Тема 5. Международная торговля услугами ключевые понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Международная торговля услугами ключевые понятия



Основные понятия:

изъятия из национального режима; меры регулирования доступа на рынок; мобильность: покупателя, продавца; отрасли: ориентированные на ресурсы, ориентированные на рынок, свободно ориентированные; транспортные издержки; международные поездки; путешественник: турист, экскурсант; услуги: факторные, нефакторные, связанные с торговлей, связанные с инвестициями.

Международные сделки в сфере услуг

Услуги можно рассматривать как своеобразный невидимый товар, в связи с чем в литературе достаточно часто торговлю услугами называют «невидимой торговлей».

Торговля товарами и торговля услугами

По приблизительным оценкам, в 80-е годы услуги составляли примерно 64% мирового ВНП. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Для целей настоящего учебника используется определение, принятое в справочнике «Либерализация международных операций с услугами», разработанном ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов[5].

Услуги (services) – изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Во время международных переговоров о либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Классификация услуг основана на Международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира. В соответствии с ней услугами считаются все товары, включенные в категории 4-9, которые в большинстве своем представляются неторгуемыми (табл. 5.2). Большая часть из них действительно производится и потребляется исключительно в национальных рамках, то есть с точки зрения международной экономики является неторгуемой.

И торговля товарами, и торговля услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют и серьезные качественные различия между товарами и услугами и торговлей ими (табл. 5.1).

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. Более того, в отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения.

Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).

Таблица 5.1

Различия товаров и услуг

Товары Услуги
Осязаемы Неосязаемы
Видимы Невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
Торговля товаром не связана с производством Торговля услугами связана с их производством
Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе Экспорт услуг означает оказание услуги иностранцу, то есть нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

Классификации услуг

Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. В соответствии с руководством по платежному балансу МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды
(табл. 5.2).

Таблица 5.2

Классификация торгуемых услуг

Вид Подвид Означают платежи между резидентами и нерезидентами за:
1. Транспорт Пассажирский Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и сопутствующие услуги
  Грузовой Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
2. Поездки Деловые Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
  Личные Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)

 

3. Связь   Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами
4. Строительсво   Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
5. Страхование   Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
6. Финансовые услуги   Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (открытие аккредитивов, обмен валюты, брокерские услуги и т.д.)
7. Компьютерные и информационные услуги   Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на инфолинии), обслуживание компьютеров
8. Роялти и лицензионные платежи   Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
9. Другие бизнес-услуги Посреднические услуги Комиссию за посредничество
  Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
  Прочие деловые, профессиональные и технические услуги Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
10. Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов
  Прочие Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11. Правительственные услуги   Поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

 

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. Услуги делятся на:

· факторные услуги (factor services) – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);

· нефакторные услуги (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

Это деление особенно важно для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.

Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся на:

· услуги, связанные с инвестициями (investment-related services), – банковские, гостиничные и профессиональные услуги;

· услуги, связанные с торговлей (trade-related services), – транспорт, страхование;

· услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investment related services), – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

Существует полезное с аналитической точки зрения деление международных сделок с услугами в зависимости от характера поведения продавца и покупателя услуг (табл. 5.3).


Таблица 5.3

Международные сделки с услугами

  Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается С. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами

 

Как видно, данная классификация включает не только услуги в традиционном смысле, но и движение факторов производства, которые являются носителями этих услуг. Некоторые услуги в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть классифицированы в различных клетках матрицы. Например, транспорт может быть отнесен к разряду В, когда иностранный турист летит на самолете местной авиакомпании внутри зарубежной страны, или к разряду С, если резидент использует иностранную авиакомпанию для перелета между городами своей страны. Разряд D представляет собой специфический случай, когда, например, российский турист отдыхает на находящемся в Испании курорте, принадлежащем французской фирме.

Теории торговли услугами

Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами Услуги являются разнородными товарами, что не позволяет объединить их все в одну группу и утверждать, что в области услуг одна страна имеет относительное преимущество перед другой страной.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

· Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов);

· Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство);

· Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.012 с.)