Государственная власть: понятие, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная власть: понятие, виды.



Социальная властьсредство организации общественной жизни, посредством которой один субъект имеет возможность подчинять своей воле волю другого субъекта.

Виды социальной власти:

1. Корпоративная;

2. Патриархальная (внутрисемейная);

3. Экономическая (власть денег);

4. Духовная (контроль над разумом и сознанием);

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ представляет собой отношения между государственными органами, с одной стороны, и населением (не только граждане), с другой, по поводу обеспечения безопасности и правопорядка в стране.

Свойства государственной власти:

1. Универсальность (всепроникновенние) означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2. Общеобязательность

3. Осуществляется посредством принятия правовых актов

4. Осуществляется через официальные органы (монополия на власть только у государства).

Структуру государственной власти составляют:

1. Субъект (государство в лице его органов);

2. Объект (подвластные, население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть и государство

Дополнительные характеристики государственной власти:

а) легальность – официально-допустимый порядок деятельности государственных органов (разрешенный статус).

б) легитимность – признание законности государственной власти в глазах большинства населения (одобряется большинством).

М. Вебер выделил 3 вида легитимности:

* Традиционная легитимность основана на традициях народа. Народ поддерживает власть потому, что привык к ней; власть носит длительный, устойчивый характер. Примером может служить монархическая власть.

* Харизматическая легитимность основана на личности вождя. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

* Рациональная (рационально-правовая) легитимность основана на законе. Народ поддерживает власть, т.к. она носит законный характер, воспринимается как справедливая.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

 

И легальность, и легитимность должны рассматриваться в качестве желательных атрибутов государственной власти. Нелегальные государственные органы объявляются вне закона.

Формы придания легитимности: выборы, референдумы, отсутствие массовых беспорядков. Степень легитимности можно определить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимность не тождественна популярности. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и программ также указывает на степень легитимности правления.

 

Функции государства: понятие, классификация.

Функция государстваосновное направление деятельности государства по выражению его сущности и назначения.

Признаки функции государства:

1. Это не второстепенная, а основная деятельность.

2. Носят объективный характер (не зависят от усмотрения государства);

3. Неизменны, постоянны с момента возникновения государства (за исключением экологической функции).

4. Осуществляются особой группой государственных органов или одним государственным органом.

Задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отличие от функций задачи государства выступают временными ориентирами, которые определены субъективно для решения тактических проблем.

Классификация функций государства

1. По времени действия (Лазарев В.В.):

* постоянные;

* временные (например, функция обороны).

НО все функции государства должны быть постоянными для их отграничения от задач.

2. По сфере политической направленности:

* внутренние (ориентированы на гражданское население в пределах границ) ;

* внешние (ориентированы за границы государства).

НО любая функция в действительности имеет внутренний и внешний аспект.

3. По сферам деятельности государства:

* экологическая (природоохранная) функция имеет собственный круг государственных органов (экологическая милиция, прокуратура и др.). Сложилась только в середине 20 в.

Задачи:

- охрана наличных природных ресурсов,

- их воспроизводство,

- преодоление техногенного загрязнения.

* экономическая функция обеспечивается министерством транспорта, связи, экономического развития.

Задачи:

- развитие рыночной экономики (применительно к современной России),

- охрана частной собственности как высшей ценности,

- поддержка предпринимательства,

- размещение государственных заказов на предприятиях,

- стимулирование определенного типа экономических отношений,

- распределение ресурсов (бюджет).

* социальная функция – материальное обеспечение и оказание социальных услуг нуждающимся категориям населения. Для этих целей существуют министерства труда, социальной защиты, культуры, образования.

* Функция охраны правопорядка осуществляется МВД.

Задача:

- борьба с общеуголовной и административной преступностью, правонарушениями.

* Функция безопасности – борьба с политическими преступлениями (терактами, попытками свержения Конституционного строя, покушениями на представителей власти), разведывательная деятельность и контршпионаж.

* идеологическая функция – пропаганда и обоснование государственного курса, разработка национальных программ (например, борьбы с преступностью), доктрин. Обеспечивает Президент, Парламент, пресс-службы государственных ведомств.

* Функция обороны осуществляется министерством обороны – охрана государственных границ и отторжение агрессии.

* Функция поддержания международного партнерства (осуществляет МИД) – установление контактов, сотрудничества с другими странами.

* политическая функция (охрана суверенитета) – обеспечение выражений интересов различных социальных групп,обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя; (бессодержательна)

4. По значимости (Черноголовкин):

* основные;

* неосновные непрерывны, но не актуальны (например, экологическая).

НО это противоречит общему определению функции государства.

+

5. По процессу реализации государственной власти:

· законодательные,

· управленческие,

· правоохранительные,

· информационные.

6. В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства:

· Общесоциальные – функции, в осуществлении которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);

· Специальные – функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.).

7. По причинам (источникам) возникновения:

· вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

· вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.009 с.)