Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кармелитский монастырь в ОсвенцимеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хочу поделиться с вами еще одним воспоминанием об Освенциме. Когда я выбрался из этого лагеря-музея, выходя из ворот, взял немного влево и наткнулся на один дом. Я подошел к этому красивому дому, сложенному из красного кирпича и окруженному прелестным садиком размером с теннисный корт. Кованая ограда и переговорное устройство на воротах защищали комплекс от случайных посетителей. Задняя стена здания примыкала к наружной стене концлагеря. На этом доме не было креста или иного знака религиозной принадлежности. Это — кармелитский монастырь, причем «спорный», так как в результате диалога между иудейскими лидерами и католическим епископатом была достигнута договоренность о переносе общины в другое место. Я был допущен в монастырскую часовню, и там я увидел образ, который примирил в моем сознании страшное откровение Освенцима с Благой вестью Христа и Его благодатью. Над алтарем была фреска, тянувшаяся от стены до стены и изображавшая длинную вереницу лагерных узников, идущих на смерть. Рисунок был выдержан в пастельных тонах — тускло-серый, бледно-розовый, приглушенно-золотой. Фигуры казались призрачными, почти бестелесными, словно толпа духов, которую насильно гонят куда-то. Левый и правый края фрески изображают это шествие в темноте, а в центре нарисовано подножие святого креста. Люди, подходящие ближе и ближе к кресту, как будто переходят к жизни, свету и надежде. Серый цвет становится золотым. Мрачные краски сменяются небесной лазурью новой жизни. Насильственное шествие превращается в странствие к дому, к нашему Искупителю. «...Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5:20), — как бы говорит эта фреска словами апостола Павла. Иисус, мой Спаситель, отвечает на вызов греха, — греха в его самой отвратительной и страшной форме. Священное начало побеждает демоническое. Божественная любовь сильнее зла. Потому что в Иисусе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам...» (Еф 1:7-8). Размышление Иисус приходит как Спаситель мира. И мир уже не может оставаться прежним. Благая весть Христа означает, что зло повержено. Размышление о благодати и даре спасения Христова поможет вам испытать себя, как вы воспринимаете «дурные вести» в своей жизни и Благую весть Иисуса. «Дурные вести»: что в моей жизни плохо? ■ Насколько я честен сам с собою относительно мотивов ■ Замечаю ли я в себе разрушительные привычки? Что я
■ Насколько я подвержен гордыне, похоти, гневу, лени, чре ■ Грех — это отсутствие любви к себе, к другим и к Богу. ■ Иисус может принести мир моему сердцу. В моей жизни ■ Иисус — слава и свет. Каким образом в Христе обретается ■ Пытался ли я идти к самосовершенствованию без об Обращение к Христу в вере Прочтите четвертую главу Евангелия от Иоанна, 1—42 стихи. Иисус говорит с самарянкой. Он беседует с ней долго, иона слушает Его, хотя Он для нее лишь странник. Сначала она Его боится. Слишком много горя несет она в своем сердце, слишком часто ее любовь бывала предана. Эта женщина не сознает своей ответственности за утрату смысла жизни и любви. В ней — лишь пустота. Она пришла наполнить пустой кувшин водой, но она не знает, насколько пусто ее сердце. Иисус входит в ее жизнь и зовет ее к преображению. Посмотрите, как постепенно Он открывает ей путь к перемене всей жизни. Вот как это проявляется в диалоге Иисуса с ней: Иисус создает доверительную атмосферу. Он дает ей понять, что Он знает о ее внутреннем смятении. Он предлагает ей новую жизнь, новые возможности. Он помогает ей осознать ее нравственное несовершенство. Он открывает Себя как Мессию и призывает ее к вере. Что в этом разговоре Иисуса с самарянкой кажется вам сказанным словно о вас самих? Наполните стакан водой и посмотрите на него с минуту-две. Коснитесь воды и отметьте, что вы почувствовали при этом. Сделайте один-два глотка и воздайте хвалу Богу за то, что он дал нам эту воду. Подумайте над тем, что Иисус говорит о воде и жизни и что такое «быть полным». Что значат для нас Его слова? Постараемся настроить свою жизнь в соответствии с тем ощущением спасительного присутствия Божьего, которое мы чувствовали сейчас. Молитва Иисусе, мой Спаситель, благодарю Тебя за то, что Ты пришел в наш мир. Теперь он уже никогда не останется прежним, потому что Ты пришел сюда. Помоги мне осознать все, что разрушает меня изнутри, все, чем я обольщаюсь в моей жизни. Направь меня на истинный путь, чтобы я был честен с самим собой. Живи во мне, чтобы я мог мыслить, как Ты. Поселись в моем сердце, чтобы я мог любить, как Ты. Возьми мои чувства и поставь их на службу Себе. Славлю Тебя, Господи. Люблю Тебя, Иисусе! Глава 8 Иисус - мой Благовестник Распространение Евангелия Знаете ли вы кого-нибудь, кто мыслит возвышенно и широко и увлекает за собой тысячи людей? Я знал такого великого лидера — священника-паулина* о. Элвина Иллига. Он единолично взялся, ни много ни мало, за евангелизацию Америки и поставил эту задачу перед Католической церковью. Мне посчастливилось работать с ним бок о бок над многими взаимосвязанными проектами. Отец Элвин всегда подчеркивал связь между проповедью Евангелия и катехизацией (наставлением в вере), этот подход как раз и сблизил нас с ним. Он попросил меня написать катехизис для взрослых, который можно было бы использовать для наставления новообращенных и включить в издание обряда во-церковления взрослых. Потом многие годы мы работали над другими совместными проектами. Элвин всю жизнь гордился тем, что был среди первых выпускников семинарии, посвященных в духовный сан епископом Фултоном Шином. Он восхищался его проповедническим талантом и огромным миссионерским рвением: епископ Шин стремился к распространению христианской веры во всем мире, в частности, «вне церковной ограды». Отец Элвин знал, что любовь к Священному Писанию — лучший способ пробуждения духа евангелизации. Это привело его к сотрудничеству с талантливым духовным писателем отцом Ларри Бреттом, который по просьбе отца Элвина разработал программу «Поделись * Паулины — священники-миссионеры из Миссионерского общества (конгрегации) св. апостола Павла, основанного в Нью-Йорке в 1859 г. Исааком Геккером для распространения католицизма в Америке. Словом». Эта программа соединяла работу по изучению Библии с молитвенной практикой на основе воскресных литургических чтений. Отец Элвин был человеком действия, он знал, как вывести веру из академических стен в приходские церкви и донести ее истины даже до толпы, собравшейся на плошали. Он был восхищен новыми возможностями, открывающимися через использование нооых медиа-технологий, и стал пионером в использовании спутникового телевидения для организации евангельских встреч и диалогов. Он также содействовал выпуску на видеокассетах учебных программ о Библии. Для него современная революция и сфере средств коммуникации была как дар Божий, предназначенный для распространения Благой вести по всему миру. Он часто повторял: «Я овладел электронным словом, чтобы возвещать Слово Божье». Отец Элвин жил согласно изречению; «Я не хочу витать в облаках, раз я могу принести пользу здесь, на земле». Ясный взгляд на вещи дополнял его глубокую веру: «Стремись к цели и обретешь средства для ее достижения*. Он считал, что панацеи быть не может, то есть не может быть единственно верного пути евангелизации, напротив, существует необозримое разнообразие методов, действенных в различных ситуациях. Как и любимый им апостол Павел, небесный покровитель его общины, отец Элвин «мчался наперегонки* с современной культурой, чтобы принести миру награду спасения в Христе. Остальные, запыхавшись, еле поспевали за этой гонкой, пытаясь следовать ему. Он умер накануне общенациональной встречи католических миссионеров в Вашингтоне. Я представляю себе отца Элвина в «месте упокоения», которое он заслужил как никто другой, рядом с Иисусом, Которого он так любил. Я воображаю, будто отец Элвин пытается передать нам оттуда весточку... Его история — прекрасное введение к нашему размышлению об Иисусе, несущем людям Благую весть. Великое поручение Все четыре Евангелия завершаются поручением, которое дает апостолам Христос: проповедовать Евангелие миру. Тот факт, что все Евангелии засвидетельствовали эти слова Христа, показывает особую важность данной миссии. Все четыре указания о евангелизации, в общем, содержат два элемента: (1) идти к каждому; (2) идти не в одиночку, но выступать в силе Святого Духа. Миссионерский дух Церкви — источник ее динамизма. Когда Церковь утрачивает свой проповеднический дух, она впадает в кризис веры. Миссионерское дело обновляет Церковь, оживляет веру и обостряет христианское самосознание. Моя вера становится сильнее, когда я разделяю ее с другими. Каждое Евангелие по-разному освещает нашу миссионерскую задачу. Евангелие от Марка Евангелист Марк говорит: «Проповедуйте Евангелие» (Мк 16:15), то есть делитесь вестью об Иисусе, говорите о Нем и о том, что Он возвещал, чтобы призвать людей к вере. Однако я не смогу делиться вестью об Иисусе с другими, если я сам не знаю Евангелие досконально. Я не смогу ничего сообщить об Иисусе, если я не знаю Его, а лучше всего о Христе можно узнать из Евангелий. Глубокое знание евангельского текста — это условие успеха миссии евангелизации. Я должен разделить знание личности и проповеди Иисуса Христа с другими так, чтобы они уверовали. Цель евангелиста Марка — привести своих читателей к вере апостола Петра, который сказал: «Ты Христос (Мессия)в (8:29). Марк хочет, чтобы мы провозгласили вместе с сотником: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (15:39), — чтобы это убеждение помогло нам проповедать Благую весть и таким образом привести людей к вере в Иисуса. Евангелие от Матфея Матфей говорит о том, что мы должны привести людей в Церковь, к таинствам (Мф 28:19). Евангелие от Матфея очень сильно подчеркивает именно аспекты церковности. Это Евангелие говорит о Церкви уже как об определенном институте, но не в терминах организационного отчета, а имея в виду таинства: оно учит о спасении как о таинстве и раскрывает его значение. Посмотрим на рассказ евангелиста о том, как Иисус приходит с учениками в «страны Кесарии Фиипповой» (16:13-19). Иисус с апостолами могли видеть там римский дворец, выстроенный на вершине скалы. Этот дворец производил впечатление прочности и основательности, он символизировал то, что римский порядок установлен всерьез и надолго. Вероятно, недалеко оттуда была расположена пещера, вход в которую закрывали прочные железные ворота. Это было святилище языческого бога Пана — бога, несущего всякий беспорядок и разрушение. Тяжелые ворота как будто сдерживали этот мифологический «хаос». Вокруг святилища могли происходить мирные, бескровные жертвоприношения. Вероятно, Иисус использовал эти визуальные образы, чтобы помочь апостолам осознать основные, определяющие черты Своей Церкви. Она будет создана «на камне». И врата ада (силы хаоса и разрушения) не одолеют ее. Иисус ставит Симона бар Иону во главе этой Церкви и дает ему имя, которое символизирует ее основание: Петр — Камень (16:18). Почему речь идет о Церкви? Потому что она — видимый знак спасения, община, к которой человек может принадлежать, то место, где спасение продолжает постоянно совершаться. Обратимся теперь к отрывку, завершающему Евангелие от Матфея (28:16-20). Воскресший Иисус встречает апостолов на горе в Галилее. Он поручает им возвещать Евангелие миру, крестя тех, кто обращается к вере, и уча их соблюдать все, что заповедал Иисус. Другими словами, таинства и катехизация (наставление в вере) тесно связаны с процессом евангелизации. С точки зрения евангелиста Матфея, евангелизация заключается в призыве присоединиться к Церкви Христовой, где спасение переживается в опыте таинств и через вероучительное просвещение. Евангелие от Луки Евангелист Лука говорит нам о том, что необходимо призывать людей к обращению и свидетельству (Лк 24:44-48): только обращенный может обратить в веру других, только убежденный может убедить другого. Иисус поручает Своим вестникам нести свидетельство о Нем и Его Благой вести каждому человеку. Свидетели должны жить так, как проповедуют. Доверие к евангельской вести зависит от надежности того, кто передает ее. Но здесь нет ничего общего с театральным приемом системы Станиславского — «верю — не верю». Убеждает только абсолютная искренность, вытекающая из чистоты и святости жизни и постоянного, динамичного общения с Иисусом. Равнодушный проповедник может надеяться лишь на психотехнику, силу внушения. Но человек, горящий верой, черпает вдохновение в Духе Святом, в Котором сам пребывает постоянно. Такая евангелизация не имеет ничего общего с прозелитизмом, основанным на принуждении или манипулировании человеком. Она берет свое начало в авторитете Иисуса. Слово «силаа происходит от латинского «potestas», что означает принуждение, основанное на превосходстве в силе, идет ли речь о физическом, нравственном или юридическом понятии, — все равно. Слово же «авторитет» происходит от латинского «auctor», то есть «авторе. Поэтому авторитет связан с понятием творчества, вдохновения, увлечения. Свидетель не принуждает. Свидетель увлекает человека к обращению своим авторитетом, то есть убеждает самой своей жизнью. Проповедник Евангелия может превратиться в свидетеля только силой Духа Святого. Как известно, энтузиазм новообращенного поначалу не имеет границ. Но должно произойти и второе, и третье, и тысячное обращение в том же самом человеке, потому что этот процесс бесконечен. Первый порыв быстро гаснет. Горение веры нужно постоянно поддерживать, поэтому процесс обращения продолжается — через молитву, таинства, дела милосердия (посмотрите еще раз размышление на эту тему в главе шестой). Обращение заключается в освобождении от угнетения во всех его формах и, в первую очередь, от власти греха. Освобождение — духовный процесс, оно никогда не происходит путем насилия над другим человеком. Мы следуем путем ненасилия, путем креста — вслед за Христом. Вспомните еще раз о созерцательной молитве из главы «Иисус — мой Наставник», чтобы осознать процесс обращения как переход от «эго» к «Я», а затем и к «Не-Я», — это означает, что Иисус становится центром и движущей силой нашей жизни. Вот что значит, согласно Луке, стать хорошим проповедником Евангелия. Евангелие от Иоанна Иоанн говорит о проповеди Благой вести как о служении, миссии. Он показывает нам, что проповедовать Евангелие значит быть посланником. Нам не надо выдумывать собственных идей. Мы не должны требовать доверия к себе самим. Мы идем на проповедь, потому что Он нас послал. Он — это Иисус: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20:21). Сначала Отец посылает Иисуса возвестить Благую весть нам. Затем Иисус посылает нас, через Свою Церковь, проповедовать другим. Опираясь на точку зрения Иоанна, мы можем противостоять тенденциям излишней институционализации: по мнению некоторых, их можно усмотреть в Евангелии от Матфея. Иоанн ведет проповедника Слова Божьего к высшей цели — посвящению в тайну божественной жизни. Проповедник Евангелия должен вести людей к вечной жизни и прививать им такую любовь, какая существует между Отцом и Сыном. Иисус у Иоанна говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (17:3). Вот как Иоанн видит Церковь, которая начинается с любви между Лицами Троицы, и эта любовь обеспечивает внутреннее единство Церкви. Эта любовь — образец и источник всякого единства, которого жаждут люди, вступающие в Церковь. Миссионер может использовать эту замечательную возможность для обращения людей к истинной вере. Спасение и Царство Иисус, Церковь, таинства, наставление в вере, обращение, свидетельство, миссия — постоянные темы для проповеди Евангелия. Но есть два понятия, исходящие от Самого Господа, которые прямо относятся к возвещению Радостной вести: спасение и Царство. Спасение означает, что Иисус пришел освободить нас от всего, что угнетает нас, прежде всего от греха. В седьмой главе («Иисус — мой Спаситель») мы размышляли над этой истиной с точки зрения Воплощения. Службы рождественского поста, Рождества и Богоявления помогают нам ощутить ожидание прихода Спасителя и увидеть, как Сын Божий отвечает на наше глубочайшее стремление духовно освободиться из-под власти греха. Службы Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи и Пятидесятницы показывают нам путь спасения, завершающийся крестными страданиями Христа, Его смертью, воскресением и сошествием Святого Духа. Спасенный человек получает в дар Царство Божье. Евангелие от Матфея наиболее подробно объясняет, что означает Царство. Это божественная реальность, которую мы в состоянии лишь частично ощутить здесь, на земле, но на небе будем жить ею постоянно. Царство Божье вносит любовь, справедливость и милость в наше земное существование. Оно обещает нам вечную жизнь на небесах. Ошибочно было бы смешивать дар Царства Божьего с политическими, экономическими или культурными реалиями. Нельзя ставить религию на службу идеологии. Но когда Царство Божье преображает человеческое сердце, наполняет его Христовой любовью, справедливостью и милостью, это открывает новые возможности для совершенствования христианского общества — для установления политической свободы, экономической справедливости и гуманизма в культуре. Царство Божье связано с человеческим обществом, но не сливается с ним. Иисус сказал Пилату, что Царство Его — не от мира сего (Ин 18:36). В то же время Царство Его предназначено для того, чтобы оправдать надежды живущих в этом мире. Значит, миссионер может возвещать Царство Божье через «социальное Евангелие», как это описано в главе шестой. Преграды на пути евангелизации Почему так трудно пропонедонать Евангелие? Трудности, встающие перед проповедником Благой вести, везде различны. Я остановлюсь на проблемах, которые типичны для Соединенных Штатов. Если проблемы эти нас испугают, то мы должны вспомнить, с чем столкнулся Иисус во время Своей проповеди. Он поплатился за проповедь Царства жизнью. Такова же была судьба апостолов и многих миссионеров во псе века. Мой список трудностей евангелизации начинается с самых легких проблем и заканчивается наиболее серьезными. Общественные предрассудки, мешающие евангелизации Часто говорят, что современные американцы черпают большинство знаний о религии из средств массовой информации. Притом американцы обожают всякие социологические опросы. В 1987 году, накануне пастырского визита папы Иоанна Павла II в Соединенные Штаты, журнал «Тайм» опубликовал статью, посвященную предстоящему событию. На обложке был изображен папа, пересекающий бурную Атлантику на «корабле св. Петра». Американские католики были нарисованы в виде беспокойной толпы, наподобие уличной демонстрации. Заголовок гласил: «Папа навещает свою отважную паству». Статья была написана на основе результатов опроса, проведенного среди американских католиков и затронувшего множество животрепещущих тем. Опрос производил такое впечатление, будто католики недовольны и не согласны с учением L Церкви по вопросам абортов, развода и авторитета папы. Авторы статьи как будто хотели внушить читателям, особенно католикам, что папа и епископы должны прислушиваться к результатам опросов и подгонять под них церковное учение. Когда я прочел это, то сказал себе: «Если бы Иисус сначала провел социологический опрос среди жителей Галилеи с целью выяснить их нравственные установки, то Он, возможно, не произнес бы Нагорной проповеди». Все эти опросы общественного мнения и подсчеты голосов — как тонкий лед, на котором построено здание нашей политики и образования. Я согласен, что церковным авторитетам необходимо прислушиваться к жалобам и недовольству людей, учитывать их мненкя и предложения. Разделить таким образом ответственность за церковную жизнь — это неплохая идея. Церковные власти должны поддерживать конструктивные изменения, где это возможно. Но если «рацпредложения» касаются учения Христа, то они должны быть вежливо, но со всей ответственностью и решительностью отвергнуты. Я считаю, что подобный подход к вере на основе общественного мнения препятствует евангелизации, потому что он оказывается слишком поверхностным, когда на карту поставлены столь глубокие и тонкие духовные материи. Психологические препоны Несколько лет назад армейский священник (капеллан военно-воздушных сил) Эд Деймек попросил меня представить свой курс по евангелизации на общенациональном сборе армейских капелланов и их помощников. Я читал свой доклад в телевизионной студии. Программа передавалась по спутниковой связи в разные места по всей стране. Зрители могли высказывать свои замечания и задавать вопросы после выступления. Я был вторым участником этой передачи. До меня здесь выступал известный проповедник Роберт Шуллер. Капеллан Деймек дал мне видеозапись его выступления, так что я мог ознакомиться с его манерой изложения материала. Шуллер начал с рассказа о том, как он пришел к своему служению евангелизации. Он — член Голландской реформатской церкви. Еще до семинарии, в годы пребывания в колледже, он изучал клиниче- скую психологию. Он рассказывал, что при посвящении в сан он присягал поддерживать и разделять учение Гейдельбергско-го катедизиса*. Затем он был послан в Гарден-Гроув, в Калифорнию, чтобы основать там новый приход. Как он выразился, он «обивал пороги "тысячи домов, прежде чем понял, что он готов начать свое служение. И он сделал вывод, что самая тяжелая проблема большинства людей, с которыми он встречался, — их низкая самооценка. Его познания в психологии обострили его восприятие этой болезни, которой, оказывается, страдали многие люди. Шуллер решил, что должен строить свою евангельскую проповедь на том, чтобы помочь людям обрести более высокую оценку собственного достоинства. Иисус, Которого он проповедовал, должен был помочь им ощутить себя более значимой личностью. Шуллер описывал эту миссию в терминах своей теории «вероятностного мышления». Все, кто смотрел его передачу «Час силы», знают, что именно такой подход он использовал многие годы. Мне кажется, что Шуллер нащупал верный ход. Однако я бы не стал сосредоточивать все свое служение только на этой теме: ведь это лишь кусочек мозаики. Проповедник, конечно, должен принимать во внимание то, что у многих людей есть проблемы с самооценкой, которая каким-то образом мешает им прийти к Христу. Хороший проповедник должен говорить о Христе, Который уважает и поддерживает свободу и человеческое достоинство каждой личности. Иисус верит в исключительное достоинство каждого человеческого существа как образа Божьего, заслуживающего божественной любви и спасения. Проповедник, упускающий из виду данную проблему и пренебрегающий заботой о человеческом достоинстве, будет испытывать трудности с обращением некоторых людей. Но еще хуже придется тому, кто заставит человека, не любящего самого себя, ощутить свою ущербность, — будто бы он не может из-за этого прийти к Христу. Благая весть Иисуса утверждает, что все люди действительно достойны абсолютной, безграничной любви. * Гёйдельбергский катехизис (1563 г.) — исповедание веры Реформатской церкви Германии, принятое затем многими другими протестантскими церквами. Ловушки социологии Третье препятствие на пути евангелизации — индивидуализм. Индивидуализмом страдают люди, мыслящие себя в терминах функции {«я есть то, что я делаю») и обладания («я есть то, чем я владею»). Общественное положение и благосостояние — две очень устойчивые иллюзии. Находясь на вершине славы или купаясь в богатстве, такой человек витает в облаках. Опыт еще не научил его остерегаться быстро проходящей популярности: сегодняшний герой завтра никому не нужен. У него еще не было времени понять, насколько суетна забота о богатстве (лучшая библейская книга на эту тему — Екклезиаст: ни одна книга Библии не показывает с такой беспощадной честностью, насколько безрассуден всякий индивидуализм). Индивидуалист — крепкий орешек, он с трудом поддается воздействию евангельской проповеди, которая призывает к общению, ответственности за других и в списке добродетелей числит самоотвержение, несение креста и следование за Иисусом. Индивидуалист считает, что у него есть все, что нужно здесь, на земле, так о чем ему еще беспокоиться? До него можно достучаться и обратить его к вере, но бесов индивидуализма можно разогнать только с потом, кровью и слезами, только «молитвой и постом*. На этом пути больше поражений, чем побед. Но даже об одном таком обращенном «ангелы ликуют на небесах». Тупики антропологии Еще один тип, резко сопротивляющийся евангелизации, — искренний приверженец идей сексуальной революции. Этот товарищ приобрел следующий набор убеждений: секс должен быть отделен от деторождения, и секс не связан с супружеством. Современная идеология пола выступает против детей и против женитьбы. Тем, кто женат, она внушает, что интимные отношения и радости плоти надо предпочесть заботе о детях. Таким образом, проповедуются тотальная контрацепция и аборты. Тем же, кто не женат, сторонники сексуальной революции советуют предпочесть случайные связи или временное сожительство. В результате институт семьи приходит в упадок, а прирост населения оказывается отрицательным. Если довести эту теорию до логического конца, то сексуальная революция оборачивается прямо-таки самоубийством. К счастью, все меньше людей поддерживают ее. Проповедник сталкивается тут с двумя проблемами. Во-первых, сторонникам сексуальной революции, конечно, не понравится учение Христа о поле, семье и супружестве. Во-вторых, с разрушением семьи, которая всегда была центром переживания опыта священного, человек становится настолько глух к духовной реальности, настолько слеп по отношению к религиозным ценностям, что проповедник почти не находит точек соприкосновения с ним и не знает, на чем строить диалог. Однако не бывает препятствий непреодолимых. Иисус использовал всю свою сверхъестественную силу, чтобы привлечь людей и тронуть их сердца. Само Евангелие несет в себе притягательную силу, которая можег пленить и самого жесткого противника. Дух Святой знает, как растопить ледник неверия. Развалины философии Западная цивилизация выросла на иудео-христианской Библии и греческой философии. Библия подчеркивает значение совести, греческая философия выше всего ценит разум. Библия учит нас, кем мы должны быть, философия толкует о природе бытия. Оба учения стремятся подчеркнуть объективный характер действительности. Для иудеев и христиан Бог — Личность, реально, объективно существующий Другой. От нас требуется строить свою жизнь в согласии с Богом. Для греков же объективной реальностью была истина. Если разум стремится к возрастанию, значит, он должен стремиться к истине. Современное западное сознание отказалось от подобной позиции. Древние говорили: «Стремления души должны согласовываться с действительностью». Современный человек утверждает: «Действительность надо подчинить себе». Что же произошло? Не вдаваясь в исторические детали, скажу просто, что изменилось само видение реальности. Раньше реальность виделась как нечто высшее по отношению к человеку: например, Бог иудеев и христиан или истина греков. Для современного человека реальна лишь природа, и она воспринимается как нечто низшее. Раньше человек поклонялся Богу и благоговел перед природой. Теперь мы служим лишь самим себе, а природу используем. Веру, надежду, любовь, сосредоточенные раньше в Боге, мы заменили рациональным применением технологий для удовлетворения собственных нужд и вкусов. Потерпело полный крах и другое убеждение: мы больше не уверены в существовании объективного порядка вещей. Что же у нас осталось? Субъективное видение жизни. Вот откуда происходит весь наш релятивизм. Вот почему мы подменили истину мнением. Когда не существует ничего объективного, то каждый обладает собственной «карманной» истиной, а на самом деле — просто имеет то или иное мнение. Взамен веселого напева философов, толковавших об истине, мы получили какофонию рынка идей. В этой ситуации евангелизация наталкивается, казалось бы, на непреодолимую преграду. Ведь проповедь Евангелия как раз заключается в том, чтобы возвещать истину и Того, Кто буквально провозгласил Себя Истиной. Однако и это — не вовсе невозможная задача. Папа Павел VI говорил, что мы должны научиться искренне верить в силу евангельского слова: оно властно обратить к вере всякого человека. Вы думаете, что должны стать искусными спорщиками, чтобы перехитрить своих оппонентов-релятивистов? Я допускаю, что здесь можно о многом поспорить. Но, в конце концов, мы должны искать духовного отклика на свою веру. Мы должны обращаться от сердца к сердцу. Надо верить в скрытую энергию Евангелия, которое обладает собственной силой убеждения. Мы — не более, чем духовные посредники в таинственном общении между Богом и другими людьми. Чем больше мы доверяем Святому Духу — истинному носителю Слова Божьего, тем большего результата мы можем добиться своим свидетельством. Руины религиозности Некоторые люди предпочитают вести диалог с неверующими, даже не упоминая имени Иисуса. Эта манера напоминает мне рекламу новой модели машины одной известной марки. На телеэкране показывали все, что угодно: океанский простор, волны, набегающие на пустынный берег. Все это сопровождалось спокойной музыкой в стиле чнью-эйдж» и голосом за кадром, описывающим наслаждение, которое ожидает зрителя этой рекламы. И ничего не говорилось ни о новой модели, ни вообще об автомобилях. Я знал, что это реклама машины, только потому, что прочел об этом в журнальной статье, где подвергалась сомнению правильность такой концепции рекламы, когда призывают покупать товар, который ни разу не называют. Я не знаю, насколько успешной была эта рекламная кампания, но подобная затея с самого начала казалась мне глупой. То же самое я могу сказать о тех слишком робких людях, которые боятся упоминать имя Иисуса среди неверующих, лишь бы не задеть их чувства. Какое абсурдное недоразумение, особенно для общества, в котором не считается зазорным обсуждать по телевидению грязно-порнографические темы! Мы стали слишком терпимы ко всему, включая и ужасный языкередств массовой информации, но тогда почему же некоторые из нас тушуются, если надо говорить об Иисусе ради обращения собеседника к вере? Почему они стесняются этого, как будто это нечто вроде порнографии? Ерничество стало неприкосновенным, а святыня — табу. Если Иисус оказывается «без вести пропавшим» в диалоге о спасении, то тогда о мире остается только сказать: «Оставь надежду всяк сюда входящий»! Без сомнения, трусливо избегать упоминания имени Иисуса где бы то ни было вне Церкви. Более того, это сводит на нет все результаты евангелизации. Если я никогда не упоминаю о том, кого я люблю, то человек, которого я рассчитываю убедить, привлечь на свою сторону, может справедливо заподозрить, что моя любовь не слишком глубока. Мой друг священник Элвин Иллиг неизменно настаивал на том, что мы всегда должны быть готовы постоять за Иисуса, даже перед явно неверующими. Мы не можем впадать в высокопарность, превозноситься или принижать других. Мы не должны также спорить с неверующими, будто стряпчие, обсуждающие спорное дело, или торговцы на распродаже. Мы — посланники Святого Духа, мы служим божественной любви через диалог сердец. Дайте простор действию Святого Духа Препятствия, на которые мы наталкиваемся в процессе евангелизации, могут побудить нас ввязаться в борьбу за лучшие техники преодоления нежелательных ситуаций. В нас живет какая-то детская вера в могущество метода, который решает все проблемы. Но технические приемы играют очень скромную роль впроцессе возвещения Евангелия. Проповедь должна быть обращена к тайне человеческой личности, а не к проблемам, которые могут вставать между Христом и ею. У человека могут быть какие угодно проблемы, но личность несет в себе прежде всего тайну духа, а не скопище проблем. Если я смотрю на человека как на проблему, я буду чувствовать только необходимость ее решения. Если же я прежде всего вижу неповторимую тайну личности в этом человеке, тогда я буду подходить к нему с уважением. Когда я обладаю таким благоговейным отношением к личности каждого человека, то я готов уступить место действия Святому Духу. Я руководствуюсь принципами веры и молитвы. Постепенно я понимаю, что вера — более надежное оружие, чем логика. Я признаю, что молитва превыше убеждения. Я начинаю ощущать себя музыкальным инструментом, открытым с двух сторон, — как флейта. У меня есть собственный голос и с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.015 с.) |