Методы оценки эффективности инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки эффективности инвестиций



Основными критериями оценки инвестиционных проектов являются доходность, рентабельность и окупаемость. В зарубежной практике для оценки эффективности инвести­ционных проектов используются пять основных методов:

1) методы, основанные на дисконтировании, позволяющие рассчитать следующие показатели: чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект) (NPV);индекс рентабельности инвестиций (PI);внутренняя норма рентабельности инвестиций (IRR); 2 ) методы, основанные на учетных оценках, позволяющие рассчитать следующие показатели: срок окупаемости проекта (РР);коэффициент эффективности инвестиций (ARR).

В российской практике для оценки эффективности инвести­ционных проектов используются следующие методы.

1. Метод расчета чистой текущей стоимости позволяет оп­ределить чистый доход от проекта, который представляет собой разницу между суммой дисконтированных потоков денежных средств, генерируемых проектом, и общей суммой инвестиций.

Чистая текущая стоимость = приведенная стоимость денежных потоков от проекта - общая сумма инвестиций. Аналогичный метод в западной практике называется мето­дом расчета чистой текущей стоимости (или чистой приведенной стоимости) (Net present value — NPV), под которой понимается разница между общей суммой дисконтированных потоков буду­щих поступлений денежных средств, генерируемых данным про­ектом, и общей суммой инвестиций (invest cost — 1С).

где ΣFVn — общая сумма будущих поступлений от проекта;r — доходность проекта, возможный для инвестора ежегодный %возврата;IС — сумма инвестиций.

2. Метод расчета индекса доходности позволяет определить доход на единицу затрат. Показатель рентабельности представ­ляет собой отношение текущей стоимости денежных потоков, генерируемых проектом, к общей сумме первоначальных инве­стиций. Аналогичный в западной практике метод называется мето­дом расчета индекса рентабельности инвестиций (profitability index — PI).

3. Метод расчета внутренней нормы рентабельности проекта (или маржинальной эффективности капитала) позволяет опреде­лить максимально возможный уровень затрат на капитал, ассо­циируемых с проектом. Внутренняя норма рентабельности пред­ставляет собой ставку доходности, при которой чистая приведен­ная стоимость денежных потоков от проекта равна нулю. Внутренняя норма рентабельности = (чистая текущая стоимость / текущая стоимость первоначальных инвестиций) • 100% Аналогичный метод в западной практике называется мето­дом расчета нормы рентабельности инвестиций (внутренняя норма прибыли, internal rate of return — IRR).Под нормой рентабельности инвестиций (IRR) понимается та­кое значение доходности (r), при которой чистая текущая стои­мость (NPV), являющаяся функцией от (r), равна нулю.

IRR = r, при которой NPV (f (r)) = 0.

4. Модифицированный метод расчета внутренней нормы рен­табельности позволяет получить более точные результаты. При расчете чистой текущей стоимости денежные потоки дисконти­руются по ставке, равной средневзвешенной стоимости аванси­рованного капитала. Внутренняя норма рентабельности = (чистая текущая стоимость, рассчитанная на основе ставки дисконтирования, равной средневзвешенной стоимости авансированного капитала) • 100% / (сумма первоначальных инвестиций).

5. Метод расчета срока окупаемости инвестиций. Под сроком окупаемости инвестиций понимается срок, по истечении которо­го общая сумма поступления от проекта станет равной общей сумме вложенных средств. Момент времени, в который общая сумма поступлений становится равной общей сумме первона­чальных инвестиций, в финансовом менеджменте называется точкой безубыточности. Данный метод также позволяет определить уровень ликвид­ности проекта и инвестиционного риска. Чем меньше сроки оку­паемости, тем больше ликвидность, и наоборот. Чем выше ликвидность, тем меньше риск, и наоборот. Аналогичный метод в западной практике называется мето­дом срока окупаемости инвестиций (payback period — РР)

6. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли применяет­ся для оценки эффективности проектов с непродолжительными сроками окупаемости. Под простой нормой прибыли понимается отношение чистой прибыли, полученной в результате реализа­ции инвестиционного проекта, к вложенным средствам (инве­стициям). В западной практике аналогичный метод называется методом расчета коэффициента эффективности инвестиций (accounting rate of return — ARR). Рентабельность проекта = (чистая прибыль + амортизационные отчисления, генерируемые проектом / стоимость инвестиций) • 100% где ARR — коэффициент эффективности инвестиций;PN — среднегодовая прибыль от вложения денежных средств в данный проект;IС — сумма денежных средств, инвестированных в данный про­ект (сумма инвестиций);RV — величина ликвидационной (остаточной) стоимости акти­вов, т.е. стоимости активов по окончании срока их полез­ного использования.

39. Сущность и роль планирования предприятий в условиях рынка

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В процессе планирования необходимо получить ответы на следующие важнейшие вопросы: 1. В каком хозяйственном и финансовом состоянии находится в настоящее время предприятие? 2. В каком направлении должно развиваться предприятие? Какие следует выработать цели на перспективу и на ближайшее время? 3. Что надо сделать руководителям и всему персоналу предприятия для достижения установленных целей?

Роль планирования заключается в том, что оно: способствует выявлению и формулированию генеральной цели и вспомогательных (текущих) целей; позволяет учесть возможности предприятия в условиях динамики рынка, изменения потребностей и других внешних факторов; возможные риски и своевременно принять необходимые меры.

Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят в следующем: обеспечить финансовую устойчивость предприятия и более высокую рентабельность капитала, чем у конкурентов; увеличить объем продаж и долю на рынке за счет высококонкурентной продукции, работ, услуг; создать новые рабочие места для развития предприятия, обеспечения социальной стабильности.

В зависимости от классификационных признаков можно выделить следующие основные виды планирования: по назначению: стратегическое и тактическое; по времени: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное; по последовательности: предварительное — при создании предприятия (обычно при этом составляется бизнес-план) и текущее — на действующем предприятии; по объему: план предприятия в целом или план цеха (отдела), или план производственного участка; по предмету: объем продаж и объем производства; численность работников; величина капитала (фондов); издержки производства; инвестиции; прибыль; по видам документов: прогноз, план, программа, проект, задания, заказ-наряд.

Особое место в системе планирования занимает бизнес-план, который представляет собой форму обоснования отдельных проектов либо программ развития фирмы.

 

40. Показатели и измерители объёма производства и реализации продукции (услуг)

Для характеристики объема производства и реализации продукции используют систему показателей:1) стоимостные;2) натуральные;3) условно-натуральные;4). трудовые

Стоимостные измерители – это основные показатели производства и реализации продукции. Для оценки объема производства в стоимостном выражении используют показатели: валовую, товарную и реализованную продукцию.

Валовая продукция – стоимость всей выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция – это стоимость выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг за вычетом незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Товарная продукция учитывается в сопоставимых и действующих ценах.

Объем реализации продукции определяется двумя способами:по отгрузке продукции покупателям (метод начисления);– по оплате продукции (кассовый метод). Объем реализации может учитываться в сопоставимых, плановых или действующих ценах.

Натуральные показатели – это измерители объема производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели – используются для обобщающей характеристики объемов производства и реализации продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Трудовые показатели – это нормативные трудозатраты, которые применяются в обобщающей характеристике объема производства, в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются: бизнес-планы предприятия; оперативные планы-графики; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность.

Планирование ассортимента предприятия

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

· изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). На ассортиментную политику оказывают влияние факторы: 1. Конъюнктура рынка. 2. Уровень доходов населения. 3. Спрос на отдельные виды продукции. 4. Эффективность использования, имеющихся у предприятия ресурсов (материальных, трудовых, технологических, технических, финансовых).

Коэффициент выполнения плана по ассортименту – это относительная величина, определяемая как отношение общего к фактическому объему выпущенной продукции. Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту – это объем фактического производства продукции за вычетом изделий, изготовленных сверх планового задания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.014 с.)