Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй шаг: душа стремится к счастьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Спускаемся глубже. На середине пути — наша душа, сокрытая внутри. Здесь гнездятся разум и воля. Разум — это наша способность к познанию, а воля — стремление к любви. Если разум следует своему предназначению, то он ищет правды. Если воля подчиняется своим внутренним законам, то она избирает благо. Когда разум открывает истину и держится ее, мы ощущаем, что счастливы. Когда воля добивается добра и остается на его стороне, мы переживаем счастливые моменты. Это счастье более долговечно, чем телесные наслаждения. К сожалению, и эти моменты счастья, которые мы испытываем, когда разум и воля удовлетворены и послушны нам, могут пропадать так же внезапно, как возникли. Такое счастье можно потерять, обрести и снова потерять. А все потому, что в жизни мы не застрахованы от бурь и внутренних противоречий (вспомните наш образ глубокого каньона!). Эти противоречия сбивают разум с пути истинного, внушая ему, что истины вообще-то может и не быть, и заставляя волю избирать зло вместо блага. Апостол Павел дал очень точное описание этой внутренней борьбы: ...Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего [сотворившего сие] Иисусом Христом, Господом нашим (Рим 7:18-19, 23-25). Из-за этой-то внутренней смуты на полпути к цели мы теряем способность к более долговечному счастью. Третий шаг: дух добивается радости Что же делать? Идти вглубь. Сойдите в самую глубину каньона, туда, где рождаются самые глубокие стремления, в область духа. Там, в тишине внутреннего мира, ждет нас Иисус, чтобы изменить все наше существо и даровать нам любовь и мудрость. Это место встречи человека и Бога. Там мы учимся ошущать небо на земле. Вернее, именно там небо настигает нас. Если у нас достанет мужества зайти так далеко (точнее, сойти настолько глубоко), то мы сможем воскреснуть п пасхальной радости вместе с Иисусом. Мы сможем соединиться с Иисусом, воплощенной Радостью. Отец посылает нам Духа Святого, чтобы поддержать нас в пути. Иисус молится об этом: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14:16-17). Если Дух Святой встречается с нашим человеческим духом, мы сразу ошушаем это — по плодам его: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23). Иисус воскресший устраивает для нас персональную Пятидесятницу. Затем мы понимаем, что радость — это дар. И мудрость — тоже. Радость вдохновляет волю на поиски высшего блага. Мудрость ведет разум к истине, так что истина постепенно осеняет разум. Радость укрепляет волю в любви. Смотрите, вам не кажется, что радость и любовь гораздо больше вас самих? Как я уже говорил, обычно человек влюбляется, как бы впадает в состояние любви. В последней главе книги «Небеса...», которая называется «Поиски кончились. Небесная радость», Питер Крифт пишет об этом: Радость «разбивает сердце*, сосуд наших чувств. Она больше нас; не она — в нас, а мы — в ней: «Войди в радость господина твоего» (Мф 25:21). Понятно, что слова «удовольствие*, «счастье* и «радость* часто используют, как синонимы. Я не возражаю против этого. Ясно одно; они обозначают то, к чему мы стремимся: телесное наслаждение, наполняющее душу счастье, которое берет начало в знании истины и воле к добру, и духовную радость. Так же верно, что мы стремимся к совершенному, окончательному удовлетворению, которое не пропадает никогда. Наша схема пути, состоящая из трех этапов, показывает, что путь к этой цели лежит через удовольствие к счастью и далее к радости, которые связаны соответственно с телом, душой и духом человека. Следуя этой модели, мы в конце концов начинаем понимать, чего мы по-настоящему жаждем. Надо только помнить, что наша модель — это лишь координатная сетка, наложенная на реальное изображение. Конечно же, тайналич-ности не может быть исчерпана никакими схемами. Мы жаждем бесконечного счастья. Ничто другое, временное, нас не удовлетворяет. Простота модели не должна нас вводить в заблуждение, будто достичь высшего счастья так просто — всего-то три шага до цели. Странствие по направлению к радости — путешествие трудное и опасное, на пути к ней встречаются разочарования и страдания. Прозрачность образа может скрыть от нас эти сложности, подстерегающие на дороге. Просто помните, что, как и в настоящем походе, спускаясь в глубь каньона, мы можем столкнуться с опасностью, нам придется плутать или искать кружной путь, пережить бури и ураганы. Христианство дает нам совершенное учение о человеке. Он живой, в нем сталкиваются добро и зло, радость и боль. Но есть в нем и надежда, и стремление к счастью, — к нему мы стремкмся больше всего. Ощущение радости Мое тело может быть источником удовольствия. Моя душа может излучать счастье. Но только Бог создает радость. Один Бог может дать, придумать и осуществить то, что поражает нас исключительной радостью, сравнимой с пасхальным ликованием. Если я с головы до ног преисполнен радости и хвалы, значит, это Дух Святой действует во мне в союзе с моим человеческим духом. Что же происходит со мной, когда Бог дарует мне радость? Радость бесконечна Прежде всего у меня возникает ощущение, что радость — это нечто вечное и устойчивое состояние. Удовольствия могут испариться. Счастье может исчезнуть. Но теперь-то я обретаю радость, это непреходящее чувство. То, что идет от меня, — недолговечно. Радость, которая идет от Бога, — вечна. С объективной точки зрения, радость не имеет конца. Но, реально глядя на вещи, я скажу, что ощущение радости очень часто прерывается. Вот почему я должен предупредить вас, что обычно устоять в радости навсегда оказывается для человека невозможным делом даже после того, как мы вкусили эту божественную радость. Наша натура переменчива. Мы обретаем Иисуса, а потом теряем Его. Мы приходим к Нему, а после забываем о Нем. Святые свидетельствуют о том, что они вынуждены были постоянно бороться за то, чтобы остаться рядом с Иисусом. В конечном итоге мы имеем целый сонм святых и праведников, которые последовали Христу и которых радость вела по жизни даже несмотря на страдания. Другими словами, встреча с радостью — это еще не коней духовного путешествия. Скорее, это только начало. Как говорят ирландцы, «в каждом есть хоть чуточку неба». Однажды вкусив радости, мы все время стремимся снова припасть к ее источнику. В конце концов, по воле Божьей, мы приникаем навсегда к этому источнику радости. Радость всегда кажется новой: ведь ничего подобного мы раньше не могли испытать. И в то же время она кажется давно знакомой, потому что мы знаем, что она существовала до начала времен. Мы жалеем о том, что она приходит поздно: ведь мы так долго жили, не зная ее. Поэтому блаженный Августин восклицает: «Поздно полюбил я Тебя, о Красота, такая древняя и такая новая!». Радость разливается вокруг Радостью нельзя овладеть. Это она владеет нами, а не мы обладаем ею. Живая вода из божественного источника радости требует выхода наружу. Иначе мы можем захлебнуться! Следуйте потоку радости: он влечет нас по направлению к Богу — с песней хвалы и благодарности, он направляет нас и к людям — с вестью надежды, и он выносит наши души и тела вовне, то есть к экстазу, к выходу за пределы самих себя. Радость неугомонна: когда мы радуемся, Бог, люди и весь мир немедленно узнают об этом. Нам не надо принимать решения, чтобы поделиться радостью, она сама все решает за нас. Мы просто несем поток этой радости с легкостью титанов. Физическая энергия распространяется вовне естественным образом. Точно так же происходит и с духовной энергией, которую мы зовем радостью. Вулкан извергается согласно закону физической необходимости. Радость тоже взрывается сама по себе, но не по закону слепой необходимости, а потому, что она переполнена любовью Божьей. Никто не принуждает меня к вспышкам радости. Я подобен орлу, свободно воспаряющему вверх. Никто не заставляет меня делиться радостью. Меня просто несет волна ее обильной щедрости. Когда я нахожусь в потоке радости, я оказываюсь вне самого себя. Это и есть «экстаз», «эк-стазис» — выход за пределы. Радость распространяется сама по себе. Небесная радость Радость, именно радость, —- это то, что постоянно «чувствует» Бог. Радость — небесное состояние. Отношения между Лицами Троицы — это бесконечное извержение радости, не по необходимости, — ничто не принуждает Бога, — но потому, что Он обладает радостью в преизбытке. Бог переполнен радостью. Она изливается из Него в акте творения. Противоположность радости в будущей жизни — ад. Писание называет его вечной смертью. Ад — это место, где нет Бога и радости, присущей одному Богу- Поэтому ад невозможно описать. Как можно изобразить отсутствие? Как вы могли бы обозначить абсолютное отсутствие радости? Иисус говорит о небесах и об аде образно. Он лишь намекает о них. Царство Небесное Христос описывает по-разному: здесь и образ свадебного пира, и малое семя, которое вырастает в высокое дерево, и закваска, которая сквашивает все тесто. А вот для ада у Него есть только один образ — огонь. Огонь, пожира-юший кислород, горящий не сам по себе, а за счет топлива, огонь, истребляющий все живое. Эти образы — не строгие определения, а сравнения, призывающие знакомые нам понятия на помощь нашему пониманию. Тот, кого хоть раз переполняло половодье истинной радости, уже предвкушает небесное блаженство. Тот, кто никогда не знал радости, может рассказать нам об аде на земле — и о будущей тьме кромешной. Ад — это там, где совершенно и навсегда отсутствует радость. Небо — это там, где живет наивысшая и непреходящая радость. Радость взрывается хвалой Радуясь, мы хвалим Бога. Мы взрываемся фонтанами радости, подобно тому, как рпутся из нас возгласы «аллилуйя!» на пасхальной литургии. Слово «аллилуйя» по-еврейски означает «Хвалите Господа! Хвалите Бога!». Прислушайтесь к словам пасхальных антифонов (из утренних молитв на Пасху): Христос воскрес из мертвых, и Его сияние осветило людей, которых Он искупил Своею кровью. Аллилуйя! Наш Избавитель восстал из гроба; воспойте Ему песни хвалы, Господу нашему и Богу. Аллилуйя! Аллилуйя! Господь наш воскрес, как обещал. Аллилуйя! Хвала, о которой здесь говорится, конечно, не имеет ничего общего с теми похвалами, которые несутся с экранов телевизоров в адрес политиков или внедряются в сознание потребителя через рекламные ролики. Когда я слышу все эти шумные рекламные кампании, в которых о каком-нибудь кинофильме кричат: «Очаровательный! Гипнотический! Изумительный! Интригующий! Это событие!», — я просто поражаюсь. Спортивные комментаторы и пиарщики тоже обладают большим запасом хвалебных слов. Нам достаточно хорошо известно, чего стоят псе эти хвалы, — все это лишь «гиперболы» (от слова «hyperbole» — «преувеличение»). Мы действительно нуждаемся в ком-то или в чем-то достойном превозношения. Эта потребность соответствует человеческим стремлениям. Но в секулярном обществе похвальные слова, обращенные к Богу, выглядят глупостью. Только отдельные группы протестантов и католиков решаются идти вразрез с общепринятым мнением. Они славят Госпола громким голосом, чем свидетельствуют о радости, побуждающей их к этому велегласному прославлению. Наши впечатлительные современники, — читай: граждане секулярного общества или запуганные ими верующие, — чувствуют себя при этом неуютно. Я не намерен пропагандировать какой-то один стиль или манеру. Каждый волен славить Бога по-своему. Если человек испытывает радость об Иисусе и хочет громко воспевать «аллилуйя!», это прекрасно. Если другой человек предпочитает петь хвалу Господу п статичной форме григорианского хорала, — великолепно! Если Бога хвалят в деревенской церкви непритязательными обиходными песнопениями, — замечательно! Если хвала слышна лишь в тихом дыхании молящегося христианина, — тоже здорово! В сущности, хваление Бога — самое достойное занятие для человека: ведь только так мы можем выразить благотворное действие радости в нас. Люди, захваченные радостью, не нуждаются в том, чтобы их учили, как хвалить Господа. Они выражают свою радость о Господе в соответствии с личными склонностями и ситуациями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.013 с.) |