ТОП 10:

Правотворчество (законотворчество)



Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

ВИДЫ;

Непосредственное правотворчество народа — yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество — oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество — oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество — принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество — правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество — деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Различают три способа правотворчества:

  • непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
  • санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями;
  • непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума).

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон дея­тельности государства, форму его активности, имеющую своей непо­средственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведе­ния - государственным велениям - общеобязательного характера. Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или допол­нению нормативно-правовых актов.

Правотворчество - это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов и должностных лиц по: 1) изданию, 2) переработке, 3) отмене нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Правообразование - это процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

Субъектами правотворчества являются: народ (референдум), государственные органы (органы власти и управления), должностные лица (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, депутаты и т.д.).

Правотворческая деятельность современных государств, согласно кон­ституционной теории и, отчасти, законодательной практики, должна осу­ществляться на базе ряда таких основополагающих принципов, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Среди них выделяются следующие Принципы:

демократизм или народный характер правотворчества, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности (широкое привлечение граждан к правотворческой деятельности, законодательные органы состоят из народных депутатов; все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативно-правовых актах выражают интересы граждан);

гуманизм, вы­ражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей;

законность и кон­ституционность, означающие строгое и неуклонное следование консти­туции и законам в процессе правотворческой деятельности (все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах, строгая иерархия нормативно-правовых актов);

научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой;

профессионализм, компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов, проявляющиеся в обязатель­ном участии квалифицированных, высоко профессиональных специали­стов на всех стадиях правотворческого процесса;

дифференциация правотворческой компетенции - больной вопрос для России: правильное и точное определения границ компетенции правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав - Президента РФ и Государственной Думы, федерации и субъектов РФ, а также иных субъектов правотворчества (нормотворчества).

своевременность - правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости (или прогнозируемой злободневности) регулируемых общественных отношений;

планирование - четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени;

исполнимость, учет соответствующей обеспеченности нормативно-правовых актов по линии финансов, кадров, с организационной стороны и юридических условий для их реального функционирования;

постоянного технического совер­шенствования принимаемых актов можно выделить отдельно, поскольку имеет большое значение для повы­шения качества и эффективности правотворческого процесса.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготов­ки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени ис­пользовать предложенные юридической наукой и апробированные право­творческой практикой наиболее эффективные методы и приемы раз­работки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

Для повышения качества и эффективности нормативно-правовых актов законодательная техника имеет порой не меньшее, чем само содержание, значение. Ведь от того, насколько четко и логично изложено содержание того или иного нормативного акта, есть ли в нем или отсутствуют явные и скрытые противоречия, наконец, насколько точно и определенно использу­ется общепринятая юридическая терминология, - от этого зависят уровень восприятия текста и содержания нормативно-правового акта и эффективность его применения.

Формы и стадии правотворчества

Правотворческая деятельность государства осуществляется в различ­ных формах. По общему правилу она осуществляется непосредственно уполномоченными на то государственными органами. В ряде государств правотворческую роль выполняет референдум.

В Великобритании, например, правотворческая деятельность осущест­вляется в таких ее формах, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В идеальном государстве, вполне справедливо рассуждают английские авторы, законодательная власть "предположительно должна была бы оста­ваться исключительно привилегией парламента - законодателей, непо­средственно подотчетных избирателям". Теоретически эта посылка спра­ведлива и для государственного механизма современной Англии, но в реалиях, в жизни парламенту "приходится передавать часть своих законо­дательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим орга­нам". Министры короны, органы местного управления, независимые кор­порации, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейского Союза - "все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов". И все же, заключают авторы, суверенитет парла­мента в правовой сфере сохраняется, ибо ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламентах.

В России, согласно Конституции, правотворческая деятельность осу­ществляется высшими (на уровне Федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти; непосредственно самим народом путем проведения референдума как высшего непосредственного выражения вла­сти народа (ч. 3 ст. 3); субъектами Федерации - республиками, краями и об­ластями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью и автономными округами - путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные веления.

// В каждой стране существу­ют свои особенности правотворческой деятельности, но, как правило, она проходит определенные стадии.

I. Подготовка проекта нормативно-правового акта:

1) принятие решения о необходимости разработки официального проекта акта (политическая воля);

2) подготовка текста акта:

а) предварительное обсуждение проекта (возможно и всенародное);

б) доработка, согласование;

в) предварительное одобрение проекта компетентными органами (субъектами правотворческой инициативы).

II. Официальное воздействие государственной воли в форме нормативно-правового акта состоит из стадий прохождения проекта в правотворческом органе:

1) внесение проекта в правотворческий орган (например, Правительством РФ);

2) обсуждение проекта в правотворческом органе (в каком-то специализированном комитете Государственной Думы с вынесением его на обсуждение в Госдуме, как правило, 3 чтения законопроекта);

3) принятие решения по проекту.

Законодательная процедура: понятие, роль и этапы

Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она закрепляется и регулируется в конституциях, текущих зако­нах, а также в специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Законодательная процедура состоит из целой серии юридически закре­пленных правил, определяющих порядок подготовки и принятия законов.

В тех странах, где наряду с правотворческой деятельностью государст­венных органов конституционно предусматривается принятие законов пу­тем референдумов (всенародного голосования), для проведения последних устанавливается особая процедура. Смысл ее заключается в том, чтобы придать процессу непосредственного волеизъявления народа упорядочен­ный и целенаправленный характер.

Процедура проведения референдума предусматривает порядок возбуж­дения вопроса о проведении референдума, определения предмета рефе­рендума, его проведения, подведения его итогов и др. В законах о референ­думе некоторых стран особо установлено, что эти законы и закрепленная в них процедура проведения всенародных опросов прямо соотносятся с ме­ханизмом проведения обычных выборов.

Четко выработанная и законодательно закрепленная процедура прове­дения референдумов создает предпосылки для наиболее полного выявле­ния мнения избирателей по рассматриваемому проекту закона или иному вопросу, способствуя при этом соблюдению законности и конститу­ционности.

Аналогичную роль играет процедура принятия нормативно-правовых актов обычным правотворческим путем - государственными органами. В первую очередь это касается процедуры принятия законов.

Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Оно охватывается понятием "правотворческая деятельность" или "правотвор-ческий процесс".

В отечественной и зарубежной юридической литературе выделяют че­тыре основных этапа (стадии) законодательного процесса:

» законодательная ини­циатива,

» обсуждение законопроекта,

» принятие и утверждение закона и

» об­народование закона.

Каждая из стадий относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый, монолит­ный законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику про­хождения проекта закона с момента его зарождения и вплоть до его приня­тия и обнародования.

Законодательная инициатива представляет собой, согласно широко распространенному мнению, право внесения законопроектов в законода­тельное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в со­ответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. Иногда понятие законодательной инициативы трактуется бо­лее широко, т.е. включает внесение в законодательные органы не только го­товых законопроектов, но и предложений об издании, изменении или отме­не действующих законов.

Следующая стадия законодательного процесса - обсуждение внесенно­го в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанно­го законопроекта. Обсуждение бывает двоякого рода: предварительное (неофициальное) и официальное.

Предварительное обсуждение проводится, как правило, с привлечени­ем широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, представителей со­ответствующих государственных и общественных организаций. Оно мо­жет осуществляться в самых различных формах, включая, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний "круглых столов", дачу экспертных заключений, проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, подго­товку соответствующих публикаций в газетах и журналах.

Предварительное обсуждение проектов законов весьма важно для по­вышения качества, как конкретного закона, так и всего законодательного процесса. На этом этапе представленный проект закона проходит всесто­роннюю юридическую, экономическую, социально-политическую и иную экспертизу.

Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях - на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомите­тов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохож­дения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов.

Важной стадией законодательного процесса является принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рас­сматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утвержде­ние (подписание) осуществляется главой государства.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведе­ния населения информации о содержании принятого закона. Обнародова­ние бывает двух уровней - официальное и неофициальное. Осуществляет­ся оно чаще всего в виде опубликования.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародова­ния акта устанавливается строго определенный срок. На официальное из­дание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссы­латься в актах применения норм права, в сводах и собраниях законодательства, в печатных работах, официальных документах.

В соответствии со ст. 107, ч. 2, Конституции Российской Федерации, Президент "в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его". Законы публикуются в официальных изданиях - "Рос­сийской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации".

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно-право­вых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизион­ных передачах, научных изданиях.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.01 с.)