Симметрические/асиметрнческие композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симметрические/асиметрнческие композиции



Симметрия — это правильность и гармония способов выстраивания чага целого; полная или неполная подобность двух половинок некоего целого в отнЯ шении центральной оси; единообразное повторение одного и того же распредм ления элементов вокруг некоего центра.

На данной основе можно классифицировать композиции как симметричные, асимметричные и смешанного типа.

Кроме этого, симметрия может быть носителем значения. Один из крупней­ших исследователей визуальной коммуникации Рудольф Арнхайм считает, чтоВ все деспотические формы социальной организации симметричны. Причина кро-1 ется в том, что симметричная организация позволяет тиранам управлять болЯ шинством с одной точки. Нормы можно навязать организованному, но никак Л хаотичному множеству.

Египетские пирамиды — типичный пример архитектурной символики деспо-1 тической власти. Искусство Шумерии, Персии, Византии характеризуется выве­ренным геометрическим понятием билатеральной симметрии.

Там, где царствует симметрия, система установлена, неподвижна, успокаи­вающая, а мир закрыт. Вполне естественно, что искусство выражает данные фе! номены.

Асимметрия позволяет ббльшие индивидуальные права. Индивидуальное! общество гетерогенно. Данный индивидуалистический, асимметрический пршя цип прослеживается особенно хорошо в искусстве двадцатого века.

Типичным примером в этом смысле являются картины Босха и Брейгеля. Для! их картин характерна композиция, выстроенная не на основе иерархическом принципа. Некоторые из их произведений могут быть поделены на сегменты, вЛ дущие свою индивидуальную жизнь.

Композиции в зависимости от идеи иерархии

Иерархия есть: порядок и подчинение; такая организация социальной груп-| пы, при которой каждый элемент подчиняется предшествующему элементу; вы-| страивание элементов в серию в определенном порядке, установленном на базе i неких норм.

В зависимости от иерархии в изображениях и от того, насколько она соблю-1 дается, можно определить следующие типы композиции:


Христо КАФТАНДЖИЕВ

• аксиальная — когда второстепенные элементы группируются вокруг основ­
ной фигуры;

• центрированная — когда элементы выстраиваются вокруг центра;

• поляризованная — когда две группы элементов изображения находятся в
оппозиции;

• деиерархизированная и т.д.

Динамичные/статичные композиции

Данные композиции выражают идею о движении или покое. Этим определя­ются и их формальные характеристики.

Для динамичных композиций характерно движение, асимметрия, они могут быть даже со смещенным горизонтом). Визуализаторы применяют смещение го­ризонта как основную формальную характеристику в некоторых изображениях.

Типичный тому пример — серия реклам часов Omega. Все изображения в данной серии имеют некоторый крен.

Плоскостные/глубинные композиции

Такие композиции определяются количеством планов в изображении. Иллю­зия глубины тем значительнее, чем больше планов введено в изображение. Тео­ретически возможно создать бесконечно глубокую композицию.

Некоторые художники рисуют картины только с одним планом. Типичными в таком смысле являются геометрические композиции Кандинского.

Визуализаторы создают иллюзию глубины и посредством перспективы — ис­кусства изображения предметов в трех измерениях на плоской поверхности. Это достигается при использовании эффекта удаления в пространстве от позиции некоего наблюдателя.

Позиция наблюдателя и значения

Типичной в этом смысле можно считать церковную архитектуру: «...куполь­ный храм в России был заменен пирамидальным приблизительно в то время, когда там появилась реакция против старых эстетических норм (XIV—XVII вв.).

Тогда купольный храм воспринимался как жилище бога, как распростертое над землей небо: важнее в этом случае была внутренняя точка зрения и внутрен­няя архитектура храма, в то время как пирамидальный храм выражал идею устремленности к небу, которая, в свою очередь, была ориентирована к внешне­му наблюдателю, к взгляду со стороны» (Успенски, с. 184).

Перспектива

Перспективу можно классифицировать как линейную, воздушную и цветовую.

В зависимости от отчетливости предметов она бывает прямой, обратной и т.д.

Обратная перспектива связана с множественностью зрительных позиций: «В древнерусском и византийском искусстве стенописи соотнесены с некоей из­менчивой точкой зрения — изображения выстраиваются так, чтобы не выглядели искаженными, независимо от точки зрения смотрящего на них — эффект неот­лучно следящего взгляда святых, внезапно вспыхивающих нимбов» (Успенски, с. 177).


ГАРМОНИЯ В РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Илл. 1, 2. Комиксы как нельзя лучше подходят для примера в попытках понять поэтику монтажа. В обоих комиксах художники использовали после­довательный монтаж с разными по размеру панелями, дающими представ­ление о важности происходящего.

 


Христо КАФТАНДЖИЕВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.005 с.)