ТОП 10:

Истоки происхождения государства



Общественная организация первобытнообщинного строя

Государство и право появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества. Общество— это обособившаяся от природы часть матери­ального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходи­мость взаимодействия между собой, имеющих постоянные об­щие потребности и интересы, которые могут быть удовлетво­рены только их совместными усилиями.

Под обществом в первом слу­чае понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместной деятельности; во втором случае — определенный этап исторического развития; в третьем — население конкретной страны.

Элементами-признаками общества являются:

♦ обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;

♦ постоянные интересы, связывающие всех членов общества;

♦ совместное удовлетворение интересов (потребностей) чле­нов общества;

♦ регулирование поведения посредством установ­ленных обществом общеобязательных правил;

♦ наличие организованной силы (власти), способной обес­печить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Обществу присущи различные формы организации: на первобыт­нообщинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. По­литической форме общественной организации всегда соответствуют государство - обладающее аппаратом управления,законы и учрежде­ния - контролирующие их исполнение.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род: объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет —демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, кото­рый выбирал своего старейшину. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старей­шину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой — должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к не­му других членов рода.

По мере развития род разрастался и распадался на несколько дочерних родов. Объединения родов образовы­вали племена. Укрупнение общественных структур было выгодно общес­тву: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы,использовать более совершенные приемы труда (на­пример, охоту загоном),успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более сла­бых, необъединенных.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения —обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональ­ные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколе­ния в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.

Предпосылки возникновения государства и права: три крупных общественных разделения труда(отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов),появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1.необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением (развитие производства, обособлением социальных струк­тур и т.п.;
2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения больших масс людей;
3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых;
4. необходимость поддержания в обществе порядка, обес­печивающего устойчивость общества;
5. необходимость ведения войн, оборонительных и захватнических и др.

Указанные причины действовали в различных сочетаниях. В разных условиях(исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных)главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Специфические формы возникновения государства у разных народов

Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

// На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя — земельная община,коллективная собственность и др.

Афины —классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями — членами пат­рицианского рода и пришельцами — плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

Среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих на данном историческом этапе властью. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и, следовательно,является структурой благоденствия. Подходы к возникновению и значению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

• возникновение государства сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

• возникновение госу­дарства происходило тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

• влияние эпохи на авторов теорий(каждая эпоха откладывала от­печаток к на всеобщее мировоззрения и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

• субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

 

44. Понятие, структура и уровни правового сознания.

 

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Принято различать несколько уровней и видов правосознания.

Правосознание
Уровни Виды
• Обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве • Индивидуальное: формируется у конкретного индивида
• Профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции • Групповое: формируется в отдельных социальных группах (например,у бюрократов)
• Научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право • Общественное

Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек:

— признает необходимость права;

— соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха;

— уважительно относится к правам других.

Правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является лишь частью общественного сознания. Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные составляющие права — юридические учреждения, их организацию, отношения.

Два важных элемента — уровень развития правотворчества и состояние законности и правопорядка в стране характеризуют как бы два измерения правовой культуры, от взаимной согласованности которых во многом зависит качество правовой жизни общества.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.); правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.); правотворчество организаций, учреждений, предприятий.

Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.

Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.

В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.

Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:

— соблюдение и уважение права;

— понимание его культурной и духовной ценности.

Это делает законность важной политико-правовой характеристикой общества.

Кроме того, уровень законности показывает, насколько законы соответствуют правовым представлениям населения на данном историческом этапе, а также насколько они отвечают потребностям общества и способствуют его развитию.

Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.

Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.

Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов;

— обеспечением и реализацией субъективных прав;

— исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Структура правосознания.Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) — сложное структурное образование, в котором можно выделить ра­циональные компоненты, обычно называемые правовой идеоло­гией.

Правовая идеология включает в себя понятия и представ­ления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и каче­ственные показатели таких представлений могут быть различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука. Научная теория определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ совре­менной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рацио­нальное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные струк­турные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на ха­рактер и направленность правового поведения. Практика изуче­ния правомерного поведения показывает, что трудно что-либо по­нять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмо­циональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомер­ное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты.

Первый элементинформационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания — обяза­тельная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элементоценочный. Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется третийэлемент волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных эле­ментов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

 

 

45.Нормативно-правовые договоры: понятие, виды







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.25.104 (0.007 с.)