ТОП 10:

Веления государственного органа могут



быть обязательными либо для всех граждан, либо для определенного круга,

выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строительства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Обращаю ваше внимание, что в категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь ГОСУДАРСТВА и ПРАВА, механизм государства в целом и отдельного государственного органа.

(4). Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий). Компетенция определяется задачами и функциями государственного органа и закрепляется в зависимости от места и роли такого органа либо в конституции либо в текущем законодательстве. Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

(5). Характеризуется определенной внутренней структурой, т.е. строением по видам отдельных служб, подразделений, которые скреплены единством целей.

 

(6).Состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Положение, права и обязанности госслужащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются законом.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество.

Государственным служащим, напр., согласно ФЗ «Об основах госслужбы в РФ» (1995) является граждане РФ, исполняющий в порядке, установленным Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ» (ст.3, п.1).

 

(7).Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, а также территориальным масштабом деятельности.

 

(8).Орган государства хотя и обладает определенной самостоятельностью (автономностью), однакоон является частью единого механизма государства,занимает в государственной машине свое место. Следовательно, органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

 

Различаются государственные органы между собой по задачам, функциям, структуре, компетенции и сферам деятельности.

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи и раскрывают понятие органа государства.

Все органы государства можно классифицировать на виды по различным основаниям:

по способу возникновения;

по объему властных полномочий;

по широте компетенции;

по разделению властей;

по порядку принятия решения.

Кратко рассмотрим указанную классификацию органов, которая их делит на виды.

 

(1) По способу возникновения органы государства подразделяются :

на пер­вичные и

производные.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они возникают

либо в порядке наследования (наследственная мо­нархия),

либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (пред­ставительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властны­ми полномочиями. К ним относятся

· исполнительно-распорядительные органы,

· органы прокуратуры и т. д.

(1) По объему властных полномочий органы государства классифицируются :

на высшие и

местные.

Высшие органы государства наиболее полно

§ олицетворяют государственную власть,

§ распространяющуюся на территорию всего госу­дарства.

Местные органы государства

· функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.),

· их пол­номочия распространяются только на эти регионы.

(2) По широте компетенции выделяются :

v на органы государ­ства общей компетенции и

v органы государ­ства специальной компетенции.

Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопро­сов. Например, правительство, исполняя законы, актив­но участвует в осуществлении всех функций государст­ва.

Органы специальной (отраслевой) компетенции спе­циализируются на выполнении какой-то, одной функ­ции, одного вида деятельности (например, министерство финансов, министерство юстиции).

На механизм государства, классификацию его высших органов непосред­ственное влияние оказывает принцип разделения влас­тей.

(4) По принципу разделения властей выделяются :

Ø законодатель­ные,

Ø исполнительные и

Ø судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным орга­нам.

Исполнительные органы. Исполнительная власть при­надлежит правительству, которое непосредственно уп­равляет страной.

Судебные органы образуют довольно сложную сис­тему, состоящую из гражданских, уголовных, админи­стративных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и консти­туционные суды.

Судебные органы "реализуют правосу­дие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

 

(5). По порядку принятия решения органы государства классифицируются :

коллегиальные и

единоличные (гражд. право), (единоначальныеадм. право).

Например,

федеральные законодательные органы,

а также законодательные органы субъектов федерации

являются коллегиальными государственными органами, которые избираются населением, т.е. являются выборными органами.

Правительство также относится к коллегиальному органу.

Министерства, Госкомитеты сочетают в себе принципы единоначалия и коллегиальности (наличие коллегий).

Федеральные службы (напр, ФСБ, ФСНП) являются единоначальными государственными органами.

Исполнительные органы относятся к органам назначаемым, где служащие назначаются соответствующим юридическими актами.

 

Представительные органы государственной власти.
Представительными государственными органами являются законодательные органы и местные органы власти. Они формируются путем избрания населением, действуют от его имени и ответственны перед ним. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства: он устанавливает предписания, обязательные для исполнительной власти и составляющие законодательную основу деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Конгресс — в США.
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней. Подобная структура обеспечивает более устойчивое равновесие сил между исполнительной и законодательной властями, поскольку власть одной палаты сдерживается деятельностью другой палаты (Палата общин и Палата лордов в Англии). Нижняя палата парламента состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации. Однопалатные парламенты существуют в большинстве своем в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).
При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комитеты и комиссии. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти.
Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются глава государства, правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения органа.
В республиках главой государства является выборный президент, а в монархических государствах — монарх.
Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган власти, который осуществляет функцию управления государством. Правительство может иметь ряд названий: Совет министров, Кабинет министров и тому подобное. В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным. Правительство по своему составу может быть коалиционным либо однопартийным.
Министерства, ведомства и другие центральные учреждения призваны обеспечивать должное управление основными и наиболее важными сторонами общественной жизни: экономикой и социальным строительством. Количество министерств и других центральных учреждений в различных государствах может быть неодинаковым.
К числу специальных (силовых) органов исполнительной власти следует отнести органы охраны правопорядка, органы государственной безопасности и вооруженные силы. Для решения задач по охране правопорядка, обеспечения безопасности государства и его обороны от нападения эти государственные органы могут применять меры силового воздействия, в том числе с использованием боевой техники и оружия.

Судебные и правоохранительные органы государственной власти.
Суд — это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. Суд как независимый орган власти опирается на закон и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.
Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют функции Конституционного суда.
В соответствии с правовой сферой, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.
Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.
Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд.
Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государственном управлении.
Вместе с тем в систему специализированных правоохранительных органов принято включать органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуры.

 

 

6.Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.009 с.)