ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Это, разумеется, не означает



при­нижения роли и значения несобственно политических организаций в политической системе общества,

ибо речь идет лишь об отсутст­вии доминирующего политического аспекта вих деятельности, а не в отрицании его как такового.

(3)Третью группу составляют ОРГАНИЗАЦИИ, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект.

Они возникают и функционируют

на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (например, общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т. п.).

Политический оттенок они при­обретают лишь

как объекты воздействия на них со стороны госу­дарственных и иных политических органов и организаций,

но от­нюдь не как субъекты — носители политической власти и соответ­ствующих политических отношений.

21.Место и роль государства в политической системе общества.

Государство играет решающую роль среди всех вышеназванных объединений, т.е. составных частей политической системы общества.

Это выражается в том, что:

государство будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти;

в структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества. В то же время все остальные составные звенья политической системы, т.е. это политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезнуть;

государство выступает главным инструментом реализации важнейших задач политической системы;

Именно эти обстоятельства ставят государство в центр политической системы общества.

Следует сразу оговориться, что

государство нельзя отождествлять с политической системой,

его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящий в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт.

Закрепляя за государством особое место в политической системе общества необходимо обратить внимание на следующие его особенности.

Во-первых,государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация.

Государство объединяет или, по крайней мере стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

В конституциях и других своих основополагающих актах оно (государство) стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа. Особенно ярко это проявляется в конституциях таких государств как США, Германии, Франции, Испании, Швеции, Японии др.

Например, в Конституции США сказано так: “Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждая правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатом Америки”.

В преамбулах многих конституций обращение к народу есть стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа.

Не является исключением и Конституция РФ, где также сказано «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передававших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации»

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической и идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему классу.

В то же время государство не ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти класса или социальных групп. Наоборот, государство прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале современное государство стремится к тому, чтобы его социальная база, каковую составляют все граждане государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Во-вторых, особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что государство сосредоточивает всвоих руках основные орудия и средства производства т.е становитсясобственником огромных материальных и финансовых средств.

Так, например, по Конституции СССР 1936 и 1977 годов в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, а также воды и леса.

Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество предприятий, городской жилищный фонд, а также иное имущество, которое необходимо для осуществления задач государства.

Допуская наличие других форм собственности (колхозно-кооперативную, собственность общественных организаций и личную) конституционные акты в то же время на первый план выдвигали государственную собственность. В Конституции 1977 г. (ст.2) особо подчеркивалось «государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности».

Действующее законодательство России , в частности статья 8 Конституции РФ признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Таким образом, Россия отказалась от приоритета государственной собственности.

Нет сомнений в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Однако это должно происходить при одном условии, а именно, чтобы под видом «демократической приватизации» не допускалось противоправное присвоение небольшой группой стоящих у власти людей всего или значительной части народного достояния.

Для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности. А чтобы государство было стабильным, важным условием является наличие хорошо развитой государственной формы собственности, что видно на примерах развитых стран: Англии, Франции, Германии, Японии и США.

В-третьих, исключительное место и роль государства в политической системе общества обуславливается наличием у государства специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои постоянно действующие аппарата. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов как суд, милицию, прокуратуру, органы госбезопасности.

Кроме того, кроме государственных никакие другие органы (партийные или общественные) не обладают государтвенно-властными полномочиями.

В-четвертых,государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему

Ø оперативно управлять многими отраслями экономики

Ø и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Только государство имеет право на правотворчество, т.е. издавать законы, имеющие обязательный характер для всех граждан, находящихся на территории государства.

Государственные органы, обладая государственно-властными полномочиями, могут

Ø не только издавать в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты,

Ø но и обеспечивать их реализацию.

Это достигается разными способами:

путем воспитания, поощрения и убеждения,

осуществления постоянного контроля за точным соблюдением эти х актов,

применение в необходимых случаях мер государственного принуждения.

В-пятых,в политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти, как вы уже знаете, выступает как один из признаков государства.

Содержание этого признака заключается

в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими государственным организациям внутри страны

и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.

 

В-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций. Государство единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

В-седьмых, только государство имеет географические пределы,т.е. территорию, на которую распространяется его властьи границы политического пространства.

Государство охватывает граждан, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящие налоги, т.е. материально обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.

В-восьмых, государство - важнейший интегрирующий (объединяющий) фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

В силу своего общесоциального начала государство берет на себя заботу об ОБЩИХ ДЕЛАХ. Только оно занимается общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых до экологического обеспечения будущих поколений людей.

В-девятых, политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений находится в постоянном движении. Все ее структурные элементы направлены на увязывания, согласования интересов социальных групп, выработку политических решений.

Когда же возникает чрезвычайные общественные ситуации (напр., простейшие стихийные бедствия не говоря об изменении формы правления или политического режима) особая роль в их разрешении отводится государству.

Причем в этом случает речь идет не просто о государстве, а о государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

 

18. Место теории государства и права в системе юридических наук. Особенности предмета Теории государства и права.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.147.211 (0.013 с.)