Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон в системе нормативно-правовых актовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке. Так, например, Закон Российской Федерации: 1) принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации; 2) содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом; 3) обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов; 4) имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации; 5) является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить. Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу, в частности, относятся: 1) чрезвычайное положение; 2) принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта; 3) изменение статуса субъекта Российской Федерации; 4) описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; 5) референдум и др. На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. д. Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.
46.«Азиатский путь» и «европейский» пути происхождения государства.
Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как азиатский и европейский пути его возникновения. Восточный (азиатский) путь возникновения государства Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XXстолетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.).Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов,дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как«власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Управлять становится выгодным. Вместе с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности»появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей. Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности возникает политическое господство родоплеменной знати. В той мере, в какой удавалось, общинное «чиновничество»постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку —важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Нередко административные функции совмещались с культовыми(религиозными),что придавало им особый авторитет. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования,так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими,политическими и военными функциями. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими. Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура,сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот;ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири;далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды —сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Восточное общество было застойным: на протяжении веков и тысячелетий оно практически не развивалось. Так, в Китае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения(иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным. Восточные государства имеют много общего: » они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе; » эти государства обладают сильным чиновничьим аппаратом, который является фактически собственником средств производства; » были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял государство и считался воплощением Бога на земле или верховным жрецом; » правовые системы государств в большинстве неразвиты, закреплены в религиозно-нравственных догмах и часто поддерживаются обычаями, «культом предков» и т.п.; » как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития. Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства(фараона) или храмов. Можно определить главные характеристики азиатского (восточного) пути: = возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь,старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения; = экономическая основа - общественная и государственная собственность; = политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности; = чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников. Западный путь возникновения государства В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Именно западное общество, европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса. Основным фактором образования государства на территории Европы было классовое разделение общества. На стадии протогосударства(чифдома), формой которого была «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов. Для европейского пути характерно следующее: » государство возникло до появления классов. » насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии; » основой государства является частная собственность; » классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности; » определение политическое господство через богатство; » административная структура складывается после появления частной собственности; » государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура; В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства: a) Афинская форма В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности. В Древних Афин государство развивалось, преобразуя органы управления родового строя и постепенно вытесняя их государственными органами власти. Внешние (случайные) обстоятельства существенного влияния не оказывали. Афинская форма государственности - естественный,ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых,разделение на классы). Афинское государство возникало непосредственно и вследствие раскола Афинского общества и из классовых противоречий. Постепенно формируемая частная собственность стала основой экономического господства имущих классов. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и базилевса (выступавшего военоначальником,верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.Наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности — господство родовой знати было ликвидировано. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их богатой прослойкой общества для защиты своих интересов. В Древней Спарте возникновение государства имело свои особенности, что отличает её от Древних Афин. Спарта была аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя. Появление государства в Спарте обусловлено: • необходимость руководить завоеванными соседними территориями и держать в повиновении их население; • стремление не допустить имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности,делилась на равные участки по числу полноправных жителей, • постоянная угроза восстания рабов-илотов, численность которых многократно превышала численность спартанцев и другие. b) Римская форма государства В основном процесс государствообразования в Риме похож на Афины. Так же, как и в Греции,шло разложение родоплеменного строя и экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя и образование государства. В результате борьбы плебеев с патрициями рухнул римский родовой строй, и возникло государство. Римская форма возникновения государства характеризуется отделением родовой знати через насилие, делением общества на шесть классов. Необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы, привела во II в. до н.э. к созданию мощного государственного аппарата управления. c) Германская Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя,то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности и полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества. Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия -завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения. Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство. Таким путем шло развитие и других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии и др.). В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства. Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Образно говоря по такой"формуле": "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В"европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью". Типичным был путь возникновения государства на Древнем Востоке, а появление рабовладельческих (Древние Греция и Рим) и феодальных государств (германцы и славяне) представляло собой уникальное явление. Важнейшей закономерностью процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов. Первые государства складывались там,где существовали более благоприятные условия для сравнительно быстрого роста общественного производства (Ближний Восток, долины рек Инда и Янцзы, Мезоамерика, Перу и др.). Эти зоны были центрами классообразования, в дальнейшем распространяя свое влияние на сопредельные их территории и общества. Решающее значение для времени и места появления первых государств имел географический фактор. Африканские государства Свои особенности имело формирование государств в Африке. Современная африканистика отмечает несовпадение во времени процессов государствогенеза и классогенеза. В ряде регионов в результате специфического сочетания внутренних и внешних факторов происходила монополизация общественной функции и лишь затем намечалось появление классов. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так и от зрелого государства, что послужило основанием для выделения нового этапа становления государственности — эпохи раннего государства. Некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от государства «восточной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Правители были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т.к. существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.
47..Юридические коллизии и способы их разрешения.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.012 с.) |