Б3.Б.13 «Психофизиология профессиональной деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б3.Б.13 «Психофизиология профессиональной деятельности»



1. Цель дисциплины: формирование у студента комплекса знаний по теоретическим основам науки о труде, медицине труда, физиологии труда, психологии труда, педагогики труда, эргономики, которые являются основой психофизиологии трудовой деятельности и приобретение практических навыков в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решения задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека.

Задачи дисциплины:

- систематизация теоретических знаний в области психофизиологического анализа и содержания психологии профессиональной деятельности, физиологических основ организации труда, психофизиологических исследований;

- умение проводить профдиагностику и проектировать профессиограммы.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Изучение дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» базируется на знаниях и умениях сформированных при изучении таких дисциплин, как «Психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная защита трудящихся и социальные стандарты».

Полученные в ходе изучения данного курса знания позволят более продуктивно изучать конкретно-предметные дисциплины данного профиля, такие как: «Основы организации труда», «Регламентация и нормирование труда» и т.п.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

Профессиональные компетенции (ПК):

- - знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике (ПК-10);

- знанием основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике (ПК-20);

- владением технологиями управления безопасностью труда персонала (ПК-21);

- владением методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний (ПК-46);

- способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владеет навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умеет применять их на практике;

- технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);

- основные методы регистрации физиологических процессов в психофизиологии;

- психофизиологические основы построения профессии;

- особенности профориентационной работы; основные направления профессиональной ориентации; психофизиологические компоненты профотбора и профпригодности;

- психофизиологический механизм адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;

- специфику метода диагностики функциональных состояний;

- механизм влияния эмоций на деятельность человека;

- психофизиологические механизмы внимания;

- специфику градиента ретроградной амнезии;

- особенности кратковременной и долговременной памяти, сущность научения;

- специфику распределения рабочей нагрузки.

уметь:

- оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат);

- разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала;

- проводить профдиагностику и проектировать профессиограммы;

- прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний;

- решать задачи по снижению влияния нежелательных функциональных состояний на эффективность труда;

- проводить анкетирование, интервью, работать с оценочными шкалами для улучшения профессиональной деятельности человека.

владеть:

- современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала);

- современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями);

- практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека;

- практическими навыками в области проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности специалистов-операторов в системах управления.

4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение

Трудоемкость дисциплины по ФГОС составляет 3 зачетных единицы, при этом общая трудоёмкость курса в часах – 108 из них аудиторных – 54 часов, СРС – 54 часов. Курс «Психофизиология профессиональной деятельности» изучается в течение 4 семестра, завершается сдачей зачета.

 

5. Краткое содержание дисциплины

Основное содержание курса психофизиология труда. Методы и принципы психофизиологии труда. Задачи психофизиологии труда.

Психология профессиональной деятельности. Структура профессиональной деятельности, взаимосвязь профессиональных требований и индивидуально- психологических особенностей работника. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор. Профессиональный подбор. Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии. Классификация профессиональной деятельности.

Физиологические основы организации труда. Динамика работоспособности человека в процессе рабочего дня. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени. Рабочая поза. Тяжесть работы. Темп и ритм. Оптимальная продолжительность рабочего дня. Сменность. Малоподвижность и монотонность.

Психофизиологические исследования. 3адачи и содержание психофизиологических исследований. Порядок проведения психофизиологических исследований. Психофизиологический анализ. Содержания профессиональной деятельности. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок. Методы распределения функций. Распределение функций и рабочая нагрузка.

Психофизиологическое функциональное состояние. Роль и место функционального состояния и поведения человека. Влияние эмоций на деятельность человека. Психофизиология памяти, внимания и сознания.

Основы профессиональной диагностики. Цели, принципы профессиональной диагностики. Диагностические методы. Основы профсссиографии. Структура профессиографии. Описание деятельности и ее место в организации. Количественная оценка элементов деятельности. Психограмма.

Технология успехов в профессиональной деятельности. Понятие успеха в профессиональной деятельности. Динамика профессионального успеха. Психотехника профессиональной деятельности. Начало профессиональной деятельности. Эффективный темп профессионального успеха. Стратегии построения тфофессиональной карьеры.

 

6.Разработчик:

Чеботкова С.Ю., канд. эконом.наук, доцент кафедры управления персоналом, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

 

7. Эксперт: Водопьянова Н.А., канд. эконом.наук, доцент кафедры управления персоналом, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»

 


Б3.Б.14 «Конфликтология»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование прикладных и теоретических знаний будущих специалистов в сфере управления в соответствии с основными направлениями современной «науки о конфликтах», а также развитие у обучаемых навыков решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности.

Задачи:

- исследовать вопросы учета индивидуальных особенностей личности и ее восприятия конфликта, познакомиться с разработанными психологическими механизмами стрессоустойчивого поведения в конфликтных ситуациях;

- учитывать социально-психологические факторы общения и психологического влияния, особенности структуры группы и коллизий взаимоотношений в организации;

- способствовать разработке стратегий управления развитием коллектива и способов регулирования конфликтных ситуаций;

- содействовать формированию детализированного представления о причинах, динамике, классификации, природе и закономерностях протекания конфликта на основе современных психологических теорий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Успешное освоение данного курса предполагает использование научных представлений о развитии человека, освоенных студентами в процессе изучения дисциплин цикла общенаучной базовой подготовки: «Психология» и «Социология», «Этика деловых отношений».

Изучение курса необходимо для последующего изучения дисциплин «Мотивация и стимулирование труда», «Организационная культура»,» Управление социальным развитием персонала», «Основы управленческого консультирования», «Лидерство» и т.п.

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

Профессиональные компетенции (ПК):

- способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике (ПК-39);

- способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат) (ПК-66);

- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69);

- владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами (ПК-70);

В результате изучения студент должен

знать:

- вопросы методологии, теории и истории конфликтологической практики,

- социально-психологические аспекты закономерностей возникновения, развития и способов разрешения конфликтных ситуаций

уметь:

- учитывать психологические и индивидуальные особенности личности при выборе стратегий дисциплинарных взысканий и поиска путей цивилизованного взаимодействия;

владеть:

- диагностическими методами позволяющими осуществлять контроль и управление сложными производственными ситуациями

- принципами построения системы разрешения трудовых споров на основе бесконфликтного взаимодействия, а также основными методами психодиагностики стрессогенных факторов, снижающих эффективность совместной деятельности.

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Трудоемкость дисциплины по ФГОС составляет 3 зачетных единицы, при этом общая трудоёмкость курса в часах – 108 из них аудиторных – 54 часов, СРС – 54 часов.

Курс «Конфликтология» изучается в течение 5 семестра, завершается сдачей зачета.

 

5. Краткое содержание дисциплины

Курс состоит из двух разделов. Первый предполагает осмысление феномена конфликта в различных аспектах и плоскостях человеческого бытия. Второй – обучение способам оптимизации конфликтного взаимодействия, навыкам решения конкретных задач по управлению конфликтами и стрессами в различных сферах деятельности, умениям цивилизованно выстраивать переговорный процесс для поддержания эффективного функционирования организации. Содержание каждой темы включает краткое тезисное изложение основных понятий, раскрывающих ее суть и список литературы для углубленного изучения. На занятиях планируется проведение ситуационно-ролевых игр и тренинговых упражнений (интерактивные методы), подразумевающие активное участие обучаемых в обсуждении и поиске способов разрешения конфликтных ситуаций. Самостоятельная работа студентов предусматривается в контексте подготовки ими сообщений, углубляющих содержание заявленных тем.

6. Разработчик: Зотова Н.Г.кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «ВГПУ»

Эксперт: Передельская С.А.кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «ВГПУ»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.042 с.)