Квотирование/Контингентирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квотирование/Контингентирование



Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале
90-х гг.);

· импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывали квоту в 5,7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кгна импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн. кгна импорт швейцарского сыра из Швейцарии.

По охвату квоты делятся на:

· глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара. Примером глобальной квоты является экспорт Россией 40 млн. тнефти в 1993 году для государственных нужд. Направление экспорта, то есть страны-импортера, при этом не устанавливается;

· индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Примером индивидуальной квоты является квота в 21,6 млн. кгна импорт США пшеницы из Канады. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены. Различия импортного тарифа и импортной квоты суммированы в таблице 4.1.

 

Пример 4.1. В России в начале 90-х гг. в условиях больших различий внутренних и мировых цен на сырье активно использовались экспортные квоты. Импортные квоты практически не использовались, поскольку внутренний рынок испытывал нехватку практически всех товаров. Например, в 1993 г. применялись следующие экспортные квоты: экспорта для государственных нужд, квоты предприятий, региональные квоты и квоты для аукционной продажи. В рамках установленных правительством квот осуществлялся экспорт рыбы, нефти, газа, металла, серы, апатита, аммиака, каучука, древесины, удобрений, целлюлозы и ряда других сырьевых товаров. В 1994 г. список квотируемых товаров был значительно сужен. В него входили только нефть и продукты ее переработки, природный газ, электроэнергия, цветные металлы, целлюлоза, пшеница, семена сои, спирт этиловый и рыба. Главным типом квоты являлись так называемые поставки товаров для государственных нужд. Так, в 1994 г. российское правительство установило следующие объемы продажи на экспорт товаров для федеральных государственных нужд: нефть и газовый конденсат – 25 млн. т, природный газ – 55,6 млрд. куб. м, электроэнергия – 2,5 млрд. кВт/ч, медь рафинированная – 60 тыс. /и, алюминий необработанный – 350 тыс. т, целлюлоза товарная – 90 тыс. т и пр. Экспортеры закупали эти товары по контролируемым внутренним ценам и продавали за рубеж по мировым ценам, причем их экспорт был освобожден от экспортных пошлин. Доход от их экспорта полностью поступал в государственный бюджет и использовался на покрытие обязательств России по внешним долгам. С 1 июля 1994 г. квотирование поставок товаров на экспорт было отменено, а с 1 марта 1995 г. квоты для государственных нужд были также ликвидированы.

 


 


Таблица 4.1

Импортный тариф и импортная квота

  Импортный тариф Импортная квота
Эффект дохода заключается в: - перераспределении дохода от потребителей в бюджет - перераспределении дохода от потребителей к импортирующим организациям
Рост внутреннего спроса на товар - приводит к увеличению его импорта - приводит к повышению его внутренней цены
Требование административного регулирования - достаточно существующих таможенных пунктов - требуется создания громоздкой системы распределения лицензий
Ограничительный эффект - зависит от колебания импортных цен - точно ограничивает импорт желаемым количеством

 

Лицензирование

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во вто-
ром – приобретает ряд конкретных форм:

· разовая лицензия – письменное разрешение сроком до
1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

· глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего, развивающимися, для целей государственного регулирования импорта (пример 4.2).Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Пример 4.2

В России лицензирование в обеих его формах широко использовалось в начале 90-х гг. Лицензированию подлежал экспорт квотируемых товаров до тех пор, пока экспортные квоты не были отменены. С 1993 г. лицензируются экспорт диких животных, лекарственного сырья, коллекционных материалов по минералогии и биологии, информации о недрах по районам и месторождениям природных ископаемых; импорт химических средств для защиты растений и промышленных отходов. Лицензируются экспорт и импорт вооружений, пороха, ядерных материалов, драгоценных металлов и природных камней, наркотиков и психотропных средств, ядов и ряда других товаров. Лицензии выдаются министерством внешнеэкономических связей на основе решений соответствующих министерств.

С началом реформы внешнеэкономической политики в России лицензии на право экспорта лицензируемых товаров распределялись административным путем по решению министерства экономики и министерства внешнеэкономических связей. С начала 1993 г. стали проводиться федеральные торги по конкурсному распределению экспортных квот для государственных нужд, которые представляли собой форму подбора на конкурсной основе потенциальных российских экспортеров в рамках экспортных квот для государственных нужд. Тендерный комитет объявлял о намечаемых торгах через печать. Фирмы-претенденты предоставляли комплект документов. Прошедшие первый квалификационный отбор фирмы направляли свои тендерные предложения, включающие основные коммерческие характеристики планируемой сделки. Тендерный комитет ранжирует участников торгов и определяет их победителя. За участие в торгах участники вносят плату, которая направляется в бюджет.

Рыночный элемент присутствовал и в распределении лицензий на вывоз товаров в рамках существовавших в 1993 г. в России экспортных квот, специально предназначенных для аукционной продажи. Кроме того, на аукцион могли выставляться также нереализованные квоты регионов и предприятий. Покупка квоты подтверждалась сертификатом (лицензией), действующей в течение 90 дней. В этот период фирма, купившая сертификат, должна была либо экспортировать указанный в нем товар в указанных количествах, либо перепродать сертификат другой фирме, готовой это сделать. Аукционы экспортных сертификатов проводились несколькими биржами, однако объемы экспортных лотов, так же как и их количество, были незначительны.

 

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

· аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

· система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;

· распределение лицензий на неценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольные» ограничения экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом (пример 4.3).

Пример 4.3

В России «добровольные» ограничения экспорта определяются документами правительства, регулирующими порядок квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. «Добровольные» квоты под угрозой санкций и применения антидемпинговых процедур установлены российским правительством на экспорт карбида кремния, некоторых категорий плоского и сортового проката и текстильных товаров в страны Европейского союза, экспорт нитрата аммония в Великобританию, экспорт алюминия во все страны.

Наибольшее распространение «добровольные» ограничения экспорта получили во взаимоотношениях США, Японии и Европейского союза. Так, Япония «добровольно» ограничивает свой экспорт автомобилей и стали в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург, стали – в страны Европейского союза, ЮАР, Южную Корею. По оценкам американских экономистов, «добровольные» ограничения экспорта Японией в 60–70-х гг. были по стоимости равнозначны 17% экспортной пошлины на текстиль, 14 – на одежду, 5 – на телевизоры, 12% – на фанеру. Страны Европейского союза «добровольно» ограничивают свой экспорт труб и тюбингов в США.

Примером многостороннего соглашения о «добровольном» ограничении экспорта является Соглашение в отношении международной торговли текстильными товарами, подписанное 50 странами в 1974 г. В рамках этого соглашения страны на двусторонней основе устанавливают «добровольные» квоты на экспорт текстильных изделий из хлопка и искусственных волокон. Например, США имеют такие соглашения с 43 странами, включая Гонконг, Тайвань и Южную Корею, крупнейших поставщиков текстиля на американский рынок, которые покрывают около 80% его импорта. Соглашение между США и Гонконгом устанавливает «добровольные» ограничения на экспорт последнего по 34 категориям текстильных товаров. Ограничения на экспорт по каждой категории могут быть превышены не более чем на 5–6% в год и при условии, что соответствующее уменьшение экспорта произошло по другим категориям. Гонконгское правительство распределяет квоты между предприятиями, производящими текстильные товары, и обеспечивает соблюдение совокупной квоты на экспорт.

 

Итак, наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частотности, покрытия торговли и воздействия на цены. Для целей сопоставимости с помощью одного из этих индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включают квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на неценовой основе. «Добровольное» ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.15 (0.022 с.)