Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребительские функции торговой маркиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Торговая марка не всегда влияет на выбор покупателя, который при принятии решения о покупке может принимать во внимание и другие факторы. Исследования показывают, что покупатели не смотрят на марку, выбирая товар определенной категории. В самом деле, какая необходимость в марке, если покупают блокнот, ластик, фетровую шляпу, маркеры, цветную бумагу для фотокопий? Потребность в торговой марке возрастает по мере увеличения рисков (финансовых, для здоровья), связанных с потреблением товаров и услуг. И наоборот, если риск, связанный с покупкой, исчез, марка теряет свое значение, она становится не больше чем названием на товаре. Она прекращает быть ориентиром, гидом и источником добавочного значения. Риск тем больше, чем выше стоимость товара или чем тяжелее другие последствия неправильного выбора. Так, покупка товара длительного пользования (автомобиля, стиральной машины, холодильника) сопряжена с высокой стоимостью товара. Некоторые медикаменты не приносят быстрого облегчения и могут быть восприняты как неэффективные. Некачественные продукты питания могут нанести вред здоровью потребителя, то есть по своей сути несут в себе долю риска. Таким образом функция марки - уменьшать эту опасность и риск. Отсюда и необходимость марок на крепких алкогольных напитках (водке, джине и других). Кроме того, наряду с возможными рисками следует учитывать специфику самого товара. Согласно классификации Нельсона (1974 г.) и Дарби & Карни (1973 г.), связанной с потребностью товара, услуги в торговой марке, различают 3 типа товаров: 1) товары, качество которых ощутимо еще до их покупки; 2) товары, качество которых становится очевидным или ощутимым при использовании товара, то есть после его покупки; 3) товары, качество которых невозможно ощутить даже после их использования, нужно верить на слово, что оно существует (товары класса люкс, дорогие автомобили). Эта классификация качества хорошо очерчивает специфическую территорию марки: она - знак, функции которого уловить невидимые, неощутимые качества товара, неосязаемые при контакте. Она как компас на незнакомой местности, который не дает заблудиться во множестве истинных и ложных предложений. Рынок товаров первого типа меньше, чем остальные нуждается в торговой марке. Функция марки "информировать" реализуется с учетом категории продукта, спроса и индивидуальных особенностей потребителя. Марка востребована, когда потребитель теряет привычные ориентиры и ему становится все труднее ориентироваться в том, кто предлагает наилучшее соотношение цена/качество, более качественный товар. Важность имеющихся рисков, как рычагов легитимности марок, сегодня выражается в новой тенденции - усилении марок дистрибьюторов или торговых организаций. Эта новая ситуация, возникшая как в Европе, так и в США в 80-е годы, связана с ростом рыночной силы торговцев, которые из пассивных посредников превратились в таких же предпринимателей, что и производители. Крупные торговые фирмы (Икеа, ДжиАйБи, Айди, Рамстор, Метро и другие), ведут товарную политику в рамках прямой конкуренции с товарами общеизвестных марок. Торговые фирмы применяют стратегии фирменных наименований, опирающиеся на наборы своих же торговых марок, вытесняющих марки производителей. Марка не только информирует о товаре. Она выполняет и ряд других, важных для потребителя функций Таблица 17. Функции марки для потребителя (Потребительские функции марки)
Типология торговых марок Типология торговых марок основывается на взаимосвязи "марка - продукт" и фактически представляет собой систему взаимоотношений марки и продукта (товара, услуги) в стратегической перспективе. Это означает, что определение типа торговой марки является составляющей частью процесса создания торговой марки, который содержит ряд логически последовательных действий. Практика зарубежного брэндинга позволяет выделить несколько типов, моделей взаимоотношений продукта (услуги) и марки, а следовательно, шесть типов торговых марок. Тип торговой марки отражает определенную стратегию развития самой марки. Ответ же на вопрос о том, какая стратегия развития марки предпочтительнее предполагает анализ: 1) продукта / услуги; 2) потребительского поведения; 3) конкурентной ситуации предприятия. Согласно типологии Капферера (10), которая автору представляется наиболее обоснованной и объяснимой, можно выделить 6 типов марок или стратегий "марка-продукт", Таблица 18. Типология торговых марок
Американский исследователь Аакер, один из ведущих специалистов в области построения эффективных брэндов мирового уровня, предлагает свою типологию. Он рассматривает два вида стратегий: стратегии Branded House и House of Brands (David A. Aaker, Erich Joachimstaler. Brand Leadership/ 2000). Как правило, большинство фирм обладают не одним брэндом, а целым портфелем. Его создание и развитие - длительный процесс, обусловленный определенными закономерностями. Успех портфельной стратегии предприятия зависит от правильного выбора стратегии развития брэндов или построения архитектуры брэнда. Под архитектурой брэяда Дэвид Аакер подразумевает "организацию и структурирование с точки зрения потребительского рынка и комплексного текущего и прогнозируемого восприятия потребителем портфеля компании в целом и каждого брэнда в отдельности". Он же приводит такое сравнение, согласно которому "каждый брэнд подобен отдельно взятому футболисту, а дизайн и рекламные программы тренировкам, призванным повысить форму и эффективность игрока. Построение архитектуры брэндов подобно действиям старшего тренера, который должен расставить игроков по своим местам и сделать так, чтобы они составляли собой выигрывающую команду, а не коллекцию звезд". Формирование портфеля брэндов является не обязательным, а возможным элементом брэндинга. Создание архитектуры брэндов или иными словами выбор стратегии развития брэндов состоит из 4-х основных этапов: 1)определение роли каждого брэнда внутри портфеля; 2)определение роли каждого брэнда в контексте "товар - рынок"; 3)структурирование портфеля; 4)графическое и вербальное воплощение стратегии, то есть разработка внешних атрибутов бренда и его индивидуальных отличий. Существуют и другие классификации торговых марок. Некоторые из них базируются на определении роли каждого брэнда как важнейшего этапа формирования его архитектуры. Наиболее распространенные роли или амплуа брэндов встечающиеся на практике: стратегический брэнд, брэнд - "рычаг", брэнд - " звезда" и "дойные коровы". Формирование стратегии развития торговой марки предполагает учет следующих факторов: - целевой группы. - обещания-предложения, которое делает марка; - аргументированного доказательства обещания; - эффекта воздействия марки или ассоциаций, которые должны быть сформированы у потребителя. Выбор стратегии развития марки связан с маркетинговыми задачами компании, владеющей этой маркой. Каждый тип торговой марки требует собственной концепции управления, маркетинговой и рекламной политики. Процесс создания и управления торговой маркой, если пользоваться американской терминологией, называется брэндингом Можно выделить две культуры брэндинга - американскую и европейскую. Между ними есть определенные различия. Прежде всего они проявляются во взглядах на значение торговых марок для компании, в отличиях деловых культур и характеристиках национальных моделей управления. Чаще всего эти различия для непосвященных незаметны, поскольку для потребителя в большинстве случаев это значения не имеет. Концепции брэндинга связаны с культурными традициями и нацелены на разных потребителей. Например, японская, как и восточная деловая культура в целом, существенно отличается от европейской. Международная практика тем не менее показывает, что компании обычно выходят на разные рынки с одной и той же концепцией продвижения торговой маркой и единообразной рекламой. Менеджмент торговой марки во многом зависит от того, является ли она корпоративной или товарной, так как с точки зрения функций и значимости для фирмы эти две категории марок отличны друг от друга. Товарные марки нацелены на уточнения, дифференциацию, сегментирование, корпоративные же торговые марки, напротив, призваны объединять, связывать и создавать единство. Контрольные вопросы: 1. Какие факторы определяют целесообразность создания торговой марки? 2. Какие продукты больше всего нуждаются в торговой марке и почему? 3. Перечислите и раскройте содержание современных функций торговой марки, важных с точки зрения производителей или продавцов товаров. 4. Каковы потребительские функции торговой марки? 5. Перечислите основные подходы к построению торговой марки. 6. Какие показатели лежат в основе определения типа торговой марки? 7. Какова взаимосвязь деловых культур и практики брэндинга? 8. Каково содержание стратегии развития торговой марки по Капфереру? 9. Система взглядов Аакера на процесс формирования торговой марки?
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бове К., Арене У. Современная реклама. - Тольятти, 1995. 2. Бодрийяр Ж. Система вещей: Пер. с франц.- М.: Рудомино, 1995. 3. Батра Р., Майерс Д., Аакер Д. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. - 5-е изд.- М.: СПб.; К.: Издательский дом "Вильяме", 1999. 4. Головлева Е.Л. Торговая марка: теория и практика управления, - М.: Социум, 2002. 5. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии коммуникационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1999. 6. Современная реклама: Пер. с англ./Под. ред. О.А. Феофанова. - Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Кромптон А. Мастерская рекламного текста: Пер. с англ. - Тольятти: Издательский Дом Довгань, 1995. 2. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц.- СПб.: Наука, 1996. 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "ДелоЛТД", 1994. 4. Рожков И.Я. Реклама: планка для "профи". - М.: Юрайт, 1997. Рожков И.Я. Капиталистическая реклама сегодня (Методические рекомендации). -М.: В/О Внешторгреклама, 1988. 5. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ./Под ред. Л.А. Волковой. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000. 6. Тоффлер Б.А., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. - М.:ИНФРА-М, 2000. 7. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб: Издательство "Питер", 2000. 8. Феофанов О.А. США: реклама и общество. - М,, 1974. Приложение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.009 с.) |