Б3.Б.7 «Основы управления персоналом» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б3.Б.7 «Основы управления персоналом»

Поиск

1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Целью изучения дисциплины «Основы управления персоналом»является формирование знаний о механизме управления персоналом в условиях рыночной среды, сформировать у них компетенции по осознанию социально-экономической значимости будущей профессии, умению самостоятельно формировать и совершенствовать систему управления персоналом.

При преподавании учебной дисциплины ставятся следующие задачи:

- систематизация теоретических знаний в области менеджмента и управления персоналом;

- овладение современными методиками управления персоналом;

- умение применять современные подходы и методики на практике.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Основы управления персоналом» относится к базовой части профессионального цикла. Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые студенты получили в процессе изучения «Основы теории управления», «Рынок труда». В свою очередь, дисциплина представляет собой методологическую базу для усвоения студентами содержания всего спектра конкретно - прикладных дисциплин, таких как: «Управление человеческими рессурсами», «Экономика управления персоналом», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» и т.п.

3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);

- знает основы современной философии и концепций управления персоналом, сущность и задачи, закономерности, принципы и методы управления персоналом и умеет применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу (ОК-22);

Профессиональные компетенции (ПК):

- знает основы разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умеет применять их на практике (ПК-1);

- знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умением применять их на практике (ПК-5);

- знанием основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умеет применять их на практике (ПК-6);

- владением методами деловой оценки персонала при найме и готовностью применять их на практике (ПК-7);

- знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике (ПК-8);

- знанием принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике (ПК-9);

- знанием видов, форм и методов обучения персонала (ПК-12);

- знанием основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике (ПК-13);

- знанием основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-14);

- умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-15);

- знает основы разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом (ПК-28);

- умеет составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции и т.д.) (ПК-44);

- владением навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала (ПК-50);

- умением оценить эффективность текущей деловой оценки (в том числе аттестации) персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ПК-51);

- знанием основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-52);

- готов к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала (ПК-75);

В результате изучения студент должен

Знать:

- основные теории в области управления персоналом;

- принципы организации служб управления персоналом, их функции;

- технологии управления персоналом, включая оценку потребности в персонале, отбор, найм, увольнение, передвижение, аттестацию, развитие, мотивацию персонала;

Уметь:

- применять методики управления персоналом, позволяющие повысить эффективность работы организации,

- применять методики расчета различных показателей, включая численность персонала, эффективность мероприятий по развитию персонала, эффективность проектов по совершенствованию системы управления персоналом.

Владеть:

- навыками анализа кадровой ситуации, процесса текучести, отбора и аттестации персонала, визуальных и экспертных оценок;

- методами стратегического и тактического управления персоналом в зависимости от форм собственности на средства производства;

- навыками разрабатывать обоснованные управленческие решения по вопросам управления персоналом.

4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение

Трудоемкость дисциплины по ФГОС составляет 5 зачетных единиц, при этом общая трудоёмкость курса в часах – 180, из них аудиторных – 72 часа, СРС – 54 часов. Курс изучается в течение четвертого семестра и завершается экзаменом.

5. Краткое содержание дисциплины

Предмет и содержание дисциплины» основы управления персоналом».

Содержание понятия "управление персоналом". Значение управления персоналом для обеспечения жизнедеятельности организации и повышения эффективности ее деятельности. Эволюция подходов к управлению персоналом. Основные школы управления персоналом: "научного управления", "человеческих отношений", "человеческих ресурсов".

Персонал организации как объект управления. Содержание понятия "персонал организации". Структура персонала организации. Методы управления персоналом: экономические, социальные, психологические, организационно-административные, правовые, производственно-технологические, их сущность и области применения. Важнейшие принципы (правила) управления персоналом:

Система управления персоналом. Состав подсистем и элементов. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией и в управлении трудом. Понятие, состав и характеристика функций управления персоналом.

Стратегия управления персоналом и кадровая политика. Взаимосвязь и соотношение стратегий развития персонала и стратегии развития организации. Кадровая политика организации: понятие, сущность и основные элементы. Цели и приоритеты современной кадровой политики.

Планирование работы с персоналом организации.Оценка потенциала работников и организации. Классификация факторов, оказывающих влияние на планирование персонала. Механизм планирования потребности в персонале и факторы, его определяющие. Оценка потребности в персонале. Показатели количественной потребности в персонале. Построение специальных моделей для определения качественной потребности в персонале.

Анализ и проектирование работ. Содержание понятия, цели и субъекты анализа работы. Этапы и методы сбора информации для анализа работы. Определение требований к кандидатам. Формы документального оформления описания работы и требований к кандидатам. Содержание и порядок разработки штатного расписания.

Набор и отбор персонала. Политика набора персонала. Выбор источников набора персонала. Внешние и внутренние источники набора. Требования, предъявляемые к различным группам персонала. Отбор (селекция) персонала. Принципы профессионального отбора. Методы визуальной диагностики, оценка деловых и личностных качеств, профессионального уровня при приеме на работу. Организация приема персонала. Высвобождение персонала.

Адаптация персонала. Характеристика процесса адаптации. Классификация факторов, влияющих на продолжительность адаптационного периода. Организация процесса адаптации. Анализ проблемы адаптации. Виды адаптации работника. Включение персонала в организационную культуру.

Управление карьерой. Этапы карьеры и их содержание. Планирование трудовой карьеры. Принципы и процедуры служебного роста Взаимосвязь планирования и реализации трудовой карьеры с мероприятиями по развитию и повышению квалификации персонала.

Развитие персонала. Управление профессиональным опытом персонала. Групповое развитие персонала. знаний. Создание резервов кадров на выдвижение. Разработка состава программ обучения кадрового резерва. Формы и методы обучения резерва кадров с учетом квалификационных требований к занимаемым должностям.

Обучение, переподготовка и переобучение. Цели и задачи подготовки квалифицированного персонала.

Оценка результатов деятельности персонала организации
Основные подходы к оценке: по результату, оценка поведения, рейтинги успешности, процедуры ранжирования. Методы оценки труда. Цели, задачи и критерии деловой оценки персонала. Типы критериев оценки. Аттестация руководителей и специалистов:

Организация оплаты труда персонала. Понятие и сущность процесса мотивации. Организация оплаты труда. Политика вознаграждения персонала. Стимулирование трудовой деятельности.

Оценка затрат на персонал и эффективности управления персоналом. Значение и задачи регулирования, планирования, учета и контроля затрат на персонал.
Состав затрат на персонал. Расчет эффективности затрат на персонал. Соотношение экономической и социальной эффективности управления персоналом.

 

6. Разработчики:

Водопьянова Н.А., канд. эконом. наук, доцент кафедры управления персоналом, ГОУ ВПО «ВГПУ»

Чеботкова С.Ю., к.э.н., доцент кафедры управления персоналом, ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперт: Иванюк И.А., д.э.н., профессор кафедры управления персоналом, ГОУ ВПО «ВГПУ».


Б3.Б.8 «Трудовое право»

1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель:

- изучить теоретические и практические основы российского трудового законодательства, принципы, категории и институты трудового права;

- формирование у студентов юридического мировоззрения в сфере трудовых правоотношений;

Задачи:

- уяснить сущность, назначение, функции и содержание российского трудового права;

- выработать и теоретически систематизировать объективные знания о трудовом законодательстве Российской Федерации;

- изучение действующего трудового законодательства и овладение умениями и навыками по вопросам практического применения норм экологического и градостроительного права.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП.

«Трудовое право» входит в базовую часть профессионального цикла.

«Трудовое право» опирается на следующие дисциплины: «Правоведение»; «Социология».

Дисциплина «Трудовое право» является основой для следующих курсов: «Экономика и социология труда»; «Управление человеческими ресурсами», «Основы организации труда», «Регламентация и нормирование труда» и т.п.».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение дисциплины «Трудовое право» направлено на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

- знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);

Профессиональные компетенции (ПК):

- знанием порядка применения дисциплинарных взысканий (ПК-18);

- знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПК-22);

- знанием процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, владением навыками оформления сопровождающей документации (ПК-23);

- знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда (ПК-24);

- знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-27);

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные категории, понятия и источники трудового законодательства;

- основы законодательства Российской Федерации в области трудовых правоотношений;

уметь:

- оперировать правовыми понятиями и категориями трудового права;

- работать с основными источниками и нормативными актами, регламентирующими трудовые правоотношения;

- анализировать юридические факты и возникающие в ходе трудовых правоотношений, анализировать, грамотно толковать и правильно применять нормы трудового законодательства.

владеть:

- правовыми положениями субъектов трудовых правоотношений в сфере профессиональной деятельности;

- навыками понимания смысла нормативных актов и применения правовых норм в сфере трудовых правоотношений к конкретным жизненным ситуациям.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины и ее распределение.

Количество зачетных единиц – 3.

Общая трудоемкость курса –108 часа.

Аудиторных часов – 36.

Самостоятельная работа студентов – 18 часа.

Распределение по семестрам – 5 семестр.

Форма отчетности – экзамен.

 

5. Краткое содержание дисциплины.

Предмет, метод и система трудового права. Источники трудового права. Субъекты трудового права. Трудовые и иные правоотношения в сфере трудового права. Социальное партнерство в сфере труда. Защита от Безработицы и содействие в трудоустройстве. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Гарантии и компенсации. Дисциплина труда. Внутренний трудовой распорядок. Охрана труда. Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенности регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование труда.

6. Разработчик. Тимошенко Михаил Анатольевич, к.п.н., доцент кафедры права ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперт: Квициния Наталья Вячеславовна, к.ю.н., доцент кафедры права ГОУ ВПО «ВГПУ».

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.011 с.)