![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов, осуществляемый Генеральной прокуратурой РФ и подчиненными ему прокурорами. Каждая из перечисленных форм осуществления функций государства с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.
Сегодня получает распространение классификация форм осуществления функций государства, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Согласно второго критерия основными формами осуществления функций государства являются: v п р а в о в а я; v о р г а н и з а ц и о н н а я. Под ПРАВОВЫМИ формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридически актов. Соответственно, к правовым формам осуществления функций государства, относятся: Ø правотворческая деятельность Ø и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: а) оперативно-исполнительную б) правоохранительную. Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем Ø издания нормативных актов, Ø издания или санкционирования, Ø изменения или отмены юридических норм. Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются а) оперативно-исполнительная, б) и правоохранительная. Оперативно-исполнительская деятельность представляет собой деятельность, связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества, которая связана с властной, исполнительно-распорядительной работой государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов, применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращение правоотношений.
Правоохранительная деятельность – это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов Ø по охране норм права от нарушений, Ø защите представленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнение возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат · целям профилактики преступлений и иных правонарушений, · восстановление нарушенного права, · реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, · а в целом охрана прав личности, защита интересов граждан и общества.
От правовых форм осуществления функций государства отличаются организационные формы реализации функций государства. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ формы осуществления функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: v организационно-регламентирующая деятельность; v организационно-хозяйственная деятельность; v организационно-идеологическая деятельность. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативно текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (напр., контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжение, сбыта и т.д.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напр., разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.)
15. Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами. 1. Деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и др. – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейское Содружество, Содружество Независимых Государств и т.п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую просто невозможно. 2. Далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и использование ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер. Так, во многих государствах восточного (азиатского) типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой достаточно узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают, скорее, групповой, кастовый характер.
3. Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относились исключительно к социалистическому государству, в частности связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным западным государствам. В этой связи представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной группе. При таком подходе можно выделить четыре функции, которые осуществляются любым государством: – экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.); – политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.); – социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.); – идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.). Однако функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских государствах), обеспечения прав и свобод граждан (современные развитые страны, в которых осуществляется переход к правовому государству). Важнейшее значение, особенно для развитых стран, в современных условиях приобретает экологическая функция. Это связано с тем, что деятельность человека приобрела поистине глобальные масштабы, и ее результаты – загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия и пр. – угрожают существованию всего живого, в том числе и самого человечества.
Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности – осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти – надзорная). Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями. Так, исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской деятельности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере судебные полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной, установленной законом части мер административной ответственности и т.п.). Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные функции: исполнительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную (вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с основной выполняет и другие функции (руководящие разъяснения пленума Верховного Суда РФ, законодательная инициатива, деятельность судебных исполнителей). Учитывая, однако, что данная точка зрения большого распространения не получила, проблему методов (форм) осуществления государственных функций рассмотрим применительно к ранее выделенным функциям государства – экономической, политической, социальной и идеологической. Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Среди правовых методов можно выделить такие, как правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права), правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности). Из числа неправовых следует выделить экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.), политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.), собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.). Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).
16.. Правовая культура: понятие, функции, уровни.
Юридическая наука, рассматривая проблемы взаимосвязи права с культурой, использует понятие «правовая культура». Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом. Структура правовой культуры • Состояние правосознания в обществе. • Действенность функционирования правовых органов и учреждений. • Уровень правотворческой деятельности (правотворчества). • Состояние законности и прочность правопорядка. Правовая культура может быть рассмотрена и как качественное правовое состояние личности, а также общества в целом. Поэтому принято выделять два уровня правовой культуры. Уровни правовой культуры
Функции правовой культуры
Окончание табл.
Правовая культура имеет большое значение для гражданина и общества.
Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?
17.Государство как элемент политической системы общества. Понимание политической системы в теории государства и права. 20. Понятие и структура политической системы общества. Политическая система общества — это совокупность взаимосвязанных государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. В зависимости от степени участия в политической жизни государственных органов, партийных и общественных организаций, институтов, учреждений (политический критерий) все их можно подразделить на следующие группы. (1) СОБСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, к которым относят:
В чем их особенность? Каковы их признаки? Характерным признаком указанных организаций является Ø их прямая связь с политикой, Ø их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционированиявыступает политическая ц е л ь, которая обязательно закрепляется в уставах и заключается
(2) НЕСОБСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. К ним относятся такие, которые возникают и развиваются
Что это за организации? Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества. Причем они не закрепляют в своих уставах задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Прямой ц е л ь ю их создания и функционирования никогда не выступает политическая цель. Данные институты свою деятельность осуществляют только в сфере производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни.. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.230.170 (0.011 с.) |