ТОП 10:

Для современного российского общества нужна личность, которая



- умеет защитить себя,

- обеспечить нормальные условия су­ществования и развития,

- должна быть свободной в законных пределах,

- умела бы влиять на разработку и принятие законов,

- имела в лице государ­ства защитника,

- должна быть активной в экономичес­ком, политическом, правовом, нравственном и иных отношени­ях.

Правовая активность личности — требование времени. Фор­мы проявления правовой активности весьма многообразны. Это и добросовестная служебная деятельность, и участие в формирова­нии и работе партий, общественных объединений, и предметное обсуждение законопроектов, и сотрудничество с различными го­сударственными структурами и т.д.

(2). Обычное правомерное поведение. В отличие от активного, оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая и иная жизнь человека, соот­ветствующая правовым нормам.

В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридически значимые действия.

Но их активность здесь не превышает уровень правовых требований. Она обычна и необ­ходима для нормальной жизнедеятельности человека в семье, го­сударстве, обществе. Именно таким образом удовлетворяются ма­териальные, духовные и иные потребности человека.

(3). Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане намеренно не используют принадлежащие им права и свободы. Пассивно, например, ведет себя гражданин,

- не вступающий в брак,

- не приобретающий имущества,

- не участ­вующий в выборах власти.

Урон в этом случае наступает для самого граж­данина, не использовавшего право для удовлетворения своих ин­тересов.

Однако ущерб терпит и общество в целом, ибо пассивная позиция граждан в политической и правовой сфере открывает двери волюнтаризму в государственных делах, выводит государ­ственные структуры из-под влияния и контроля народа.

Правонарушение — это общественно опасное, виновное, про­тивоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.

Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др.

Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни , в которой они совершаются:

  1. на правонарушения в сфере управленческой деятельности;
  2. правонарушения в сфере экономики;
  3. правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

Совершаемые в нашей стране правонарушения крайне неодно­родны. Однако все их можно разделить на две группы:

- преступ­ления и

- проступки.

Преступления наиболее тяжкий вид правонарушений.

Про­ступки — это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений.

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Проступки, как разновидность правонарушений, крайне не­однородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дис­циплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные. К иным относятся, например, проступки, предусмотренные фи­нансовым, земельным и иным законодательством.

Административный проступок это противоправное, ви­новное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граж­дан, установленный порядок управления, за которое законода­тельством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП).

Административный проступок — нарушение общеобязатель­ных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными зако­ном специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности. Видами административных взысканий за совершенный административный проступок явля­ются: предупреждение, штраф, исправительные работы, админи­стративный арест, конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Дисциплинарный проступок нарушение рабочими и слу­жащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, не­выполнение служебных обязанностей.

В трудовом законодательстве за совершение дисциплинарного проступка предусмотрены такие виды дисциплинарных взыска­ний, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже­оплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно много­численных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.

Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыска­ния, как предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в классном чине, воинском или специальном звании и др. Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоя­щий орган или должностное лицо — руководитель.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неиму­щественных отношений. При нарушении личных неимуществен­ных прав мерой ответственности может быть, например, опровер­жение ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобра­ния вещи у должника, признания сделки недействительной и т.д. Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбит­ражные суды, третейский суд.

Процессуальные правонарушения (проступки) это наруше­ния установленной законом процедуры осуществления правосу­дия, прохождения юридического дела в правоприменительном ор­гане, вынесения правоприменительного акта.

Примером процессуального проступка является неявка свиде­теля по вызову производящего дознание лица, следователя, про­курора, суда (ст. 73 УПК РФ). В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о при­нудительном приводе). Процессуальным проступком будет и не­явка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и явится наказанием за процессуальный просту­пок). Органом, который привлекает лицо, совершившее процес­суальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.

Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков». В этот кодекс предлагалось поместить проступки, представляющие б1льшую степень опасности, чем иные.

Идея не была реализована, хотя плодотворные моменты в ней есть. Кстати, законодательство ряда зарубежных государств до­вольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, за­нимающие промежуточное место между преступлениями и обыч­ными правонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на три класса: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание) (См.: Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. М.,1991. С.57.).

Такой подход делает борьбу с правонарушениями более предметной, ибо специализирует груп­пы правоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений и прежде всего — с преступностью.

 

20.Систематизация законодательства: понятие, виды

Систематизация законодательства: понятие и виды
От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. Построение системы законодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах. В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования).

 

Однако, могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права. Например, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма – федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которые складываются объективно исторически.

 

В наибольшей степени зависимость систематизации законодательства от объективно существующей системы права проявляется при кодификации.

 

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация.

 

Инкорпорация – это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно.

 

Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права.

 

Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

 

Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения.

 

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства.

Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ).

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт.

Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.01 с.)