Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иисус как Учитель созерцания↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эти опыты созерцания позволяют нам понять хотя бы немного, какой великий внутренний мир есть в каждом из нас. Они пробуждают способность к внутреннему странствию. Благодаря им мы можем размышлять об Иисусе как Учителе. Один из методов такого размышления — увидеть Иисуса как «Учителя созерцания». Когда я брожу по страницам Евангелия и слушаю Иисуса, Учителя, я всегда вижу, как Он ведет своих слушателей (и меня) к тому, чтобы войти внутрь духовного мира и исследовать его. В течение многих лет я думал об Иисусе как о моем Учителе по многим причинам. То я видел Его толкователем Писания, выявляющим его истинный смысл, как в Нагорной проповеди и других речениях. То Он представлялся мне как искусный проповедник, который использует случаи из повседневной жизни, чтобы увлечь воображение слушателей, — так, чтобы они усвоили ту или иную евангельскую идею. Часто я представлял себе Иисуса как терпеливого наставника, преподающего нравственные уроки или передающего духовный опыт. Или я сознавал, что Иисус — наш истинный пример в христианском поведении. Но мало-помалу у меня стало складываться четкое понимание, что Иисус — прежде всего Учитель созерцания. Очень часто Он обращается к нам как «Господь созерцания». Иисус смотрит на Своего ученика как на средоточие некой тайны, а не как на проблему, требующую решения. Он находит каждого из нас, сидящего в темном туннеле собственной греховности, и зовет нас выйти на свет. Невероятно, но для этого Господь посылает нас вовнутрь, исследовать самих себя, наши мнения, наш взгляд на жизнь. Иначе говоря, Он побуждает нас развивать нашу способность к созерцательной молитве. Я начал понимать, что Его проповеди звучат не просто для того, чтобы логично объяснить, как стать нравственным и духовным человеком, но представляют собой ряд высказываний, каждое из которых дает нам возможность открыть в себе внутренний импульс, влекущий нас к Богу. Иисус действительно преподает нам вечные истины, которые предназначены для формирования наших взглядов на вещи, но Он также направляет наши сердца к созерцательной молитве. Его изумительные притчи задуманы для того, чтобы пробудить наш дух, а не просто чтобы удержать внимание слушателей. Они не нравоучительные истории, но — мощные образы, предназначенные для того, чтобы вскрыть правду о нас самих, которая залегает глубоко внутри. Каждая притча зажигает светильник в сердцевине нашего сознания. Его слово — это семя, брошенное в хранилище моих знаний и представлений. Судьба этого семени зависит от того, насколько охотно я позволю божественной силе взращивать его. Добрый самарянин — это сокрытый идеал, готовый развернуться во мне, если только я позволю Богу привести его в действие. Блудный сын — это тоже я, когда я перестаю отвергать возможность прощения, тот дар, что посеян Богом в моем сознании. Иисус, таким образом, не объясняет тайну, но освещает ее, помогая нам увидеть ее внутри самих себя. Его учение, его рассказы, следовательно, становятся откровением того, что Бог насадил в наших сердцах, — представлением о том, кто мы и кем мы призваны быть. Вот почему Иисус говорит, что Царство Божье — внутри нас (Лк 17:21). Он пытается помочь нам ошутить и принять тайну нашей личности и понять, как она может раскрыть и повлиять на наши мысли, отношения, поведение. Аббат-трапп ист Томас Китинг приводит в качестве примера такой важный образ. Он представляет себе человеческий дух как реку. Поверхность ее — это поток нашего сознания, круглосуточное внугреннее кружение наших мыслей, воспоминаний, представлений, разочарований, страданий, удовольствий, побед, забот, умственных прений и мыслительных игр. Китинг называет это психологическим уровнем осознания. Ниже, под этим оживленным потоком внутреннего движения, находится более глубокий и тихий мир духа. Это и есть духовный уровень нашего «Я». Первая цель созерцания — проникнуть под поверхность нашей «реки» в сферу духа. Там мы меньше подвержены и шуму внешнего мира, и нашим поверхностным заботам. Еще глубже находится самая тихая область нашего духа. Это точка соприкосновения с Богом. Это место божественного присутствия, Святой Дух, к Которому мы стремимся, с Которым общаемся и от Которого получаем божественную энергию. Нескольколет назад один англиканский епископ, Джон Робинсон, посетовал на то, что мы мыслим о Боге слишком материально: будто Он «где-то там», слишком далекий от повседневной жизни, очень уж «небесный» Бог. Робинсон считает, что нам лучше бы почувствовать Бога как «основу бытия», Того, Кто всегда «здесь и сейчас». Я думаю, он затронул действительную проблему, но не нашел адекватного ее решения. Его «основа бытия» все-таки остается слишком абстрактным термином, смутно обозначающим нечто, стоящее за житейским гулом всего происходящего здесь, на земле. Он, конечно, кукловод, уже не руководящий земными делами с неба, он уже находится где-то здесь, внизу, управляя совместным существованием материальных объектов. Но если я не расположен молиться Богу трансцендентному — абстрактному и удаленному за пределы земного мира, то почему я должен довольствоваться поклонением Богу имманентному, являющемуся основой бытия, но столь же безличному и туманному? Сын Божий уже разрешил эту дилемму, Он шел с небес, жил на земле рядом с нами. Иисус как божественный Учитель пытается пробудить в каждом человеке осознание своей внутренней жизни и возможности встречи с божественной реальностью внутри нас. Богдействительно именно здесь, лично присутствует в каждом человеческом существе как истинный источник духа каждой личности, готовый по-настоящему, активно участвовать в этом пути души к своим истокам. Учитель — Рассказчик Много лет назад, когда я только поступил в Семинарию аббатства св. Норберта, у меня было весьма туманное представление о моем призвании к священству и вообще о религиозной жизни. В то время, когда я только начал по-настоящему формироваться как личность, я пережил два момента, перевернувших всю мою жизнь. Это был настоящий «опыт пробуждения». В обоих случаях я был просто поражен реальными историями. Первое событие произошло во времена моего новициата*, когда я прочел «Историю одной души», автобиографию святой Терезы изЛизьё. Я и не ожидал, что исторня жизни монахини-кармелитки, уроженки страны, с культурой и образом жизни которой я не имел ничего общего, может произвести на меня такое глубокое впечатление. Когда она говорила о любви Иисуса, ее слова находили живой отклик в моем сердце. Я не представлял, что способен к восприятию такого внутреннего опыта. И как же Маленькая Тереза добилась этого? Именно своим ярким описанием истории собственного духовного пути. Она делилась своей любовью к Иисусу и тем самым пробуждала и во мне то же чувство. Ее удивительная история послужила началом и моего духовного пути. Ее путь «малых дел» научил меня, как преврашать мои обычные дела в выражения любви к Богу, к другим людям и к себе самому. Уже когда мое обучение в Семинарии подходило к концу, я услышал другую историю, столь же неотвратимо изменившую мою прежнюю жизнь. У нас во время трапезы читались отрывки из книг духовного содержания. Почти все время голос чтеца, да и содержание книг служили просто привычным фоном наравне с приглушенным звоном столовых приборов и тарелок, пока мы обедали. Редко чтение особенно привлекало наше внимание. Мы вяло на него реагировали, разве только из чувства долга мы иногда пытались вникнуть в то, что читается. Но вот однажды чтец начал читать «Семиярусную гору» Томаса Мертона. С самого начала его история вызвала жгучий интерес, потому что это была превосходная проза и к тому же нас живо увлекли рассказы о нью-йоркской жизни. Слушая эту историю в течение нескольких дней, мы осознали, что Мертон описывает здесь духовную драму, повествует об обращении, уникальном и захватывающем. Никогда ранее в нашей семинарской столовой не стояла такая тишина. Мертоновское повествование ввергло нас всех в состояние всеобщего внимания и вызвало необыкновенный духовный подъем. Мы внимали его словам как зачарованные, ибо они действительно несли в себе духовный заряд и передавали его нам. " Новициат — институт предварительной подготовки и апробации претендентов на членство в католическом монашеском ордене. Обычно период новициата длится год. Новиций в течение этого срока должен беспрекословно подчиняться орденскому начальству, носить свойственные ордену одежды и выполнять его устав. Теперь, оглядываясь назад, я радуюсь, что услышал эту историю, именно находясь в своей общине, вместе со всеми, прежде чем прочел саму книгу в своей уединенной келье. Эта история породила в нас захватывающую каждого общую энергию веры. Мы слышали о понятии трансцендентности на лекциях по богословию. Время, проведенное за монастырской трапезой в слушании мертоновской истории, помогло нам пережить опыт трансцендентного в жизни. Мы подогревали интерес друг друга к тому, что нам открывалось. История эта произвела магическое действо, нет, лучше сказать, это напоминало истинное чуло. Это соприкосновение с мертоновскими образами особенно памятно и значительно для меня еще и потому, что его история помогла мне по-особому понять и полюбить созерцание. Созерцание, или медитация, у него торжествует и превращается в надежное и полезное средство духовного возрастания, — такое впечатление осталось у меня с тех пор на всю жизнь. Я часто возвращаюсь к произведениям Мертона и всякий раз снова обретаю пошатнувшуюся было уверенность в действенности молчаливой молитвы. Его собственная история снова вдохновляет меня всякий раз, когда я отклоняюсь от того источника, где я обрел Дух Божий и воду новой жизни. И Тереза Мартен, и Томас Мертон, каждый из своего монастырского уединения, говорили о том, что встреча с Богом, мистическая встреча происходит внутри нас, где бы мы ни жили. Я обратился здесь к примерам этих двух поразительных рассказчиков, так как считаю, что они нам покалывают, как Иисус, наш Божественный Учитель, действует в Своих притчах. Каким образом Он мог описать скрытую драму Собственной сокровенной жизни? Как Он мог изобразить будущее, которое обещал нам? Он избрал именно притчу для того, чтобы рассказать о Царстве небесном, как бы об истории жизни Его духа. В то же время Его притчи поражали слушателей и заставляли принять всерьез духовную реальность внутри себя, о которой они раньше не имели понятия. Семя, жемчужина, пшеничное зерно, лоза, пир — все эти образы побуждают внутренне раскрыться, открыть себя такими, какими мы должны быть по замыслу Божьему, осознать свой истинный выбор. Когда мы делимся собственными историями обращения, мы часто обнаруживаем, что, оказывается, нам необходимо нечто вроде языка поэзии, мы нуждаемся в метафорах и образах, чтобы описать нашу встречу с божественным. Если мы будем вспоминать случаи нашего собственного самораскрытия, то наверняка так же, как Иисус, расскажем нашу историю с оттенком тайны. Среди всех земных языков, наверное, только поэзия способна адекватно передать радость любви к Богу и счастье быть любимым Им.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.012 с.) |