Форма государственного правления: понятие и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного правления: понятие и виды



Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

Формы государственного правления

Под формой государственного правления понимается орга­низация верховной государственной власти, структура ее орга­нов, порядок их создания и взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в формировании ор­ганов государства и в контроле за их деятельностью.

В зависимости от названных факторов государства по фор­мам правления делятся на монархии и республики.

В монархии высшим органом государственной власти являет­ся пожизненный монарх (король, шах, император). Законами не предусматривается отстранение монарха от власти. За свою деятельность он не несет ответственности перед народом. Так, по Воинскому уставу Петра I «государь — самовластный мо­нарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Как правило, монарх получает власть по наследству. Однако в отдельных случаях монархическая власть может быть выбор­ной (например, избрание боярами Михаила Романова царем России). Она может приобретаться и путем узурпации власти государственным чиновником, военноначальником, религиоз­ным деятелем (например, захват власти Борисом Годуновым в России, Наполеоном во Франции и т.д.).

Монархия имеет длительную историю. В рабовладельческих государствах она представляла собой неограниченную деспо­тию, основанную на самовластии и произволе, иногда теокра­тию, т. е. соединение верховной светской и религиозной власти у одного лица. В древних странах Азии и Востока (Вавилоне, Египте, Индии) царь или фараон нередко обожествлялся. В Древнем Египте он признавался сыном бога солнца Ра. Как форма правления монархия наиболее типична для феодализма. Иногда она принимала форму огромных феодальных империй, во главе которых стоял император.

Монархии делятся на абсолютные или неограниченные и ограни­ченные, когда наряду с монархом государственную власть осу­ществляли другие органы.

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограни­чена. Он является главой государства, главой правительства, главным законодателем, контролирует правосудие. Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития фео­дализма, когда после феодальной раздробленности завершался процесс централизации государств. В настоящее время абсо­лютная монархия сохранилась в некоторых странах Среднего Востока, например в Саудовской Аравии. Король этой страны сосредоточивает в своих руках и светскую, и духовную, и рели­гиозную власть. Он осуществляет законодательную, исполни­тельную и судебную власть. При нем существует консультатив­ный совет, не обладающий правом принятия самостоятельных решений.

При ограниченной монархии государственная власть разделена между монархом и другими органами, как правило, состоявшими из представителей различных классов и сословий. Такая монар­хия называется также представительной или сословно-представительной монархией. Кроме сословно-представительной выде­ляют конституционную.

Сословно-представительной была, например, монархия в Рос­сийской империи, когда наряду с монархом действовал власт­ный орган — Земский собор, состоявший из князей, бояр, дворян, посадских, т. е. городских представителей, духовенства, тор­говых людей и даже крестьян. Земские соборы рассматривали и решали наиболее важные вопросы жизни государства, такие, например, как введение новых, изменение прежних налогов, ве­дение войны, составление и утверждение важнейших государ­ственных актов и др.

Аналогичную роль в средневековых Испании и Португалии играли кортесы — сословно-представительные органы, суще­ствовавшие при королях. Сословно-представительные органы не были постоянно действующими. Они собирались по необ­ходимости.

Конституционная монархия отличается от сословно-предста­вительной тем, что власть монарха ограничивается постоянно действующим законодательным органом — парламентом, поря­док формирования и полномочия которого закреплены в конс­титуции страны.

В результате образования конституционного законодатель­ного органа произошло разделение властей. У монарха в основ­ном осталась исполнительная власть. Он формировал прави­тельство. Законодательная власть перешла к парламенту.

В последующем право формировать правительство перешло к парламенту. В результате оно стало подотчетно парламенту. Монарх во многом утратил функции главы исполнительной власти. Такая монархия называется дуалистической.

В современных конституционных монархиях, существую­щих в Англии, Бельгии, Испании, некоторых других странах, монарх во многом утратил реальную власть Его политическая фигура стала в основном номинальной, представительной. За­конодательная власть принадлежит парламенту, исполнитель­ная — правительству, судебную власть осуществляют суды.

Республика как форма правления, характеризуется тем, что высшие органы государства избираются населением и на опре­деленный срок. Они подотчетны и подконтрольны населению. В этом состоит принципиальное отличие республики как фор­мы правления от монархии. По способу формирования высших го­сударственных органов республики делятся на демократические и аристократические.

В демократической республике, согласно конституции, дру­гим законодательным актам участвовать в выборах высших органов государства имеют право все граждане, в аристократичес­ких — только привилегированные слои общества.

Демократическая республика, например, существовала в Древних Афинах. В них право на участие в формировании выс­ших государственных органов было представлено всем свобод­ным гражданам. В Древнем Риме, являвшемся аристократичес­кой республикой, в выборах высших государственных органов участвовали только патриции — истинные римляне древних ро­дов, имеющие в собственности землю, рабов, другое имущество.

В современных республиканских государствах избиратель­ным правом и правом быть избранными в высшие государ­ственные органы обладают все граждане страны. Поэтому сов­ременные республики признаются демократическими.

В настоящее время республики делятся в зависимости от осо­бенностей строения высших государственных органов, их полно­мочий, взаимоотношений между собой. По этим основаниям рес­публики бывают парламентские и президентские.

В парламентских республиках главным среди государствен­ных органов является парламент. Он формирует правительство из представителей партий, имеющих большинство мест в пар­ламенте, назначает его главу, выражает недоверие правитель­ству, т. е. отправляет его в отставку, осуществляет парламен­тский контроль за его деятельностью. Парламентский контроль осуществляется путем заслушивания членов правительства об их деятельности, отчета правительства о выполнении бюджета, запросов депутатов членам правительства, которые обязаны дать ответ и в некоторых других формах.

Президент в парламентских республиках также избирается парламентом. Он является главой государства, но не возглавля­ет правительство. Главой правительства является премьер-ми­нистр. Полномочия президента незначительные. В основном они сводятся к представительским функциям.

В президентских республиках главой исполнительной власти является избираемый населением и независимый от парламен­та президент. Он формирует с согласия парламента правитель­ство, назначает и увольняет его чиновников. Парламент не имеет права объявлять недоверие правительству и отправлять его в отставку, поскольку оно ответственно только перед прези­дентом.

Президент имеет право отлагательного вето на законы, при­нимаемые парламентом. Последний может преодолеть вето президента повторным голосованием квалифицированным большинством голосов, т. е. большинством в две трети или три четверти голосов. Президент также обладает правом законода­тельной инициативы, назначения референдума, введения чрез­вычайного положения, решает вопросы помилования, награж­дения, предоставления гражданства. Он издает указы, декреты, которые занимают важное место среди других нормативных правовых актов.

Существуют также парламентско-президентские республики. В них президент не только возглавляет правительство, но явля­ется и главой государства. Он, с согласия парламента, назнача­ет главу правительства, формирует правительство, может при­нимать его отставку и распускать парламент. Одновременно и парламент может принимать отставку правительства.

К числу парламентских республик относится Италия, прези­дентских — США, парламентско-президентских — Польша, Россия.

Выделяют также суперпрезидентские республики, в которых власть президента очень велика (например некоторые респуб­лики Латинской Америки), и монократические республики с пожизненным президентом (КНДР, Тунис, Заир и др.).

Элементы формы правления-

-Как создаются высшие органы государства (выборы и/или назначение) и какую структуру они имеют;

-Каким образом строятся взаимоотношения между государственными органами;

-Как взаимодействуют органы государственной власти и население;

-Каким образом обеспечивается реализация и защита прав и свобод человека и гражданина.

 

22. Соотношение понятий «законность» и «правопорядок».

Законность и правопорядок: понятие, содержание и требования. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка.

Законность — режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону);

2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.

Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.

Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.

Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту). Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за милицией). Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.

Формы законности

Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.

Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).

Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве).

Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.

Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.

Структуру правопорядка составляют:

· правовая организация общества (законы и легитимизированные ими государственные органы, а также негосударственные образования и граждане);

· правоотношения и связи в обществе;

· а также определённая (нормативная) упорядоченность этих правоотношений и связей (чёткое определение статуса участников правоотношений, их субъективных прав и юридических обязанностей, полномочий).

Правопорядок может быть классифицирован по территориальному охвату (правопорядок в государстве, городе и т.д.), а также по отраслям права и правовому охвату (конституционный, административный, финансовый и т.д.).

Признаки правопорядка:

1. Определённость. Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях.

2. Системность. Правопорядок - это система отношений, основанная на единой сущности права, господствующей форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

3. Организованность. Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов.

4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.

6. Единство. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 7915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.049 с.)