Услуги международного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Услуги международного транспорта



Международные транспортные операции

Часть услуг никогда не попадают в международный обо-
рот – покупаются и продаются внутри страны. Предметом изучения в науке о международной экономике являются те услуги, которые оказываются друг другу резидентами разных стран. Наиболее значимой с точки зрения международной экономики разновидностью нефакторных транспортных услуг являются услуги по международной перевозке товаров и пассажиров.

Международный транспорт (international transportation) – услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов, воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом движении людей, и остальные виды транспорта. Статистика платежного баланса учитывает международный транспорт по следующим основным категориям (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Классификация международных транспортных услуг

Операция Включает Исключает
Пассажироперевозки (passanger services) Услуги, связанные с перевозкой нерезидентов (экспорт/кредит) перевозчиками-резидентами и резидентов перевозчиками-нерезидентами (импорт/дебет) Перевозки нерезидентов транспортными компаниями – резидентами внутри своей страны (включаются в поездки)
Грузоперевозки (freight services) Все услуги по доставке экспортного (кредит) или импортного (дебет) товара, после того как товар был погружен на борт перевозчика, до доставки его в пункт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если они предоставляются перевозчиком Погрузку/разгрузку, если они осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс)
Аренда перевозчика с экипажем (charters of carriers with crew) Услуги по сдаче в аренду резидентом нерезиденту (экспорт/кредит) и нерезидентом резиденту (импорт/ дебет) судов, самолетов, автомобилей с экипажами на ограниченный промежуток времени для перевозки товаров или пассажиров Аренду перевозчика без экипажа (включается в прочие бизнес-услуги); финансовые лизы
Обеспечивающие и вспомогательные услуги (supporting and auxiliary services) Услуги, предоставляемые в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка контейнеров), хранение, упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка, техобслуживание и помывка транспортного оборудования; комиссионные и агентские платежи Товары, купленные в порту перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству)

Транспортные издержки

Все модели международной торговли, рассмотренные выше, исходили из того, что транспортных издержек не существует, и товары перемещаются из страны в страну бесплатно. В реальном мире транспортные издержки существуют, и по многим товарам они настолько велики, что делают неэффективным их экспорт или импорт, то есть превращают их в неторгуемые (пример 5.1).


Пример 5.1

Классическим примером являются относительно дешевые, но очень тяжелые строительные материалы (песок, гравий, кирпич), для которых соотношение вес/цена очень высокое, что означает высокую стоимость перевозки, которая делает бессмысленной международную торговлю ими. Примером неторгуемых услуг являются услуги парикмахерской: за редким исключением суперзвезд, ни клиент, ни парикмахер не поедут специально за границу, только чтобы сделать прическу.

В относительных ценах транспортные расходы выглядят следующим образом. Допустим, на производство товара у себя в стране требуется 6, а за границей – 12 часов. Если относительная цена труда составляет 3, то 12 часов иностранного труда стоят столько же, сколько и 4 часа местного. Поэтому товар будет импортироваться из-за рубежа. Но если перевозка импортируемого товара будет обходиться в 100% его стоимости, то 12 часов иностранного труда будут стоить столько же, сколько и 8 часов местного. В этой ситуации от импорта придется отказаться: дешевле производить товар самим.

Транспортные издержки (transportation costs) – все затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Транспортные издержки в 90-е годы составляют в среднем 3-4% мирового импорта, что примерно в два раза меньше, чем два десятилетия назад. Это связано с быстрым развитием и удешевлением, прежде всего, морского транспорта, внедрением контейнерных перевозок, более интенсивным использованием трубопроводов. В России в 1993 году транспортные расходы составляли около 8% стоимости импорта, в США – 4%. Общие объемы платежей за экспорт услуг всеми видами транспорта составили в 1993 году 245,4 млрд. долл., увеличившись в 1,5 раза по сравнению с 1988 годом.

Размещение предприятий

Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении производств. Поскольку транспортные расходы входят в издержки производства, они учитываются как экспортерами, так и импортерами при принятии решений о том, где создавать те или иные предприятия или даже отрасли, либо связанные с поставкой продукции на экспорт, либо работающие на импортном сырье.

С точки зрения территориального разделения труда выделяют:

· Отрасли, ориентированные на ресурсы (resource-oriented industries), – в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого он производится. Поскольку конечный продукт значительно легче и дороже сырья, такие отрасли располагаются в местах нахождения природных ресурсов. Продукцию таких отраслей называют «теряющей вес». Это главным образом горнорудная, алюминиевая и химическая промышленность. Например, если из 100 т руды получается только 1 m металла и 99 m шлака, то не имеет никакого смысла везти руду, которая на 99% состоит из ненужных компонентов, к отдаленному месту переработки. Лучше расположить перерабатывающее предприятие непосредственно у источника добычи.

· Отрасли, ориентированные на рынок (market-oriented industries), – отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из которого она производится. Продукцию таких отраслей называют «набирающей вес». В основном это обрабатывающие отрасли, которые располагают сборочными предприятиями вблизи рынков сбыта, поскольку стоимость перевозки частей для сборки ниже, чем стоимость перевозки готовой продукции (автомобилестроение). Типичным примером отрасли, ориентированной на рынок, является производство прохладительных напитков. Концентрированные сиропы обычно выпускаются головной компанией, а филиалы, расположенные непосредственно рядом с рынками сбыта, получив сироп, добавляют воду, разливают напитки по бутылкам и направляют в местные магазины.

· Свободно ориентированные отрасли (footloose industries) – территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам ресурсов, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие очень дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю от их цены (электронные компоненты, драгоценности). Для выбора местоположения этих отраслей главную роль играет минимизация издержек производства, а не транспортных издержек. Например, американские компании, производящие компьютеры, производят их компоненты, отправляют их в Мексику, где компьютеры собираются с помощью дешевой мексиканской рабочей силы, затем они реэкспортируются назад, в США, и продаются потребителям.

Итак, международный транспорт включает услуги всех видов транспорта, оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны. Транспортные издержки включают все затраты по доставке товара от продавца к покупателю. Они приводят к снижению объемов торговли, уровня специализации стран и размеров выигрыша от торговли; препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами; обусловливают сдвиги в территориальном разделении труда – выделяются отрасли, ориентированные на ресурсы, на рынок, и свободно ориентированные отрасли. Распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам.

Международные поездки

Самая крупная часть мирового экспорта услуг – международные поездки, которые являются для некоторых стран мира крупнейшей статьей валютных доходов.

Учет международных поездок

Международные поездки представляют собой специфическую форму международной экономики, обычно называемую в системе национальных счетов международным туризмом. Их специфика заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым международные поездки с точки зрения международной экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путешественниками (резидентами за границей и нерезидентами внутри данной страны) за рубежом.

Международные поездки (international travel) – товары и услуги, приобретаемые путешественниками за рубежом, если они находятся там менее года и считаются нерезидентами.

Путешественник (traveler, visitor) – человек, находящийся менее года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения (посольства, военной базы) другой страны или членом его семьи и не работает на резидента.

В международной экономике путешественники считаются туристами, если они провели хотя бы одну ночь в стране посещения. Если они провели за границей меньше 24 часов, то они считаются экскурсантами. Экскурсантов, как особую категорию путешественников, специально выделяют в своей статистике международной торговли услугами малые государства Европы (Монако, Андорра, Сан-Марино), в которые многие иностранцы приезжают на полдня или день. Студенты, пациенты больниц и в некоторых странах сотрудники международных организаций считаются нерезидентами, даже если они провели за рубежом более одного года, и все их расходы записываются в статью поездок.

Виды поездок

Международные поездки как форму международной торговли услугами важно отличать от международной миграции рабочей силы как формы международного передвижения фактора производства. Путешественники, направляющиеся в зарубежную поездку, интересны для международной торговли только тем, что, находясь за рубежом, они произведут некоторые расходы на предоставленные им услуги транспорта, гостиниц, лечебных учреждений. Тем самым эти услуги будут экспортированы страной, принимающей путешественника. Международные мигранты в большинстве своем направляются за рубеж на работу, где выступают одним из факторов создания новых товаров.

Таблица 5.5

Классификация международных поездок

  Включают Исключают
Деловые поездки (business travel) Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по делу; экипажей судов и самолетов, сотрудников правительственных органов, международных организаций, частных фирм, сезонных рабочих Расходы, покупки и продажи, совершенные путешественником от лица и за счет посылающей организации
Личные поездки (personal travel) Все личные расходы путешественников, находящихся за границей по личным делам (туризм): отдых, занятия спортом, посещение родственников, обучение, лечение, отправление религиозных нужд Перевозку путешественников за границу и обратно (включается в услуги пассажирского международного транспорта)

 

Личными считаются все расходы путешественников в стране, резидентами которой они не являются, оплаченные путешественниками, оплаченные за них или от их лица, предоставленные им бесплатно принимающей стороной (гостиница и питание для официальных делегаций), на проживание, питание, отдых, транспорт, подарки и другие товары, приобретенные и вывезенные ими с территории посещаемой страны.

Стоимостные размеры услуг в области международных поездок составили в 1993 году 279 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 1987 годом в 1,8 раза. В последнее время объемы услуг, предоставляемых путешественникам, более чем удваиваются каждые десять лет. Около 75% услуг в области международных поездок предоставляется развитыми странами и 25% – развивающимися, включая страны с переходной экономикой.

Итак, специфика международных поездок как формы международной торговли услугами заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым международные поездки с точки зрения международной экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путешественниками (резидентами за границей и нерезидентами внутри данной страны) за рубежом, если они находятся там менее года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.16.34 (0.011 с.)