Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преодоление религиозного буквализмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди восприняли смысл чуда умножения хлебов неверно. В одном случае они перевели его в политическую плоскость и пожелали сделать Иисуса царем-мессией. Он категорически отверг это стремление и даже спасался бегством от их притязаний. Тогда, немного успокоившись, они решили, что Он по крайней мере станет объектом почитания, которому они будут слепо повиноваться. Если Его нельзя сделать политическим лидером, который всех накормит, так пусть хотя бы станет гуру, подогревающим их религиозное чувство. Иисус отвергает и эту форму пассивной зависимости от авторитета точно также, как и попытку сделать Его царем. Иисус отвергает духовный паразитизм, Ему не нужны марионетки, Он ишет учеников — личностей со своим живым духовным миром. Иисус хочет динамичных отношений с людьми, а не создания кучки почитателей, требующих постоянной духовной опеки. Нет, Он не будет кумиром толпы, Он не станет «удовлетворять потребности», пусть даже религиозные. Побуждая людей высказаться о том, как они переживают чудо с хлебами, Иисус выслушивает их и сравнивает этот хлеб с манной небесной — чудом, которое сотворил Бог Израилю п пустыне. Иисус обращает внимание слушателей на то, что и этот хлеб, и манна временны и преходящи: один раз их съели, больше их нет, и человек снова голоден. Иисус предлагает другой хлеб. Когда люди будут есть его, то ощутят вкус вечной жизни. Им нужен этот Божий хлеб, хлеб любви. Слушатели очарованы этой перспективой — «подавай нам всегда такой хлеб». Он воодушевляет людей, ибо они чувствуют в Его словах любовь. Поэтому они и просят Его об этом «хлебе Божьем». Так Иисус постепенно уволит слушателей от политического и религиозного иждивенчества, от подчинения внешним обстоятельствам жизни. Он уже сделал их открытыми к познанию их собственного духовного потенциала. Иисус станет существенной частью этого познания, как мы увидим из следующего отрывка. Принять Иисуса как личность «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни» (Ин 6:35). Хлеб становится образом, символизирующим личность. Христос прямо вводит своих слушателей внутрь великой тайны, это и есть действительная цель Его контакта с ними. Они знали Его как плотника, проповедника и целителя. Они уже поняли, что Он не станет политическим лидером и что религиозная роль, которую они уготовали Ему, Он отвергает. Они уже озадачены и ропщут на Него за то, что Он употребил священное выражение «Я ЕСМЬ» по отношению к самому себе, тогда как они знали, что Моисей получил ответ: «Я ЕСМЬ |Сущий]&, — когда спросил у Бога, говорящего из неопалимого тернового куста, как Ему имя (Иск 3:4-15). Иисус не объясняет тайну, которую открывает им. Вместо этого Он еще сильнее акцентирует личный призыв к каждому. «Веруйте в Меня. Доверяйте Мне. Придите ко Мне», — вот к чему Он на самом деле призывает. Он просит о любви. Он умоляет их отбросить свои эгоистические интересы, которые, собственно, и привели их к Нему. Любовь обладает внутренним светом, который помогает усвоить истину и воспринять тайну. Иисус показывает людям, насколько Он обладает полнотой жизни, и надеется тем самым пробудить осознание этой удивительной жизни и в тех, с кем Он общается. И когда они открывают в себе это, то могут уже полюбить Господа и освоиться с божественной тайной. Внутренний перелом Процесс созерцания начинается с удаления от соблазнов общественной жизни, от тех фантазий, которые возникают на поверхности потока нашей внутренней жизни. Следующий шаг — вхождение в таинство общения с личностью Иисуса. Иисус проводит своих слушателей через эти этапы. Третий шаг — вырваться из тисков, в которых нас сдавливают эгоизм, суета и текучка жизни внешней. Это похоже на укрощение дикой лошади: ее бьющая через край сила должна быть направлена в правильное русло. Перелом, о котором я говорю, это не то, что ведет к пассивности и робости. Я пытаюсь описать ломку стереотипов, которая ведет к прорыву. Это как раз тот этап, к которому Иисус подводит нас в Капернауме. Он знает, что тот, кто решился ступить на путь самораскрытия, кто хочет завязать с Ним союзнические отношения, должен на это осмелиться. То есть вырваться из привычного, раз навсегда заведенного, решиться на риск. Иисус знает, что этим Он бросает вызов своим собеседникам, обрекает их на внутренний конфликт. Он оказывает им честь, когда считает, что им присущи благородство и смелость, хоть и рискует обнаружить, что на самом деле они более склонны к трусости и слабости, что они могут испугаться и отступить. Иисус знает евхаристические образы, чтобы ввести своих собеседников в новую глубину тайны, в область дерзновенного выбора. Исследователи часто отмечают, что евангелист Иоанн не рассказывает об установлении евхаристии, когда описывает Тайную вечерю. Вместо этого он излагает беседу И исуса о Хлебе жизни в особой форме откровения тайны евхаристии. Иисус открывает свое учение о евхаристии на пороге древней Капер-наумской синагоги. Средой для этого откровения становится процесс созерцания тайн и доверительное обшеыие с теми людьми, которые Его окружают. Господь предпринимает прямо сверхъестественные усилия, чтобы сделать этих людей открытыми к тайне и дерзновению. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин 6:55-56). Сегодня некоторые дивятся, как это Иисус мог произнести такую поразительно смелую речь перед теми людьми: ведь они могли быть не готовы к этому. Но я утверждаю, что Иисус мог бросить им этот вызов, и люди были к нему готовы. Ведь этот самый народ — наследник всей совокупности веры — тысячу лет жил в завете с Богом. Эти люди знали откровения и пророческую силу, возбуждавшую в них ревность о вере, когда их религиозность остывала. Они уже были подготовлены к восприятию самими проповедями, чудесами и сверхъестественным присутствием Христа. Они были культурно и духовно готовы воспринять этот вызов. И они были свободны принять или отвергнуть то, что Иисус предлагал им совершить. Господь знал, что люди сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Человеческий дух способен к восприятию божественной тайны несмотря на ту точку зрения, которую защищают скептики. Бог вложил в душу человека тягу к божественному. Иисус не боится духовной перегрузки. Он питает уважение к человеческой способности принять Его. Говоря о переломе, которым сопровождается жизнь в евхаристии, Иисус также обращается и к тому перелому, который сопутствует обращению к внутренней жизни. В обоих случаях человек переживает внутренний перелом и становится способным любить и быть любимым. В конечном счете эта новая жизнь прорастает в мир, подавая ему возможность спасения и любви — силой Иисуса. Иисус не скрывает от своих слушателей этого третьего этапа. Он требует большего, чем простое принятие евхаристического учения о Теле и Крови, — хотя и это важно для Него. Его более настойчивое требование касается человеческой жизни, их жизней. Смогут ли они пережить тот перелом, который подразумевает евхаристия? Смогут ли они упорно продолжать внутреннее странствие, которое включает в себя коренную ломку всего ветхого, что ведет к прорыву вперед? Принять Иисуса Люди встретились с Личностью, настолько духовно сильной, что в результате смогли прийти к осознанию своих собственных внутренних возможностей. Таковдар Божий в Иисусе. Сила Его харизмы не в том, чтобы оболванивать других, но в способности излучать проникновенное теплое отношение клюдям. Иисус убежден, что огромная привлекательная сила освобождает человека для того, чтобы стать самим собой. Он не намеревается гипнотизировать людей или обманом заставлять принимать решения, которые тогда уже не были бы полностью свободными. Христос говорит от сердца к сердцу. Теперь Иисус исполнил почти все. Слово уходит в молчание. Господь — не из тех, кто спорит и доказывает свою правоту. Любовь, а не логика — вот Его стратегия. Его молчание на склоне дня в Капернауме, после всего, что Он так доверительно высказал, позволяет слушавшим Его прийти к собственному решению. Я зримо представляю себе Галилею, вечерний покой закатного солнца и ласковый шум прибоя, контрастирующие с той драмой, которая происходила в душах людей. Сначала они обрадовались тому душевному подъему, который Иисус пробудил в них. Да, они хотели бы подняться над суетой жизни внешней. Несомненно, они могли бы отнестись к личности как к таинству. Но переломить самих себя? Для многих из них эта иена оказалась слишком дорогой: «Трудно это слово»* (Ин6:60). К чести этих людей надо сказать, что они действительно поняли, к чему призывает их Иисус. Они поняли, какое коренное изменение жизни от них требуется, и решили, что это слишком трудно, слишком рискованно. Интуитивно они смогли узреть видение той жизни, которую предлагал им Иисус. Но страх и осторожность взяли верх. Они отвергли это видение и таким образом отказались от духовного риска, который мог бы привести к исполнению этой мечты. Их не убедило даже то, что Господь обещал поддержать их Своей любовью на пути реализации божественного замысла. Они предпочли остаться в душной темнице, вместо того чтобы устремиться навстречу обещанной свободе. Иисус спрашивает и апостолов, каково их решение (вне хотите ли и вы отойти?»). И Петр отвечает за всех: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин 6:68-69). Это удивительное утверждение евхаристии и, наравне с этим, — исповедание божественности и мессианства Иисуса. Как в Кесарии Филипповой Дух Святой вдохновил Петра исповедать Иисуса Христом, Сыном Бога живого (Мф 16:16), так и здесь Духом Святым был вызван этот искренний ответ, поскольку были затронуты в нем глубокие струны сердца. Момент озарения, подобный исповеданию Петра, — вот что надеется обрести в созерцании человек, совершающий духовное путешествие веры. Мой наставник, Иисус, продолжает звать меня и всех людей принять Его, Хлеб жизни. При этом сам Господь предлагает нам путь ежедневного молитвенного созерцания, христианской медитации. Христос обращается к нам с этим призывом всегда — со времени встречи в Капернауме до настоящего момента. Он будет призывать нас всегда — до последней секунды, до конца времен. •«Синодальный» перевод (далее СП) в этом месте недостаточно точен, поэтому в данном случае приводится т. н. «кассиановский* перевод (далее КП) по изданию: Ноиып завет с параллельными местами. Перевод с греческого подлинника под ред. еп. Кассиана (Безобразова). М.: Российское библейское общество, 1994. Размышление Иисусе — мой Учитель, Он — мой Духовный Наставник. Я пришел к Нему, потому что Отец привлек меня. Иисус посылает мне Духа Святого, который почивает в тихой глубине моей души и оттуда помогает мне молиться. Ежедневное молитвенное размышление есть прекрасный способ находиться в общении с Иисусом как с наставником и со Святым Духом, который вдохновляет. Широко применяется такой метод христианской медитативной практики, как «сосредоточенная молитва». Разные духовные писатели немного по-разному говорят о самом методе. Следующие основные этапы, как мне представляется, подойдут для большинства людей. Приготовление Выберите для себя постоянное время утром и вечером, только не сразу после еды. Рассчитывайте минут на двадцать. Найдите тихое место. Примите удобную позу, которая позволит вам расслабиться, но в то же время не терять бдительности. Многие советуют сидеть с прямой спиной, спокойно положив руки. Представьте внутренним взором, что все ваши ощущения, чувства и мысли вместе — это река. Ваши дела и заботы бурлят на ее поверхности. Внизу — более глубокая область духа, место, где вы можете найти покой. В самой сокровенной глубине находится та священная область, где почивает Дух, направляющий и притягивающий вас к Иисусу и к любви. Прочтите отрывок из Священного Писания про себя и медленно. Представьте, что эти библейские слова Иисус говорит вам лично. Выберите слово, фразу или короткое предложение, которое будет служить для вас средоточием молитвы, поможет собраться в ожидании присутствия Иисуса. Эта фраза должна помочь вам открыться навстречу любви Божьей. Выбрав эту молитву, не оставляйте ее весь этот краткий период созерцания. Спокойно повторяйте ее всякий раз, когда вам необходимо вновь сосредоточиться на Иисусе. Внутренний покой Позвольте молитвенному тексту увлечь вас во внутреннее странствие. Оживленная толкотня мыслей и чувств, волнующих поверхность вашей душевной реки, будет отвлекать ваше внимание. Эти чувства, образы, умственные прения, споры, проблемы, беды и обиды, посторонние мысли и воспоминания о прошедшем дне будут создавать помехи. Пусть себе бурлят. Не старайтесь избежать их. Борьба эта не приведет ни к чему, это как китайские наручники: чем больше вы сопротивляетесь, тем туже они сжимают запястья. Тереза Авильская называла эти помехи «умственными обезьянами», которые заслуживают не более чем снисходительной улыбки, когда мы продвигаемся на уровень молитвы, находящийся под поверхностью. Возвращайтесь к вашему молитвенному тексту, чтобы он помогал вам продвигаться вглубь. Именно здесь наставление Христа об ученичестве приобретает огромное значение. Он сказал: «... отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23). Вот оно, время отречься от самого себя. Избавьтесь от стремления контролировать самостоятельно свои властные потребности. Не обращайте внимания на жажду почета, уважения, любви. Оставьте страх опасности и смерти. Кто умер для суетных стремлении, тот тем самым возведен к воскресению, в котором получает все необходимое в Иисусе. Созерцание, таким образом, — это путь Креста, который ведет к воскресению человеческой личности. Найдите дом внутри себя. Его пространство так обширно, что может стать жилищем, вмещающим весь мир — и Самого невместимого Бога. Примите же Иисуса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.54.31 (0.013 с.) |