Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства: понятие, разновидности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма государственного устройства – способ территориальной организации государственной власти и порядок взаимоотношения центра с регионами. 1. УНИТАРНОЕ (Франция, Китай) – принята единая система государственных органов, единый бюджет, единая валюта, единое гражданство, один основной закон государства и отсутствие регионального законотворчества, административные единицы права выхода не имеют. 2. ФЕДЕРАТИВНОЕ – союзное государство с двухуровневой системой государственной власти и законодательства; наличие внутрифедеративных договоров, двухпалатной структуры парламента страны, децентрализация управления. Причина – многонациональный состав. 3. КОНФЕДЕРАЦИЯ (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг., Сенегамбия до 1988 г.) – временный союз независимых государств, созданный на переходный период перед образованием единой страны либо после ее распада. Цель – экономическое сотрудничество и оборона (Английское Содружество: Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Австралия). В конфедерации создаются советы глав государств и ведущих министров для регулярных консультативных встреч. Общий бюджет конфедерации слагается из добровольных взносов ее членов.
Выделяют также ассоциативную форму государственного устройства - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека). Возможно, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.
17. Механизм государства: понятие, структура. Механизм государства – сложная система государственных организаций, выполняющих функции государства на постоянной основе. Признаки: * это система официальных структур; * включает в себя только официальные (государственные (НЕ общественные)) организации; * призван осуществлять функции государства. Структура механизма государства – строение, состав, который оптимален для текущего выполнения функций государства; зависти от содержания функции. Среди государственных организаций выделяют 3 категории: 1. Государственные органы (органы государственной власти) – официальные представители государства, обладающие властными, общеобязательными полномочиями. 2. Государственные предприятия – организации государственной формы собственности, производящие материальную продукцию (заводы, фабрики). 3. Государственные учреждения – организации государственной формы собственности, которые оказывают населению социально полезные услуги (ВУЗы, государственные больницы, государственные театры, государственные транспортные предприятия). В рамках единого механизма государства выделяется аппарат государства (часть механизма государства), состоящий только из властных органов.
Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства влияют множество факторов: 1. этап развития, на котором находится государство; 2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода; 3. размеры территории; 4. национальный состав населения; 5. географическое положение страны; 6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей. Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет государственный режим.
В юр. литературе понятие «механизм гос-ва» не явл. однозначным. Одни ученые под механизмом гос-ва понимают – аппарат гос-ва, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется гос. власть; другие включают сюда органы гос-ва и гос. организации. Механизм гос-ва понимается в 2-х аспектах: в узком смысле – как органы гос-ва, и в широком – как совокупность гос. органов и организаций. Особенности механизма государства: 1. Это целостная иерархическая система государственных органов и организаций. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями; 2. Первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы и организации, в которых работают гос. служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). 3. Механизм служит средством осуществления гос. власти и функций гос-ва; 4. Для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет орудия принуждения – тюрьмы, вооруженные силы и др.; 5. Сложность и многообразие органов гос-ва и гос-х организаций. Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, которые стоят перед гос-м на том или ином этапе его развития.
Государственные органы: понятие, классификация, компетенция. Государственные органы (органы государственной власти) – официальные представители государства, обладающие властными, общеобязательными полномочиями. Свойства государственных органов: 1) обладает властной компетенцией (ТОЛЬКО для государственных органов) * общая компетенция касается тех органов государства, которые принимают к рассмотрению практически все вопросы общественной жизни (Правительство, Президент, МВД). * специальная компетенция у тех органов государства, которые управляют узкими сферами общественной жизни (Департамент рыбного хозяйства). 2) создаются после нормативно-правового обеспечения (легальность). 3) имеют структурную иерархию по вертикали и горизонтали. 4) формируются назначаемым либо избираемым путем. Виды государственных органов: 1. * Единоличные (Президент) * Коллективные 2. в зависимости от способа принятия решений: * единоначальные (решения принимаются только первым руководителем, например, Прокуратура, МВД, ФСБ); * коллегиальные (решения принимаются коллегиями должностных лиц, например, Правительство, Администрация края). 3. * чрезвычайные * обычные 4. по принципу разделения властей: * законодательные, * исполнительные, * судебные. 5. по объему компетенции: * общей компетенции, * специальной компетенции. 6. по территориальному уровню деятельности: * центральные (федеральные), * региональные (субъектов РФ), * местные (их нет, т.к. по КРФ местное самоуправление не является государственным органом). + 7. в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора. 8. в зависимости от порядка образования: * выборные, * назначаемые.
Принципы формирования и деятельности аппарата государства. Принцип – руководящая, основополагающая идея, по которой проверяют результативность практики. Чаще всего основные принципы формирования и деятельности аппарата государства закрепляются в Конституции, находят отражение в текущем законодательстве. 1. Принцип разделения властей в государстве имеет смысл только применительно к государственной власти. «-» - постоянная конфликтность между ветвями власти. 2. Принцип компетентности (компетентность = объем знаний) – наличие профессиональной подготовки кадров государственных служащих. 3. Принцип научной обоснованности предполагает учет научных рекомендаций в рамках управленческой деятельности. 4. Принцип субординации предполагает соподчинение низших подразделений высшим. + 5. Принцип территориальности – каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории. 6. Принцип централизма и децентрализма – по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других вопросах необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. 7. Принцип коллегиальности и единоначалия. 8. Принцип гласности и тайны. 9. Принцип законности.
Понятие права: основные подходы. Основные школы права 1. Теологическая теория права. В глубокой древности источник позитивного права видели в воле богов и их "помазанников" - правителей государств (Индия, Китай, Египет). Влияние религии на содержание законов и права в средние века привело к господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов (Фома Аквинский). Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен). 2. Теория естественного права (доминирует в Западной Европе с 50-х гг. 20 в.). Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с дарованными государством нормами поведения (позитивное право) существует высшее право, включающее в себя неписанные общепризнанные идеи, ценности и неотчуждаемые от рождения права на жизнь, свободу, частную собственность и стремление к счастью. 3. Историческая школа права возникла в конце 18 - начале 19 вв. (К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухта) в противовес естественному праву. Отрицалась возможность существования единого права народов; право – это продукт не индивидуального разума и воли законодателя, а продукт народного духа, творческой деятельности целого народа в его единстве; оно всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание. Право развивается самопроизвольно, медленно, но органически. Право, как и языки, формируется от поколения к поколению без всякой борьбы и напряжения. 4. Позитивная теория права (И. Бентам) сложилась во 2-ой половине 19 в. В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие "субъективное право" как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. 5. Нормативистская теория права (начало 20 в.; СССР, Франция (де Голль), Германия). Право – устанавливаемые государственной властью общеобязательные нормы (команды), обеспеченные принуждением и выражаемые только письменно, документально. → * Единственным правотворцем признается государство (характерно для диктатуры). * Право должно быть формально определенным (неписанные нормы не одинаково воспринимаются людьми). * Нормативизм абсолютизирует форму права и недооценивает его содержание (нет критерия правомерности). Г. Кельзен в "чистой теории права" видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. 6. Социологическаятеория права зародилась в середине 19 в. (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Основной постулат ее состоит в том, что "право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни". Это "живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца. 7. Психологическая школа права создана в начале 18 в. Л.И. Петражицким. Право – интуитивное, взаимное переживание (беспокойство) по поводу какого-либо долга, обязательства. Если переживание не взаимное, а односторонне, то возникает нравственность, а не право. 8. Социалистические и коммунистические учения о сущности права сложились во 2-ой половине 19 в. и исходили из классовой природы государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. Право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Оно не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.009 с.) |