Духовная ценность послушания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная ценность послушания



Павел пишет в Послании к Филиппийцам о том, что Сын Божий добровольно «уничижил Самого Себя», сделавшись че­ловеком, и «был послушным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Флп 2:7-8). Если и есть какое непопулярное слово и поня­тие в нашей западной культуре, так это «послушание».Оно звучит прямо не по-американски. В обществе, где свободой восхища­ются как наивысшей ценностью, послушание воспринимается


как возвращение к монархическим временам и чуть ли не к ра­бовладению. Пускай рабы повинуются, а вот мы — свободные люди.

Свободу, несомненно, надо активно защищать и бдительно охранять. Мы действительно радуемся, что народы Восточной Европы избавились от своих тоталитарных режимов, которые десятилетиями подавляли их свободу. Мы поддерживаем пра­возащитные организации. Мы превозносим «борцов за свобо­ду» и бодро поем о «земле свободы».

Но некоторые люди в нашем обществе пользуются непозво­лительно широкой свободой. «Политкорректность» проникла, увы, и в культуру, так что художник может экспонировать даже богохульное изображение распятия, причем на выставке, суб­сидируемой на общественные средства. Попробуй только вос­противиться этому! Оскорбленный должен подчиняться новым канонам корректности. Эксцессы политкорректное™, про­исходящие в некоторых колледжах, напоминают нам, что ин­ститут послушания вряд ли может вовсе отмереть. Им просто злоупотребляют, приспосабливая к нуждам какого-нибудь ав­торитета. Именно такое неправильное понимание послушания как угодливости приводит к тому, что это слово приобрело дур­ную славу.

Ни один человек в мире не был так свободен, как Иисус. Однако Он не стыдился послушания. Он был послушен своим родителям. Он соблюдал законы иудейской религии кроме тех правил, которые противоречили человеческому достоинству и не соответствовали духу божественных заповедей: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2:27). Он подчинялся государственным законам и платил подати (Мф 17:24-27).

Величайшее испытание Христова послушания наступило в Гефсимании, когда Он молил Отца Своего отменить грядущие страдания. Этот эпизод особенно ценен для нас тем, что он показывает, как трудно дается послушание — не только нам, но и Самому Господу. И это при том, что мы-то редко стоим перед выбором — жизнь или смерть, а Иисус был «послушным даже до смерти».

Послушание такого рода имеет смысл только при условии веры. Подобное послушание — это не рабское подчинение без­личному закону. В преддверии критического момента Своего послушания Иисус беседует с Отцом. Таким образом, послу­шание основывается на глубоко личных отношениях.


Так же, как проблема страдания и смерти, послушание сле­дует рассматривать с духовной точки зрения. Природу послу­шания можно понять, если присмотреться к внутренним чело­веческим движениям. Каждый из нас рождается с неким внутренним запасом возможностей. Некоторые считают, что этот потенциал блокируется беспорядочной толкотней чувств и эмо­ций, усвоенными с детства запретами. Тогда, чтобы высвобо­дить внутренний потенциал, необходим бунт против этих ог­раничений. Другие утверждают, что они связаны по рукам и ногам общественными предрассудками и обстоятельствами. Ос­вобождение при этом трактуется как бунт против давления со­циальной среды и экономического принуждения.

Психолог Абрахам Маслоу считает, что наши внутренние возможности могут быть освобождены, если мы поймем, что человек обладает целой пирамидой потребностей, удовлетво­ряя которые должным образом, мы и приходим к полному удов­летворению. Таким образом, не нужно бунтовать против суще­ствующих культурных установок. Силы к возрастанию мы можем найти и внутри себя. Наш внутренний мир может руководить нами. Виктор Франкл, переживший заключение в фашистском концлагере, идет в своих выводах еще дальше. Он считает, что у человека есть врожденное стремление к поиску смысла, даже если он заключен в концлагерь и находится на грани жизни и смерти.

Католический богослов Карл Ранер использует похожий подход, описывая духовную сферу: каждый из нас рождается со склонностью к самоотверженности. Бог вселяет в нас это стремление, готовое развернуться на свободе. Бог — и источ­ник этого стремления внутри нас, и цель, к которой это стрем­ление направлено. Проще говоря, Бог создал человека в виде стрелы, и Он же стреляет ею, и Он же — мишень.

Для описания этого закона человеческой природы Ранер использует понятие «потенциал послушания». У нас есть внут­ренние возможности, «потенциал», и, чтобы полностью реали­зовать себя, человек должен подчиняться ему. Подчиниться значит поддаться стремлению к цели, для которой ты создан. Послушание помогает приблизиться к Богу. В таком свете по­слушание видится необходимейшим условием для истинного счастья и полноты жизни. Поэтому в данном случае «следовать своим побуждениям» означает неудержимо стремиться к высшему благу и таким образом удовлетворять свою жажду счастья.


Что же нас останавливает? Непослушание — отказ от под­чинения внутреннему голосу заложенного в нас потенциала, который безотчетно увлекает нас к правильной цели. Непод­чинение законам нашей собственной природы очень вредно, оно гарантирует нам жизнь, полную разочарования и стра­даний.

Именно потому, что мы всегда нарушаем законы своего естества, мы не в состоянии подчиниться и высшей власти. От­казываясь прислушиваться к внутреннему голосу, мы и внешне становимся высокомерными и строптивыми, сопротивляемся любому проявлению власти, даже законной. Трагедия непос­лушания развивается из нашей внутренней драмы.

Книга Бытия говорит нам, что первым грехом было не­послушание. Адам и Ева не повиновались Богу, который вручил им дар жизни, наделил их внутренним человеческим потенциалом. Искушение состояло в том, чтобы заставить че­ловека изменить своей внутренней сущности. «Вы будете, как боги» (Быт 3:5). Искуситель убеждает их не подчиняться чаконам их собственной человеческой природы, не повино­ваться Богу, Который создал их. Первые люди согрешили внут­ренне, а внешне это выразилось в том, что они съели запрет­ный плод.

В Новом Завете спасение соединяется с послушанием в Са­мом Христе. Он спасает мир, идя на крест. Этот акт послуша­ния спасителен, он избавляет человечество от последствий того непослушания — грехопадения, совершенного в Эдеме. Запрет­ное древо познания добра и зла сменяется древом крестным. Послушание, ведущее к истинному удовлетворению, настояше-му счастью для человека, вновь становится возможным.

Любовь вместе со страданием

Как-то Святой Франциск Ассизский, уже в конце своей жизни, готовясь к празднику Воздвижения святого креста, по­просил брата Лео помочь ему. Св. Франциск хотел, чтобы тот трижды открыл Евангелие и нашел в нем отрывки для размыш­ления. И всякий раз книга открывалась на повествовании о стра­стях Христовых. Франциск взял эти три отрывка из Писания и ушел на гору Алверыо.

Там ему в видении явился ангел. Он сказал, что должен иг­рать на своей скрипке, пока Франциск молится. Ангел играл


 


лишь одну ноту. Она была исполнена такой любви и красоты, что св. Франциск был готов вознестись прямо на небо, если бы еще хоть на секунду дольше слушал эту музыку.

В полночь начался праздник Воздвижения креста Господня. Франциск молил Бога, чтобы Он дал ему испытать боль страс­тей Христовых. И еще он просил, чтобы Бог наполнил его той же любовью, какая побудила Иисуса пойти на крест ради спасе­ния грешников. Ангел в огненном облачении явился ему. И Фран­циск увидел распятого Иисуса в самом центре пламени. Фигура Распятого приблизилась, и Иисус прикоснулся к святому. Фран­циск ощутил ту любовь, о которой просил Бога. Он увидел раны на руках, ногах и в сердце Иисуса. Он пережил муки Христа и исступление. Он стал на мгновение живым образом распятия.

Молитва и вера помогают нам приблизиться к кресту Господ­ню. Крест — это призыв испытать любовь и страдание одновре­менно, как их испытал в своем экстатическом видении сп. Фран­циск. Тишина сердца направляет нас на этот путь. С открытой душой должны мы приступать к кресту. Иисус знает, что нам не­обходимо. Все, что мы должны делать, — просто быть с Ним.

Размышление

Крест Христов — со времен апостола Павла до матери Тере­зы — привел кдуховному и нравственному обращению милли­онов людей. Сила креста Господня символизирует примирение и ведет к миру в сердцах тех, кто готов прийти к Иисусу. Распя­тие Иисуса — это поразительное свидетельство любви Божьей к нам. Возвышенное повествование о страстях Господних ста­ло первой проповедью, прозвучавшей из уст апостолов. Эти евангельские тексты остаются до сих пор величайшей движу­щей силой христианства: они вызывают глубокий внутренний переворот в человеке. Упражнения, которые даны ниже в этой главе, помогают осознать движение навстречу кресту Господ­ню как стремление к жизни И любви в Боге.

Почему я принимаю крест

Поразмышляйте над словами этой древней проповеди на страстную субботу:

Взгляни на мое лицо, ты видишь следы плевков и ударов, принятых ради тебя, — только чтобы ты вернулся к жизни, которую вдунул в тебя Бог.


Взгляни на тело мое, ты видишь, как я изранен, — ради того, чтобы восстановить твою искаженную природу в моем образе.

Посмотри на следы бичей на моей спине, — все это я перенес для того, чтобы снять бремя грехов, висящее на твоей шее.

Посмотри на мои руки, крепко приколоченные к дереву, — за тебя, который, однажды ослушавшись, протянул руку к древу.

Я уснул плотию на кресте, и копье пронзило мои реб­ра, — за тебя, который уснул в раю и получил от Бога жену из ребра своего. Мои пронзенные ребра исцеляют твои стра­дания.

В следующие пять дней можете использовать одно из этих высказываний, начиная день этой краткой молитвой. Если по­зволяет режим дня, уделите несколько минут размышлению над этими словами: пусть молитва ведет вас.

Выпишите те строчки, которые больше всего запали вам в душу, и прикрепите листок к своей подушке. Засыпая, мыслен­но повторяйте эти слова.

Если вы молитесь сообща, — с семьей или на молитвенном собрании, — предложите эти строки о страстях Христовых в ка­честве начала молитвы своим родным и друзьям.

Возрастание сознания

Крест Христов придает смысл страданию и смерти.

• Каким образом мне прийти к осознанию смысла боли
и смерти, как мне понять, что это духовные понятия,
а не только медицинские?

■ Ощущаю ли я связь между крестом Господним и Цар­
ством Божьим?

■ Что помогает мне справиться со своей болью?

Иисус рядом с нами в страдании.

■ Как я понимаю ветхозаветную историю о четырех людях
в раскаленной печи?

• Представьте, как будто Иисус родился, жил в свое время
и прославился как мудрый наставник и учитель, особо
ничем не болел и тихо умер в своей постели. Как Он
мог бы утешить человека в его страдании?


Крест помогает оценить значение всех вещей в мире.

■ Если я сравниваю все, к чему я в мире привязан:
деньги, удовольствия или власть, — с крестом Господ­
ним, что я вижу, что чувствую?

■ Что означают слова о том, что крест Христов становится
скрытой пружиной всей человеческой жизни, — как
сердце, которое внутри меня?

■ Как это возможно — нести свой крест и при этом быть
счастливым человеком?

Крест показывает духовный смысл послушания.

■ Послушание до сих пор казалось мне вещью неудобной,
оно меня возмущало. Почему?

■ Какие примеры из жизни Христа побуждают меня к по­
слушанию воле Божьей?

■ Какие внутренние импульсы к послушанию существуют
во мне? Что говорит мне мой внутренний голос о цен­
ности следования душевным импульсам?

Молитва

Перед священным сиянием Твоего креста я преклоняю колени:

Радуйся, благословенное древо! Я взираю на моего Спасителя, понесшего мои грехи, и склоняюсь перед Тобой:

Хвала Тебе, Иисусе!

Я ощущаю, как в Тебе, Христос мой, соединяются Бог и мир:

Слава Тебе, Божее!

Я чувствую, как все творение тянется к воздвигнутому кресту Твоему:

Благословен Ты, Господи! Я слышу семь слов Твоих на кресте, — Ты был послушен даже до смерти:

Да славят Тебя ангелы небесные! Мои грехи смыты кровью Агнца:

Да служит Тебе вся тварь!

Помыслы мои Ты очистил и сердце мое наполнил любовью:

Да возлюбят Тебя все люди!


Глава 10

Иисус - моя Радость Пережить Пасху

Пасху 199! года я праздновал на Украине. Я участвовал впер­вой за последние сорок лет литургии, проходившей в кафед­ральном соборе св. Юрая во Львове. Горбачев все еще правил в Москве, но старый режим уже был сломлен. Религиозная сво­бода начала укореняться на пространстве бывшего СССР.

За пятнадцать минут до пасхальной полуночи мы собрались в церкви и зажгли свечи. Затем, по обычаю греко-католиков, мы отправились на крестный ход вокруг собора, как будто на поиски Иисуса. Возвратившись к дверям, мы остановились, освещаемые светом ночных звезд и пламенем свечей, и услы­шали пасхальные слова Евангелия, возвещенные дьяконом. Когда он дошел до слов «Что вы ищете живого между мертвы­ми'.' Его нет здесь: Он воскрес», епископ возгласил по-славян­ски: «Христос воскресе!». И все отвечали: «Воистину воскре­се!». Церковные доери отворились, и мы влились в пространство собора, как река общей радости.

Первый раз в жизни я ощутил такую близкую связь литур­гии с историей. На литургии мы праздновали воскресение Хри­ста. Исторический момент напоминал нам, что мы празднуем и торжествуем о воскресении шести миллионов украинских католиков, которые как будто восстали из праха после десяти­летий гонений и преследований. Торжествующая музыка веры и благодати переполняла церковь. Все мы слились в едином возгласе «аллилуйя», олицетворяя собою этот возглас хвалы.

Истории радости

После воскресения Иисус являлся людям, которые, ка­залось бы, уже потеряли всякую надежду. Он открыл им глаза


на то, что предсказывали Писания: что сначала Он должен умереть, потом воскреснуть и войти в славу Отца Своего.

Сей день сотворил Господь:

возрадуемся и возвеселимся в оный! (Пс 118/117:24)

Отец воскресил Иисуса, Владыку жизни нашей. Теперь Иисус может воскресить нас Своей властью и силой. Иисус воссиял нам, сидящим во тьме, чтобы привести нас к жизни радостной и святой. Апостол Павел так переполнен радостью оттого, что знает: человечество снова получило возможность духовного исцеления. Смерть вошла в мир через Адама, но Иисус вернул миру жизнь (Рим 5:12-21).

Пасхальная заутреня и в раннем христианстве, и сейчас — время празднования крещения новых членов Церкви. Человек рождается к новой жизни в вере, через воду крещения, обиль­но изливающуюся в Церкви. Древняя проповедь на Пасху го­ворит об этом: «Как только они появляются из благодатного лона купели, пламя свечей удрева нашей веры разгорается ярче. Пасхальное торжество приносит людям с неба благодать свя­тости... Взлелеянная в самом сердце святой церкви, община верных служит единому Богу, поклоняясь в трех именах истин­ной Святости...»*.

Евангелие сохранило много рассказов о пасхальной радо­сти. Я хочу вспомнить три из них: как Христос является Марии Магдалине, ученикам на дороге в Эммаус и одиннадцати апо­столам. Каждое из этих повествований открывает в нашем сер­дце источники радости.

Магдалина

Иисус явился Марии Магдалине — первой из всех учени­ков, этим оказав ей великую честь. Он пришел в мир, чтобы спасти грешников. Может быть, поэтому Он явился прежде всего той, из которой изгнал семь бесов (Лк 8:1-3). Божественная лю­бовь двигала Им, и точно так же Мария, побуждаемая любовью к Господу, искала Его. Магдалина воплощает библейский иде­ал возлюбленной и любящей:

...Буду искать того, которого любит душа моя...

Встретили меня стражи, обходящие город:

«не видали ли вы того, которого любит душа моя?»

' Автор приводит отрывок из древней пасхальной проповеди (гоми­лии), ссылаясь на издание Office of Reading, vol. II, p. 583.


Но едва я отошла от них,

как нашла того, которого любит душа моя;

ухватилась за него, и не отпустила его... (Песн 3:2-4).

Мария бродит по саду, около пустой гробницы. Она не мо­жет уйти оттуда. Она ждет Того, Кого не смогла найти. В тоске по Иисусу она плачет, сгорая от любви к Господу. Двое ее спут­ников ушли, но она осталась. Любовь рождает в человеке стой­кость. Сначала она ишет, но не находит. Стремление к любимо­му крепнет в испытании, желание разгорается в предвкушении встречи. Давид хорошо понимал такое желание и стремление, какое мы видим в Марии Магдалине:

Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред яйце Божие! (Пс 42/41:3).

Потом Мария видит человека у гробницы. Она не узнает Его. Она принимает Его за садовника.

Иисуса не узнают — это общая тема всех пасхальных еван­гельских повествований. Но почему? По нескольким причинам. Во-первых, потому, что ученики Иисуса на самом деле не ожи­дали Его воскресения. Во-вторых, что-то изменилось в Его вос­кресшем теле. Павел так объясняет это коринфянам: *[Тело] сеется в тлении, восстает в нетлении... сеется в немощи, вос­стает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15:42-44). Христос Воскресший — тот же, что и Иисус исторический, но тело Его стало другим: нетленным, сильным, духовным. И последняя причина неузнавания Иисуса, — для того, чтобы увидеть Его настоящего, нужна была вера.

Иисус спрашивает Марию, почему она плачет. Она говорит, что ищет Господа. Он зовет ее по имени: «Мария!*. И когда она слышит свое имя из уст Иисуса, она узнает Его и радостно во­склицает: «Раввуни!*, что значит «Учитель!», — и припадает к Его стопам. Иисус просит ее не прикасаться к Нему. Вообще-то Господь впоследствии не запрещал прикасаться к Нему, — вспом­ните хотя бы тот эпизод, когда Фома осязает раны Христа. Но сейчас Иисус говорит, что Он должен идти к Отцу Своему. Господь появился в этом саду на одно мгновение, а постоянно Он пребывает на небесах. Кроме того, Он дает понять Марии, что радостью и любовью нельзя обладать, наоборот, это радость и любовь нас захватывают, обладают нами. Это счастье — больше


нас, оно слишком велико, чтобы держать его в руках. Вот поче­му любящие говорят, что они в-люблены, ведь это любовь об­ладает ими, а не они ею. То же самое с радостью. Испытывая восторг, человек может пуститься в пляс, петь, смеяться, — он захвачен радостью.

Иисус отправляет Марию Магдалину к апостолам и велит передать им Благую весть. Он делает ее вестником для апосто­лов. В средние века верующие очень любили этот эпизод в еван­гелиях и называли Марию Магдалину apostola apostotorum {лат. «апостол для апостолов», или, буквально, «посланница к апо­столам»). Радость, охватившая ее, должна была излиться через уста.

Если моя радость заключается в Иисусе, я действую так же стремительно и активно, как Мария. Я прохожу ее путем. Я знаю, что Иисус идет ко мне. И должен искать Его. Господь назо­вет меня по имени, а я должен буду ответить Ему верой. Если искать, стремиться услышать и ответить Иисусу, то можно встретиться с Ним, и тогда любовь и радость охватят нас и пре­будут с нами.

Дорога в Эммаус

Еще одна история о радостном событии, случившемся по дороге в Эммаус в день пасхи, рассказана в Евангелии от Луки (Лк 24:13-35). Двое учеников, одного из которых зовут Клеопа, охваченные тоской, бредут прочь из Иерусалима, подальше от места трагедии, которая произошла там в Страстную пятницу. Они потеряли надежду. Но вдруг Иисус является им, а они не узнают Его. А Он последовательно ведет их от отчаяния к радо­сти. Сначала Он вынуждает их рассказать, о чем они столь пе­чально беседуют. Так Христос помогает им выразить свою скорбь. Затем Он ободряет их с тем, чтобы они могли выразить то, что накопилось у них на сердце. Он не спешит ответить на этот наболевший вопрос. Важнее то, что Он вытягивает их из тупика — на свет. Высказав свои сомнения и выразив спою скорбь, они постепенно освобождаются от овладевшего ими отчаяния.

Иисус на этой встрече сплачивает учеников, вселяет в них чувство общности. После этого они уже могли воспринять урок Священного Писания, способного вновь зажечь в них остыв­шую было веру. Иисус одаривает учеников радостью, так что сердце их «горит». Они ощущают, как любовь охватила их, и не


хотят отпустить Иисуса даже по приходе в Эммаус (это назва­ние означает «теплые источники»). Они обретают единение с Иисусом и общение с Ним в преломлении хлеба. И тут Господь открывает Себя, но становится невидимым для них. Итог всех действий Иисуса: ученики немедленно возвращаются обратно в Иерусалим, чтобы возвещать Благую весть, как это сделала Мария Магдалина. Охваченные радостью, они могут говорить только об этом.

Апостолы

И третья история радости происходит в горнице, гле, согласно Евангелию от Иоанна, собрались апостолы после смерти Иисуса (Ин 20:19-25). Охваченные страхом, они крепко заперли дверь. Только Фомы почему-то не было с ними. И вот входит Иисус и говорит: «Мир вам!» (Ин 20:19). Он показывает им раны на ру­ках и ребрах Своих. «Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин 20:20). Иисус дунул на них и пручил им дар Святого Духа. Он помазал их Духом Святым на служение, — теперь они дол­жны возвещать Евангелие. Он дал им власть прощать грехи тем, кто приходит к покаянию («Кому простите грехи, тому простят­ся; на ком оставите, на том останутся»: Ин 20:23).

Верой и любовью

Все три повествования о радости в пасхальных Евангелиях содержат общие элементы: ночь, полную веры, и день, полный любви. Евангелии показывают, как любовь прокладывает путь к вере. Сначала приходитлюбовь, затем открывается вера. Ма­рия Магдалина проявила любовь, а после и уверовала. Учени­ки, шедшие в Эммаус, испытали горение сердца, а уж потом разглядели Господа в преломлении хлеба. Апостолы, собравши­еся в горнице, осознали свою любовь к Христу, когда услыша­ли Его приветствие мира. Ведь союз п мире — то же, что и един­ство в любви. Тогда они уверовали в Иисуса.

Любовь зажигает веру. Мы склонны превращать веру в де­тище разума, нечто интеллектуальное, — как будто до веры мож­но додуматься. Но разве нам не знакомы блестящие мыслите­ли, знающие об Иисусе и о христианском учении больше, чем христиане, но не имеющие ни веры, ни желания присоединиться к Церкви? Писание учит нас, что вера возникает из любви. Воз­люби Иисуса, и обретешь Его. Возлюби Христа, и уверуешь в Него, — в Того, Кто сам о Себе свидетельствует. Люби — и верь.


Апостол Павел создал величайшую поэму о любви (I Кор 13:1-13), и там говорится о том же. Любовь — непреходяща, именно она

придает смысл всему, включая веру и надежду. Из всех добро­детелей одна любовь уцелеет и не разрушится вместе со смер­тью нашего тела.

В результате мы обретаем радость. Эта радость не имеет ни­чего общего с мимолетными наслаждениями земного существо­вания, потому что она не исчезает даже тогда, когда нам боль-ио, когда мы страдаем или испытываем другие земные горести. Она возникает, когда небо сходит на землю, когда вечная жизнь касается времени.

По направлению к радости

В своем трактате «Небеса, по которым мы так тоскуем» Пи­тер Крифт великолепно разбирает тему радости. Во многом он опирается на работы К. С. Льюиса (особенно на книгу «Настиг­нут радостью»), в чем сам охотно признается. Мне очень нра­вятся его подход и те образы, которые он использует, описывая действие радости в нашей жизни, так что я с удонольствием по­делюсь с вами его открытиями.

У нас уже накопилось много моделей для познания собствен­ного внутреннего мира. В третьей главе мы говорили о том, что человек обладает тайной духа. Возможно, вы помните тот об­раз реки, который мы использовали для описания уровней со­знания и его глубины. В пятой главе мы рассматривали про­цесс перехода от «эго» к «Я» и, наконец, к отвержению собственного «Я» и призыванию Иисуса в центр нашей жизни. Христос становился движущей силой внутри нас. Все эти мо­дели и образы не претендуют на точное описание человеческой души. Они лишь дают нам понять, какие невиданные возмож­ности мы несем в себе.

Теперь давайте представим себе еще одну схему, касающую­ся нашего вопроса о радости. Вообразите, что вы оказались на краю глубокого каньона. Вы стоите в начале пути, ведущего к его центру — вниз. Пометьте это место надписью «Тело». На полпути вниз поставьте следующий значок — «Душа». В конце дороги, на дне каньона, установите метку «Дух». Теперь будем спускаться по этой тропке сверху вниз, используя эти таблич­ки для обозначения дальнейших шагов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.047 с.)