Правотворчество: понятие, стадии, принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, стадии, принципы.



Правотворчествопроцесс принятия, изменения и отмены юридических предписаний, осуществляемый в особом правоотношении (специальном порядке). Правотворчество касается не только нормативных положений, но и индивидуальных предписаний, рассчитанных на однократное исполнение.

Принципы:

* принцип законности – соответствие этого процесса действующим законам.

* принцип научной обоснованности.

* принцип профессионализма (компетентности, кадровой обеспеченности, информационной подготовки правотворцев).

Стадии:

1. разработка проекта правового акта.

2. обсуждение проекта.

3. принятие (голосование или подписание).

4. доведение акта до сведения заинтересованных лиц.

Правотворчество – это деятельность гос-ва по изданию, изменению и отмене НПА.

Правотворчество представляет собой: монопольную деятельность гос-ва; созидательно-интеллектуальную деятельность; процессуальную деят-ть.

Стадии:

В.Сырых выделяет 6 стадий:

1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;

2) подготовка проекта НПА;

3) рассмотрение его правотворческим органом;

4) обсуждение и согласие проекта с заинтересованными субъектами;

5) принятие акта;

6) опубликование акта.

Ю.Тихомиров выделяет 9 стадий:

1) выявление потребности в создании НПА;

2) определение субъекта правотворчества, и виды НПА;

3) принятие решения о создании НПА;

4) разработка концепции НПА;

5) подготовка проекта НПА;

6) предварительное рассм-ние проекта НПА;

7) общественное обсуждение НПА;

8) официальное рассм-ние проекта НПА;

9) принятие, подписание, опубликование, вступление в юр. силу.

Конституция РФ выделяет 4 стадии з/процесса:

1) законодательная инициатива;

2) обсуждение законопроекта в ГД и в Совете Федерации;

3) принятие закона;

4) промульгация и вступление закона в юр. силу.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах:

- п. законности – принятие НПА только теми субъектами, которые наделены соотв. полномочиями и в их пределах;

- п. демократизма – проявл. в возможности принятия наиболее важных НПА в форме референдума.

- п. научности – разработка научно обоснованной стратегии правотворчества;

- п. профессионализма – этот вид гос. деят-ти требует специальных знаний, навыков, умения и определенного таланта;

- п. гласности – все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведение до сведения населения;

- п. системности – вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизии, пробелов и т.п.

 

 

Виды правотворчества.

1. народное правотворчество (Конституция, ФЗ и местные правовые акты, вынесенные на референдум).

2. законотворчество.

3. указотворчество (акты главы государства - УП).

4. подзаконное нормотворчество (вторичные акты, УП, акты министерств и ведомств).

5. ведомственное нормотворчество (акты министерств, комитетов и пр.).

6. региональное правотворчество.

7. формирование обычаев.

8. чрезвычайное правотворчество, осуществляемое в период ЧП.

9. делегированное правотворчество – временное предоставление правотворческой компетенции от одного органа другому для более оперативного наведения порядка (например, передача права принимать законы от парламента правительству).

10. локальное правотворчество (в пределах организаций).

 

 

Действие правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА во времени

НПА обретает юридическую силу, т.е. возможность упорядочения общественных отношений, после официального опубликования либо после наступления специально оговоренной даты.

Общее правило: НПА не имеет обратной силы, т.е. не распространяется на отношения, возникшие до его опубликования. Обратная сила у закона появляется в 2 случаях:

1. когда он смягчает юридическую ответственность за определенное деяние (например, по УК РСФСР за хищение государственных средств расстрел, в настоящее время – максимум 15 лет).

2. когда закон вовсе отменяет юридическую ответственность по конкретному деянию (например, с января 1996 г. отменено наказание за спекуляцию).

Неопубликованные законы применению не подлежат. Печатными изданиями для официального опубликования актов общефедерального значения являются РГ, СЗРФ (ФЗ и УП), Бюллетень НПА РФ (УП, ПП и др.).

НПА действует до тех пор, пока не истек специально оговоренный срок его действия либо пока не вступил в силу специальный закон об отмене данного акта.

Действие НПА по кругу лиц

Общее правило: НПА РФ действует в отношении граждан РФ, где бы они не находились, а также в отношении не-граждан России, постоянно или временное находящихся на территории РФ (в полном объеме только административные и уголовные законы, остальные – избирательно).

Действие НПА по территории (в пространстве)

Общее правило: НПА действует на всей территории РФ, включая военные суда под флагом России, дипломатические миссии, воздушные суда и пр.

 

 

Норма права: понятие, структура.

Признаки НП:

1. представляет стандарт, масштаб поведения для фактически неодинаковых людей.

2. норма рассчитана на постоянное, многократное применение до тех пор, пока не утратит юридической силы.

3. НП рассчитана на персонально неопределенный круг лиц.

4. НП закрепляется в правовых документах, после чего обретает юридическую силу (НО в обычаях есть НП).

5. Содержание НП – правила поведения (права и обязанности) участников правовых отношений.

Норма праваобщеобязательное правило, рассчитанное на многократное применение в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, обретающее юридическую силу после формального закрепления.

Структура НП

В идеале НП должна структурно включать в себя 3 взаимосвязанных элемента:

- гипотезу,

- диспозиции,

- санкцию.

Диспозиция – основная и центральная часть НП, в которой закрепляется само правило поведения, дается указание на права и обязанности.

Диспозиция бывает прямая и отсылочная (Алексеев С.С., 1963 г.). Прямая диспозиция содержит правила поведения исчерпывающим образом, а отсылочная диспозиция правила поведения не содержит, отсылая к другим НП этого же документа либо другого.

Гипотеза – часть НП, в которой излагаются условия действия диспозиции. Гипотезу можно обнаружить по следующим ключевым словам: «в случае», «по достижении», «если», «при».

Гипотеза бывает простой, если в норме указано лишь одно условие, или сложной, когда в норме перечисляются несколько (2 и более) условий.

Гипотеза может быть альтернативной, т.е. содержать несколько взаимоисключающих условий (союз «или», «либо»).

Санкция (1. кара; 2. разрешение) бывает относительно определенной, когда размер наказания не определен точно (например, штраф от 3 до 6 МРОТ); абсолютно определенной, когда в норме определен точный размер ответственности; альтернативной, в которой предусмотрено несколько наказаний, а выбрать можно только одно.

Бывают случаи, когда НП не имеет данной логической структуры и состоит лишь из одной диспозиции (большинство статей КРФ).

 

 

Классификация норм права

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

  1. гражданского;
  2. административного;
  3. финансового;
  4. конституционного;
  5. семейного;
  6. трудового;
  7. уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят:

  1. на императивные;
  2. рекомендательные;
  3. диспозитивные;
  4. поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также:

  1. общезакрепительные;
  2. декларативные;
  3. дефинитивные;
  4. коллизионные;
  5. оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. региональные, действующие на территории субъектов РФ;
  2. общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
  3. локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.027 с.)