Всемирная торговая организация: создание, принципы деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всемирная торговая организация: создание, принципы деятельности



Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы используются, как основа при разработке и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. ВТО является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений и переговоров.

Предшественником ВТО было Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное на временной основе после окончания второй мировой войны вместе с созданием других новых международных организаций – Всемирного банка и Международного валютного фонда. Основная цель ГАТТ – ускорить процесс либерализации торговли. В соглашении было предусмотрено 45 тыс. тарифных уступок на общую сумму в
10 млрд. долларов, что соответствовало примерно пятой части мировой торговли.

Учредившие ГАТТ 23 страны были среди 50 государств, которые согласовывали проект устава Международной торговой организации (МТО) – нового специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Устав этой организации предусматривал не только правила, касающиеся регулирования международной торговли, но и вопросов занятости, торгово-сырьевых соглашений, международных инвестиций и услуг. Хотя устав МТО был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в Гаване в марте 1948 г., ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию. Когда правительство США заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало очевидно, что МТО не состоится.

На протяжении последующих 47 лет основной юридический текст ГАТТ оставался практически в том виде, в каком он был принят в 1948 г., хотя в дополнение к нему были приняты многосторонние соглашения с ограниченным кругом участников. Деятельность ГАТТ была построена в виде «торговых раундов» переговоров. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.

Во время Уругвайского раунда переговоров было принято решение о создании ВТО. 15 апреля 1994 г. в городе Марракеше министрами 111 государств был подписан официальный Заключительный акт о завершении переговоров, в том числе представители 104 государств подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации – ВТО, вступившее в силу с 1 января 1995 г.

ВТО располагается в Женеве (Швейцария) и не имеет представительств в зарубежных странах. На 1 июля 2002 г. в ее состав входило 144 страны и 27 стран вступало в данную организацию.

Основные принципы, на которых строится многосторонняя система регулирования торгово-экономических отношений ВТО:

v Торговля без дискриминации. Данный принцип предполагает применение режима наибольшего благоприятствования и национального режима.

Режим наибольшего благоприятствования (most-favoured-nation, MFN) предполагает обязательства стран распространять на третьи страны все льготы и привилегии в отношении таможенных пошлин и сборов в связи с ввозом и вывозом, предоставляемые любой договаривающейся стране в отношении любого товара. Это требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятие из режима наибольшего благоприятствования, с одобрения ВТО, возможно, если страна является членом интеграционного объединения или если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящую ущерб национальным производителям.

Национальный режим (national treatment) означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распространятся режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению и использованию.

v Либерализация международной торговли посредством, проведения многосторонних переговоров по прогрессивному снижению таможенных тарифов (tariff negotiations: progressive reduction in protection) и устранению других препятствий на пути международной торговли.

Средний уровень импортного таможенного тарифа в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился примерно до 6%. Во время последнего раунда таких переговоров – Уругвайского – было принято решение о среднем снижении импортных тарифов на 40%, что привело к росту импорта промышленных товаров, на которые распространился режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны с 30 до 44%.

v Отказ от использования количественных ограничений (prohibition of qualitative restrictions).

При этом либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означает, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. ВТО предусматривает защиту внутреннего рынка путем использования: защитных мер (safeguards) – временного ограничения импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям; антидемпинговых пошлин (antidumping duties) – пошлин, применяемых в отношении конкретного товара, ввозимого по демпинговым ценам; компенсационных пошлин (countervailing duties) – пошлин, применяемых против импортного товара, экспорт которого в стране производства субсидируется в явной или скрытой форме.

Для использования защитных мер в каждом конкретном случае первоначально определяется серьезность наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов национального производства, объемов продаж и др. Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения о начале расследования, о масштабе наносимого ущерба, проведение публичных слушаний и др.

v Предсказуемость торговой политики – проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств.

Любая страна должна быть уверена, что тарифы, нетарифные ограничения и другие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с правилами ВТО.

Предсказуемость торговой политики достигается, прежде всего, за счет связывания тарифов (binding of tariffs) – принимаемого страной обязательства не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Одним из достижений Уругвайского раунда является договоренность стран об увеличении количества связанных тарифов с 78 до 99% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых странах и с 73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.

Изменить уровень связанного тарифа возможно, но только после переговоров страны с ее торговыми партнерами и согласования вопроса компенсации за наносимый ущерб.

Предсказуемость торговой политики также означает ее максимальную прозрачность, что, прежде всего, означает побуждение стран к отказу от использования каких-либо других, кроме опубликованного таможенного тарифа (tariff renegotiations: compensation), методов защиты внутреннего рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.

v Содействие конкуренции через отказ стран от использования несправедливых методов ведения торговой политики, таких как демпинг и экспортные субсидии.

Соглашения ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако толкование самого понятия справедливых методов торговой политики весьма сложное и запутанное. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО – Trade Policy Review Mechanism (TRIM).

v Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

За время существования ГАТТ/ВТО было проведено восемь переговорных конференций (табл. 7.1). Восьмая конференция – Уругвайский раунд – трансформировала ГАТТ в ВТО.

В ходе организации переговорных конференций был отработан организационный механизм их проведения, постепенно расширяющий возможности ГАТТ по их организации и проведению.


Таблица 7.1

Переговорные конференции в рамках ГАТТ

N Место открытия и проведения Период времени Число стран- участниц Главные направления переговоров Название раунда
  Женева (Швейцария)     Снижение тарифов Женевская конференция
  Анси (Франция)     " Конференция в Анси
  Торки (Англия)     " Конференция в Торки
  Женева (Швейцария) 1956–1960   " Женевская конференция
  Женева (Швейцария) 1961–1964   " Раунд Диллона
  Женева (Швейцария) 1967–1973   Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса Раунд Кеннеди
  Токио, работа в Женеве (Швейцария)     Снижение тарифов, нетарифные меры и «рамочные соглашения» Токийский раунд
  Пунта-дель-Эсте (Уругвай), работа, в Швейцарии 1986–1994   Снижение таможенных барьеров, нетарифные меры, торговля услугами, права интеллектуальной собственности, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО Уругвайский раунд

 

В самом Генеральном соглашении это направление деятельности договаривающихся сторон первоначально было регламентировано очень слабо. Участники переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним переговорам Токийского раунда было положено совещанием на уровне министров, проходившем 12–14 сентября 1973 г. в Токио под председательством министра иностранных дел Японии. Переговоры были открыты для всех стран, и круг участников совещания вышел за рамки стран – участниц ГАТТ. Принятый совещанием документ «Токийская декларация» явился правовой основой переговоров.

На переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей. При данном методе ведения переговоров отдельные участники могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.

Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами – это орган, где по-прежнему дискутируются основные вопросы и проблемы, принимаются решения, адресованные Генеральному совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.

Однако в итоге Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. ГАТТ, действовавшее в период 1948–1993 гг., именуется «ГАТТ-1947», а Генеральное соглашение по тарифам и торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название «ГАТТ-1994». При этом ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947 – это разные в правовом плане документы. Главная особенность ГАТТ-1994 – консолидированный характер действующего Генерального соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979 г.) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.009 с.)