сахалин и в Якутии. В 2005 г. добыча газа составит 22 млрд. м3 (из них 10 млрд. м3 - на экспорт), нефти - 20,8 млн. т, что позволит удовлетворить потребности региона в нефтепродуктах на 50 - 60% (в настоящее время - 7 - 8%). Добыча угля может возрасти до 85 млн. т, что почти полностью обеспечит потребности региона в твердом топливе. В электроэнергетике предусматривается ввести на полную мощность Бурейскую ГЭС, увеличить выработку электроэнергии в 2005 г. до 70,7 млрд. кВт. ч.

Основные структурные изменения в машиностроении - организация производства оборудования для отраслей специализации, развитие станкостроения, приборостроения, электротехники, главным образом путем переспециализации действующих оборонных предприятий. В Программу включены конверсионные программы по 22 предприятиям. Будут создаваться малые предприятия по производству наукоемкой продукции, а также заводы по сборке продукции на базе комплектующих изделий, импортируемых из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Предусматривается выпуск авиационной техники гражданского назначения с использованием двойных технологий.

Ставится задача преодолеть спад сельскохозяйственного производства на основе улучшения его специализации с учетом природных условий. Обосновывается увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах.

Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск

Содействие занятости и социальная защита населения. Программа включает мероприятия по обеспечению высокодоходной занятости, закреплению населения, поддержанию достойного уровня жизни с учетом усложненных условий жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована система региональных социальных компенсаций.

Расходы на выплату по районным коэффициентам, надбавкам за стаж, северным льготам и повышенные затраты на транспорт и содержание жилищно-коммунальной сферы предлагается компенсировать государственным предприятиям - в форме субсидий из федерального бюджета, а предприятиям и организациям частной и смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток части населения из районов Крайнего Севера неизбежен, но в Программе предусмотрены мероприятия по упорядочению этого процесса, которые позволят максимально сократить экономические и психологические потери за счет организованного содействия переселению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в южной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных предприятиях вахтовым методом.

Активизация экономического сотрудничества со странами АТР. Для увеличения экспортного потенциала региона, стимулирования иностранных инвестиций и создания благоприятных условий для иностранных предпринимателей предполагается ввести особый порядок экспорта для предприятий региона, налоговые льготы, компенсирующие неблагоприятные условия предпринимательства, систему гарантии и снижения риска для иностранных инвесторов. Для этого потребуются соответствующие изменения в российском и местных законодательствах, усовершенствование механизмов соглашений о разделе продукции, залога месторождений природных ресурсов, формирования свободных экономических зон и т. п. Ставится вопрос о создании международного Дальневосточного банка реконструкции и развития.

Первоочередными объектами привлечения иностранных инвестиций на Дальнем Востоке являются: освоение нефтегазовых месторождений на Сахалине и в Якутии, участие в разработке месторождений алмазов в Якутии, золота на Камчатке, олова в Хабаровском и Приморском краях, освоение лесных ресурсов Хабаровского края, рыбных ресурсов восточных морей, рекреационных - на Камчатке, сооружение транспортно-складских и портовых комплексов в Находке, на р. Амур и побережье Татарского пролива, строительство мостов через р. Амур у Хабаровска и Благовещенска, а также различные формы свободных экономических зон, технопарки и технополисы.

Для активизации внешнеторговой деятельности необходимо законодательно решить вопросы о придании особого статуса приграничным территориям, использовании субъектами Федерации на свои нужды части сумм таможенных пошлин.

Главный вопрос, который неизменно вставал на всех стадиях рассмот-рения проекта Программы и который останется таковым на всех этапах ее выполнения, - где взять средства на осуществление Программы, учитывая труднейшую финансовую ситуацию в стране?

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы - 371 трлн. руб. (в ценах 1995 г.) - на первый взгляд кажется фантастиче-ской. Но в среднем на год (реально, начиная с 1997 г.) - это 41 трлн., или менее 8 млрд. долл. И это на 40% территории всей России! А главное, дополнительные средства на Программу составляют лишь 114 трлн. руб.; остальные 257 трлн. руб. (т.е. 69%) - это затраты на осуществление других уже принятых федеральных программ на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При этом дополнительная сумма в меньшей степени ложится на федеральный бюджет (не более 20 - 30%), а большую часть должны составить средства бюджетов регионов, инвестиционные фонды министерств и ведомств, собственные средства предприятий, средства залоговых фондов, иностранные инвестиции. Кроме прямого финансирования из федерального бюджета государственная поддержка должна оказываться в виде государственных гарантий кредитов отечественных и зарубежных банков, предоставленных на наиболее эффективные инвестиционные проекты, включенные в Программу. Таким образом, в принципе сама Программа должна рассматриваться как "государственная гарантия" для привлечения финансовых ресурсов.

Программа включает и механизмы реализации, в том числе систему управления. Представления о структуре управления несколько изменились после утверждения Программы. Теперь ее высшим органом является Правительственная комиссия, формируемая на паритетных началах из представителей федеральных органов и глав администраций территорий Дальнего Востока и Забайкалья. Главным исполнительным органом станет Дирекция Программы. Для управления финансами Программы будет создан Фонд реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья, основными задачами которого являются аккумуляция финансовых средств из государственных федеральных и региональных источников, привлечение частного отечественного и иностранного капиталов, обоснование предоставления государственных гарантий для реализации проектов, имеющих первостепенную важность, и т.д. Основную долю в капитале Фонда будут иметь государство и местные органы управления, но решать сложные проблемы научного и методического характера, возникавшие в ходе разработки, модернизируя многие первоначальные замыслы. Не все проблемы удавалось проработать достаточно глубоко, остались некоторые нестыковки, неопределенности количественных оценок. Понимая неизбежность такого рода недостатков, разработчики предусмотрели механизм их устранения уже в ходе реализации. С этой целью введен специальный раздел "Дальнейшее развитие Программы".

 

Заключение

Дальневосточный район занимает территорию 6,2 млн. км2. В его состав вводят Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. В районе самая низкая по стране плотность населения — 1,1 чел. на 1 км2 против 8,6 чел. России. Наиболее населена узкая полоса вдоль Дальневосточного участка Транссиба. В районе расположено 64 города. Крупнейшие города — Владивосток (648 тыс. жителей), Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск – на - Амуре (315 тыс. жителей).

Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно выше, чем в целом по России. В общем увеличении населения в последние годы на естественный прирост приходилось 65 %, а на приток извне — 35 %.

Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 % общего производства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского оборота.

На Дальний Восток приходится 30 % гидроэнергетических ресурсов страны, 34 % ее геологических и 5 % балансовых запасов ископаемых углей. Учтенные запасы угля составляют 13 млрд. т, а прогнозные — в 15 раз больше, причем 34 % разведанных запасов находятся в Якутии, где расположены Южно-Якутский, Зырянский и Ленский угольные бассейны. Запасы угля концентрируются также в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области. Разведаны три группы железорудных месторождений: Якутская (магнетит), Чапо-Токкинская и Приамурская (железистые кварциты), имеются крупные запасы магнезиального сырья — бруситов, медных руд, борного сырья — датолита, фосфатного сырья. В обширной шельфовой зоне, кроме нефти и газа, обнаружены и разведуются залежи железа, марганца, магния, олова, золота, вольфрама, титано-магчетитовых песков.

На Дальний Восток приходится 26,8 % запасов древесины, причем высока доля ценных пород. Биологические ресурсы в двухсотмильной морской зоне России оцениваются в 25,8 млн. т, в том числе 23 млн. т — рыбные. Открытая часть Тихого океана располагает 26 млн. т этих ресурсов и 30 млн. т криля в тихоокеанском секторе Арктики. Существенное значение имеют развитие промысла морского зверя, заготовка пушнины, диких ягод, грибов, лекарственных растений.

В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю промышленности приходится 88 %. В структуре промышленности доля добывающих отраслей достигает трети.

На Дальнем Востоке значительно выше, чем по РФ в целом, удельный вес цветной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, рыбной промышленности, электроэнергетики, промстройматериалов и ниже доля машиностроения, легкой и химической промышленности. Дальнейшее развитие цветной металлургии связывается с алмазодобывающей промышленностью (Удачинский промузел); переходом золотодобычи с россыпной на рудную базу, в том числе за счет месторождений Охотско-Чукотского вулканогенного пояса; в оловодобывающей промышленности — с вводом второй очереди Депутатского горно-обогатительного комбината. Стоит задача увеличить производство свинца, цинка, плавикового шпата, сурьмы, вольфрама.

В рыбной промышленности, традиционной отрасли специализации района, основная задача — ликвидировать диспропорцию в развитии флота и его береговой базы. В перспективе расширение океанического рыболовства будет сопровождаться увеличением прибрежного лова. Большое значение придается мероприятиям по охране и разведению лососевых рыб. Одним из перспективных направлений является товарное разведение морского гребешка и других моллюсков, а также водорослей. Рост вылова рыбы будет сопровождаться переработкой по новой технологии низкокачественного рыбного сырья в продукты повышенной пищевой ценности.

Перспективы развития лесного комплекса Дальнего Востока связываются с созданием производств по глубокой химико-механической переработке древесины, обеспечением экспорта лесной продукции, с более высокой степенью ее переработки.

В машиностроении предусматривается изменить специализацию ряда предприятий Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока и других городов в соответствии с потребностями развития региона. В топливно-энергетической промышленности — обеспечить потребности в топливе и энергии за счет собственных ресурсов. На Дальнем Востоке действуют Вилюиская ГЭС-1 и ГЭС-2, Колымская ГЭС, строятся Вилюйская ГЭС-3, Бурейская ГЭС. Первое место по добыче угля занимает Приморский край, второе — Амурская область. В химической промышленности можно выделить объединение "Бор". Это крупнейший поставщик на экспорт боросодержащих продуктов.

На Дальнем Востоке развито сельское хозяйство. Площади посевов превышают 2900 тыс. га, имеется 1750 тыс. голов крупного рогатого скота, 1233 тыс. северных оленей, 1615 тыс. свиней, значительное количество птицы. В животноводстве наиболее острая проблема — укрепление кормовой базы, которая должна развиваться путем более полного использования естественных пастбищ, сенокосов и полевого кормопроизводства. Важнейшая задача сельского хозяйства региона — обеспечение потребностей населения в малотранспортабельной и скоропортящейся продукции (картофеле, овощах, молочных продуктах) за счет собственного производства. В южных районах Дальнего Востока перспективно выращивание сои, риса, развитие пчеловодства (13 % сбора меда в стране), изготовление медикаментов из растительного и животного сырья; в северных районах — заготовка пушнины (промысловой и звероводческой), переработка рыбы, оленьего мяса и т.д.

Большое значение имеют интенсивная эксплуатация БАМа, а также расширение сети железных и автомобильных дорог внутрирайонного значения. Крупнейшие перспективные транспортные объекты — железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск (протяженность 830 км); недостающие звенья Северо-восточной автомагистрали; автомагистрали Б.Невер — Якутск — Магадан и Северо-Чукотская; завершение электрификации Транссиба, строительство новых и реконструкция существующих портов и железнодорожных подходов к ним.

Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности, судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации морских портов. Развиваются связи с Японией и США по линии рыбной промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.64 (0.01 с.)