Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные типы и стадии процесса применения норм права↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномочен-ный государственный орган либо должностное лицо. Осуществляется применение права в специальной процессуальной форме, установленной законом. Итогом правоприменительной деятельности является оформление индивидуальных юридических актов - актов применения права, имеющих обязательную силу. При этом применяются разные процедуры, преследуются разные цели. По этим признакам ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения: = судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами. Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально; = управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц; = административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как гражданин, так иорганизация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций. Применение права представляет собой сложную, многоступенчатую деятельность, в ходе которой необходимо выделять главные звенья (стадии применения), характеризующие последовательность действий при рассмотрении юридического дела. Обычно выделяют следующиестадиипроцесса применения норм права: - установление фактических обстоятельств дела; - выбор и анализ юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам их толкование; - решение конкретного юридического дела и его документальное оформление, принятие решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций; - иногда еще присоединяют к ним исполнение решения и контроль за его реализацией. 1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела. Фактическими обстоятельствами являются жизненные события, происшествия, образующие реальную основу применения права. Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве). Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств - всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев). Среди множества фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая (главные факты), к которым применяются юридические нормы. Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания, которое представляет собой деятельность по установлению истинности отобранных и изученных обстоятельств дела. Установление фактических обстоятельств дела должно быть законным и обоснованным. Это достигается с помощью доказательств путем глубокого и всестороннего исследования событий, выявления их истинности и объективной достоверности. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляютсяпроцессуальные требования относимости (принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, имеют отношение к исследуемым обстоятельствам), допустимости (использование определенных процессуальным законом средств доказывания, собранными без нарушения материального и процессуального права) и полноты и всесторонности (установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела, должны полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств). Доказательством являются сведения о фактах, сами факты (убийство, имущественный ущерб) и источники сведений о фактах (документы, свидетельские показания). Источники сведений о фактах требуют определенных процессуальных форм закрепления и удостоверения (например, протокол допроса обязательно должен быть подписан обвиняемым). Недопустимыми в качестве юридических доказательств являются сведения, полученные, например, в результате физического насилия над обвиняемым. 2. Выбор и анализ юридических норм, подлежащихприменению к установленным фактическим обстоятельствам. На этой стадии возникает вопрос о том, на основании какой нормы должно решиться рассматриваемое дело. Выбор необходимой правовой нормы является правовой квалификацией фактических обстоятельств дела. Правовая квалификация — это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами. а) Проверка подлинности текста статьи с точки зрения законности. Необходимо проверить подлинность применяемой статьи закона, с точки зрения законности, то есть установить, не изменена ли норма, не противоречит ли она иным законам и т.д. б) Проверка действия нормы права во времени, пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить: • действует ли норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело; • действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено; • распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена. в) Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве. При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. Это явление называется коллизией правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами? = если обнаружено противоречие между нормой федерального закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федерального закона; = если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа; = при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее; = в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя. 3. Принятие решения по дела и его документальное оформление. Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа: • процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя); • издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда). Это завершающая и основная стадия применения норм права. На этой стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт, доводится его содержание до сведения исполнителей. Компетентные правоприменительные органы или должностное лицо (суд, прокуратура, и т.п.) на основании подлинного знания и убеждения в достоверности и законности результатов, полученных на предыдущих стадиях, выносят властное решение и затем объявляют его заинтересованным лицам и организациям. "Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д."1 (Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве М., 1989.С. 146). На этом процесс применения норм права заканчивается. В зависимости от исполняемых государством функций выделяют две формыприменения права: ■ оперативно-исполнительную (властную исполнительно-распределительную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права посредством издания индивидуальных актов); ■ правоохранительную (деятельность компетентных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. д.) по охране и защите права от нарушений). В отличие от других форм реализации применение права имеет свои особенности: - осуществляется только компетентными государственными органами; - носит властный характер; - имеет ряд стадий: - реализуется в специальной процессуальной форме; - завершается вынесением индивидуального юридического решения и реализацией принятого правоприменительного акта. 4. Реализация принятого решения (правоприменительного акта) Эта стадия предусматривает исполнение принятого решения по делу, ибо принятие решения без его практического исполнения не имеет смысла. Акты применения правовых норм: понятие, о собенности и виды Акт применения права - официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу, принятое на основе действующих норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц). Акт применения норм права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела. К актам применения права относятся акты парламента, главы государства, исполни-тельных органов, судебные решения, прокурорского надзора, местных муниципальных органов, руководителей предприятий, организаций, воинских частей. Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствую-щего акта, который фиксирует принятое решение и придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным лицам акт применения права представляет собой категоричное, обязательное к исполнению повеление. За нарушение требований акта виновное лицо несет ответственность в соответствии с нормой права, на основании которой он был издан. Правоприменительный акт имеет ряд особенностей: 1. Властный характер и охрана принудительной силой государства Заключенные в акте применения права предписания обязательны для всех, к кому они относятся. При необходимости они могут быть реализованы принудительным путем. 2. Акт применения — это индивидуальный (персонифицированный) правовой акт Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт: имеет силу только для данного случая и не распространяется на подобные случаи. В отличие от нормативно-правового акта, который содержит правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однородных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия. Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные акты применения права не содержат правовых норм. Поэтому акты применения права к источникам права в нашей стране не относятся. 3. Законность правоприменительных актов Исходит от компетентных органов. Правоприменительные акты должны быть законными, то есть должны издаваться в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.Например, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. 4. Формальный характер - имеет установленную законом форму Акты применения норм права издаются в установленной законом порядке, форме и имеют точное наименование и строго определенные реквизиты. Пример: акты правоохранительных органов должны иметь следующие обязательные элементы: • вводную часть - указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат; • описательную часть - излагаются фактические обстоятельства дела; • мотивировочную часть - дает обоснование принятого решения; • резолютивную (итоговая) часть – излагается содержание принятого решения. Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются. Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт: - это правовые акты; - принимаются и обеспечиваются компетентными органами; - имеют властный характер. От нормативного правоприменительный акт отличается следующим: *применяется на основе нормативного и реализует норму права; * имеет конкретный, персонифицированный характер; * не является источником права, не содержат норм права; * выступает как юридический факт; * носит одноразовый характер. Акты применения права классифицируются на виды по различным основаниям: 1. По субъектам: а) акты государственных органов (приговор суда, приказ об увольнении); б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления). 2. По значению: а) основные (приговор суда); б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого). 3. По характеру правового воздействия: а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе); б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого). 4. По форме: а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.); б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согласен" руководителем организации на заявление работника); в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.014 с.) |