Б1.Б.7 «Экономика организации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б.7 «Экономика организации»



1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель дисциплины: изучение проблем эффективного функционирования фирмы, то есть обеспечение постоянного и достаточного размера чистого дохода при рациональном использовании производственных ресурсов, минимизации текущих издержек, конкурентоспособном объеме и качестве производимой продукции.

Задачи дисциплины:

- исследование комплекса взаимосвязей хозяйствующих субъектов и производств;

- изучение формы проявления объективных экономических законов путем разработки системы и методов хозяйственного руководства с целью повышения эффективности и улучшения качественных показателей работы.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла.

Дисциплина «Экономика организации» базируется на знаниях и навыках, полученных при изучении «Экономической теории».

Полученные в ходе изучения данной дисциплины знания позволят более продуктивно изучать такие дисциплины как: «Экономика и социология труда» «Управленческий учет и анализ», «Экономика и социология труда», «Анализ хозяйственной деятельности» и т.п.

3.Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

Общекультурные компетенции (ОК):

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

Профессиональные компетенции (ПК):

- владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59);

- знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-77);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования фирмы;

- природу экономического поведения фирмы в различных временных горизонтах на основе общих закономерностей и принципов рынка;

- знать принципы формирования и использования основного и оборотного капиталов;

- идеи, принципы и функции предприятий рыночного типа, независимо от вида деятельности, общественной формы и размера.

уметь:

- - оценивать производственно-хозяйственные результаты дея-тельности фирмы, формулировать проблемы и выявлять резервы;

- уметь определять рациональные объемы производства в це-лом по фирме и в разрезе по номенклатуре выпускаемой продукции и оценивать основные показатели производственной программы;

- уметь грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои мысли, выполнять расчеты и обоснования, строить графики и диаграммы.

- - разрабатывать и экономически обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений.

владеть:

- современными методами управления экономикой фирмы, формулировать выводы и принимать управленческие решения;

- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

- навыками поиска и использования информации о правовых аспектах экономической деятельности фирмы;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии по экономическим вопросам деятельности организации.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение

Трудоемкость дисциплины по ФГОС составляет 2 зачетных единицы, при этом общая трудоёмкость курса в часах – 72 из них аудиторных – 36 часов,СРС – 36 часов. Курс «Экономика организации» изучается в течение третьего семестра и завершается зачетом.

5. Краткое содержание дисциплины

Модель индивидуального воспроизводства. Предмет и задачи курса «Экономика фирмы».

Основные средства и нематериальные активы. Понятие основного капитала. Виды оценки основных фондов. Виды и формы воспроизводства основных фондов (техническое перевооружение и реконструкция действующих производств, модернизация действующего оборудования, ремонт и его виды). Система показателей использования основных фондов предприятия.

Экономическая сущность, материальный состав и структура оборотных фондов в промышленности. Значение экономии материальных ресурсов в современных условиях. Оборотные средства, их экономическая сущность и структура. Сырьевая база промышленности. Проблема экономии использования материальных, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.

Управление запасами товарно-материальных ценностей. Кадры предприятия. Состав, структура. Обеспечение предприятия рабочей силой. Понятие производительности труда и методы ее измерения.

Состав и структура капитальных вложений. Механизм финансирования. Капитальное строительство в условиях перехода к рыночной экономике. Оценка эффективности инвестиций. Организационно-правовые формы предприятий, осуществляющих деятельность в РФ. Типы производственной структуры и ее совершенствование. Производственный процесс. Отраслевая структура общественного производства; размер производства, размер предприятия; групповые признаки отраслей народного хозяйства; факторы, определяющие структуру народного хозяйства; народно-хозяйственный комплекс и его системообразующие факторы.

Концентрация, производства и размеры предприятий. Специализация и кооперирование производства (сущность, основные формы и показатели уровня). Комбинирование производства (типичные формы, показатели уровня). Научно-технический потенциал и его составляющие. Интеграция науки и производства. Показатели НТП и экономическая оценка его эффективности. Понятие себестоимости продукции, показатели и ее роль в хозяйственном механизме (технологическая, внутрихозяйственная, производственная, полная себестоимость товарной продукции). Валовой доход и прибыль — финансовые результаты хозяйствования предприятия. Понятие и виды рентабельности. Методики расчета рентабельности. Взаимосвязь с показателями прибыли и себестоимости.

6.Разработчик:

Чеботкова С.Ю., канд. эконом.наук, доцент кафедры управления персоналом, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

Эксперт: Тажибов Т.Г., докт. экон. наук, профессор каф. управления персоналом ГОУ ВПО «ВГПУ»


Б1.В.1 «Социология»

1.Цели и задачи освоения дисциплины.

Основными целями изучениядисциплины являются:

- воссоздание картины становления и современного состояния социологии, раскрытие ее гуманистического смысла и социокультурных функций в обществе;

- ознакомление студента с многообразием способов социологического осмысления мира и места человека в нем;

- формирование у студента практических навыков методологического анализа социальных проблем; оказание помощи студенту в выработке собственного взгляда на мир и свое предназначение в этом мире;

- формирование у студентов толерантного отношения к представителям разных национальностей и религиозных конфессий современной России.

Соответственно для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- сформировать у студентов систему социологических знаний; научить их ориентироваться в истории социологии и науки; привить навыки определения общего характера социальных концепций, различения типа социологических позиций;

- развить способность самостоятельного анализа и осмысления социальных вопросов мировоззрения в информационном поле современного общества;

- формирование гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создание условий для развития у них критического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;

- подготовка студентов к использованию знаний социального характера в своей профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО «Социология» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического блока и является обязательной для изучения.

Дисциплина опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «История», «Философия» и является основой для изучаемых в дальнейшем дисциплин, таких как «Государственное регулирование экономики», «Экономика и социология труда», «Качество и уровень жизни населения», «Социальная защита трудящихся и социальные стандарты» и т.п.

 

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

Профессиональные компетенции (ПК):

- способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом (ПК-64);

- умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-67);

В результате изучения студент должен:

знать:

- социальные основы научного познания, историю и тенденции современного развития социологического знания;

- основные закономерности и этапы исторического процесса, роль России в истории человечества и в современном мире;

- основные социологические категории и проблемы человеческого бытия;

- специфику социологического знания;;

- понятийно-категориальный аппарат социологии;

- место социологии в системе наук;

- о взаимоотношениях социологии с наукой;

- роль и значение социологии в формировании культуры мышления.

Уметь

- анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления;

- толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

- формулировать и аргументировать собственную позицию по социально-мировоззренческим вопросам;

- выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;

Владеть

- основными методами социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

- навыками применения законов, принципов, категорий социологии для логико-методологического анализа всех видов знаний и социальных явлений;

- технологиями использования социологического знания в сфере своей профессиональной деятельности.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц – 2, общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа; аудиторных часов – 36; СРС – 36 часа. Дисциплина «Социология» изучается в течение второго семестра и завершается сдачей зачета.

 

5.Краткое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет ее функции социологии.

Тема 2. Доклассический этап развития социологии.

Тема 3. Классические и современные социологические теории.

Тема 4. Общество и культура.

Тема 5. Социальные изменения. Личность как социальный тип.

Тема 6. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальный конфликт.

Тема 7. Социальная структура общества. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Тема 8. Социальные общности.

Тема 9. Социальные институты и социальные организации

Тема 10. Методология и методика проведения конкретно-социологического исследования.

6. Разработчики:

Горячев А.П. к.ф.н., доцент, зав. кафедрой философии и политологии ГОУ ВПО «ВГПУ».

Полозов А.П. к.ф.н. доцент кафедры философии и политологии ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперты:

Никонов К.М. д.ф.н., профессор кафедры философии и политологии ГОУ ВПО «ВГПУ».

Скворцова Т.В. к.ф.н., доцент кафедры философии и политологии ГОУ ВПО «ВГПУ».


Б1.В.2 «Психология»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса: формирование психологической грамотности бакалавра по направлению «Управление персоналом».

Задачи курса:

- усвоение системы категорий и понятий, описывающих проявления психики человека;

- формирование представлений о сущности психических свойств, процессов и состояний;

- знакомство с основными закономерностями и механизмами поведения, общения и деятельности личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Успешное освоение курса «Психология» предполагает использование научных представлений о развитии человека, освоенных студентами в процессе изучения дисциплин цикла общенаучной базовой подготовки.

Изучение курса необходимо для освоения студентами таких дисциплин, как «Мотивация и стимулирование труда», «Лидерство», «Конфликтология», «Психодиагностика в управлении персоналом», «Психологические основы управления персоналом».

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7);

- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию, умением расставлять приоритеты, ставить личные цели, способностью учиться на собственном опыте и опыте других (ОК-11);

- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12);

В результате изучения курса студент должен

знать:

- основные категории и понятия научной психологии; основные направления и современные тенденции развития психологических концепций;

- особенности психических процессов человека: познавательных, индивидуально-личностных, эмоционально-волевых;

- психологические особенности личности и ее деятельности.

уметь:

- учитывать во взаимодействии различные особенности людей;

- анализировать собственные психологические особенности;

- анализировать собственные межличностные отношения в коллективе.

владеть:

- навыками решения практических профессиональных задач, используя психологические знания.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц – 2, общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа; аудиторных часов – 36; СРС – 36 часа. Дисциплина «Психология» изучается в течение первого семестра и завершается сдачей зачета.

5. Краткое содержание дисциплины

Психология человека как наука. Психика человека. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Потребностно-мотивационная сфера личности. Познавательная сфера. Эмоции, чувства, воля. Индивидуально-типологические особенности личности.

6. Разработчики: Передельская С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.

Эксперт: Плотникова Н.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии.


Б1.В.3 «Культурология»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – дать общую интегративную картину генезиса и развития культуры, раскрыть роль духовного, физического и социального потенциала человека, его способностей и талантов в развитии цивилизации, сформировать целостную систему знаний о феномене культуры.

Задачи:

- сформировать объективные ориентиры и ценностные критерии при изучении явлений и тенденций в развитии духовной и материальной культуры общества;

- познакомить студентов с высшими достижениями человечества;

- сформировать представления студентов о роли этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации;

- научить адекватно воспринимать особенности развития культуры современного типа;

- привить навыки оценки жизнедеятельности людей и плодов их творчества с позиций гуманизма;

- предоставить студентам возможность более глубокого истолкования проблем человека, природы, социума и культуры.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП: «Культурология» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые студенты первокурсники получили в процессе изучения школьных дисциплин.

В то же время, дисциплина «Культурология» подготавливает базу для овладения студентами знаниями по дисциплинам «Основы управления персоналом», «Организационная культура», «Этика деловых отношений» содержание которых связано с анализом различных аспектов духовной жизни человека и общества, пониманием и прогнозированием социальных процессов, социально-мировоззренческим развитием студентов, формированием их ценностно-ориентационных установок.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

- приверженностью этическим ценностям: уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью (ОК-24).

Профессиональные компетенции (ПК):

- владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике (ПК-68);

В результате изучения студент должен

знать:

- основные категории и понятия теории культуры, ее структуру и функции;

- основные культурологические концепции и методы культурологического исследования;

- место и роль образования и педагогической деятельности в культуре.

уметь:

- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности;

- работать с социально-научными и гуманитарными текстами;

- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

владеть:

- навыками использования систематизированных теоретических и практических знаний в области культурологи при решении социальных и профессиональных задач;

- навыками культурологического анализа процессов и явлений;

- навыками применения знаний о типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры, особенностях взаимодействия культур и способах регулирования межэтнических конфликтов при разработке и реализации учебных и культурно-просветительских программ для различных образовательных учреждений и учреждений культуры.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса: 72 часа, из них аудиторных – 36 часов, СРС – 36 часов; дисциплина изучается в первом семестре; форма отчётности – зачёт.

 

5. Краткое содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Культурология» включает в себя следующие тематические разделы:

 

Тема 1. Предмет и задачи культурологии. Методы изучения культуры.

Тема 2. Морфология культуры.

Тема 3. Типология культуры. Культура и цивилизация.

Тема 4. Субъекты культуры. Этнос и культура. Этнокультурная идентичность. Механизмы межкультурного взаимодействия.

Тема 5. Культурные коды и типы культур. Знак, символ, миф. Роль языка в процессе духовного освоения мира человеком.

Тема 6. Генезис культуры. Трансляция социокультурного опыта.

Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности.

Тема 8. Культура и личность.

Тема 9. Школы и направления в культурологии.

 

6. Разработчики:

 

Щеглова Л. В., доктор филос. наук, профессор, каф. теории и истории культуры ВГПУ;

Шипулина Н. Б, канд. филос. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ;

Вальковский А. В., старший преподаватель каф. теории и истории культуры ВГПУ.

Эксперты:

Саенко Н. Р., канд. филол. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ.

Плужникова Н. Н.,канд. филос. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ;

Клейтман А. Ю., канд. филос. наук, доцент, каф. теории и истории культуры ВГПУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.078 с.)