ТОП 10:

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ



Основные понятия:

меры регулирования доступа на рынок; национальный режим; изъятия из национального режима.

Регулирование доступа на рынок

Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.

Меры регулирования доступа на рынок(market-access measures) – инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–произво-
дителям услуг оперировать на местном рынке
.

Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:

· Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внут-
реннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и, в конечном счете, на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями.

· Введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций. Или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени.

· Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг.

· Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд.

· Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.

Ограничения на использование национального режима

Как упоминалось выше, национальный режим – режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами–членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала. В целях регулирования международной торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами.

Изъятия из национального режима(national treatment exception) – инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, во многих странах правительства предоставляют прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг – туристическим, транспортным, страховым и иным компаниям.

Предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступа к национальной системе резервирования авиабилетов и лучшим аэропортам страны. Размеры обязательного резервирования или налогов на операции иностранных банков могут быть выше, чем для местных.

Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются как на уровне ГАТТ/ВТО, где рассматриваются проблемы регулирования торговли услугами в целом, в рамках отдельных отраслей (гражданская авиация в рамках ИКАО), не решаются вопросы торговли услугами, свойственные для данной отрасли, так и на двустороннем уровне между отдельными странами. Либерализация торговли услугами должна развиваться параллельно либерализации торговли товарами. Свидетельством этого является, например, то, что плохая транспортная инфраструктура и международная связь всегда называются в числе причин, осложняющих международную торговлю товарами. Но в любом случае либерализация торговли услугами основывается на общей макроэкономической стабилизации, проводимой в стране

Итак, инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.


Резюме по темам 5-6

1. Услуги представляют собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. При этом либо продавец приезжает к покупателю, либо покупатель к продавцу, либо они движутся навстречу друг другу. Все большее число видов услуг становится торгуемым товаром и регистрируется в счете текущих операций платежного баланса любой страны. Факторные услуги связаны с движением факторов производства. Международная торговля нефакторными услугами включает международный транспорт, международные путешествия и ряд других видов услуг.

2. Международный транспорт включает услуги всех видов транспорта, оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны. Транспортные издержки включают все затраты по доставке товара от продавца к покупателю. Они приводят к снижению объемов торговли, уровня специализации стран и размеров выигрыша от торговли; препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами; обусловливают сдвиги в территориальном разделении труда – выделяются отрасли, ориентированные на ресурсы, на рынок, и свободно ориентированные отрасли. Распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам.

3. Специфика поездок как формы международной торговли услугами заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым международные поездки с точки зрения международной экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путешественниками (резидентами за границей и нерезидентами внутри данной страны) за рубежом, если они находятся там менее года.

4. Инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.

Контрольные вопросы по темам 5-6

1. Что такое услуги и в чем их отличие от товаров?

2. Какие виды услуг выделяются в статистике платежного баланса?

3. В чем различие факторных и нефакторных услуг?

4. Определите понятие международных транспортных услуг и дайте их классификацию.

5. Что включается в транспортные издержки, и как они влияют на международную торговлю?

6. Как транспортные издержки влияют на размещение предприятий?

7. Что такое международные поездки, и какие их виды вам известны?

8. В чем, с точки зрения международной экономики, заключается различие между туристом и экскурсантом?

9. Какие меры государственной политики используются для ограничения доступа иностранных услуг на внутренний рынок импортирующей страны?

10. Какие изъятия из национального режима считаются дискриминацией против иностранных услуг?


ТЕМА 7.ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ[6]







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.009 с.)