Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение как одна из форм реализации права

Поиск

Понятие и признаки применения норм права

Примене­ние является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и тре­буется вмешательство в этот процесс компетентных государ­ственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназван­ные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотрен­ные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.

Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отноше­ниях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.

Физические и юридические лица обычно самостоятель­но реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:

» отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосред­ственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного реше­ния в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим долж­ностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);

» отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, вы­деление земельных участков);

» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для исполь­зования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);

» отношения по привлечению к юридической ответст­венности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются доб­ровольно (например, не выполняется договор поставки);

» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награж­дении отличившихся граждан).

Признаки применения норм права

1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами (должностными лицами)

Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т.д.

2. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.

Такова деятельность прокурора по осуществлению надзора за точным и неуклонным соблюдением законов.

3. Индивидуальный характер - отражение сущности правоприменительной деятельности в индивидуальном акте применения права.

Эти акты относятся к определенным жизненным обстоятельствам и конкретным субъектам права. Они рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие после реализации конкретных прав и обязанностей.

Принятие индивидуального правового решения, установление конкретных субъективных прав, юриди­ческих обязанностей, ответственности в случае их нару­шения (напри­мер, приказа о назначении на должность, приговора суда).

4. Соблюдение процессуальной формы - осуществление применения норм права в строго установленном законом порядке.

Особое значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

Принципы и функции правоприменения

Правоприменительная деятельность государственных органов и долж­ностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, об­щепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значе­ние имеют принципы законности, социальной справедливости, целесооб­разности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?

// Принцип законности означает строгое и неуклонное следование госу­дарственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприме­нительной деятельности.

Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие право­применительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной проце­дуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юриди­ческих актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).

Принцип социальной справедливости означает деятельность правопри­менительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо гра­ждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не счи­таться с тем, что "нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы", как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволю­ционной России), "отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов" и что применение норм права "агентами власти, судебной и административной", с точки зрения социальной спра­ведливости "еще более наклоняет действие законов в этом направлении", выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господ­ствующих слоев.

Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности оз­начает учет конкретных условий применения того или иного норма­тивно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся си­туации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означа­ет полное выявление, тщательное изучение и использование всех относя­щихся к делу материалов, принятие решения только на основе достовер­ных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обосно­ванности при принятии правоприменительного акта служит веским осно­ванием для его отмены.

Наряду с названными принципами существуют и иные принципы пра­воприменитель-ной деятельности.

Функции применения права

Организационная Правоохранительная
Эта функция заключается в сосредоточении важных для государства вопросов в руках компетентных органов, наделенных властными полномочиями, потому что в ряде случаев для защиты прав граждан и организаций необходима координация и применение к правонарушителям мер юридической ответственности (органы исполнительной власти, наторит). Одновременно с организационной функцией правоприменительные органы осуществляют охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц (система правоохранительных органов: суды, прокуратура, адвокатура и т.д.)


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.007 с.)