Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная власть: понятие, виды.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Социальная власть – средство организации общественной жизни, посредством которой один субъект имеет возможность подчинять своей воле волю другого субъекта. Виды социальной власти: 1. Корпоративная; 2. Патриархальная (внутрисемейная); 3. Экономическая (власть денег); 4. Духовная (контроль над разумом и сознанием); 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ представляет собой отношения между государственными органами, с одной стороны, и населением (не только граждане), с другой, по поводу обеспечения безопасности и правопорядка в стране. Свойства государственной власти: 1. Универсальность (всепроникновенние) означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. 2. Общеобязательность 3. Осуществляется посредством принятия правовых актов 4. Осуществляется через официальные органы (монополия на власть только у государства). Структуру государственной власти составляют: 1. Субъект (государство в лице его органов); 2. Объект (подвластные, население государства); 3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю). Государственная власть и государство Дополнительные характеристики государственной власти: а) легальность – официально-допустимый порядок деятельности государственных органов (разрешенный статус). б) легитимность – признание законности государственной власти в глазах большинства населения (одобряется большинством). М. Вебер выделил 3 вида легитимности: * Традиционная легитимность основана на традициях народа. Народ поддерживает власть потому, что привык к ней; власть носит длительный, устойчивый характер. Примером может служить монархическая власть. * Харизматическая легитимность основана на личности вождя. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс. * Рациональная (рационально-правовая) легитимность основана на законе. Народ поддерживает власть, т.к. она носит законный характер, воспринимается как справедливая. В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.
И легальность, и легитимность должны рассматриваться в качестве желательных атрибутов государственной власти. Нелегальные государственные органы объявляются вне закона. Формы придания легитимности: выборы, референдумы, отсутствие массовых беспорядков. Степень легитимности можно определить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимность не тождественна популярности. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и программ также указывает на степень легитимности правления.
Функции государства: понятие, классификация. Функция государства – основное направление деятельности государства по выражению его сущности и назначения. Признаки функции государства: 1. Это не второстепенная, а основная деятельность. 2. Носят объективный характер (не зависят от усмотрения государства); 3. Неизменны, постоянны с момента возникновения государства (за исключением экологической функции). 4. Осуществляются особой группой государственных органов или одним государственным органом. Задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отличие от функций задачи государства выступают временными ориентирами, которые определены субъективно для решения тактических проблем. Классификация функций государства 1. По времени действия (Лазарев В.В.): * постоянные; * временные (например, функция обороны). НО все функции государства должны быть постоянными для их отграничения от задач. 2. По сфере политической направленности: * внутренние (ориентированы на гражданское население в пределах границ) ; * внешние (ориентированы за границы государства). НО любая функция в действительности имеет внутренний и внешний аспект. 3. По сферам деятельности государства: * экологическая (природоохранная) функция имеет собственный круг государственных органов (экологическая милиция, прокуратура и др.). Сложилась только в середине 20 в. Задачи: - охрана наличных природных ресурсов, - их воспроизводство, - преодоление техногенного загрязнения. * экономическая функция обеспечивается министерством транспорта, связи, экономического развития. Задачи: - развитие рыночной экономики (применительно к современной России), - охрана частной собственности как высшей ценности, - поддержка предпринимательства, - размещение государственных заказов на предприятиях, - стимулирование определенного типа экономических отношений, - распределение ресурсов (бюджет). * социальная функция – материальное обеспечение и оказание социальных услуг нуждающимся категориям населения. Для этих целей существуют министерства труда, социальной защиты, культуры, образования. * Функция охраны правопорядка осуществляется МВД. Задача: - борьба с общеуголовной и административной преступностью, правонарушениями. * Функция безопасности – борьба с политическими преступлениями (терактами, попытками свержения Конституционного строя, покушениями на представителей власти), разведывательная деятельность и контршпионаж. * идеологическая функция – пропаганда и обоснование государственного курса, разработка национальных программ (например, борьбы с преступностью), доктрин. Обеспечивает Президент, Парламент, пресс-службы государственных ведомств. * Функция обороны осуществляется министерством обороны – охрана государственных границ и отторжение агрессии. * Функция поддержания международного партнерства (осуществляет МИД) – установление контактов, сотрудничества с другими странами. * политическая функция (охрана суверенитета) – обеспечение выражений интересов различных социальных групп,обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя; (бессодержательна) 4. По значимости (Черноголовкин): * основные; * неосновные непрерывны, но не актуальны (например, экологическая). НО это противоречит общему определению функции государства. + 5. По процессу реализации государственной власти: · законодательные, · управленческие, · правоохранительные, · информационные. 6. В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства: · Общесоциальные – функции, в осуществлении которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции); · Специальные – функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.). 7. По причинам (источникам) возникновения: · вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); · вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.23 (0.01 с.) |