Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б.5 «Экономическая теория»

Поиск

1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Основными целями изучениядисциплины «Экономическая теория» являются:

- формирование основных теоретических знаний в области экономики;

- ознакомление с мировыми и отечественными традициями исследований в области экономического развития;

- формирование представления об особенностях функционирования социально-экономической системы России и современном механизме управления экономической деятельностью.

 

Задачи дисциплины:

- изучение закономерностей, объемов, темпов, пропорций и тенденций развития социально-экономических процессов воспроизводства российской и мировой экономик;

- изучение методов исследования динамики и взаимосвязи экономических явлений на разных уровнях функционирования социально-экономических систем.

- изучение методов и инструментов государственного регулирования национальной хозяйственной системы, в том числе бюджетного и кредитно-денежного регулирования, налогообложения, валютного регулирования и контроля и социальной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономическая теория» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического блока и является обязательной для изучения. Учебная дисциплина "Экономическая теория" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические проблемы экономической науки с главными тенденциями мировой и отечественной экономики. Изучение учебной дисциплины «Экономическая теория» является базой для освоения таких дисциплин, как "Экономика организации", "Национальная экономика" и ряда других дисциплин.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты (ОК-9);

- осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

В результате изучения курса студент должен

знать:

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

уметь:

- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях.

иметь представление:

- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на макроуровне и методах государственного регулирования экономики;

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц – 5, общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов; аудиторных часов – 72 (36 – лекций, 36 – практических занятий); СРС – 54 часа. Дисциплина изучается в течение первого и второго семестров и завершается сдачей экзамена.

5. Краткое содержание дисциплины

Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Прикладные экономические дисциплины. Экономический анализ и экономическая политика. Экономические институты. Экономическая модель. Методы исследования экономических явлений.

Экономическая система: понятие и характеристики. Различные подходы к классификации экономических систем. Собственность: социально-экономические характеристики типов собственности. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Роль собственности в формировании экономической системы. Социально-экономические типы производства.

Модели поведения потребителя в экономике. Предпосылки анализа предпочтений.

Рыночный механизм и его элементы. Рынок, его виды и структура. Субъекты рыночных отношений. Спрос, предложение, цена как основные элементы рыночного механизма. Взаимодействие спроса и предложения во времени. Модель Вальраса. Модель Маршалла.

Производство в краткосрочном периоде. Различные теоретические подходы к понятию производства и затрат (политэкономический, маржинальный, институциональный). Производительность. Производительность факторов производства. Зависимость производительности от количества и качества производственных ресурсов. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства.

Затраты в краткосрочном периоде. Генезис категории «стоимость» в экономической теории. Стоимость и затраты. Эффект масштаба (положительный, постоянный, отрицательный). Выручка и доход фирмы. Валовая, средняя и предельная выручка фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Условие максимизации прибыли.

Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке в коротком периоде. Конкуренция и структура рынка. Предложение фирмы совершенного конкурента. Монополия. Естественная монополия. Модель монопольного рынка по сравнению с рынком совершенной конкуренции. Ценовая дискриминация: понятия и виды. Антимонопольное регулирование. Олигополия. Основные допущения моделирования олигополии. Модели олигополистического поведения. Неценовая конкуренция: дифференциация продукта, качество, гарантии, обслуживание и реклама. Равновесие ФМК при ценовой и при неценовой конкуренции.

Рынок ресурсов. Особенности факторных рынков. Допущения построения модели рынка труда. Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть на рынке труда. Модель равновесия на монопольном рынке труда. Влияние профсоюзов на рынки труда. Монопсония на рынке труда. Двусторонняя монополия на рынке труда. Особенности рынка капитала и земли.

Экономическая эффективность и теория благосостояния. Социальная справедливость. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством; налоги и трансферты.

Случаи несостоятельности рынка. Рыночный механизм и экологические проблемы. Способы нейтрализации отрицательных последствий внешних эффектов: административные и экономические. Основные направления экономической деятельности государства.

Особенности макроэкономического анализа. Основные макроэкономические показатели.

Модель макроэкономического равновесия AD-AS. Модели макроэкономической нестабильности. Экономический рост. Экономическое развитие. Уровень благосостояния. Качество жизни. Безработица. Экономические циклы. Инфляция и покупательная способность денег. Меры борьбы с инфляцией. Банковская система. Деньги и денежный рынок. Монетарная политика. Налоги. Бюджет. Фискальная политика.

Равновесие на товарном рынке. Простая кейнсианская модель. Модель мультипликатора. Виды мультипликаторов. Инфляционный и рецессионный разрыв. Государственные расходы и чистый экспорт в кейнсианской модели. Модель равновесия товарного и денежного рынков IS-LM. Рынок труда и совокупное предложение. Спрос, предложение труда. Причины неравновесия на рынке труда. Кривая Филлипса.

 

6. Разработчик:

Лободин П.В., кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ГОУ ВПО «ВГПУ».

 

Эксперт:

Сидунова Г.И., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ГОУ ВПО «ВГПУ».

 


Б1.Б.6 «Политология»

1. Цели и задачи освоения дисциплины. Основными целями изучениядисциплины являются: воссоздание картины становления и современного состояния политологии, раскрытие ее гуманистического смысла и социокультурных функций в обществе; ознакомление студента с многообразием способов политологического осмысления мира и места человека в нем; формирование у студента практических навыков логико-методологического анализа политических проблем; оказание помощи студенту в выработке собственного взгляда на мир и свое предназначение в этом мире. формирование у студентов толерантного отношения к представителям разных политических течений, национальностей и религиозных конфессий современной России.

Соответственно для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- сформировать у студентов систему политических знаний;

- научить их ориентироваться в истории политологии;

- привить навыки определения общего характера политических концепций, различения типа политических позиций;

- развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных политических вопросов в информационном поле современного общества;

- формирование гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создание условий для развития у них критического мышления и готовности к толерантному социальному сотрудничеству;

- подготовка студентов к использованию знаний политического характера в своей профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «Политология» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и входит в состав базовой части. Она опирается на все ранее изученные дисциплины, в том числе и при получении среднего образования, и является основой для изучения таких дисциплин как «Государственное регулирование экономики», «Качество и уровень жизни населения», «Социальная защита трудящихся и социальные стандарты».

 

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

 

В результате изучения студент должен:

знать:

– основные закономерности взаимодействия общества и природы;

– основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

– основные механизмы социализации личности;

– специфику политического знания;

– понятийно-категориальный аппарат политологии;

– место политологии в системе наук;

– основные исторические формы политологии;

– о взаимоотношениях политологии и науки;

– роль и значение политических знаний и действий в формировании политической культуры современного общества.

уметь:

– анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые политические проблемы;

– четко и ясно выражать мысли, логически грамотно строить предложения;

– формулировать и аргументировать собственную позицию по политическим и мировоззренческим вопросам;

– читать и понимать политические тексты;

– видеть связь политического текста с жизненными проблемами человека.

– выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;

владеть:

– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

– навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

– навыками применения законов, принципов, категорий политологии для логико-методологического анализа всех видов знаний и социальных явлений;

– технологиями использования политологического знания в сфере своей профессиональной деятельности.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц – 2, общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа; аудиторных часов – 36 (18 – лекций, 18 – практических занятий); СРС – 36 часа. Дисциплина изучается в течение первого семестра и завершается сдачей зачета.

 

5. Краткое содержание дисциплины

Предмет, метод и функции политологии. История политических учений (западная традиция). Политическая мысль в России: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Политика и власть. Политическая система общества. Гражданское общество, его происхождение и особенности становления. Гражданское общество в России. Политические партии, партийные системы. Электоральные системы. Политическая деятельность и политический анализ современного общества. Мировая политика и международные отношения.

6. Разработчики:

Горячев А.П. к.ф.н., доцент, зав. кафедрой философии и политологии ВГПУ.

Скворцова Т.В.. к.ф.н. доцент кафедры философии и политологии ВГПУ.

Эксперты:

Никонов К.М. д.ф.н., профессор кафедры философии и политологии ВГПУ.

Лопанцев Ю.М. к.ф.н., профессор кафедры философии и политологии ВГПУ.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.01 с.)